Состав гко в годы войны. Великая Победа. Правда Войны. «образование государственного комитета обороны

Чрезвычайный высший государственный орган в 1941-1945 гг.

Вопрос о создании компактного чрезвычайного органа управления с неограниченными властными полномочиями, который сосредоточил бы в своих руках высшее руководство всеми военными и хозяйственными вопросами, был поднят 30 июня 1941 г. на совещании в Кремле у В.М. Молотова (также в нем принимали участие Л.П. Берия, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский). Он был призван заменить имевший значительно меньшие права возглавлявшийся К.Е. Ворошиловым Комитет обороны при СНК СССР. В тот же день участники совещания ок. 17:00 прибыли к И.В. Сталину на Ближнюю дачу, где обсудили с ним вопрос и сформулировали документ о создании ГКО СССР, который был оформлен как решение Политбюро ЦК ВКП(б).

Формально ГКО СССР был образован в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «о создании Государственного Комитета Обороны» от 30 июня 1941 г., в котором необходимость создания этого органа объяснялась «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину». 2-я пункт Постановления приказывал «Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках» ГКО, а 3-й обязывал «всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения» ГКО.

Состав ГКО СССР

председатель: член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ЦК ВКП(б), председатель СНК СССР И.В. Сталин;

заместитель председателя: член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов;

члены: член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов; кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), нач. Управления кадров и секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков; кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР и нарком внутренних дел СССР генеральный комиссар государственной безопасности Л.П. Берия.

За время своего существования состав ГКО СССР несколько расширился, кроме того в нем происходили небольшие изменения:

3 февраля 1942 г. в состав ГКО СССР в качестве членов были введены член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР, нарком внешней торговли СССР, председатель Комитета по эвакуации А.И. Микоян; кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), 1-й заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский;

20 февраля 1942 г. в состав ГКО СССР в качестве члена введен член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР, нарком путей сообщения СССР Л.М. Каганович;

22 ноября 1944 г. К.Е. Ворошилов выведен из состав ГКО СССР, а на его место назначен член ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР, председатель Правления Госбанка СССР Н.А. Булганин;

2 февраля 1945 г. в состав ГКО СССР в качестве члена введен член ЦК ВКП(б), нарком военно-морского флота СССР и главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов.

3 июля на заседании ГКО были распределены обязанности между его членами: И.В. Сталин и В.М. Молотов осуществляли руководство деятельностью ГКО и осуществляли стратегическое руководство страной, вооруженной борьбой и войной в целом. Л.П. Берии также поручено курировать работу Наркоматом минометного вооружения, боеприпасов, танковой промышленности (позже стал отвечать за роботу ВВС РККА), Г.М. Маленкову - производство танков всех типов (позже ему поручили авиационную промышленность, а за производство танков стал отвечать В.М. Молотов), К.Е. Ворошилову - военно-мобилизационную работу. Позже А.И. Микоян курировал вопросы снабжения РККА, Л.М. Каганович - работу транспорта, Н.А. Вознесенский - вопросы перебазирования и работы оборонной промышленности (позже - черную и цветную металлургию, нефтяную и химическую промышленность).

Как вспоминал начальник Тыла РККА генерал А.В. Хрулев: «В кабинет Председателя ГКО всегда свободно входили члены ГКО, которые докладывали подготовленные проекты постановлений - каждый по своему кругу деятельности... Заседаний ГКО в обычном понимании, т.е. с определенной повесткой дня, секретарями и протоколами не было». Не было также у ГКО СССР и собственного аппарата, все материалы и проекты готовились в соответствующих ведомствах, а делопроизводство осуществлялось возглавляемым А.Н. Поскребышевым Особым сектором ЦК ВКП(б).

В качестве органов ГКО СССР в ряде областных центров и больших городах (находившихся в непосредственной близости от линии фронта) создавались городские комитеты обороны (более 60); обычно их возглавляли 1-е секретари обкома или горкома партии, заместителями были председатели местных Исполкомов, членами командующие войсками и члены Военного совета округа, начальник Управлений НКВД.

Подразделения ГКО СССР

Для усиления руководства отдельными, наиболее важными, направлениями, а также для принятия решительных мер по исправлению сложившейся ситуации и быстрого решения не терпящих отлагательства вопросов, при ГКО СССР за время его существования был создан целый ряд ведомств, носивших также чрезвычайных характер.

