Что такое фонетика орфоэпия графика орфография синтаксис. Что изучает фонетика и орфоэпия? Для чего нужно изучать фонетику? Нормы склонения и сочетаний разных разрядов числительных

Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

1.Что изучает фонетика?

А) Звуки и их чередования

Б) Звуки и ударение

В) Звуки и интонацию

Г) Правила произношения слов

2. Какое понятие не является сегментной единицей фонетики?

В) Ударение

Г) Фонетическое слово

3. Что не входит в состав речевого аппарата?

А) Ротовая полость

Г) Пищевод

4. Какие звуки являются гласными переднего ряда?

А)[ и ы ] В)[ а э ]

Б)[ и э ] Г) [ а и ]

5. Какая характеристика гласных [ и ы у ] верная?

А) Гласные верхнего подъема, подвергаются качественной редукции.

Б) Гласные неверхнего подъема, подвергаются количественной редукции.

В) Гласные верхнего подъема, подвергаются качественной и количественной редукции.

Г) Гласные верхнего подъема, подвергаются только количественной редукции.

6. Какие гласные лабиализованные?

А) [о у] В) [э и]

Б) [а ы] Г) [ы и]

7. В образовании какого согласного участвует только шум?

А) [м] В) [ j ]

Б) [т] Г) [з’]

8. Определите слово, в котором произношение гласного в I слабой позиции после твердого звучит как [Λ].

А) Созидание

Б) Интенсивность

В) Аккомодация

Г) Осциллограф

9. В каком слове есть звук [и э ]?

В) Пятачок

Г) Пример

10.В каком слове произносится согласный [шш]?

А) Расческа

Б) Сжигать

Г) Жженый

11. В каком слове в ударной позиции гласного аккомодация проявляется в большей степени?

В) Сжигают

12. В каком слове происходит ассимилятивное оглушение согласного?

Б) Второй

В) Сгорать

Г) Косьба

13. Определите отсутствующий звук в пропорции: [з]: [т] =[?]: [х]

14. Определите согласный звук по его характеристике: согласный, смычно-взрывной, зубной, глухой парный, твердый парный

15. В каком слове есть только твердые согласные?

Б) Можешь

16. Какой из звуков имеет пару по звонкости-глухости?

А)[ж] В) [щ]

Б) [ч’] Г) [ц]

17. Какой звук лишний?

А)[ ч’] В) [л]

Б) [м] Г) [ j ]

18. В каком ряду согласные отличаются по месту образования?

А) [ в ф с ]

Б)[ б п м ]

Г)[ д т з ]

19. В каком ряду согласные схожи по способу образования?


А)[ в ф с ]

Б)[ д j р ]

В)[ ч с щ ]

Г) [ л м х ]

20. Чем отличаются согласные [ч’] и [щ]?

А) Местом образования?

Б) Способом образования?

Г) Местом и способом образования

Г) Глухостью/звонкостью

21. Какие гласные звуки представляют в потоке речи фонему <а> ?

А)[ а э]

Г)[ а ъ]

22.В каком слове фонема <о> стоит в абсолютно сильной позиции?

А) Остров

В) Теплый

Г) Чопорный

23. Какая позиция согласных по звонкости-глухости слабая?

А) Перед всеми гласными

Б) Перед глухими согласными

В) Перед сонорными согласными

Г) Перед [ в в’ ]

24. Какая позиция согласных является абсолютно сильной по твердости/мягкости?

А) Конец слова

Б) Перед всеми гласными

В) Перед сонорными согласными

Г) Перед заднеязычными

25. Какие звуки являются в речи представителями фонемы <о>?

26. В каком слове есть гиперфонема?

А) Молоко

Б) Золото

В) Паровой

27. Старомосковское произношение - это:

А) Устаревшая норма произношения

Б) Современная норма произношения

В) Старшая норма произношения

Г) Ненормированное произношение

28. В каком слове в первом предударном слоге наряду с [ы] нельзя произнести [Λ]?

