Поэтическое течение 8. Литературное течение. Литературные направления и течения. Тема: поэтические течения «серебряного века»

Откуда возник термин «поэзия Серебряного века»? Какие шедевры родились в это время? К каким экспериментам прибегали некоторые поэты? Как стремились привлечь к себе внимание? Почему многие из них оказались забытыми? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Интеллектуальный взрыв

Русская поэзия конца XIX — первых десятилетий XX века известна как поэзия Серебряного века. Термин как таковой возник уже после окончания этого периода, во второй половине прошлого века. Название образовалось по аналогии с термином Золотой век, то есть Пушкинская эпоха. И это глубоко символично, ведь Серебряный век русской поэзии дал миру много ярких имен. С поэзией Серебряного века связывают имена Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и других.

Многочисленные и разнообразные литературные направления рубежа веков в целом можно назвать одним словом — модернизм (от французского «новейший, современный»). На самом деле модернизм был очень разноплановым, в нем существовали разнообразные течения. Самые знаковые из них - символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Выделяют также крестьянскую поэзию, сатирическую поэзию и другие течения.

Модерн и в европейской, и в русской поэзии отличался поиском новых форм и выразительных средств. Это было время творческого поиска, который часто приводил к ярким находкам. Но испытание временем прошли далеко не все поэты, имена многих из них известны сегодня только филологам. Многие по-настоящему талантливые поэты со временем выходили за узкие рамки того или иного литературного направления.

На рубеже веков Россия переживала сильнейший интеллектуальный подъем, который выразился прежде всего в поэзии и философии. Известный философ Николай Бердяев писал об этом времени так: «Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов...»

На поэтов Серебряного века большое влияние оказали философские учения самого Бердяева, а также Соловьева, Федорова, Флоренского с их идеей вечной божественной красоты, Души Мира, в слиянии с которой они видели спасение для всего человечества, а также Вечной Женственности. Остановимся на каждом из течений.

Символизм. Намеки и полутона

Это было первое и весьма значительное модернистское течение. Оно возникло во Франции, позже распространилось в России. Характерно не только для литературы, но и для музыки, живописи.

В этом литературном направлении выделяют два этапа. Первый - «старшие символисты» (Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и другие). Их дебют состоялся в 1890-е годы. Спустя несколько лет символизм пополнился новыми силами и новыми эстетическими взглядами. «Младшими символистами» стали Александр Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый.

По словам Вячеслава Иванова, поэзия - это «тайнопись неизреченного». Ценность творчества виделась в недосказанности, намеках, а передать тайный смысл должен был символ.

Помните знаменитые блоковские строки из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», наполненные символами?

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней...

Кроме символа, передающего мимолетность бытия, большое значение символисты придавали музыке, поэтому в их стихотворениях прослеживаются словесно-музыкальные созвучия. Для символизма характерны широкие ассоциации с культурой предыдущих эпох.

Символизм обогатил русскую поэзию настоящими открытиями: поэтическое слово стало многозначным, в нем открылись новые грани и дополнительные оттенки. Символисты использовали сочетания тех или иных звуков для создания образа (так называемая аллитерация), а также разнообразие ритмики. Пример аллитерации у Бальмонта - нарочитое повторение звука «л»:

С лодки скользнуло весло,

Ласково млеет прохлада.

Но всё перечисленное относится к внешней форме стиха. А главное, конечно, внутреннее наполнение. Символисты по-новому поставили вопрос о роли художника (в широком смысле этого слова) в жизни общества, сделали искусство более личностным.

Акмеизм. Достигшие вершин

Термин произошел от греческого akme, что обозначает «вершина, высшая степень чего-либо». Если символисты тяготели к сверхреальному, многозначности образов, то акмеисты - к поэтической точности, чеканному художественному слову. Акмеисты были аполитичны, злободневные проблемы не проникали в их творчество.

Главной ценностью для этого литературного направления была культура, которую они отождествляли с общечеловеческой памятью. Поэтому акмеисты часто обращаются к мифологическим образам, сюжетам (например, Гумилев - «Из букета целого сиреней...» и многие другие стихи).

