Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Психологические тесты для самоконтроля Мне трудно продолжить работу после нагоняя от начальства

Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий.

Инструкция : «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне».

Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил.

Оценка выполнения:

    Отсутствие ошибок – 3

    1 ошибка – 2

    2 и более ошибок – 1

    Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.

16. Агрессивность Тест “Уровень агрессивности ребенка”

Исследование уровня агрессивности ребенка.

Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ оценивается в 1 балл. Показатели: Высокая агрессивность - 15-20 баллов. Средняя агрессивность -7-14 баллов. Низкая агрессивность -1-6 баллов. 17. Темперамент

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель : определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

    а) легко включается в работу;

    б) действует со страстью;

    в) действует спокойно, без лишних слов;

    г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

    а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

    б) возмущается тем, что ему делают замечания;

    в) выслушивает и реагирует спокойно;

    г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

    а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

    б) быстро, со страстью, но других не слушает;

    в) медленно, спокойно, но уверенно;

    г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

    а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

    б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

    в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

    г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

    а) бросает, потом опять продолжает работу;

    б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

    в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

    а) быстро соглашается;

    б) возмущается;

    в) остается, не говорит ни слова;

    г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

    а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

    б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

    в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

    г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

    а) сангвинический;

    б) холерический;

    в) флегматический;

    г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Тест М. Снайдера позволит определить уровень вашего коммуникативного контроля. Устойчиво ли ваше поведение, или же вы не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях? Умеете ли вы гибко реагировать на изменение ситуации?

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе.

Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем , по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».

Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Инструкция:

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные.

Подсчитывайте сумму баллов.

Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

Результаты:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. Это может стать помехой при работе в коллективе, особенно в женском, где, как известно, личные отношения значат очень много.

4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Профессиональное общение не является для вас проблемой, но вот когда, касается глубоких отношений, искренности и самораскрытия, то вам неуютно без привычных ролей и масок.

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

Индивидуальное занятие на тему:

«Самоконтроль поведения».

Тема мероприятия: индивидуальное занятие на тему «Самоконтроль поведения».

Цель: Познакомить ребенка с понятием самоконтроль, выявить особенности самоконтроля у данного ребенка, объяснить важность самоконтроля поведения.

Задачи:

1.Сформировать правильно отношение ребенка к воле и самоконтролю.

2.Выявить самоконтроль ребенка.

3.Мотивировать ребенка на самостоятельное развитие самоконтроля.

Оборудование: Листочки, ручки.

Оформление: Плакаты, рисунки.

Ход занятия:

    Подготовительный этап.

    Проведение занятия:

    Введение.

    Беседа: Характеристика воли.

    Волевые качества личности.

    Тест на самоконтроль.

    Заключение.

3.Заключмтельный этап.

Анализ

1.Введение.

    Направленная этическая работа, обязательно проводимая преподавателем на фоне обучения психической саморегуляции, должна закладывать в учащихся основы нравственности.

    Возможны варианты комплектования групп, как только из детей, или подростков, так и совместно с их родителями. В последнем случае программа строится в расчёте на младших, но родители охотно участвуют в таких занятиях. Одним из плюсов второго варианта работы является появление общих интересов в семье и преодоление её разобщённости.

    Без особых медицинских показаний не следует проводить с детьми и подростками упражнения с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы (за исключением простейших упражнений с анахатой). Причина в том, что эти упражнения несовместимы с принятием алкоголя во время и после курса занятий.

    Акцент в работе должен делаться не на получении высоких результатов, а именно на расширение кругозора, на широкое информирование учащихся, чтобы помочь им в выборе жизненного пути, когда они повзрослеют.

Обогащайте занятия эстетикой и спортом!

1.Можно дополнить их хореографией, музыкой, фотографией, живописью, туризмом, закаливанием, экологией, литературоведением, философией - в зависимости от сферы компетентности преподавателя.

2. Возможно, использование упражнений с рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы и других подобных приёмов специально подготовленными врачами для лечения некоторых детских неврологических и психических заболеваний.

3. Наиболее легко дети и подростки осваивают упражнения с образными представлениями. Труднее им обычно даётся овладение концентрацией

4. Интересный положительный эффект даёт присутствие (но не участие на равных правах) детей при загородных занятиях групп, где учатся их родители. При ненавязчивом к ним отношении, у детей включается важный механизм обучения - подражание.

Проблема ВОЛИ, произвольной волевой регуляции поведения и её влияние на различную деятельность человека уже давно занимала умы учёных.