Группа постоянных уполномоченных ГКО СССР и постоянные комиссии ГКО при фронтах (июль - декабря 1941 г.);

Комитет по эвакуации, создан в соответствии с Постановлением ГКО СССР №173 от 16.07.1941, расформирован по Постановлению ГКО ССР №1066сс от 25.12.1941, его функции переданы Комитету по разгрузке железных дорог от застрявших грузов; председатель - Н.М. Шверник, заместители председателя - Н.А. Косыгин и М.Т. Первухин; в его рамках 26 сентября 1941 г. было создано Управление по эвакуации населения по главе с заместителем председателя СНК РСФСР К.Д. Памфилова;

Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы продовольствия, сырья и оборудования легкой и пищевой промышленности, создан Постановлением ГКО СССР №834с от 25.09.1941; состав: А.И. Микоян (председатель), А.Н. Косыгин (заместитель председателя), наркомы В. П. Зотов (Наркомпищепром), З. А. Шашков

(Наркомречфлот), П. В. Смирнов (Наркоммясомолпром), Л. М. Каганович (НКПС);

Комиссия по эвакуации, создана Постановлением ГКО СССР № 1922 22.06.1942, упразднена в конце 1942 г.; состав: Н.М. Шверник (председатель), А.И. Микоян, А.Н. Косыгин, заместитель председателя СНК СССР М.З. Сабуров, 1-й заместитель наркома внутренних дел СССР В. Н. Меркулов, заместитель наркома НКПС СССР Б.Н. Арутюнов, заместитель начальника тыла Красной армии П.А. Ермолин;

Особый комитет по вопросам репараций, создан Постановлением ГКО СССР № 715с от 26.09.1941;

Трофейная комиссия, создана 22 марта 1942 г., при которой действовали Центральная комиссия по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством С. М. Будённого и Центральная комиссия по сбору черных и цветных металлов в прифронтовой полосе под председательством Н. М. Шверника; по Постановлению ГКО СССР № 3123сс от 5.04.1943 преобразована в Трофейный комитет;

Трофейный комитет, создан Постановлением ГКО СССР № 3123сс от 5.04.1943; председатель: К.Е. Ворошилов;

Комитет по разгрузке железных дорог от застрявших грузов, создан Постановлением ГКО СССР №1066сс от 25.12.1941, по Постановлению ГКО СССР №1279 от 14.02.1942 преобразован в Транспортный комитет; состав: А. И. Микоян (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель), Н. А. Вознесенский, А. В. Хрулёв и Л. М. Каганович;

Транспортный комитет, создан Постановлением ГКО СССР №1279 от 14.02.1942; по Постановлению ГКО СССР № 5931 от 19.05.1944 упразднен, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО; состав: И.В. Сталин (председатель), А. А. Андреев (заместитель председателя), Л.М. Каганович, А.И. Микоян, нарком морского флота СССР П.П. Ширшов, нарком речного флота З.А. Шашков, начальник тыла РККА А.В. Хрулёв, начальник Управления военных сообщений НКО СССР И.В. Ковалёв, А.Г. Карпоносов (НКО СССР), Г.В. Ковалёв (НКПС);

Совет по радиолокации (вопросы создания ракетной ПВО), создан Постановлением ГКО № 3686сс от 4.07.1943;

Специальный комитет по вопросам использования атомной энергии, создан 20.08.1945.

Особое место в работе ГКО СССР занимало его Оперативное бюро , созданное Постановлением ГКО СССР № 2615с от 8.12.1942 в составе В.М. Молотова, Л.П. Берии (с 16 мая 1944 - председатель), Г.М. Маленкова и А.И. Микояна. Оно осуществляло «контроль и наблюдение за текущей работой всех Наркоматов оборонной промышленности», а также Наркоматом путей сообщения, черной металлургии, цветной металлургии, электростанций, угольной промышленности, нефтяной промышленности, химической промышленности и др. Опыт оказался успешным и Постановлением ГКО СССР № 5931 от 19.05.1944 полномочия Оперативного бюро были существенно расширены: к его ведению отнесены «контроль и наблюдение за работой всех наркоматов оборонной промышленности (Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром), железнодорожного и водного транспорта (НКПС, Наркомречфлот, Наркомморфлот и ГУСМП), черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, химической, резиновой, бумажно-целлюлозной, электротехнической промышленности и Наркомата электростанций», кроме того, к нему перешло от упраздненного Транспортного комитета №рассмотрение планов перевозок на железнодорожном, морском и речном транспорте».