Б) Цепочка

В) Танцевать

29. В каком слове недопустимо вариантное произношение [чн] и [шн]?

А) Молочный

Б) Порядочный

В) Копеечный

Г) Скворечник

30. В каком слове допустимо вариантное произношение [с’ ь] и [съ]?

А) Носится

Б) Боялся

В) Делаться

Г) Сдаваться

31. В каком слове не допустимо вариантное произношение [ый/ий] и [ъй]?

А) Чернышевский

Б) Добрый

Г) Золотой

32. В каком слове невозможно произношение как с [ к г х ], так и с [к’ г’ х’]

А) Вталкивать

Б) Встряхивать

В) Нагибать

Г) Натягивать

33. В каком слове не допустимо произношение [у] в окончании глагола наряду с [ъ]?

В) Делают

Г) Спорят

34. Как правильно разделить на слоги слово «усмехаться» согласно сонорной теории слога?

А) У-сме-хать-ся

Б) Ус-ме-ха-ться

В) У-сме-ха-ться

Г) Ус-ме-хать-ся

35. Какой из слогов слова «маслянистый» можно охарактеризовать как закрытый, прикрытый, безударный?

А) Ма - В) - ни -

Б) - сля - Г) - стый

36. В каком слове согласный перед букой Е произносится мягко?

А) Интеграл

Б) Коттедж

В) Академия

Г) Компьютер

37. Какое слово допускает два варианта произношения (мягкий и твердый согласный перед буквой Е) ?

В) Шинель

38. В каком слове возможны варианты твердого и мягкого произношения согласных?

А) Кандидат

Б) Нянчить

39. В каком слове под ударением стоит звук [о ] ?

Г) Современный

40. В каком слове под ударением стоит звук [э] ?

А) Оседлый

Б) Дареный

В) Принесший

Г) Свекла

41. В каком слове ударение падает на первый слог?

Б) Обеспечение

42. В каком слове буква а, обозначает ударный гласный звук [а]?

А) Диалог

Б) Провела

В) Фарфор

Г) Каучук

43. Сколько интонационных конструкций разработано Е. А. Брызгуновой для обучения русской интонации иностранцев?

44. В каком типе ИК на центре нисходящий тон?

А) ИК-1 В) ИК-6

Б) ИК-5 Г) ИК-7

45. Какой компонент интонации является основным?

А) ритм В) пауза

Б) тон Г) тембр

46. Какой тип ИК является интонацией восхищения?

А) ИК-5 В) ИК-2

Б) ИК-3 Г) ИК-7

47. Интонация общего вопроса (без вопросительного слова) – это:

А) ИК-2 В) ИК-3

Б) ИК- 4 Г) ИК-6

48. В каком типе ИК на центре тон восходяще-нисходящий?

А) ИК-7 В) ИК-2

Б) ИК-5 Г) ИК-4

49. В каком слове не соблюдается основной принцип русской графики?

Г) Вернешься

50. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

51. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) Пальто

В) Поляна

52. В каком слове больше букв, чем звуков?

А) Разовый

Б) Бьется

В) Ячменный

Г) Заколка

53. В каком слове произношение не совпадает с написанием?

А) Чувство В) Боль

Б) Пир Г) Слон

54. В каком слове Ь употребляется для обозначения мягкости?

А) Полдень

Б) Стеречь

В) Стрижешься

55. Какой принцип современной орфографии является основным?

А) Фонетический

Б) Традиционно-исторический

В) Морфологический

Г) Этимологический

56. Написание какого слова во всех морфемах соответствует основному (морфологическому) принципу русской орфографии?

А) Подрубить

Б) Березовый

В) Расположен

Г) Президент

57. В каком слове нет морфем, в которых фонемы пишутся согласно фонетическому принципу орфографии?

А) Подыграть

Б) Роспись

В) Ежовый

Г) Помощник

58. Найдите слово, в написании которого отражен традиционно-исторический принцип орфографии.