Известно, что поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. С одной стороны - это, безусловно-рефлекторные, и условно-рефлекторные механизмы, а с другой - произвольное управление, которое связано не только с физиологическими, но и с психологическим механизмами. Развитие и формирование воли и волевых качеств личности начинается с самого раннего детства. Этому процессу многое содействует, многие факторы оказывают на него влияние - и общение ребёнка со сверстниками, и игры, в которых он принимает участие. Большие возможности для волевого развития личности предоставляет учебная деятельность.

На начальном этапе школьного образования учебная деятельность занимает одно из центральных мест в жизни и личностном развитии детей, она является ведущим типом деятельности. Психика ребёнка, развитие его волевых качеств не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Однако в процессе учебной деятельности не только формируется волевая сфера ученика, но и волевое развитие личности оказывает непосредственное влияние на протекание учебной деятельности и на успеваемость школьников. Вопрос влияния волевого развития на учёбу и успеваемость школьников является одним из актуальных вопросов современной педагогической психологии.

2.Характеристика воли.

В психологической науке воля определяется, как свойство человеческой психики, которое проявляется в активной самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. Человек может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить её. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать противоположные. Преодоление препятствий и трудностей связано с т. н. волевым усилием, т.е. особым состоянием нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Природа воли человека . Волевые действия определяются внешними объективными обстоятельствами, в частности условиями, образом жизни и деятельности человека. Эти воздействия бывают отдалёнными и косвенными и, вследствие этого, не всегда осознаются, что иногда создаёт иллюзию абсолютной произвольности человеческих действий. Свобода воли заключается не в воображаемой независимости от законов природы и законов общественного развития, а в, основанной на познании этих законов, возможности пользоваться ими для определённых целей. Однако волевая деятельность человека, будучи объективно обусловленной, не понимается как фатальное следование внешним обстоятельствам, якобы освобождающим человека от ответственности за свои поступки. Правильно понять и оценить волевое действие человека можно лишь в том случае, если известны не только цели, но и мотивы действия, т. к. один и тот, же поступок в зависимости от этого может иметь различную нравственную характеристику.

Воля человека характеризуется различными качествами : целеустремлённостью, решительностью, настойчивостью, выдержкой (самообладанием), дисциплинированностью, смелостью, мужеством и др. Воля играет важнейшую роль в структуре характера, являясь, в известном смысле слова, его «стержнем».

3.Волевые качества личности.

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности.

В качестве врождённого компонента выступает способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретённого компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при неоднократном успешном преодолении таких трудностей. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Терпеливость понимается в психологии как однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном - физиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем сильнее потребность и чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение.

Упорство и упрямство . Упорство понимается психологами как стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментное, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Настойчивость, по определению известного учёного В.К. Калина, - эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному.

Самостоятельность и инициативность . Самостоятельность определяется, как способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за поступки других. Самостоятельность как волевая черта присуща уже дошкольниками, однако, мотивы её проявления у детей разного возраста различные.

Инициативность проявляется в таких действиях школьников или их групп, которые послужили началом нового движения или изменения форм деятельности. В моральном плане инициативность характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за совершаемое действие.

Дисциплинированность и организованность . Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведённого порядка, организованность, выдержанность. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

Старательность - это стремление выполнить какую-либо работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание школьника выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т.п.

Энергичность определяется, как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого.

Героизм и мужество .

Принципиальность является свойством личности, которое представляется отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твёрдо (строго) и осознанно придерживающийся каких-либо принципов, т.е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения. Базой для такой твёрдости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного порядка.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности).

Для исправления недисциплинированности педагогом могут быть приняты следующие меры :

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учётом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для конкретного ученика.

2. Представление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в недисциплинированных учащихся веры в свои собственные силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности школьника. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем или учителем совместно с учениками. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самостоятельного планирования деятельности. На четвёртом этапе появляется творческая инициатива, т.е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей её достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

4.Тест на самоконтроль.

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении (социальный самоконтроль) Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова.

Инструкция:

Сейчас я зачитаю тебе (вам) ряд вопросов, на которые тебе необходимо будет ответить. Здесь не может быть правильных или не правильных ответов. Люди различны, и каждый может высказать своё мнение. В верхней части листа укажите свой класс, возраст, пол, имя и начальную букву фамилии. Отвечая на каждый вопрос, вы должны будете выбрать один из трёх предлагаемых вам ответов, тот который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам и поступкам. Если тебе что-нибудь не ясно, спроси.

1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.

2. Старайтесь не прибегать к слишком часто к промежуточным ответам типа: «не знаю», «нечто среднее», выбирая при этом наиболее подходящий вам вариант.

3. Обязательно отвечайте на вопросы подряд, ничего не пропуская.