Деятельность ГКО СССР

В годы войны ГКО СССР принимал решение по всем вопросам, связанным функционированием страны в военном и хозяйственном отношении, исключая вопросы руководства непосредственно военными действиям, за которые отвечала Ставка Верховного Главнокомандования (СВГ), во главе которой стоял также И.В. Сталин. В ведении ГКО СССР находились, в т.ч., контроль производство металла, топлива, электроэнергии, вопросы работы транспорта, оперативное руководство эвакуацией (реэвакуацией), а также формирование новых частей и соединений РККА, назначение руководящих кадров на фронте и в тылу и др.

За своего существования ГКО СССР принял 9971 постановление и распоряжение (нумерация сохранялась сквозная), касавшиеся главным образом, как указывают в предисловии к ним специалисты Федерального архивного агентства, «мобилизации народного хозяйства на нужды фронта: перевода предприятий на выпуск военной продукции, организации военного производства, разработки новых видов военной техники». Абсолютное большинство постановлений и распоряжений ГКО СССР не подлежали публикации и носило гриф «Совершенно секретно» и «Особой важности»; сами документы рассылались непосредственным исполнителям - наркомам, 1-м секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, уполномоченным ГКО и др. Все решения ГКО СССР были обязательны к исполнению для государственных, партийных, хозяйственных органов, общественных организаций.

Первым было принято Постановление ГКО СССР № 1сс от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“»; последним - № 9971сс от 4 сентября 1945 г. «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ»).

Бо́льшая часть постановлений ГКО СССР подписывалась непосредственно И.В. Сталиным, однако некоторые - его заместителями В.М. Молотовым и Л.П. Берией, а также А.И. Микояном. Подлинники всех решений ГКО СССР в 1995 г. переданы из Архива Президента Российской Федерации в РГАСПИ и включены в опись 2 фонда 644.

В настоящее время почти все постановления и распоряжения ГКО СССР открыты, из 9971 документа на секретном хранении остаются всего 44: 19 документов связаны с производством химического оружия, 17 - вывозу оборудования из Германии, остальные касаются разведывательной и внешнеполитической деятельности.

ГКО СССР был расформирован через 2 дня после окончания Второй мировой и советско-японской войн в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г., где указывалось, что «в связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране признать, что дальнейшее существование» ГКО «не вызывается необходимостью». Все дела ГКО СССР были переданы СНК СССР.

ГКО - чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1 941, упразднен 4.9.1945. Председатель - И. В. Сталин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Государственный Комитет Обороны (ГКО)

был создан совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) 30 июня 1941 г. в целях осуществления мероприятий по быстрой мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу, ввиду чрезвычайного положения, создавшегося в результате нападения фашистской Германии на СССР. Председателем ГКО был назначен И.В. Сталин. Осуществляя всю полноту власти в государстве, ГКО издавал постановления, обязательные для всех партийных, советских, комсомольских и военных органов и граждан. ГКО имел своих уполномоченных на местах. В результате огромной организаторской работы партийных и советских органов под руководством ГКО за короткий срок было создано в СССР слаженное и быстро растущее военное хозяйство, обеспечившее снабжение Красной Армии необходимым вооружением и накопление резервов для полного разгрома врага. В связи с окончанием войны и прекращения чрезвычайного положения в стране Президиум Верховного Совета СССР указом от 4 сентября 1945 г. признал, что дальнейшее существование Государственного Комитета Обороны не вызывается необходимостью, в силу чего ГКО был упразднен, а все его дела были переданы Совету Народных комиссаров СССР.

Государственный комитет обороны

ГКО – созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления страной. Необходимость создания была очевидна, так как в военное время требовалось сосредоточить всю власть в стране, и исполнительную и законодательную, в одном органе управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Однако принятые решения формально исходили от Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР. Чтобы устранить подобный метод руководства, допустимый в мирное время, но не отвечающий требованиям военного положения страны, и было принято решение о создании ГКО, куда вошли некоторые члены Политбюро, секретари ЦК ВКП (б) и сам Сталин, как председатель Совета Народных Комиссаров СССР.

