Панин, Виктор Евгеньевич — Электронная энциклопедия ТГУ. Панин, Виктор Евгеньевич — Электронная энциклопедия ТГУ Виктор панин образование

С реди знаменитых российских фамилий род Паниных занимает заметное место. Сохранилось предание о том, что род их вышел в Московию в XVI веке из Италии. В XVIII веке братья Никита Иванович и Пётр Иванович Панины были возведены в графское достоинство Российской Империи. Никита Иванович - известный дипломат, воспитатель Павла I, Пётр Иванович - генерал-аншеф, талантливый военачальник. Сын Петра Ивановича Никита Петрович Панин - вице-канцлер, генерал-майор и камергер, был женат на дочери графа Владимира Григорьевича Орлова - Софье Владимировне, которой в своё время по наследству достался Городец. Детей у них было пятеро, но для нас особого внимания заслуживает личность Виктора Никитича. Именно он распорядился в 1845 году выстроить в Городце дом для управляющего вотчинами, и благодаря ему в нашем городе появилась красивая усадьба. Виктор Никитич приезжал в Городец всего один раз на несколько дней - в августе 1861 года в связи с отменой крепостного права.

Представим его облик по воспоминаниям одного из современников - Николая Петровича Семёнова: «Граф Виктор Никитич Панин был человеком выдающимся во всех отношениях из ряда обыкновенных людей. Он был огромного роста, который как будто увеличивался ещё от нестройности его фигуры (был сутуловат). Голос у него был внушительный бас. Речь была плавная. Он обладал изумительным и чарующим красноречием. Память у него была необыкновенная. Образование было классическое. Он обладал знанием обоих древних языков и легко усвоил себе все первоклассные европейские языки. Его начитанность была обширная, преимущественно в области изящной литературы и истории. Всю свою жизнь он особенно интересовался внешней политикой».

Многие, хорошо знавшие Панина, отмечали его образованность, высокую эрудицию, профессионализм, широкий кругозор, работоспособность, твёрдость в отстаивании своего мнения, верность престолу и императору; воля монарха была для него священна. Он щедро жертвовал деньги на благотворительные цели, выдавал из своих средств пособия бедным чиновникам.

Р одился Виктор Никитич Панин 28 марта 1801 года в Москве. Первые годы детства молодой граф провёл в усадьбе Дугине (в Смоленской губернии) и воспитывался под наблюдением родителей. Отец его был одним из образованнейших людей своего времени, а мать отличалась не только образованием, но и высшими душевными качествами и щедрой благотворительностью. Родители, как было в то время принято, взяли ему гувернёра учителя, образованного немца Бютгера, под руководством которого Панин В.Н. был настолько хорошо подготовлен, что выдержал экзамен в Московском университете в 1819 году и тогда же поступил на службу в Коллегию иностранных дел. 12 лет провёл на дипломатической службе. Был знаком с Гёте. Образованность и светскость графа были оценены и в Париже. В Россию Виктор Никитич вернулся уже при императоре Николае I. В 1841 году император утвердил графа Панина в должности министра юстиции и генерал-прокурора. Более 20 лет находился Виктор Никитич на этом посту.

Граф Панин В.Н. отлично знал законы и был умелым руководителем. Он тщательно подбирал чиновников в свой аппарат, а также прокуроров и судей на местах. Однако работать с ним было исключительно тяжело, особенно лицам с независимыми взглядами. По отзывам современников, «в служебных отношениях являлся совершенным деспотом».

Как вспоминал князь Мещерский, «резкое отделение службы от жизни так было строго соблюдено графом Паниным, что он для разговоров со своими устроил у себя в двери кабинета окно, через которое разговаривал с семьей, чтобы никого из непричастных к служебному кругу не допустить в свой кабинет». Служебный долг своих подчинённых граф понимал однозначно - беспрекословное исполнение его повелений. Как министр юстиции и генерал-прокурор он безусловно заботился о правильной организации работы суда и прокуратуры, боролся с волокитой.

