Как выбрать правильную методику коррекции дислексии? Дисграфия у детей – исправление и причины нарушения в написании слов Дисграфия речи

Дисграфия - расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

Дисграфия - это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь - это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Классификация дисграфии

В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

  1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
  2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
  3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
  4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
  5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

Помимо такой классификации, существует и иная:

  1. специфические нарушения письма;
  2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма - самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов - это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи - на их почве - развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Прогноз и профилактика дисграфии

Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.

Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у школьников начальных классов и в 60% - у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При ярко выраженном расстройстве письменной речи принято говорить об аграфии, т. е. полной неспособности к письму. Очень часто нарушение письма сопровождается ошибками в чтении (дислексией или алексией).

Виды дисграфии

Классификация дисграфии проводится с учётом несформированности письменных навыков и психических функций. Различают следующие формы дисграфии в зависимости от нарушения той или иной операции письменной речи:

Акустическая

Данный вид нарушения сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например: о-у (голоби - голуби), мягкие и твёрдые согласные (шлапа - шляпа, клуква - клюква, лёстра - люстра, албом - альбом), путать звонкие и глухие (диктанд - диктант, назтупила - наступила), шипящие и свистящие звуки (масина - машина, баклазан - баклажан), сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ. При акустической дисграфии сами звуки ребёнок произносит правильно и слух у него сохранен.

Оптическая

Оптическая дисграфия у младших школьников связана с несформированностью зрительных и пространственных представлений. Обычно её отмечают во втором классе, когда уже ребёнок знаком с написанием всех букв русского алфавита.

  • Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать их, например: п-т, л-м, б-д, и-у, о-а, и-ш, а-д;
  • Путают буквы, которые различно расположены в пространстве (в-д, т-ш);
  • Пишут буквы в зеркальном отражении (в другую сторону) - данное письмо характерно для детей, которые пишут левой рукой, так как они могут писать буквы, цифры и знаки в любом направлении.

Аграмматическая

Аграмматическая дисграфия определяется несовершенством лексико-грамматической стороны речи. В этом случае дети не могут правильно употреблять многие слова. Например, они знакомы с земляникой, кушали её, но в речи нечасто называли данное слово, в отличие от слова клубника, поэтому слово земляника стало заменяться на клубнику. Этим детям сложно подбирать антонимы и синонимы к словам, описывать предметы, называть более пяти действий, которые может выполнять предмет.

В письменных работах мы наблюдаем несовершенство устной речи, если ребёнок образует форму множественного числа с ошибками (ухи, дерева, пени, рукавы), то и писать он будет точно также.

У детей с данным видом дисграфии будут возникать проблемы в образовании уменьшительной формы существительных (гнёздочки, козлёнки), приставочных глаголов (напереть - запереть, выглянул - заглянул), относительных прилагательных (металлический, кожаный, меховая, а не ментальный, кожевый и мехный), в согласовании различных частей речи (красивый чашка, синие море, собирались мальчик), в правильном использовании предложно-падежных конструкций.

Например, «мальчик выглядывал из дерева», «машина ехала на дороге», «на столом висела лампа». При этом виде дисграфии имеют место трудности в построении сложных по структуре предложений, пропуск членов предложения, нарушение последовательности слов в нём. Часто такие отклонения встречаются в двуязычных семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнку приходится параллельно русскому языку говорить на иностранном языке.

Артикуляторно-акустическая

Она возникает тогда, когда у ребёнка в устной речи отмечаются нарушения звукопроизношения. Ребёнок как говорит, так и проговаривает себе слова, когда их пишет. Например, он нечётко произносит звуки с, з, ц, значит он спокойно может написать не «забавный заяц», а «сабавный заяс».

Если в устной речи ученик заменяет звук р на л, то при письме он тоже может это делать, так как у детей с данным нарушением помимо проблем со звукопроизношением отмечается несовершенство фонематического распознавания как при акустической дисграфии.