Идея создания ГКО была выдвинута Л. П. Берией на совещании в кабинете Председателя СНК СССР Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский. Таким образом ГКО был образован 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Во главе ГКО решено было поставить Сталина, ввиду его неоспоримого авторитета в стране. Приняв это решение, Берия, Молотов, Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский во второй половине дня 30 июня направилась на «Ближнюю дачу».

Сталин не стал выступать в первые дни войны с речью по радио, так как понимал, что его выступление может еще больше породить у людей тревогу и панику. Дело в том, что он очень редко выступал публично, по радио. В предвоенные годы это было всего несколько раз: в 1936 году – 1 раз, в 1937 году – 2 раза, в 1938 году – 1, в 1939 году – 1, в 1940 году – ни одного, до 3 июля 1941 года – ни одного.

До 28 июня включительно Сталин работал в своем кремлевском кабинете интенсивно и ежедневно принимал большое количество посетителей; в ночь с 28 на 29 июня у него были Берия и Микоян, которые покинули кабинет около 1 часа ночи. После этого записи в журнале посещений прекращаются и за 29–30 июня совершенно отсутствуют, что показывает, что Сталин в эти дни в своем кабинете в Кремле никого не принимал.

Получив 29 июня первые и еще смутные сведения о произошедшем накануне падении Минска, он посетил Наркомат обороны, где имел тяжелую сцену с Г. К. Жуковым. После этого Сталин уехал на «Ближнюю дачу» и заперся там, никого не принимая и не отвечая на телефонные звонки. В таком состоянии он находился до вечера 30 июня, когда (около 17 часов) к нему явилась делегация (Молотов, Берия, Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский).

Эти руководители проинформировали Сталина о созданном органе управления государством и предложили ему стать председателем ГКО, на что Сталин дал свое согласие. Там же на месте были распределены полномочия между членами ГКО.

Состав ГКО был следующим: Председатель ГКО – И. В. Сталин; заместитель председателя ГКО – В. М. Молотов. Члены ГКО: Л. П. Берия (с 16 мая 1944 года – заместитель председателя ГКО); К. Е. Ворошилов; Г. М. Маленков.

Состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

– 3 февраля 1942 года членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;

– 22 ноября 1944 года новым членом ГКО стал Н. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

– эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);

– мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;

– обращения с трофейным оружием и боеприпасами;

– изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);

– организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;

– назначения уполномоченных ГКО;

– начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);

– структурных изменений в самом ГКО.

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности».

Некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати – Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения.

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

4 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был упразднен Государственный Комитет Обороны.

Из книги Письма автора Дельвиг Антон Антонович

76. В ГЛАВНЫЙ ЦЕНЗУРНЫЙ КОМИТЕТ 16 января 1827 г.В Главный цензурный комитет коллежского асессора барона ДельвигаПрошениеПо поручению отставного прапорщика Евгения Абрамовича Баратынского предполагая издать в свет при сем прилагаемую рукопись под заглавием

Из книги Ни дня без мысли автора Жуховицкий Леонид

98. В ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНЗУРНЫЙ КОМИТЕТ 10 декабря 1829 г.СПб. 10 декабря 1829В Санкт-Петербургский ценсурный КомитетКоллежского асессора баронаАнтона Антоновича ДельвигаИмею я желание с начала будущего 1830-го года издавать здесь, в С. Петербурге, Литературную газету по

Из книги Первая атомная автора Жучихин Виктор Иванович

ПОСЛЕДНЯЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ Столкнулись случайно с давним знакомым и стали вспоминать, когда же виделись в последний раз. То ли двадцать лет назад, то ли двадцать пять. Ну, да - на дне рождения Витальки!Вспомнили - и радость встречи испарилась. Потому что после того дня

Из книги История русской революции. Том I автора Троцкий Лев Давидович

ПОЛИГОН № 2 МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ Для испытания атомной бомбы нужно было подыскать на территории СССР безлюдный и без сельскохозяйственных угодий район диаметром примерно 200 км. Причем, этот район должен был располагаться не далее 200 км от железнодорожной магистрали и