Тогдашняя Россия, по словам Константина Аксакова, была «черна в судах неправдой чёрной». Волокита и взятки, чиновничий произвол были притчей во языцех. Сам Панин считался человеком честным, в посторонних доходах не нуждался, так как наследовал от отца 12 тысяч крепостных душ, семь имений, недвижимость в Москве, Петербурге, Риге, Нижнем Новгороде, Казани, Ярославле, Костроме и Павловске. Но это не мешало Виктору Никитичу быть убеждённым консерватором.

Как истинный консерватор он был врагом любых изменений, а также убеждённым противником отмены телесных наказаний, доказывая, что эта мера преждевременна и не соответствует степени развития и образования народа.

В 1860 году Панин был назначен председателем редакционных комиссий по подготовке реформы, связанной с отменой крепостного права. Являясь убеждённым крепостником, но в то же время беспрекословным исполнителем воли государя, он довёл порученное дело до конца и даже был награждён орденом Святого Андрея Первозванного «за ревностную и полезную службу престолу и Отечеству в важных государственных должностях»…


Н адо отметить, что граф Панин был чрезвычайно высокого мнения о своей знатности. Недоступный аристократ с изящными манерами и внушительной внешностью, он смотрел с олимпийских высот своего величия на простых смертных, как на «существа другого порядка творения».

Ежедневная прогулка графа Панина не лишена была оригинальности: каждый день по Невскому проспекту в пятом часу дня можно было встретить высокого старика, в пальто, в цилиндре, с очками на носу и с палкой всегда под мышкой. Прогулка эта была тем интересней, что все видели графа Панина, но он никого никогда не видел, глядя прямо перед собой в пространство. И когда кто ему кланялся, граф машинально приподнимал шляпу, но, не поворачивая и не двигая головой, продолжая смотреть вдаль перед собою.

Непрактичность и природная рассеянность породили в нём странности и сделали его большим оригиналом. Анекдотам, ходившим о нём в обществе, не было конца. Когда Герцен издавал за границей свой «Колокол» и предметом своего остроумия и насмешек избирал состоявших во власти лиц, он особенно не давал покоя графу Панину, а граф прилежно читал «Колокол» и, нисколько не раздражаясь против его издателя, довольно добродушно говорил состоявшему при нём бессменно директору департамента Топильскому: «Полезно и нам послушать иногда и прочитать, что о нас думают и говорят другие - здесь и за границей».

Графу приписывалось немало различных чудачеств. Существовал в своё время рассказ, что, оставаясь однажды на всё лето в Петербурге, когда его семейство пребывало за границей, граф стал тяготиться своим одиночеством. Тогда он поручил казначею департамента Министерства юстиции купить несколько попугаев поречистее и велел расставить их в клетках у себя по разным комнатам. Во время своих занятий, когда он вставал, чтобы пройтись по залам своей просторной квартиры, бывшей тогда в доме Министерства юстиции, попугаи начинали кричать и болтать. Это настолько утешало его, что он говорил, будто одиночество стало для него легче с тех пор, как у него попугаи, что он слышит у себя как бы живую речь и чувствует, что он не один, а как будто в семье.

Известен исторический курьёз под названием «По ком звонит колокол?». Если графу Панину нужен был курьер, он обычно звонил в серебряный колокольчик, который стоял на его письменном столе. По этому звонку курьер с молниеносной быстротой обязан был вырасти у порога кабинета и замереть в выжидательной позе. Однажды курьер на несколько секунд замешкался. Тогда граф вызвал к себе Топильского и, не повышая голоса, объявил ему: «У нас, в Министерстве, кажется, глухие: не слышат моего звонка. Командируйте чиновника в Валдай. Пусть он там приобретёт хороший колокол и привезёт его сюда».