4. Отвечайте честно и искренне. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, (ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который знаем только мы, при чем ответы на каждый вопрос вообще не будут рассматриваться, на интересуют только общие показатели), они (ваши ответы) должны соответствовать действительности, этим вы очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим вас за помощь.

Тестовый материал:

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2).

2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:

а) в любом случае (2)

б) иногда (1)

в) только если на этом настаивают (0).

3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0).

4. Если в полученном задании что-то остается для меня непонятным, я:

а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) уточняю неясности уже по ходу дела (0)

5. Я проверяю свои действия во время работы:

а) постоянно (2)

б) от случая к случаю (1)

в) редко (0)

6. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что прав:

а) всегда (2)

б) обычно (1)

в) только если целесообразно (0)

7. Считаю, что каждая конкретная ситуация требует определенного стиля в одежде:

а) согласен (2)

б) отчасти (1)

в) не согласен (0)

8. Обычно я высказываю свое мнение после старших по возрасту и положению:

а) да (2)

б) не всегда (1)

в) нет (0)

9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

10. Если я краснею, я всегда чувствую это:

а) да (2)

б) иногда (1)

в) нет (0)

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:

а) всегда (2)

б) от случая к случаю (1)

в) только когда уверен, что допустил ошибки (0)

12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл прочитанного служебного текста, то я:

а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2)

б) поступаю так иногда (1)

в) не предаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0)

13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

14. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:

а) да (2)

б) не уверен (1)

в) нет (0)

16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

17. Если при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности, то я:

б) поступаю так иногда (1)

в) пытаюсь в них разобраться (2)

18. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:

а) да (0)

б) иногда (1)

в) нет (2)

19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:

а) всегда следую этому правилу (2)

б) иногда следую этому правилу (1)

в) редко следую этому правилу (0)

20. Ошибки в выполненной работе следует исправлять:

а) только в тех случаях, если кто-то на них укажет (0)

б) нечто среднее (1)

в) не дожидаюсь, когда другие укажут на них (2)

21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:

а) почти всегда (0)

б) иногда (1)

в) редко (2)

22. Когда я планирую свою деятельность, то предусматриваю время на проверку выполненной работы:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

23. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

24. Выступая перед аудиторией, я старюсь следить за своим голосом и жестами:

а) всегда (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для этого уже лежит на своем обычном месте:

а) обычно (2)

б) иногда (1)

в) редко (0)

26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, утюг и воду:

а) согласен (0)

б) не уверен (1)

в) не согласен (2)

27. В общении я:

а) свободно проявляю свои чувства (0)

б) нечто среднее (1)

в) не выражаю своих чувств (2)

28. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:

а) да (0)

б) нечто среднее (1)

в) нет (2)

29. Иногда мне говорят о том, что в моем голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:

а) да (0)

б) не уверен (1)

в) нет (2)

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да (2)

б) нечто среднее (1)

в) нет (0)

31. Я – человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:

а) верно (2)

б) не всегда (1)

в) неверно (0)

32. Под влиянием момента я редко говорю вещи о которых потом очень сожалею:

а) правильно (2)

б) не уверен (1)

в) неправильно (0)

33. Мне говорят, что когда я слишком увлеченно что-то рассказываю, моя речь становится несколько сбивчивой:

а) верно (0)

б) отчасти (1)

в) неверно (2)

34. Я ем с таким удовольствием, что при этом не всегда аккуратен, как другие:

а) правильно (0)

б) не уверен (1)

в) неправильно (2)

35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:

а) правильно (2)

б) нечто среднее (1)

в) неправильно (0)

36. При разговоре я предпочитаю:

а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0)

б) нечто среднее (1)

в) сначала сформулировать мысль получше (2).

Интерпретация:

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам: 1,3,10,18,24,27,29,32,33,35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности : 4,5,9,11,12,13,14,17,20,22,23,25. При этом 4,12,25 направлены на выявление степени выраженности предварительного контроля , а 5, 11, 23 – текущего , т.е. самоконтроля, включенного уже в процесс Д.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю поведения : 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу – от 0 до 2).

Социальный самоконтроль – это совокупность эмоционального, коммуникативного, поведенческого и деятельностного (самоконтроля в деятельности) самоконтроля.

Самоконтроля в эмоциональной сфере - это способность человека держать эмоции под контролем и сдерживать негативные действия при встрече с сопротивлением или враждебностью со стороны окружающих или при работе в стрессовых условиях. Эмоциональный самоконтроль рассматривается как компонент конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности - адаптивности (приспособляемости)

Самоконтроля в деятельности - склонность к организаторской деятельности и достижение успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем. Высокая дисциплинированность, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Самоконтроля в поведении – если человек смог изменить своё поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это - ситуативное изменение собственного поведения. Если же он изменил своё поведение в целом, принципиально, и это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, то говорится уже о самоконтроле поведения.