Кроме того, они ориентировались не на музыку, как символисты, а на архитектуру, живопись, скульптуру - то есть то, что подразумевает трехмерность, пространственность. Акмеисты любили красочные, живописные, даже экзотические детали.

Это литературное направление включало многих талантливых поэтов-друзей. Свое объединение они назвали «Цех поэтов». А предшествовал этому скандал. В 1911 году в салоне Вячеслава Иванова, где, как обычно, собрались литераторы, чтобы представить свои стихи и обсудить чужие, произошел конфликт. Несколько поэтов, обидевшись на критику в свой адрес, просто ушли. Среди них был и Николай Гумилев, которому не понравилась критика его «Блудного сына». Так, в противовес «Академии стиха» родился «Цех поэтов».

Главное правило акмеистов - ясность поэтического слова, лишенного чего-то туманного. Акмеизм как литературное направление объединил очень талантливых и самобытных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама. Другие из «Цеха поэтов» не достигли такого высокого уровня.

Вспомним проникновенную женскую лирику Ахматовой. Взять хотя бы такие строки:

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?" —

От того, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

Непросто сложились судьбы многих поэтов Серебряного века, в том числе Анны Ахматовой. Первый муж, Николай Гумилев, расстрелян в 1921 году; второй, Николай Панин, погиб в 1953 году в лагере; сын, Лев Гумилев, долгие годы тоже находился в заключении.

Футуризм. На заре PR-компаний

Название этого литературного направления произошло от латинского слова futurum, что означает «будущее».

Если акмеизм зародился в России, то родиной футуризма считается Италия. Идеолог футуризма Маринетти видел задачу футуризма вот в чем: «ежедневно плевать на алтарь искусства». Ничего себе заявление, правда? Впрочем, разве не то же самое делают сегодня многие так называемые литераторы, художники, которые откровенную гадость выдают за произведение искусства?

Футуристы поставили амбициозную цель - создать искусство будущего, причем весь предшествующий художественный опыт они отрицали. Поэты сочиняли манифесты, зачитывали их со сцены, затем публиковали. Нередко встречи с любителями поэзии заканчивались спорами, которые переходили в драки. Таким образом это литературное направление получало известность. Знакомый, как сейчас говорится, пиар-ход, не правда ли? Взять хотя бы политиков или представителей шоу-бизнеса, знающих, что именно привлечет внимание публики...

Слова у футуристов располагались совершенно свободно, часто нарушались какие-либо логические связи, было вообще непонятно, о чем речь, что хотел сказать поэт.

Справедливости ради отметим, что эпатаж использовали представители всех модернистских течений. При этом у футуристов он был на первом месте и проявлялся во всем - от внешнего облика (вспомним выступления Маяковского в его знаменитой желтой блузе) и до самого творчества.

Представители этого литературного направления в России - Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых и другие. Кстати, большинство из них были еще и художниками, создавали плакаты, иллюстрации к книгам.

Главные черты футуризма: бунтарство, смелые эксперименты в стихосложении, появление авторских неологизмов - то есть слов, которых до этого никто не употреблял, различные словесные эксперименты.

Вот одно из стихотворений Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Понятно, что такие строки так и остались экспериментом. А вот Маяковский стал явлением в поэзии, в том числе - в стихосложении.

Его знаменитая «лесенка», то есть особое расположение коротких строк, популярна и сегодня.

Имажинизм. Увлечение юного Есенина

Это литературное направление, родившееся на Западе, возникло в России после 1917 года. Название происходит от слова image, которое есть и в английском, и французском языке и обозначает «образ».

Первый творческий вечер имажинистов прошел 29 января 1919 года. Там была прочитана декларация с основными принципами нового направления, а подписали ее Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев и Вадим Шершеневич, а также два художника. В декларации подчеркивалось, что орудие мастера искусства - образ и только образ. Дескать, он, как нафталин, спасает произведение от моли времени.

Приведем строчки Мариенгофа:

Язык

Не вяжет в стих

Серебряное лыко,

Ломается перо — поэта верный посох.

Приди и боль разуй. Уйду босой.

Приди, чтоб увести.