Это распоряжение, конечно, было немедленно исполнено. Основательных размеров колокол привесили к потолку над письменным столом министра, а к языку его прикрепили длинный шёлковый шнур, конец которого венчался пышной кистью, болтавшейся наравне с головой сидевшего за столом. Когда граф хотел вызвать курьера, он дёргал несколько раз за шнур колокола, и по всему Министерству раздавался мощный трезвон произведения искусных валдайских мастеров.

О браз Панина В.Н., конечно, не ограничивается тем, что можно узнать из воспоминаний современников. Ведь граф был достаточно разносторонним человеком. Он был членом Императорского Вольного экономического общества, одним из старейших членов Императорского Русского географического общества (с 1846 года), почётным членом Императорского Археологического общества и был не чужд даже общей литературе. Так, выйдя в отставку, он написал книгу о княжне Таракановой, опубликовал исторические документы из своего семейного архива в «Русском архиве» и «Сборнике Русского исторического общества».

Женой Панина была графиня Наталья Павловна Тизенгаузен, статс-дама, внучка графа Палена, известного своей ролью в заговоре против Павла I. Виктор Никитич пережил своего единственного сына Владимира и стал последним из графов Паниных. Многие имения Паниных (в том числе городецкое) унаследовала его внучка Софья , которая умерла в 1956 году в Америке. Дочери Виктора Панина вышли замуж за графов Левашова В.В. и Комаровского В.Е.

Скончался граф Виктор Никитич Панин в Ницце 1(12) апреля 1874 года. Тело его погребено в Троице-Сергиевской пустыни близ Петербурга.

«Городецкий вестник», № 92 (14730)

Именно так - «Российским гражданам - достойное образование» - называется Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг. За каким образованием будущее? Что такое студенческий стандарт качества? Находят ли общественные организации понимание со стороны Рособрнадзора? На эти и другие вопросы ответил председатель комитета ОЗППОУ, член Экспертного совета при Правительстве РФ Виктор ПАНИН.

ПАНИН Виктор Викторович - председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам - достойное образование», член Экспертного совета при Правительстве РФ.
Родился в 1969 году в Саратовской области. Окончил Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
Автор многочисленных методических рекомендаций по самозащите прав потребителей в сфере образования, аналитических обзоров «Коррупция в образовании современной России», соавтор федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», руководитель ряда федеральных социальных проектов, член рабочей группы при Минтруда РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Руководитель рабочей группы по совершенствованию общественного контроля в РФ (в рамках создания системы Открытого правительства).
Женат, воспитывает четырех сыновей и дочь.
Кредо: через тернии к звёздам (per aspera ad astra).

Виктор Викторович, с одной стороны - провозглашается образование доступное и, следовательно, массовое, с другой - в стране очевидны тенденции культивирования образования элитарного. За каким, по вашему мнению, будущее?

Да, такое противопоставление есть, и тенденции очевидны, вы правы. Безусловно, образование в России должно быть эгалитарным - массовым и доступным для любого члена общества. По той простой причине, что это дает стабильность в государстве, возможность полнее реализовать себя любому гражданину, который готов работать над собой. Система образования - уникальный социальный лифт, выравнивающий различия между бедными и богатыми. Если ты получаешь качественное образование, если имеешь возможность проявить свои таланты, развить жизненный потенциал, то сможешь достичь чего-то большего. Любое государство, которое предоставляет такие возможности, заслуживает самых лестных отзывов и становится привлекательным для жизни собственных граждан, более социальным, сплоченным и крепким в результате. Наша организация со своей стороны делает для этого всё возможное.

Качество образования должно соответствовать ФГОС - это привычно и в целом понятно. Появляются профессиональные стандарты, но их применение ещё в новинку, и не всё здесь ясно. А вот студенческий стандарт качества образования - это что?