Несколько живых примеров описанных выше ошибок из моей практики:

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Данный вид дисграфии очень распространён в детских работах, он связан с несовершенством таких процессов, как восприятие, анализ и синтез. Ученику сложно определить есть определённый звук в слоге, слове или нет, назвать его место в слове, указать его цифрой, назвать последовательно все звуки в слове. Например, не [г, р, у, ш, а], а [г, р, ш]. Таким детям сложно придумывать слова на заданный звук или определённое количество звуков. Часто им сложно собрать слово из звуков, тем более, если они даны в неправильном порядке (к, а, з, е, р, л, о - зеркало).

Для данных детей вызывает сложность различения таких понятий, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. На письме мы можем наблюдать пропуски букв, слогов, слов (стана - страна, клон - клоун), добавления букв, слогов (весена - весна, соборище - сборище), перестановки букв, слогов (кулбок - клубок, мотолок - молоток), застревания на букве или слоге (вододопровод - водопровод, беерёза - берёза), недописания слов (магази - магазин, красива-красивая), слитное или раздельное написание слов (на ступила - наступила, вско чил - вскочил, под берёзовик - подберёзовик, удома - у дома). Проблемы в оформлении границ предложения.

Наряду с вышеуказанной классификацией видов дисграфии, выделяют ещё неспецифические нарушения письма, связанные с задержкой психического развития у ребёнка, умственной отсталостью и т. д. Причиной неспецифической дисграфии может стать педагогическая запущенность.

Причины несовершенства письменной речи

Причинами развития дисграфии могут быть как перенесённые травмы или заболевания головного мозга, так и социально-психологические факторы. Многие специалисты отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей. Психические заболевания у родственников также могут стать предпосылкой для дисграфии у ребёнка.

Изучающие этиологию (в переводе с греческого - учение о причинах) данного нарушения исследователи отмечают наличие патологических факторов, влияющих на ребёнка в пренатальный и постнатальный периоды, а также на момент рождения. Сюда относят инфекции и иные болезни, перенесённые во время беременности женщиной, вредные привычки матери, ранние и затяжные токсикозы, родовые травмы новорождённого, стремительные или затяжные роды, асфиксия (кислородное голодание), менингиты, травмы головы, короткий период между беременностями (менее полутора лет) и т. п.

Причины дисграфии могут носить как органический, так и функциональный характер. Функциональные причины, в свою очередь, делятся на внутренние, например, длительные соматические заболевания, и внешние - неправильная косноязычная речь окружающих, частое сюсюкание с малышом, недостаток речевого общения с ним, невнимательность к речевому развитию ребёнка, двуязычие в семье и т. д. Специалисты к зоне риска относят детей, чьи родители очень рано стали обучать их грамоте при полной психологической неготовности малышей.

Часто дисграфия наблюдается у детей, страдающих задержкой психического и речевого развития, с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, общей недоразвитости речи и синдромом дефицита внимания.

Кроме того, данное нарушение может встречаться и у взрослых. Причинами дисграфии в этом случае выступают травмы головы, опухоли головного мозга, инсульты.

Симптомы и проявления дисграфии

Самостоятельно определить дисграфию у ребёнка не так просто. Как правило, что такое дисграфия, родители узнают только во время обучения детей в начальной школе, когда они только учатся письму. По ошибке патологическое нарушение письма можно спутать с началом освоения норм языка или простым незнанием грамматики.

Ошибки на письме при дисграфии никак не связаны с неумением ребёнка применять орфографические правила. Эти ошибки многочисленные, однотипные, своеобразные. Замена букв, нарушение слитного и раздельного написания слов, пропуски и перестановки букв и слогов в словах, неправильное изменение слов и образование новых слов, зеркальное написание букв - эти симптомы должны насторожить как учителей в школе, так и родителей.

Так, акустическая дисграфия проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если к 7 годам ребёнок не различает близкие по акустике звуки, то при последующем обучении письму он часто меняет одни буквы на другие.