А) Аромат В) Иной

Б) Голова Г) Разум

59. В написании какого слова отражены все принципы орфографии?

А) Встречать

Б) Расставлять

В) Продать

Г) Принудить

60. Сколько орфограмм отражено в написании слова «разговор»?

Дидактический материал по русскому языку

для 5 класса школ с украинским языком обучения

(В помощь учителю. 1 часть)

Задания к текстам разработаны с учётом опоры на знания, полученные на уроках украинского языка или ранее изученного школьниками материала. Упражнения требуют от учеников посильного внимания и логического мышления. С помощью данных упражнений осуществляется обучение пятиклассников всем видам речевой деятельности.

Упр. 1 –26 «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»

Упр. 27 – 31 « Лексика. Лексикология»

Упр. 32 – 33 «Морфемика»


Упражнение №1

О каких звуках говорится в нём?

Как называется наука, изучающая звуки речи?

Какие ещё звуки, существующие в природе, вы знаете?

Какие звуки речи вы знаете?

Фонетика

(укр.Фонетика)

Ты запомни, милый друг,

Много звуков есть вокруг:

Пенье птиц и скрежет шин,

И гудки автомашин,

Ветра шум и листьев шёпот ,

Шелест трав и конский топот

А Фонетика – наука,

Изучающая звуки.

Но не все! Не все подряд!

Звуки речи!!! Состоят

Все слова из них, запомни!

И об этом всем напомни!

ІІ. - Объясните значение выделенных слов.

Найдите в тексте обращение.

ІІІ. - Запишите подчёркнутое предложение.

Упражнение №2

Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы?

Чем отличаются звуки от букв?

В Фонетику сегодня

Урок всех нас зовёт.

В стране той много звуков

И разных букв живёт.

Мы с вами звуки слышим

И произносим их,

А буквы видим, пишем

В тетрадочках своих.

ІІ. - Назовите звуки и буквы в подчёркнутых словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение, выучите его наизусть.

Упражнение № 3

І. - Прочитайте стихотворения, перескажите, о чём в них говорится.

Кто же этот таинственный гость?

Чем различаются выделенные слова? Что они обозначают?

1. К нам во двор явился г ость.

Предложил ему я к ость.

Это был чудесный д ог.

Он прекрасно лаять м ог.

“Гав!” он громко мне сказал

И к соседям убежал.

2. Жил – был в речке старый с ом.

Он имел отличный д ом.

Вырастали в доме т ом

Сомик – сын и дочка - с ом.

С о м - отец был очень мил:

С а м детей в детсад водил.

ІІ. - Объясните написание слова жил.

В словах стол , кот , дата, дом измените одну из буквтак, чтобы

получилось новое слово.

ІІІ. - Запишите выделенные слова.

Упражнение № 4

І. - Прочитайте стихотворение.

- Назовите гласные звуки русского языка. Какими буквами они обозначаются?

- Сколько гласных звуков спряталось в выделенных словах?

Гласные звуки

(укр. голосні звуки)
Напишу я на доске Сколько гласных в языке.

И х я знаю ровно шесть

И могу все перечесть:

А, О, Э, И, Ы, У -

Их запомнить я смогу.

ІІ. - Вспомните слова, которые начинаются на гласный звук.

Что вы можете сказать о гласном звуке Ы ?

ІІІ. - Перепишите стихотворение и запомните гласные звуки русского языка.

Упражнение № 5

І. - Прочитайте стихотворение.

Как в русском языке образуются гласные и согласные звуки?

Мы голосом свободно образуем

Все гласные. Им так легко идти!

А звук, что мы согласным именуем,

Преграды повстречает на пути.

Преграды эти шумом называют.

Они согласный образуют звук .

Чтобы согласный слышался вокруг.

ІІ. - Назовите гласные и согласные звуки в выделенных словах.

ІІІ. - Перепишите стихотворение.

Упражнение № 6

І.- Прочитайте стихотворение. Назовите по - порядку все буквы русского

алфавита.

Назовите буквы, которых нет в украинском языке.