Честно признаюсь, хотя активно участвую в создании этого стандарта, вначале самому было не совсем понятно, что же мы должны написать и что сами студенты хотели бы заложить. Летом на Селигере около 80 студентов из разных вузов нашей страны включились в обсуждение проекта стандарта. В ходе трехдневной дискуссии высказывали свои предложения, спорили друг с другом, и с нами в том числе - экспертами, лекторами. В итоге пришли к мнению, что должно, наверное, быть такое понятие, как «стандарт комфортности». Что в него входит? Подразумевается наличие определенных, разных совершенно условий и возможностей в образовательных организациях: материально-технических - как для обучения кадров, так и для здорового питания, удобного проживания, а также возможностей для творчества, личностного развития. Точнее, необходимо наличие так называемой «открытой свободной среды», возможностей участвовать в принятии решений администрацией образовательной организации, в какой-то степени влиять на эти решения в адекватной форме. Все эти нюансы нашли отражение в проекте студенческого стандарта качества образования. Мы неоднократно обсуждали концепцию стандарта на уровне Общественной палаты, на площадке Рособрнадзора, который также активно в этом обсуждении участвует. Медленно, но верно движемся к определенным согласованиям. Думаю, что конечная точка будет поставлена в ближайшее время.

- Можно ли найти проект студенческого стандарта качества образования в открытых источниках?

Пока это ещё очень сырой документ. Работа над ним ведется в закрытой экспертной среде, но мы планируем опубликовать проект стандарта для публичного обсуждения на сайте ozppou.ru . Чем больше людей участвует в предварительном обсуждении, тем интереснее, полезнее и весомее будет конечный результат.

- Какие механизмы обеспечения гарантий качества образования, по-вашему, наиболее эффективны?

Механизмы обеспечения гарантий качества образования заложены, прежде всего, в законе об образовании. Можно спорить с чем-то, можно не соглашаться, но там, в принципе, даны четкие рекомендации, изложены концепции, основы государственного контроля качества образования. Вместе с тем необходимо развивать независимую общественную оценку качества образования. К сожалению, на сегодняшний день она у нас не настолько развита, как в других цивилизованных странах. Здесь есть чему поучиться и куда шагать.

- И выходим мы на проблему формирования гражданского общества?

Абсолютно. На проблему гражданского общества, на проблему идентичности, проявления социальной активности, желания участвовать в реализации общественных проектов. Причем зачастую это участие выражается в неоплачиваемой, волонтерской деятельности, которая развита во многих странах, а у нас находится в зачаточном состоянии.

Подходы к независимой оценке качества образования с позиции государственных контролирующих органов и с позиции общественного контроля разные или единые?

Дуализм в отношениях общества и государства всегда был, есть и будет. И, конечно, подходы к независимой оценке качества образования тоже будут разными. Достаточно сказать, что государственные контролирующие органы руководствуются всё-таки формальными требованиями, заложенными в тех же ФГОС. Наш подход гораздо шире, поскольку мы стараемся учитывать многие другие вопросы, которые в стандартах никак не отражены. В качестве примера могу привести вопросы организации здорового питания детей в образовательных организациях. К сожалению, ни во ФГОС, ни в каких-то других нормативных документах, которые касаются качества образования, ничего ровным счетом не сказано о вопросах обеспечения здоровья детей в образовательных организациях, в том числе с приведением каких-то конкретных критериев. Мы же считаем, что это один из ключевых вопросов. Задача образовательных организаций заключается не только в том, чтобы дать качественное образование, но и, в первую очередь, в сохранении и приумножении здоровья ребенка, который здесь учится. Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья - отдельная тема. Глубоко убежден, что только здоровый ребенок может получить качественное образование в полном объеме. В противном случае больные дети вынуждены тратить время, средства семьи на лечение, наверстывание упущенного. В итоге всё это складывается в ухудшение качества образования.

- Находят ли общественные организации, в частности ОЗППОУ, понимание со стороны Рособрнадзора?

Да, мы активно взаимодействуем, часто проводим консультации. С прежним руководителем много спорили, с нынешним - конструктивно обсуждаем многие вопросы и в узком кругу, и широком. Правда, есть и непонимание, но в то же время есть встречное движение, вопросы, по которым достаточно быстро находим общий язык.