Имажинисты заявляли, что содержание в художественном произведении - вещь совершенно ненужная, был бы только найден образ. Но опять-таки, в подобных заявлениях было больше эпатажа. Ведь стремление к образности художественного слова было, есть и будет у любого поэта, к какому бы направлению он себя ни причислял.

Как мы уже говорили, многие талантливые поэты только на первых порах входили в те или иные литературные направления и объединения, а затем находили собственный путь и стиль в искусстве. Так, к примеру, Сергей Есенин в 1921 году отметил, что имажинизм - это кривлянье ради самого кривлянья, и порвал с этим направлением.

Основой непревзойденной есенинской поэзии стали Русь, малая родина, фольклор, крестьянское мировоззрение.

Многие литературоведы выделяют среди литературных направлений крестьянскую поэзию, представителями которой являются, кроме Есенина, Демьян Бедный, Николай Клюев и другие.

Одно из направлений поэзии рубежа веков - сатирическая поэзия (Саша Черный, Аркадий Аверченко и другие).

Как видим, поэзия Серебряного века была очень разноплановой, включала многочисленные литературные направления. Что-то безвозвратно ушло в прошлое - просто как неудавшийся эксперимент. Но творчество Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Цветаевой, Пастернака (двое последних, кстати, были вне конкретных литературных направлений) и некоторых других поэтов действительно стало ярким событием в русской литературе, а также оказало значительное влияние на многих современных поэтов.

Немало стихов поэтов Серебряного века и сегодня у всех на слуху. Взять хотя бы неразгаданный шедевр Цветаевой, который трудно объяснить с позиций логики, «Мне нравится, что вы больны не мной...» - романс, известный всем по фильму «С легким паром...».

Судьбы целого ряда поэтов Серебряного века были трагическими. Причины - и личные, и социальные. Эти поэты прошли революции, войны, репрессии, эмиграцию, сохранив высокий дух истинной поэзии. Широкому кругу читателей творчество многих из них стало известно лишь в 90-е годы прошлого века, поскольку долгое время они считались запрещенными.

Термином литературное течение обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм – общее название разных группировок в искусстве и литературе XX в., которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, – включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литературных направлений и течений. Например, О. Бальзак, будучи реалистом, создает романтический роман "Шагреневая кожа", а Μ. Ю. Лермонтов, наряду с романтическими произведениями, пишет реалистический роман "Герой нашего времени".

Течение – более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. В основе течения также лежит общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Нередко общность художественных принципов в течении образует "художественную систему". Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р. Декарта ("картезианский рационализм"), к которому относят творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П. Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения – "прогрессивный" и "консервативный", но есть и другие классификации.

Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению (равно как и стремление остаться вне существующих течений литературы) предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, в которой содержательные и формальные особенности текстов были "предзаданными" традицией и "каноном". Особенность же направлений и течений состоит в том, что эти общности базируются на глубинном единстве философских, эстетических и иных содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).

Литературная школа

Литературная школа – небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически – в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как "уставы" и "правила". Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, "главу школы" ("щедринская школа", поэты "некрасовской школы").

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности – вплоть до общности тематики, стиля, языка. Таковой, к примеру, была в XVI в. группа "Плеяда". Она выросла из кружка французских поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы, и окончательно сложилась к концу 1540-х гг. Возглавлял ее известный поэт П. де Ронсар, а основным теоретиком был Жоашен Дю Белле, который в 1549 г. в трактате "Защита и прославление французского языка" высказал главные принципы деятельности школы – развитие национальной поэзии на национальном языке, освоение античных и итальянских поэтических форм. Поэтическая практика Ронсара, Жоделя, Баифа и Тийара – поэтов "Плеяды" – не только принесла славу школе, но и заложила основы для развития французской драматургии XVII–XVIII вв., развивала французский литературный язык и различные жанры лирики.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, по и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе. "Плеяда" этому вполне соответствует.