Из книги История русской революции. Том II, часть 2 автора Троцкий Лев Давидович

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ То, что создалось 27 февраля в Таврическом дворце под названием Исполнительного комитета Совета рабочих депутатов, имело, по существу, мало общего с этим именем. Совет рабочих депутатов 1905 года, родоначальник системы, вырос из всеобщей стачки. Он

Из книги Советская республика и капиталистический мир. Часть II. Гражданская война автора Троцкий Лев Давидович

ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ Несмотря на начавшийся в конце июля перелом, в обновленном петроградском гарнизоне в течение августа все еще господствовали эсеры и меньшевики. Некоторые воинские части оставались заражены острым недоверием к большевикам. Пролетариат не

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

I. От обороны к наступлению Л. Троцкий. ПОЛОЖЕНИЕ НА ФРОНТАХ (Речь на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 30 сентября 1918 г.)Общее положение на наших фронтах может быть признано вполне удовлетворительным. Если же рассматривать его в некоторой

Из книги Государственный Комитет Обороны постановляет... автора Горьков Юрий Александрович

Из книги Давид и Голиаф, или Российско-чеченская война глазами варвара автора Нухаев Хож-Ахмед

ЮРИЙ ГОРЬКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

Из книги Газета Завтра 356 (39 2000) автора Завтра Газета

Комитет независимости Чечни Что-то вроде подпольной группы вокруг Саид-Хасана Абумуслимова (в 1974-81 гг. - студента исторического факультета МГУ, в 1982-84 - аспиранта юридического или экономического факультета) действительно существовало - но скорее в 80-е, чем в 70-е годы.

Из книги Внимание! Западня! автора Автор неизвестен

КОМИТЕТ ПАМЯТИ 3 октября, вторник. Начало в 12.00. Шествие от трамвайного круга до АСК-3 (Останкино). Возложение цветов и православная панихида у места расстрела. 4 октября, среда. Начало в 16.30. Митинг на площади у метро "Улица 1905 года". Продолжительность - 1 час. Шествие

Из книги Грех 22.10.08 автора Русская жизнь журнал

«Комитет помощи» «Свободные юристы» прежде всего создали так называемый «Комитет помощи узникам советской зоны». Весной 1951 года Эрдман созвал совещание членов этого комитета. Выступая на совещании, он подчеркнул «благотворительный» характер комитета. При помощи

Из книги Горячий пепел автора Овчинников Всеволод Владимирович

Исполнительный Комитет и террор Мое общее впечатление сводится к тому, что Советское правительство пережило уже период внутренней борьбы и все свои силы отдает на созидательную работу, постольку, поскольку это возможно при войне на всех фронтах. Мне также кажется, что

Из книги Литературная Газета 6456 (№ 13 2014) автора Литературная Газета

Комитет Томсона 10 апреля 1940 года в Лондоне в старинном викторианском здании Королевского общества собрались члены комитета Томсона. Этот субсидируемый правительством орган был учрежден, чтобы заниматься вопросами военного применения атомной энергии.- Джентльмены! -

Из книги Донбасс в огне. Хроника необъявленной войны. Апрель – сентябрь 2014 автора Северский Виктор

Комитет контроля за совестью Недавно Комитет по правам ребёнка ООН посвятил католической церкви целый доклад. Тон этого доклада напомнил европейцам вердикты революционного трибунала времён Робеспьера, а нам - политические кампании эпохи "культа личности". Комитет

Из книги автора

Батальоны территориальной обороны (БТО) До начала событий на Донбассе в концепции военной доктрины Украины не было такого понятия, как войска территориальной обороны. Первоначально предполагалось, что эти формирования могут создаваться в случае природных или

Совершенно секретно. Москва, Кремль.

Государственный Комитет Обороны устанавливает, что части Красной Армии в боях с германскими захватчиками в большинстве случаев высоко держат великое знамя Советской власти и ведут себя удовлетворительно, а иногда прямо геройски, отстаивая родную землю от фашистских грабителей.

Однако наряду с этим Государственный Комитет Обороны должен признать, что отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, позорную трусость, бросают оружие и, забывая свой долг перед Родиной, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих перед обнаглевшим противником.