Нынешнее руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки однозначно прогрессивнее прежнего, гораздо активнее в обсуждении острых вопросов. Они стараются не только слушать, стремятся ещё что-то и предлагать. Вот это радует. Меняется вектор в процессе государственно-общественного диалога по самым узким вопросам, так называемым «развилкам». Надеюсь, в ближайшее время мы порадуем наших граждан и, кстати говоря, региональных чиновников от образования определенными совместными решениями ОЗППОУ и Рособрнадзора.

Из четырех принципов создания системы Открытого правительства (так называемых четырех «К»: Кадры, Коррупция - точнее, противодействие ей, Конкуренция, Качество жизни) применительно к системе образования что, на ваш взгляд, первично?

Кадры решают всё. Этот политический лозунг, безусловно, не потерял актуальности и в наше время. Очень многое зависит от того, насколько профессиональные, ответственные, понимающие кадры будут работать в образовательных организациях. Мы сталкиваемся с серьезными проблемами на всех уровнях управления не только образованием, но и в других сферах. Профессионализм и компетенция тех, кто должен по роду своей деятельности выполнять те или иные управленческие функции, часто, к сожалению, оставляют желать лучшего. Собственно и та же коррупция, и конкуренция очень связаны с качеством кадров. И вопросы качества жизни тоже вытекают из вопросов подготовки специалистов, которые на местах обеспечивают это качество.

- «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», - писал поэт Павел Коган. Это про вас?..

Читайте в следующем номере «АО».

Деятельность на государственной службе

Получив в Марфино классическое образование, выдержал экзамен при Московском университете и поступил на службу в коллегию иностранных дел в 1819 г. В 1824 г. назначен секретарём посольства в Мадриде . В турецкую войну 1828-29 гг. служил в походной канцелярии министерства иностранных дел; после окончания войны отправлен в Грецию поверенным в делах. В 1831 г. назначен помощником статс-секретаря государственного совета; в 1832 - товарищем министра юстиции; в 1839 - управляющим министерством юстиции; в 1841 г. утверждён министром; пост министра занимал до 1862 г., когда был уволен, с оставлением членом госуд. совета. С 1864 г. был главноуправляющим II отделением Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии . Во время своего долговременного пребывания на посту министра юстиции граф П. оставался ревностным охранителем того дореформенного порядка, который рушился с изданием судебных уставов 20 ноября 1864 г . Совершенно не понимая живую действительность практической жизни, он относился ко всему с формальной точки зрения; в его ведомстве царила письменность, составлявшая главное зло тогдашнего судопроизводства; даже введение личных докладов казалось большим шагом вперёд. Он был решительным противником реформ в своём ведомстве и вышел в отставку вскоре после утверждения основных начал нового судопроизводства и судоустройства. П. был убеждённым противником отмены телесных наказаний; принятие государственным советом закона об уничтожении телесных наказаний послужило ближайшим поводом к его отставке. П. доказывал, что эта мера преждевременна и не соответствует степени развития и образования народа.

Участие в подготовке Крестьянской реформы

В. Н. Панин

В деле освобождения крестьян Панин сыграл роль тормоза великой реформы . Ещё в царствование Николая I, Панин выразил своё отношение к этому вопросу. Когда возникло предположение разрешить крестьянам приобретать недвижимую собственность, закончившееся изданием в 1847 года закона, разрешавшего такое приобретение, Панин высказался за предоставление крепостным этого права, но распоряжаться своим имуществом они должны бы, по его мнению, лишь с согласия помещиков. До того крестьяне приобретали недвижимость на имя своих помещиков, что было источником злоупотреблений; помещики часто распоряжались таким имуществом, как собственным. Так случилось в деле гр. Самойловой со своими крестьянами, в котором Панин высказался в пользу помещицы. Будучи членом секретного, а с 1858 года - Главного комитета по крестьянскому делу, Панин энергично старался затормозить дело освобождения крестьян; в особой комиссии, занимавшейся рассмотрением проектов губернских комитетов, членом которой был Панин, явилась идея поставить всю Россию на военное положение при введении реформы, но она не была принята. После смерти Я. И. Ростовцева , Панин был назначен в 1860 году председателем редакционных комиссий. Это известие произвело тягостное впечатление на членов комиссии; можно было рассчитывать на Панина только как на беспрекословного исполнителя воли Государя. Действительно, Панин получил от Государя это назначение с поручением довести дело до конца в том духе, в каком оно велось до того времени. Исполняя поручение, Панин соблюдал строгий нейтралитет между партиями и воздерживался от проведения своих взглядов. Главным содержанием его взглядов было желание оградить интересы помещиков, сохранить за ними полную собственность на надельные земли, права вотчинной полиции и власть над крестьянскими выборными властями. Вследствие столкновения, происшедшего между Паниным и прочими членами, он не присутствовал на последнем заседании. В Главном комитете Панин настоял на понижении максимума надела.