Какие буквы есть в украинском языке, но отсутствуют в русском?

Какие буквы не имеют звукового значения?

(укр. алфавіт)

А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё…-

Учит буквы вороньё. -

Жэ, зэ, и, й, ка, эль, эм…

Но выходит не совсем.

Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у…

Я учить им помогу.

Эф, ха, цэ, че – учим – ша…

Повторяем неспеша.

Ща добавим, ъ (твёрдый знак)…

В русском пишем ы вот так.

Ь (мягкий знак) еще, друзья!

И закончим: э, ю, я.

ІІ. - Прочитайте алфавит по звукам.

ІІІ. - Запишите русский алфавит и запомните его.

Упражнение № 7

І. - Прочитайте и закончите стихотворение.

Подумайте, почему алфавит ещё называют азбукой ?

(укр. алфавіт)

Буквы в ряд один стоят,

Словно вышли на парад,

Не галдят и не шумят,

Друг за дружкою стоят.

Мир, спокойствие вокруг.

Это азбука , мой друг.

Имя русское хранит

Нам знакомый … (алфавит)

ІІ. - Объясните значение слова галдят .

ІІІ. - Запишите звуковой состав слова русское .

Упражнение № 8

І. - Прочитайте стихотворение.

Как называется установленный порядок букв в языке?

Сколько букв в русском алфавите?

(укр. алфавіт)

Собрались буквы вместе

В весёлый алфавит ,

Где буквочка на месте

Всегда своём стоит.

Есть в русском алфавите

Их 33 (тридцать три) всего.

Запомнить поспешите

Вы полностью его.

ІІ. - Прочитайте наизусть алфавит.

Назовите буквы в выделенном слове. Расположите их в алфавитном

Упражнение № 9

І. - Прочитайте стихотворение.

Как в украинском языке определяется количество слогов в слове?

Как в русском языке определяется количество слогов в слове?

(укр. склад)

Слоги – легкая наука:

Это звук иль больше звуков.

Мы одним дыханьем – раз! –

Произносим слово «класс».

В этом слове слог один.

Сам себе он господин.

В слове «шко-ла» слога два

И три – в слове «го-ло-ва».

Нужно гласные все знать:

Столько слогов называем,

Сколько гласных насчитаем.

ІІ. - Назовите слова, состоящие из одного слога (двух, трёх, четырёх

ІІІ. - Выпишите по одному слову, которые состояли бы из одного, двух,

трёх или четырёх слогов.

Упражнение № 10

І. - Прочитайте стихотворение.

Какие слоги называются ударными, а какие безударными?

Ударные и безударные слоги

(укр. наголошені і ненаголошені склади)

В слове есть ударный слог:

Всех перекричать он смог.

Гласный в нём мы чётко слышим,

И с уверенностью пишем.

Но, поверь ты мне, коварный

Слог обычный, безударный.

Не спеши писать, как слышишь:

Вдруг ошибку в нем напишешь.

Мы на слух ему не верим,

Все по правилам проверим.

ІІ. - Поставьте ударения в словах стихотворения.

Запишите выделенные слова, разделяя их на слоги.

Упражнение № 11

І. - Прочитайте стихотворение.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в слове?

Для чего нужен орфографический словарь?

Непонятно, вот б…да,

Как писать г…ра, в…да?..

А м…ря, з…мля, с…ло?..

Всё забылось, как назло.

Безударный гласный в них

Слабо слышится, притих.

Чтобы нам не ошибиться

В написаньи слов таких,

Нужно очень потрудиться,

Чтоб не ждать беды от них.

Все давно ребята знают,

Что бывает много гор,

В сёлах земли засевают,

Водам в море есть простор.

Ударение поможет

Нам ошибок избежать.

Зная это, каждый сможет

Чисто, грамотно писать.

Ну, а если ударенье

Не проверит этих слов,

Не впадайте в огорченье –

Вам словарь помочь готов.

ІІ. Выпишите пары слов с безударным гласным в слабой позиции и под

ударением.