Воздавая честь и славу отважным бойцам и командирам, Государственный Комитет Обороны считает вместе с тем необходимым, чтобы были приняты строжайшие меры против трусов, паникеров, дезертиров.

Паникер, трус, дезертир хуже врага, ибо он не только подрывает наше дело, но и порочит честь Красной Армии. Поэтому расправа с паникерами, трусами и дезертирами и восстановление воинской дисциплины является нашим священным долгом, если мы хотим сохранить незапятнанным великое звание воина Красной Армии.

Исходя из этого Государственный Комитет Обороны, по представлению Главнокомандующих и Командующих фронтами и армиями, арестовал и предал суду Военного трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций:

1) бывшего командующего Западным фронтом генерала армии Павлова; 2) бывшего начальника штаба Западного фронта генерал-майора Климовских; 3) бывшего начальника связи Западного фронта генерал-майора Григорьева; 4) бывшего командующего 4-й армией Западного фронта генерал-майора Коробкова; 5) бывшего командира 41 стрелкового корпуса Северо-Западного фронта генерал-майора Кособуцкого; 6) бывшего командира 60 горнострелковой дивизии Южного фронта генерал-майора Селихова; 7) бывшего заместителя командира 60 горнострелковой дивизии Южного фронта полкового комиссара Курочкина; 8) бывшего командира 30 стрелковой дивизии Южного фронта генерал- майора Галактионова; 9) бывшего заместителя командира 30 стрелковой дивизии Южного фронта полкового комиссара Елисеева.

Воздавая должное славным и отважным бойцам и командирам, покрыв шим себя славой в боях с фашистскими захватчиками, Государственный Комитет Обороны предупреждает вместе с тем, что он будет и впредь железной рукой пресекать всякое проявление трусости и неорганизованности в рядах Красной Армии, памятуя, что железная дисциплина в Красной Армии является важнейшим условием победы над врагом.

Государственный Комитет Обороны требует от командиров и политработников всех степеней, чтобы они систематически укрепляли в рядах Красной Армии дух дисциплины и организованности, чтобы они личным примером храбрости и отваги вдохновляли бойцов на великие подвиги, чтобы они не давали паникерам, трусам и дезорганизаторам порочить великое знамя Красной Армии и расправлялись с ними, как с нарушителями присяги и изменниками Родины.

Председатель Государственного Комитета Обороны И.Сталин

Правильная ссылка на статью:

Кодан С.В. — Государственный Комитет Обороны в системе партийного руководства и государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: создание, природа, структура и организация деятельности // Genesis: исторические исследования. - 2015. - № 3. - С. 616 - 636. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.15198 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15198

Государственный Комитет Обороны в системе партийного руководства и государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: создание, природа, структура и организация деятельности

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Создание и деятельность Государственного Комитета Обороны отразили особенности государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в условиях которой потребовалось концентрация всех ресурсов для победы в войне. В предвоенные годы окончательно сложилась система управления страной, в которой Политбюро ЦК ВКП(б) определяла государственную политику и фактически возглавляла партийно-государственного управления. Создание ГКО 30 июня 1941 г. в полной мере отразило отразило эту тенденцию и в условия войны в качестве чрезвычайного партийно-государственного органа сосредоточило всю полноту власти в государстве. Рассекреченные архивные документы о деятельности ГКО создают новые возможности для изучения его деятельности. В статье представлена характеристика создания, состава, направлений деятельности и обзор материалов официального делопроизводства Государственного Комитета Обороны. В статье охарактеризована Государственный Комитета Обороны, а представленность публикаций документов о деятельности в научных исследованиях, обозначены возможности привлечения новых материалов. Последнее связано с тем, что практически весь массив документов о деятельности рассекречен и создает возможности для дальнейшего исследования истории ГКО.


Ключевые слова: история Советского государства, Великая Отечественная война, государственное управления, чрезвычайные органы управления, партийно--государственные органы управления, военные органы управления, Государственный Комитет Обороны, состав ГКО, организация деятельности ГКО, постановления ГКО

10.7256/2409-868X.2015.3.15198


Дата направления в редакцию:

07-05-2015

Дата рецензирования:

08-05-2015

Дата публикации:

09-05-2015

Abstract.