Печатные работы

Панан напечатал в «Чтениях» московского общ. ист. и древн. за 1867 г. «Краткую историю Елизаветы Алексеевны Таракановой» и отдельно (М., 1867) «О самозванке, выдававшей себя за дочь имп-цы Елисаветы Петровны», также несколько документов из своего семейного архива в «Русском Архиве» (1871), в «Сборнике Русского Исторического Общества» (т. V и VI). Ср. Колмаков, «Гр. Панин», в «Русской Старине» (1887, № 11-12) и Н. П. Семенова, в «Русском Архиве» (1887, № 11). Об отношении гр. П. к крестьянскому вопросу в царствование Николая I - см. В. И. Семевский , «Крестьянский вопрос в России в XVIII в. и в первой половине XIX в.»; Джаншиев, «Из эпохи реформ».

Семья

Женой Панина была графиня Наталья Тизенгаузен , внучка графа Палена , известного своей ролью в заговоре против Павла I . Виктор Никитич пережил своего единственного сына Владимира и стал последним из графов Паниных . Имения Паниных унаследовала его внучка Софья , которая умерла в 1956 году в Нью-Йорке . Дочери Виктора Панина вышли замуж за графов В. В. Левашова и В. Е. Комаровского.

Литература

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Графы
  • Родившиеся в 1801 году
  • Умершие в 1874 году
  • Министры юстиции Российской империи
  • Панины
  • Члены Государственного совета Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Панин, Виктор Никитич" в других словарях:

    - (1801 74) граф, российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1855). В 1841 62 министр юстиции. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, отстаивал интересы помещиков. С 1860 председатель редакционных комиссий … Большой Энциклопедический словарь

    - (1801 1874), граф, государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1855). В 1841 62 министр юстиции. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, отстаивал интересы помещиков. С 1800 председатель редакционных комиссий. * * * ПАНИН… … Энциклопедический словарь

    Панин (граф Виктор Никитич, 1801 1874) государственный деятель. Получив дома классическое образование, выдержал экзамен при Московском университете и поступил на службу в коллегию иностранных дел в 1819 году. В 1824 году назначен секретарем… … Биографический словарь

    - (граф, 1801 1874) государственный деятель. Получив дома классическое образование, выдержал экзамен при Московском унив. и поступил на службу в коллегию иностранных дел в 1819 г. В 1824 г. назначен секретарем посольства в Мадриде. В турецкую войну … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Виктор Никитич Панин (граф, 1801 1874) государственный деятель. Получив дома классическое образование, выдержал экзамен при Московском унив. и поступил на службу в коллегию иностранных дел в 1819 г. В 1824 г. назначен секретарём посольства в… … Википедия

    Граф, д. т. с., министр юстиции, член Госуд. сов. с 16 апр. 1861 г., председатель редакцион. комис. по крестьянскому делу; р. 18 апреля 1801 г., † 12 апр. 1874 г. {Половцов} …

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Панин. Панин, Виктор: Панин, Виктор Александрович конструктор российских РЛС. Панин, Виктор Евгеньевич: Панин, Виктор Евгеньевич (род. 1930) академик РАН. Панин, Виктор Евгеньевич (род … Википедия