Поведение индивида с выраженной способностью к самоконтролю характеризуется следующими особенностями.

Умение поддерживать спокойное состояние, ровные сдержанные социальные отношения и спокойную обстановку при решении любых, даже сложных проблем.

Способность эффективно управлять своими эмоциями.

Умение эффективно управлять эмоциями других.

5.Заключение.

Воля в психологии определяется, как способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В случае необходимости волевой человек умеет отказаться от намеченного или осуществляемого действия, если оно уже не отвечает изменившимся обстоятельствам. Такому человеку свойственно и умение в случае необходимости воздерживаться от того или иного действия.

Преодоление препятствий и трудностей связано с т.н. волевым усилием

Волевая сфера личности раскрывается в волевых качествах. Все волевые качества личности делятся на два больших класса: собственно волевые качества (простые качества) и морально-волевые качества (сложные). В свою очередь, собственно волевые качества делятся на две группы. В первую входят волевые качества, связанные с целеустремлённостью личности (терпеливость, упорство, настойчивость), а во вторую группу входят волевые качества, которые характеризуют самообладание (выдержка, смелость, решительность и др.).

Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

Литература.

1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н./Дону: Феникс, 2006. - 542 с.

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

3. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

Как повысить самооценку и достичь успеха Тарасов Евгений Александрович
Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 8 УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В один балл оцениваются ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16,18, 19, 21, 22 и ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12,13, 15,17,20.Свыше 15 баллов – высокий уровень мотивации достижения успеха, то есть вы отличаетесь сильным стремлением к

Из книги Как понять мужчину. 20 правил + 25 тестов автора

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

Тест № 18 КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ? Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы ("нет"), это не означает,

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора Тарасов Евгений Александрович

Тест 6 Уровень вашей сексуальности Чтобы определить это, старайтесь отвечать на все вопросы откровенно, не лукавя перед собой.1. Вы могли бы жить вполне счастливо, вообще не занимаясь сексом?2. Вы «занимаетесь любовью» только в том случае, когда этого хочет партнер

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Тест 7 Уровень вашей чувственности С помощью этого теста вы сможете разобраться в собственной чувственности - важнейшем компоненте сексуальности.Отвечая на вопросы теста, отмечайте соответствующий балл.1. Знаете ли вы эрогенные зоны своего тела?Да - 1. Нет -

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Тест «Определяем уровень депрессии» Существует достаточно точный тест, с помощью которого можно определить уровень своего депрессивного состояния. Это так называемая «Шкала Цунга». В этом тесте предлагается ответить на 10 позитивно сформулированных и 10 негативно

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Тест №1. Уровень вашей самооценки

Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова Анжела

Тест №11. Уровень вашей организованности

Из книги автора

Тест №14. Уровень развития интуиции

Из книги автора

Тест №18. Уровень вашего самоконтроля

Из книги автора

Тест «Мой уровень самообмана» Выберите один вариант ответа.1. Когда я восхищаюсь каким-то человеком то я жду:а) что он будет так же восхищаться мной – неважно, искренне или не искреннеб) что он будет выражать свое отношение ко мне так, как считает нужнымв) что он будет

Из книги автора

Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер) ИнструкцияВнимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или

Из книги автора

Тест № 1 Уровень вашей самооценки КлючI. У вас высокая самооценка. Вы явно не отягощены комплексом неполноценности, спокойно реагируете на критические замечания в свой адрес и редко сомневаетесь в своих действиях. Но не чрезмерно ли вы порой довольны собой? Быть

Из книги автора

Тест № 11 Уровень вашей организованности КлючI. Вы хорошо помните, что организованный человек как бы проживает 2–3 жизни, поскольку успевает сделать в 2–3 раза больше, чем неорганизованный, а значит, имеет гораздо больше шансов достичь чего-то в жизни. Ибо, если второй

Из книги автора

Тест № 14 Уровень развития интуиции КлючI. У вас необыкновенно сильно развита интуиция. Вы обладаете способностью предугадывать многие события, то есть согласно определению «способны постигать истину путем непосредственного ее видения без обоснования с помощью

Из книги автора

День 17 Шестая причина задержки в исполнении желания: низкий уровень энергетики. Тест на энергетическую наполненность Разберем следующую причину, по которой исполнение желания может тормозиться. Она состоит в низком уровне энергетики человека. В данном случае