The creation and activity of the State Defense Committee (SDC) reflected the peculiarities of the state administration in the conditions of the Great Patriotic War in 1941-1945 during which the concentration of all the resources were needed to gain the victory. Before the war the country’s system of administration were fully formed, and the Political Bureau of the Central Committee of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks defined the state politics and headed the state administration. The creation of the SDC in June, 30, 1941 fully reflected this tendency and in the conditions of the war took all the state power as an emergency Party and State authorities. Unclassified archive documents about the SDC activity give new opportunities for studying its activity. The article tells about the characteristic features of creation, structure, directions of activity and a review of materials about the official paperwork of the State Defense Committee. The article characterizes the State Defense Committee, shows the documents about the activity of scientific research, defines the possibilities to use new materials. The latter comes out of the fact that all the documents are unclassified and gives many opportunities for the further studying of the SDC history.

Keywords:

The history of the Soviet state, The Great Patriotic War, public administration, emergency management agencies, party - government authorities, the military authorities, State Defense Committee, of the ICTs, organization of ICT activities, GKO order

Публикация подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-03-00624 «Источниковедение истории государства и права России (1917 - 1990-е гг.)

В условиях Великой Отечественной войны в 1941 - 1945 гг. действовала специально созданная система управления, в которой главенствующее положение с 30 июня 1945 г. по 4 сентября 1945 г. занимал Государственный Комитет Обороны. История деятельность ГКО весьма интереса и показательна, поскольку этот орган отразил особенности и соединил в своей организации два начала - партийное и государственное, характерные для механизмов управления в советском обществе. Но, одновременно, это и уникальный опыт создания, организации и обеспечения достаточно эффективного управления в военное время.

В рамках данной статьи остановимся на вопросах создания и места ГКО в системе партийного и государственного управления в период Великой Отечественной войны, особенностях его деятельности и издаваемых актов, а также на состоянии исследованности проблематики и доступности рассекреченных в начале 2000-х гг. документов ГКО.

Создание Государственного Комитета Обороны было связано с тем, что начало Великой Отечественной войны показало со всей очевидность - предвоенная командно-административная система управления даже в условиях военно-мобилизационного направленности ее ориентации и деятельности не была в состоянии противостоять крупномасштабной военной агрессии фашисткой Германии. Требовалась перестройка всей системы политического и государственного управления СССР, создание в стране новых чрезвычайных органов власти, способных обеспечить комплексную и согласованную управляемость фронтом и тылом и «в наикратчайшие строки превратить страну в единый военный лагерь». На второй день войны был создан орган высшего коллективного стратегического руководства действующей армией - Ставка Главного командования. И хотя Ставка «имела все полномочия в стратегическом руководстве войсками и силами флота, однако не имела возможности осуществлять властно-распорядительные функции в сфере гражданского управления». Ставка также «не могла выступать в качестве координирующего начала в деятельности гражданских властных и управленческих структур в интересах действующей армии, что, естественно, затрудняло стратегическое руководство войсками и силами флота». Положение на фронте стремительно ухудшалось и это «подталкивало высшее партийно-государственное руководство СССР к образованию властной структуры, которая могла бы стать по статусу выше не только Ставки Главного командования, но и всех руководящих партийных инстанций, органов государственной власти и управления». Решение о создании нового чрезвычайного органа рассмотрело и утвердило своим постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) .

Создание ГКО оформило совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 30 июня 1941 г. Оно устанавливало два принципиально важных положения: «Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны» (п. 2) и «Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны» (п. 2). Состав ГКО представлял руководство партии и государства - члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б): И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Последующие изменения в составе ГКО произошли в ком же кадровом ключе: в 1942 г. в состав комитета вошли Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, а в 1944 г. Н.А. Булганин сменил К.Е. Ворошилова. ГКО был упразднен указом Президиума Верховного Совета от 4 сентября 1945 г. с формулировкой - «В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране признать, что дальнейшее существование Государственного Комитета Обороны не вызывается необходимостью, в силу чего Государственный Комитет Обороны упразднить и все его дела передать Совету Народных Комиссаров СССР» .