    Внук графа Петра Ивановича Панина (см.), родился 28 го марта 1801 года в Москве, где временно проживал его отец, гр. Никита Петрович, находившийся в опале в последнее время царствования Павла I и только что незадолго до рождения сына вызванный… … Большая биографическая энциклопедия

    - (граф, 1801 1874) государственный деятель. Получив дома классическое образование, выдержал экзамен при Московском унив. и поступил на службу в коллегию иностранных дел в 1819 г. В 1824 г. назначен секретарём посольства в Мадриде. В турецкую… … Википедия


ПАНИН ВИКТОР НИКИТИЧ - граф, российский государственный дея-тель, действительный тайный советник (1856), почетный член Пе-тербургской АН (1856/1857).

Из ро-да Па-ни-ных , сын Н.П. Па-ни-на, дед С.В. Па-ни-ной. Круп-ный по-ме-щик (к 1842 году вла-дел 12 тысячами душ муж-ско-го по-ла). По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, слу-шал лек-ции в Йен-ском университете. В 1819 году вы-дер-жал эк-за-мен в Московском университете. За-тем на служ-бе в Кол-ле-гии иностранных дел. В 1824-1826 годы годах 2-й сек-ре-тарь российской мис-сии в Мад-ри-де. Исполнял должность российского по-ве-рен-но-го в де-лах в Гре-ции (1829-1831). По-мощ-ник статс-сек-ре-та-ря Государственного со-ве-та по Департаменту за-ко-нов (1831-1832). Исполняющий должность то-ва-ри-ща ми-ни-ст-ра юс-ти-ции (с 1832). Статс-сек-ре-тарь (с 1832/1833). Управ-ляю-щий Министерством юс-ти-ции (с 31.12.1839(12.1.1840), министр юс-ти-ции (16(28).4.1841-21.10(2.11).1862). Один из раз-ра-бот-чи-ков Уло-же-ния о на-ка-за-ни-ях уго-лов-ных и ис-пра-ви-тель-ных 1845. Про-вёл об-щую ре-ви-зию гу-берн-ских су-деб-ных уч-ре-ж-де-ний (1846). Спо-соб-ст-во-вал уч-ре-ж-де-нию Шко-лы кавказских ме-жев-щи-ков (1846), го-то-вив-шей зем-ле-ме-ров для За-кавказского края, при нём Ме-же-вой кор-пус по-лу-чил во-енное уст-рой-ст-во (1850). При уча-стии Панина окон-чательно уп-разд-не-ны со-ве-ст-ные су-ды (кро-ме Санкт-Пе-тер-бург-ско-го и Мо-с-ков-ско-го), их де-ла пе-ре-да-ны в 1857 году в уго-лов-ные па-ла-ты. Ак-тив-но уча-ст-во-вал в соз-да-нии Московского ар-хи-ва Министерства юс-ти-ции (1853). В конце 1850-х годов вы-сту-пил про-тив про-ек-та пол-но-го пре-об-ра-зо-ва-ния су-деб-ной сис-те-мы и су-до-про-из-вод-ст-ва на на-ча-лах не-за-ви-си-мо-сти, все-со-слов-но-сти и глас-но-сти, раз-ра-бо-тан-но-го под руководством глав-но-управ-ляю-ще-го 2-м от-деле-ни-ем Собственной Его Императорского Величия Кан-це-ля-рии Д.Н. Блу-до-ва, од-на-ко при-знал не-об-хо-ди-мость от-стра-нить по-ли-цию от след-ст-вия и соз-дать ин-сти-тут су-деб-ных сле-до-ва-те-лей (8(20).6.1860). В начале 1860-х годов из-ме-нил свою по-зи-цию, в 1862 году под-дер-жал «ос-нов-ные на-ча-ла» ре-фор-мы (под-го-тов-ку су-деб-ной ре-фор-мы 1864 года за-вер-шил пре-ем-ник Панина на по-сту министр юс-ти-ции Д.Н. За-мят-нин).