Ещё одним симптомом неразвитости письменной речи является неразборчивый почерк. Такие дети пишут очень медленно и неровно. Часто высота и ширина букв колеблется, идёт замена прописных букв на строчные и наоборот. Если школьный учитель увидит эту проблему, то сможет подсказать о её наличии.

Способы диагностики

Диагностика дисграфии сводится к исследованию устной и письменной речи и её анализу. На основании полученных результатов назначается коррекция нарушения в виде логопедической работы.

Для выявления причин нарушения письменной речи необходимо пройти обследование у ряда специалистов. Обязательными являются консультации невролога, окулиста и отоларинголога. Сформированность речи определит логопед.

Обследование на наличие дисграфии у детей проводят в несколько этапов. Первоначально проводят диагностику зрения и слуха, оценивают состояние центральной нервной системы. Затем исследуют моторику ребёнка, строение его артикуляционного аппарата. Определяют ведущую руку ребёнка (правша или левша).

Обязательно проводится оценка состояния фонематических процессов и звукопроизношения ребёнка, его словарного запаса, грамотности речи. После тщательного исследования устной речи специалисты переходят к анализу письма. На данном этапе ребёнок или взрослый, страдающие дисграфией, переписывают печатные или письменные работы, пишут под диктовку буквы, слоги, слова, анализируют слова различной звуко-слоговой структуры. Им дают упражнения на составление предложений из слов, деформированные предложения, задания по чтению и т. п.

После проведения всех процедур и исследований выносится логопедическое заключение с последующими рекомендациями по коррекции нарушений.

Коррекция и лечение

При обнаружении несформированности письменной речи ребёнка у родителей сразу возникают вопросы о том, как лечить дисграфию, что делать с данным нарушением и возможна ли полная коррекция. При грамотном подходе специалистов, поддержке родителей и учителей преодоление дисграфии у младших школьников возможно.

Родителям стоит запастись терпением, так как данный процесс работы над преодолением дисграфии у ребёнка небыстрый. Могут понадобиться месяцы, а иногда и годы кропотливой работы. Сложнее проводить работу с детьми более старшего возраста так, как наряду с проблемами письма возникают другие сопутствующие отклонения.

Коррекция нарушения выстраивается с учётом вида нарушения и возраста ребёнка. По результатам проведённых исследований назначаются мероприятия, направленные на профилактику или лечение дисграфии.

Устранение такой проблемы, как дисграфия, невозможно быстро и в одиночку. Возможно, что для коррекции дисграфии ребёнку понадобится помощь узких специалистов, таких как нейропсихолог, психотерапевт, детский психолог. Речевая школа для детей с более серьёзными отклонениями в письменной речи будет более уместной и продуктивной, чем обычная.

Основной вклад в коррекцию заболевания вносит работа грамотного логопеда. Именно этот специалист составляет упражнения по восполнению пробелов в звукопроизношении, лексико-грамматической строе речи, в формировании фонемного распознавания, звуко-слоговой структуры слова, пространственных представлений, моторики и других психических функций.

Среди эффективных методов коррекции дисграфии выделяют:

  • специальные письменные упражнения, направленные на узнавание, различение элементов схожих букв при оптической дисграфии;
  • задания, направленные на развитие восприятия, памяти и мышления;
  • для формирования языкового анализа и синтеза используется много речевых игр: Наборщик, Лесенка, Речевая арифметика и другие. Дети учатся отгадывать и придумывать загадки и ребусы;
  • специальная работа, направленная на формирование лексико-грамматической строя речи;
  • при акустической дисграфии проводятся интересные задания по формированию фонемного распознавания на уровне звуков, букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • при нарушенном звукопроизношении даются задания на постановку звуков, автоматизацию их в речи и дифференциацию со схожими в произношении звуками. Например, при искажённом произношении звука [л], его не только ставят и автоматизируют, но и различают от звуков: [л’], [р], р‘] и [в], если ребёнок путает их в устной речи.