Но многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, "озерная школа", названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко нс во всем согласных друг с другом. К "лейкистам" относят У. Вордсворта, С. Колриджа, создавших сборник "Лирические баллады", а также Р. Саути, Т. де Квинси и Дж. Вильсона. Но поэтическая практика последних во многом была отличной от идеолога школы – Вордсворта. Сам де Квинси в мемуарах отрицал существование "озерной школы", а Саути нередко выступал с критикой идей и стихотворений Вордсворта. Но в связи с тем, что объединение поэтов-лейкистов существовало, имело сходство эстетических и художественных принципов, отраженных в поэтической практике, изложило свою "программу", историки литературы традиционно называют эту группу поэтов "озерной школой".

Понятие "литературная школа" преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединенные "лидером", имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII в. образовала школу Спенсера. Находясь под влиянием поэзии своего учителя, братья Флетчеры, У. Браун и Дж. Уитер подражали образности, темам, поэтическим формам создателя "Королевы фей". Поэты школы Спенсера копировали даже тип строфы, созданной им для этой поэмы, напрямую заимствуя аллегории и стилистические обороты своего учителя. Интересен факт, что творчество последователей поэтической школы Спенсера осталось на периферии литературного процесса, а вот творчество самого Э. Спенсера повлияло на поэзию Дж. Милтона, а позднее Дж. Китса.

Традиционно происхождение русского реализма связывают с "натуральной школой", существовавшей в 1840– 1850-е гг., преемственно связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Для "натуральной школы" характерны многие признаки понятия "литературная школа", и именно как "литературная школа" она осознавалась современниками. Главным идеологом "натуральной школы" был В. Г. Белинский. К ней относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Ф. М. Достоевского. Представители "натуральной школы" группировались вокруг ведущих литературных журналов того времени – сначала "Отечественных записок", а потом "Современника". Программными для школы стали сборники "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник", в которых были опубликованы произведения этих писателей и статьи В. Г. Белинского. У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанре – физиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. "Содержание романа, – писал В. Г. Белинский, – художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью" . Особенности "натуральной школы" проявились и в ее поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, предельно точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, подчеркнутое использование статистических и этнографических данных стали неотъемлемыми признаками произведений "натуральной школы". В романах и повестях Гончарова, Герцена, раннем творчестве Салтыкова-Щедрина была раскрыта эволюция персонажа, происходящая под влиянием социальной среды. Разумеется, стиль и язык авторов "натуральной школы" во многом был различен, но общность тематики, позитивистски ориентированной философии, сходство поэтики прослеживается во многих их произведениях. Таким образом, "натуральная школа" представляет собой пример сочетания многих принципов образования школы – определенных временных и пространственных рамок, единства эстетических и философских установок, общности формальных особенностей, преемственности по отношению к "лидеру", наличия теоретических деклараций.

Примерами школ в современном литературном процессе могут служить "Лианозовская группа поэтов", "Орден куртуазных маньеристов" и многие другие литературные объединения.

Однако следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом – значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы, так как при таком "направленческом" подходе наиболее важные индивидуальные особенности творчества писателя остаются вне поля зрения исследователя, ищущего общие, часто схематичные моменты. Даже ведущее направление какого-либо периода, эстетическая база которого стала платформой для художественной практики многих авторов, не может исчерпать всего многообразия литературных фактов. Многие видные писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои мировоззренческие, эстетические и художественные принципы вне рамок школ, течений, ведущих направлений определенной эпохи. Направления, течения, школы – это, по выражению В. М. Жирмунского, "не полочки или коробки", "по которым мы “раскладываем” поэтов". "Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций" . Литературный процесс – явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как "течение" и "направление", следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 106.
  • Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996. С. 419.

1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

б) Александр Блок и символизм;

в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

а) мир поэзии Николая Гумилева;

б) слово и культура Осипа Мандельштама;

в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

а) творения Велимира Хлебникова;

б) поэтика Владимира Маяковского.

4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

Занятие № 7

Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

3. Пространство и время в стихотворении

1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

а) сфера дон Жуана и донны Анны;

б) функция повторов;

в) семантика символов.

3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

4. Интертекстуальность произведения.

Литература

1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

Занятие № 8

Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

7. Полифонизм произведения.

8. Стиль и стих поэмы.

9. Критические суждения о «Двенадцати».

Литература

1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).

Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

Возвращение слову первоначального значения;

Изображение человека с его истинными чувствами;

Поэтизация мира;

Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах ().

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».