Член Сек-рет-но-го (с 1858 года Глав-но-го) комитета по кре-сть-ян-ско-му де-лу (с 1857), с 18.2(1.3).1860 года председатель Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-сий (на вре-мя пред-се-да-тель-ст-во-ва-ния ос-во-бо-ж-дён от управ-ле-ния Министерством юс-ти-ции). Стре-мил-ся со-хра-нить за по-ме-щи-ка-ми соб-ст-вен-ность на зем-ли, на-хо-див-шие-ся в поль-зо-ва-нии кре-сть-ян, а так-же пра-ва вот-чин-ной по-ли-ции и власть над ор-га-на-ми кре-сть-ян-ско-го са-мо-управ-ле-ния. В Государственном со-ве-те при рас-смот-ре-нии за-ко-но-про-ек-та о зем-ст-вах вы-сту-пил сто-рон-ни-ком при-да-ния им со-слов-но-го ха-рак-те-ра, вы-ска-зы-вал-ся про-тив пе-ре-да-чи зем-ст-вам дел по народному об-ра-зо-ва-нию, здра-во-охра-не-нию и тюрь-мам. Глав-но-управ-ляю-щий 2-м от-де-ле-ни-ем Собственной Его Императорского Величия кан-це-ля-рии (27.2(10.3).1864-16(28).4.1867), ини-циа-тор от-ме-ны обя-зательного со-гла-со-ва-ния ве-домственных за-ко-но-про-ек-тов со 2-м от-де-ле-ни-ем (30.6(12.7).1866). Член Вер-хов-но-го уго-лов-но-го су-да по де-лу Д.В. Ка-ра-ко-зо-ва, со-вер-шив-ше-го по-ку-ше-ние на императора Алек-сан-д-ра II (1866). С 1872 года в бес-сроч-ном от-пус-ке.

Член ВЭО (с 1824), Русского ис-то-рического общества (с 1871), почетный член РГО (с 1846), Общества ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских (с 1866), Ар-хео-ло-гического общества (с 1866). Ав-тор «Крат-кой ис-то-рии Ели-за-ве-ты Алек-се-ев-ны Та-ра-ка-но-вой» («Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских», 1867 год, книга 1). Опу-б-ли-ко-вал несколько до-ку-мен-тов из се-мей-но-го ар-хи-ва Па-ни-ных, в том числе «Пись-ма гра-фа П.И. Па-ни-на к сы-ну, гра-фу Ни-ки-те Пет-ро-ви-чу (1788 год)» («Сбор-ник Рус-ско-го ис-то-ри-че-ско-го об-ще-ст-ва», 1870 год, том 5), «Бу-ма-ги гра-фа Пет-ра Ива-но-ви-ча Па-ни-на о пу-га-чёв-ском бун-те» (Там же, 1871 год, том 6), «Пе-ре-пис-ка гра-фа П.А. Ру-мян-це-ва с гра-фом Н.И. Па-ни-ным в 1765 и 1771 годах» (Там же, 1872 год, том 9), «Вы-со-чай-шие ре-ск-рип-ты им-пе-рат-ри-цы Ека-те-ри-ны II и ми-ни-стер-ская пе-ре-пис-ка по де-лам крым-ским» («Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-но-стей рос-сий-ских», 1871 год, книга 4). Имел об-шир-ную библиотеку, ко-то-рую по-жерт-во-вал в Московский пуб-лич-ный и Ру-мян-цев-ский му-зеи.

На-гра-ж-дён ор-де-на-ми Святого Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1844 год; ал-маз-ны-ми зна-ка-ми к не-му - 1859 год), Святого Ан-д-рея Пер-во-зван-но-го (1861 год; ал-маз-ны-ми зна-ка-ми к не-му - 1867 год), Святого Вла-ди-ми-ра 1-й сте-пе-ни (1865) и другими.