При наличии органических причин возникновения дисграфии может понадобиться медикаментозное лечение. Лечащий врач может назначить реабилитационную терапию в виде массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Эти процедуры помогут вылечить органическую причину, что позволит логопеду устранить нарушение.

Упражнения для самостоятельных занятий

В домашних условиях без участия специалистов полностью решить эту проблему невозможно. Но если родители следуют рекомендациям логопеда и занимаются с ребёнком, выполняя все указания, то результат совместной деятельности не заставит себя ждать. Существует множество упражнений, которые могут проводить родители с ребёнком в домашних условиях.

  1. Для тренировки моторики используют упражнение Лабиринт, когда ребёнку предлагается провести безотрывную линию. При этом ребёнок должен двигать только рукой, не позволяйте ему менять положение листа. Нахождение предметов и букв в сюжетных картинках. Рисование и штриховка графических диктантов.
  2. Для развития внимания и при оптико-пространственных нарушениях рекомендуется выполнять задания на конструирование букв из элементов, преобразование полученных букв в другие; на расшифровку схем и символов, которыми обозначили буквы. Например, 2-п, 3-т. Искать заданные буквы в предметах, вставлять пропущенные буквы в слова, предложения и тексты. Запомнить зрительный образ букв помогут упражнения, при которых ребёнок должен вычёркивать, подчёркивать или обвести в тексте какую-то заданную букву или несколько букв.
  3. Упражнения, направленная на правильное и чёткое произношение нарушенных звуков речи. Взрослый с ребёнком ищут предметы на заданный звук, определяют место звук в слове, придумывают слова, предложения на заданный звук, учат стихи и скороговорки.
  4. Игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи, например: «Скажи наоборот», когда нужно подобрать слова или словосочетания с противоположным значением. Или «Найди целое», где ребёнку предлагается отгадать и нарисовать предмет по его частям. Например: дно, крышка, стенки, ручки - это кастрюля глаз, ресницы, лоб, нос, рот, брови, щёки - это лицо. Отгадывание загадок на обобщающие слова с называнием назначения, местонахождения, ситуации, в которой находится предмет. Например: растут в огороде или в лесу, варят из них компоты и варенья, полезно их есть сырыми- ягоды.
  5. Упражнения на формирование фонематической системы у ребёнка. Определение места звука (в начале, в середине, в конце) с помощью рыбки, белки. Вырезается или рисуется рыбка и делится на три части: голова - начало слова, тело - середина, хвост - конец. Игра Цепочка, когда взрослый называет слово, например, автобус, а ребёнок придумывает своё на последний звук, например, «санки». Побеждает тот, кто не сломает эту цепочку. Также можно подбирать слово на последний слог, например, рыба - бабушка - каша и т.д.

Ежедневные и систематические домашние тренировки по устранению нарушений письма ускорят процесс коррекции у ребёнка.

Профилактика нарушений письма у детей

Профилактика нарушений письменной речи сводится к развитию высших психических функций у ребёнка до начала освоения им письма. Занятия и обучающие игры с детьми по развитию мелкой и крупной моторики, игры на внимание и память, упражнения на развитие мышления у малышей, занятие на каком-либо музыкальном инструменте - вот лучшие профилактические мероприятия.

Как научить ребёнка размышлять, развить его интеллект и память? Существует множество игровых занятий с ребёнком, которые направлены на развитие психических функций. Это составление пирамидок и кубиков, собирание матрёшек и различных конструкторов, досказывание стихов и сказок, подбор картинок на заданный звук или лексическую тему (овощи, фрукты), отгадывание загадок и ребусов, надевание мелких предметов на нитку или шнурок, перебирание различных по форме и цвету пуговиц или использование для этих целей всевозможные сортеры, игры с крупами, нахождение отличий, различные игры с предметами, например: посади мишку под стол, возьми его из-под стола, подними его над кроватью, посади его между стульями и т.п.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины : наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины : синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины : завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими , но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию », откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя , памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников

С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины

Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

  • патологии беременности;
  • асфиксии;
  • родовых травм;
  • неравномерного развития мозговых полушарий;
  • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

  • билингвизм в семье;
  • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
  • невнимание к детской речи со стороны родителей;
  • нехватка речевых контактов;
  • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

В группу риска по дисграфии входят дети:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • дети левши (в том числе переученные левши);
  • с разными речевыми нарушениями;
  • с конституционной предрасположенностью;
  • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

Причины дисграфии у взрослых другие:

  • опухоль головного мозга;
  • нейрохирургическое лечение.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» - «м», вместо «ж» - «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу . Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Лучшие врачи по лечению дисграфии

Оценку уровня сформированности речевой функции осуществляет логопед .

Главная задача диагностических мероприятий состоит в разграничении дисграфии с незнанием правил правописания, а также в определении формы патологии. Обследование включает в себя этапы:

  • Изучение и анализ письменных работ.
  • Изучение общего и речевого развития.
  • Исследование слуха, зрения, состояния ЦНС.
  • Исследование состояния артикуляционного аппарата, ручной и речевой моторики, определение ведущей руки.

Также логопед оценивает:

  • звукопроизношение;
  • фонематической синтез, анализ;
  • слуховую дифференциацию звуков;
  • слоговую структуру слов;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи.

Когда будет изучена сформированность устной речи, проводится обследование письменной речи. Ребенок выполняет задания на списывание рукописного и печатного текстов, пишет под диктовку, составляет описания по картинке.

Логопедическое заключение выносится на основе данных по типичным ошибкам.

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии осуществляется с учетом формы и механизмов нарушения письменной речи. Проводимые мероприятия направлены на:

  • восполнение пробелов в фонематических процессах и в звукопроизношении;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • обогащение словаря;
  • развитие четкой и связной речи.

Достаточно большое значение в структуре логопедических упражнений по коррекции дисграфии занимает аналитико-синтетический аспект. Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальную схему развития пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления. Навыки устной речи закрепляют с помощью различных письменных упражнений.

Для устранения основных болезней, ставших причиной дисграфии, проводятся реабилитационные мероприятия, медикаментозная терапия. Неплохих результатов помогают достичь:

  • гидротерапия;
  • массаж;
  • физиотерапия;

Опасность

Дисграфия не представляет опасности для здоровья, однако препятствует адаптации ребенка, его общению с окружающими. Запущенная форма не позволяет детям обучаться в общеобразовательных учреждениях, поступать в колледжи и ВУЗы.

Очень важно, чтобы решением проблемы занимались не только родители, но и квалифицированные логопеды , неврологи , педагоги. Нарушения письма не могут исчезнуть самостоятельно, поэтому в процессе школьного обучения ребенок с дисграфией должен заниматься с дефектологом.

Профилактика

Мероприятия, позволяющие избежать дисграфии, нужно проводить до поступления ребенка в начальную школу. Профилактическая работа включает в себя развитие высших психических функций, благодаря чему отмечается:

  • нормальное овладение навыками письма и чтения;
  • улучшение зрительных и слуховых дифференцировок, пространственного представления;
  • восстановление графомоторных навыков;
  • нормализация сенсорных функций.

С детями, склонными к дисграфии, необходимо рисовать, лепить, выполнять задания на развитие речи, расширение словарного запаса.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.

При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?


Дисграфия – определение

Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.

Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.

Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.

Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.

Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.

Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).

Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Диагностика

Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.

Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.

Диагностика расстройства включает:

  • изучение, анализ письменных работ;
  • исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.

По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.

При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.

Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.

Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Механизм дисграфии

Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.

Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.

Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.

Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.

Коррекция и лечение

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.

Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.

Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.

Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

О чем стоит помнить родителям

Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Предупреждение дисграфии

Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.

Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:

Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!

Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.