Упражнение № 12

І. - Прочитайте стихотворение.

Объясните влияние мягкого знака на значение слова.

1. Кролик наш отлично ел.

И траву, и хлеб, и ель.

2. Сахар в пачке мокрый весь,

Потому в ней больший вес.

3. Поезд наш манила даль:

И сигнал водитель дал.

4.Тучка клумбу нам польёт

И отправится в полёт.

ІІ. - Составьте предложения с выделенными словами.

Расскажите, что вы знаете о ели?

Упражнение № 13

І. - Прочитайте стихотворение.

Назовите буквы русского алфавита, которые могут обозначать два звука.

В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Назовите количество букв и звуков в выделенных словах.

Мы в тетрадь себе запишем

Буквочки Е, Ё, Ю, Я,

Потому что часто слышим

Мы два звука в них, друзья.

Если Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый)

Перед ними вдруг стоит,

Или гласный, очень гордый,

Наши буквы потеснит.

А ещё в начале слова

Слышим чётко звука два.

Мы всегда писать готовы

Очень грамотно слова.

ІІ. - Перепишите текст.

ІІІ. - Выучите наизусть стихотворение.

Упражнение № 14

І. - Прочитайте двустишия, чётко выговаривая выделенные слова. Объясните их

значение.

Какую роль в словах играют Ъ (твёрдый) и Ь (мягкий) разделительные знаки?

1. Утром я за столик села,

И сама свой завтрак съела.

2. Постарался очень Коля:

Для забора сделал колья.

3. Мы порадовали Сёмку:

Привели его на съёмку.

4. Я сказала: “Булку съем!”

А сама их съела семь.

ІІ. - Выпишите выделенные слова, определите количество букв и звуков в них.

Сколько звуков обозначают в каждом слове буквы Е, Ё, Ю,Я?

Упражнение № 15

І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая выделенные слова.

Как называется разел науки о языке, изучающий правила произношения

Чтоб хотелось каждому с вами говорить,

Нужно обязательно грамотными быть.

Чтоб понятно, правильно речь свою держать,

Нужно орфоэпию вам на помощь звать.

Чтоб не рассмешили вы близких и друзей,

С нами орфоэпию учите поскорей.

Вам орфоэпический надобен словарь.

ІІ. - Запишите слово орфоэпия, назовите количество звуков, букв и слогов в нём.

ІІІ. - Выпишите выделенные слова, запишите их звуковой состав.

Упражнение № 16

Запомните! В русском языке есть один звук Г (в украинском есть Г и Г).

І. - Прочитайте стихотворение, правильно выговаривая слова.

Какие птицы прилетели к гусю в гости?

Куда девались гости?

В гости к гусю прилетели

Голубь, грач, две свиристели,

Три сороки, галка, ворон.

Двор весь был гостями полон.

Гости пили, гости ели,

Громко спорили, галдели…

Гул стоял, неразбериха…

К ним щенок подкрался тихо

И как гавкнет: «Гав! Привет!

К вам пришёл я на обед.

Можно с вами подружусь?»

Но пред ним стоял лишь гусь…

Где же гости? Что случилось?

Может гости все приснились?..

ІІ. - Назовите несколько слов русского языка с буквой Г, правильно

выговаривая все звуки.

ІІІ.- Подумайте, может ли быть другое окончание у рассказа.

Упражнение № 17

І. - Прочитайте стихотворение.

Ответьте на вопросы: * О какой галке идёт речь? * Почему галка горевала?

Назовите слова, в которых есть буква Г.

Горевала наша галка:

Стало галке очень жалко,

Что Егорка съел всю кашу

Тем обидел галку нашу:

Галка каши захотела

И на завтрак прилетела.

Было хоть одно местечко,

Где могла покушать гречку.

– Горе! – галка говорила. -

Я ведь гречку так любила!

ІІ. - Назовите, какие ещё вы знаете каши, с чем их едят?

Что обозначает слово завтрак? Переведите на украинский язык слова: обед,

полдник, ужин.

ІІІ.- Сделайте звуко- буквенный анализ выделенных слов.

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Орфоэпия - наука о нормах произношения.

Графика - раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

Звук и буква

Звук - это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква - графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения . Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал - мол - мыл ).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твёрдый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е ), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), - 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики - в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и ) или ь (мал [мал] - мял [м"ал], кон [кон] - конь [кон"]).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е . Гласных звуков, различающихся под ударением, - 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"́ама], моя [май"́а], объять [абй"́ат"];

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] - ср.: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного - пюре [п"ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль - пас[тэ]ль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс"т"], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].

Фонетическая транскрипция

Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).

В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.

Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с"эл].

Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч"], [щ"], [й"]). Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч"], [щ"], [й"]), а в учебнике практики звук [щ"] обозначен транскрипционным знаком [ш"], как это принято в высшей школе. Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч"], [щ"], ), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Для лучшего запоминания того, что непарные [ч"], [щ"], [й"] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё .

Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвящённом безударным гласным.

Образование гласных и согласных звуков

Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Если находящиеся в гортани голосовые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос (тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в полости глотки, рта, а иногда и носа.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи, которое образуется нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. Преодолевая созданную органами речи преграду (щель или смычку), воздушная струя образует шум , который является обязательной составляющей согласного звука: у звонких шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.

Произношение гласных характеризуется работой голосовых связок и свободным проходом воздушной струи через ротовую полость. Поэтому в составе гласного звука присутствует голос и отсутствует шум. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Таким образом, с точки зрения соотношения голоса и шума в русском языке представлены три группы звуков: гласные состоят только из тона (голоса), звонкие согласные - из шума и голоса, глухие согласные - только из шума.

Соотношение тона и шума у звонких согласных неодинаково: у парных звонких шума больше, чем тона, у непарных шума меньше, чем тона, поэтому глухие и парные звонкие в лингвистике называют шумными, а непарные звонкие [й"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - сонорными.

Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные

В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е .

Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) и я (мял [м"ал]).

Звук [у] обозначается буквами у (буря [б́ур"а]) и ю (мюсли [м"́усл"и]).

Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) и ё (мёл [м"ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е , если это не мешает пониманию смысла слова.

Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [м́ыла]) и и - после ж, ш и ц (жить [жыт"], шить [шыт"], цирк [цырк]).

Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м"́ила]).

Звук [э] обозначается буквой е (мера [м"́эра] или - после твёрдого согласного в некоторых заимствованиях - э (мэр [мэр]).

Практическая работа 7

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка

(наименование практического занятия)

Цели работы:

студент должен уметь:

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;

Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы.

Задания:

1. Определите, сколько в слове слогов, какой по счету ударный? Разделите: на гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове.

2. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание
3. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

4. В каком слове произносится звук [а]?

1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить
5. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет
6. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать
7. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить
8. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

9. В каком слове звуков больше, чем букв?

10. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно
12. Укажите цифрами количество звуков в словах.

половодье шестая пекарня шлёпать
13. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

14. Сделать фонетический разбор слов: люблю, морковь, стихотворцы, бьющаяся, косьба.

Алгоритм фонетического разбора слова

Фонетический разбор слова нужно производить в строгом соответствии с заданным алгоритмом.

1) Сначала выпишите слово.

2) Произнесите его и прислушайтесь к звучанию.

3) Затем в квадратных скобках напишите транскрипцию слова, отразив все имеющиеся в нём звуки и обозначая дефисом слогоделение.

4) Напишите, сколько в слове слогов, какой слог является ударным.

5) Выпишите в столбик все буквы слова, а рядом с соответствующими буквами в квадратных скобках укажите звуки.

6) Дайте характеристику каждому звуку, начав с обозначения, гласный он или согласный.

7) Гласные и согласные характеризуются по-разному:

у гласных нужно указать, являются ли они ударными;

у согласных укажите глухость/звонкость, парность/непарность, приведите парный звук, обозначьте твёрдость/мягкость и парность по данному признаку, напишите твёрдую или мягкую пару.

8) Подведите под столбиками букв и звуков горизонтальную линию, пересчитайте количество букв и звуков, укажите его.

выполненные задания, ответы на вопросы.

Контрольные вопросы:

Фонетические средства русского языка. Что к ним относится?

Из каких значимых единиц речи состоит фонетическая система русского языка?

Литература:

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

Сопоставление устной и письменной речи

Цели работы:

студент должен уметь:

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Прочитайте следующий теоретический материал:

Сопоставление устной и письменной речи

Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.

Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.

При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить паузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.

Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличие от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.

Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.

Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

2. На основании теоретического материала составьте сопоставительную таблицу устной и письменной речи.

3. Проиллюстрируйте данные положения таблицы конкретными примерами.

выполненные задания, сопоставительная таблица.

Контрольные вопросы:

Назовите формы речи. В чем их особенность?

Назовите жанры устной и письменной речи.

Литература:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.

4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

8. my-shop.ru/shop/books/8355.html

9. www.umnikk.ru/index.php?section=book

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Цели работы:

студент должен уметь:

Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Повторите самостоятельно следующие орфографические правила :

Употребление буквы -ь- и -ъ-;

Правописание приставок на -з- и -с-;

Ы- / -и- после приставок;

Правописание -о- и -е- после шипящих и -ц-;

Правила пунктуации.

2. Запишите в две колонки слова с разделительным ъ и ь, произведите их морфемный анализ, дайте мотивацию своего выбора.

Ал…янс, в…ехать, в…юшка, гнездов…е, д…як, звер…е, зимов…е, интер…ер, ин…екционный, итал…янский, кар…ер, кол…е, кол…раби, конс…ержка, конферанс…е, кур…ерша, лос…он, об…емлемый, пен…юар, от…евшийся, кабал…еро, от…единенный, челобит…е, от…ять, побатал…онно, мин…он, пред…явитель, бел…этаж, с…естной, раз…яриться, шевал…е, фельд…егерь, бел…этаж, полын…я, рант…е, трел…яж.

3. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на з –с; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте предложения.

Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…адвижка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

4. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы. Составьте устно предложения с данными словами.

Р…звальни – р…звалиться; р…зыгрыш – р…зыграть; р…зыск – р…зыскать; р…спись – р…списать, р…списание, р…списка; р…ссыпь – р…ссыпать; р…сказ – р…ссказни; р…спустить (на каникулы) – р…спуск.

5. Из слов, помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные согласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вос- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); раз- или рас- (знакомиться, жечь, писать, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чет, считать, чистка).

6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

7. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник, ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный, ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый, моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка, свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

8. Поставьте данные существительные в творительный падеж:

падеж, кирпич, продажа, плащ, рубеж, меч, борщ, межа, плач, свеча, пейза

9. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. (Текст распечатан на каждого студента)

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

10. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1) При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.

2) Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

3) Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.

4) Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.

5) Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

6) Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно

выполненные задания.

Контрольные вопросы:

Какова роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи?

Какие вы знаете правила, нарушающие единообразие написания корня?

Какие вы знаете группы приставок, соотносимые с разными принципами написания?

Озвучьте правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

Что такое пунктуация?

Можно ли пунктуацию изучать вне синтаксиса?

Какие же цели преследует пунктуация?

Что же лежит в основе пунктуации, русской пунктуации?

Чем же являются для нас принципы русской пунктуации?

- «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять». Согласны ли вы с таким высказыванием?

Литература:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3.Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.

4.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

5.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

8. my-shop.ru/shop/books/8355.html

9. www.umnikk.ru/index.php?section=book

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов

Цели работы:

студент должен уметь:

Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

Проводить фонетический разбор, орфоэпический и графический анализ слов;

Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Вспомните варианты ударения: нормативные ударения, устаревшие ударения, имеющие стилистическую окраску, литературные ударения. Составьте глоссарий по теме.

2. Расставьте ударения в следующих существительных:

1) Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пила, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2) Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3) Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4) Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.

1)А тлас - атла с, бро ня - броня , ви дение - виде ние, вя занка - вяза нка, и рис - ири с, ки рка - кирка , клу бы - клубы , кре дит - креди т, ло скут - лоску т, мокро та - мокрота, остро та - острота , ста рина - старина , ха ос - хао с.

2) Ла вровый - лавро вый, у гольный - уго льный, характе рный - хара ктерный, языково й - языко вый.

3)Заброни ровать - забронирова ть, мо рщить - морщи ть, погружё нный - погру женный, скло нен - склонё н, тру сить - труси ть.

4.Найдите слова, в которых допускаются варианты ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

1) Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.

2) Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

5. Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи?

1)И скра , ко мпа с, мая ка (род. пад.), при ку с, шпри ца (род. пад.).

2) Фле йто вый, фи льтро вый.

6. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, лёгкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.

7.Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.

Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.

8. Затранскрибируйте текст. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Вперёд! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу руки

И вместе двинемся вперёд,

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет (А.Н.Плещеев).

9. Затранскрибируйте приведённые ниже слова. Укажите, какие фонетические процессы (законы) в области гласных здесь наблюдаются.

Старичок, жасмин, полевой, шалаш, оперативный, чернота, осенний, целиком, шерстяной, водяной, чеснок, жернова, еловый, пятаки.

10. Чем отличаются ударные гласные в приводимых парах слов? Какая фонетическая закономерность здесь наблюдается?

Рад - ряд, гроза - грозя, шута - шутя, соло - сёла, вол - вёл, сад - сядь, лот - лёт, мат - мать, нос - нёс, мол - мёл, тук - тюк, колу - колю, лук-люк.

11. Какие фонетические законы (явления) наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, вселиться, сгореть, с Шурой, с бантиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить.

12. Сделать графический анализ слов: подъезжать, успокоиться.


Похожая информация.


Повторение.

Тест

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

Д) я, ю, е, ё.

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

В) ударные и безударные,

Д) прописные и строчные.

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька :

А) ["йаблан"ка],

Б) [яблон"ка],

В) ["йаблон"ка],

Г) ["йаблонка],

Д) ["йаблонька].

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

В) возьми,

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без- :

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

Г) газопровод,

Д) камбала.

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов

Б) постановка знаков препинания

В) словарный состав языка

Г) состав слова

Д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки

Г) соловьи

Д) скворцы

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова

Б) звуки речи

В) правописание слов

Г) словосочетание

Д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

6. Назовите основные средства графики.

Г) ударение

Д) произношение

7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма

В) совокупность норм речи

Г) система ударений

Д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

А) акустические свойства

Б) звуки человеческой речи

В) классификация звуков

Г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж

Б) к,г,ж,д,в

В) м,ч,ш,щ,л

Г) д,т,з,к,ф

Д) н,б,ц,в,м

10 . Какая буква обозначает два звука?

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

А) с ошибкой

В) с крылом

Д) с языком

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

Б) огурец

В) слепок

Г) Москва

Д) кровля

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

Б) печаль

В) трясина

Г) портфель

Д) капуста

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал

Б) каталог

В) дозвонишься

Г) средства

Д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить

Б) ядерный

Г) стажёр

Д) святое

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков

Б) сдача, сбить

В) сбегать, сделать

Г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и

Б) п…едестал

В) ин…екция

Г) бул…он

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

Д) сварщик

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

Повторение.

Фонетика, орфография, графика.

Ответы

1 вариант

2 вариант

Морфемика. Словообразование.

Тест

1 вариант

1. В каком варианте верно определение : Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т. е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести :

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

4. Укажите слово, образованное по модели « ^^ »:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть .

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская :

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный :

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Д) кресло-кровать.

2 вариант

1 . Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2.Корень – это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

Д) сильное