Следует заметить, что создание ГКО не было исключительным явлением в отечественной истории государства и права. Его организацию можно рассматривать в контексте определенной преемственности в создания подобных чрезвычайных и специальных органов в истории нашей страны . Они существовали в Российской империи, а затем и на более ранних этапах существования РСФСР и СССР. Так, например, в России был создан 8 июня 1905 г. и действовал до 12 августа 1909 г. Совет государственной обороны , а в ходе Первой мировой войны было создано Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства (1915-1918 гг.) . После Октябрьской революции 1917 г. в числе политико-управленческих структур советской власти существовали: Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (1918-1920 гг.), Совет Труда и Обороны (1920-1937 гг.) , Комитет обороны при СНК СССР (1937 - июнь 1941 гг.) .

Место Государственного Комитета Обороны в системе партийного и государственного управления СССР в период Великой Отечественной войны определялось его характеристиками как сложного по своей политико-управленческой природе органа - в нем одновременно сочеталось и партийное руководство, и государственное управление страной. При этом главным является вопрос о сохранении или об отказе в условиях войны от прежней, сложившейся к началу 1940-х гг. административно-командной системы партийно-советского управления в стране. Ее фактически представляло одно лицо - В.И. Сталин, который опирался на узкий круг партийных функционеров и одновременно руководителей высших органов государственной власти и управления, входящих в состав Политбюро и ЦК ВКП(б).

В исследованиях деятельности ГКО отмечается и акцентируется внимание на одной важной его особенности, состоящей в том, что ранее существовавшие советские чрезвычайные органы, в отличие от ГКО, в условиях войны не заменяли деятельность партийных органов. По этому поводу Н.Я. Комаров подчеркивает, что «чрезвычайные органы власти в годы гражданской и Великой Отечествен-ной войн весьма существенно различались, и прежде всего по методам деятельности. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной борьбы рассматривались в то время на Политбюро и пленумах ЦК, на съездах РКП(б), на заседаниях Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Коми-тетом Обороны. Вставшие со всей остротой на повестку дня задачи укрепления обо-роноспособности страны рассматривались Сталиным в теснейшем единстве политиче-ских, экономических и военных сфер, что давало возможность, с точки зрения председателя ГКО, концентрировать политические и военные усилия страны на реше-нии неотложных проблем защиты нашего государства, на повышении боеспособности армии и флота. Этим, наконец, обеспечивалась реальность воплощения в жизнь един-ства политического, экономического и военного руководства всей системой социали-стических общественных отношений» .

На поставленный вопрос более убедительно отвечают коллектив авторов новейшего исследования - «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» (2015 г.). Рассматривая место «Политбюро ЦК ВКП(б) в системе стратегического руководства страной и вооруженными силами» в 11 томе указанного издания, подготовивший его коллектив авторов отмечает: «Политбюро передало властные функции новому чрезвычайному органу власти - ГКО… И.В. Сталин и его ближайшие соратники, возложив всю власть на ГКО и войдя в его состав, тем самым коренным образом изменили властную структуру в стране, систему государственного и военного управления. Фактически все решения ГКО, Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР, проекты указов Президиума Верховного Совета СССР утверждались узким кругом государственных деятелей: В.М. Молотовым, Г.М. Маленковым, Л.П. Берией, К.Е. Ворошиловым, Л.М. Кагановичем, а затем И. В. Сталин принимал решение, от имени какого органа целесообразно оформить тот или иной распорядительный документ». Также подчеркивается, что и в новых условиях управления страной «главенствующая роль и в ГКО, и в Ставке Верховного главнокомандования принадлежала членам Политбюро. Так, в состав ГКО входили все члены Политбюро, за исключением Н.А. Вознесенского, а в Ставке Политбюро было представлено тремя членами высшего партийного органа: И.В. Сталиным, В.М. Молотовым и К.Е. Ворошиловым. Соответственно, постановления ГКО фактически являлись также и постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б). … Члены Политбюро, ГКО и Ставки, представляя единый государственно-политический и стратегический центр руководства страной, владели всей доступной информацией о положении дел в стране и на фронте, поэтому могли оперативно решать неотложные вопросы. Благодаря этому процесс принятия важных решений значительно ускорился, что положительно сказалось на общей ситуации на фронте и в тылу. Несмотря на нарушение принципов внутрипартийной демократии, подобный подход был оправдан спецификой военного времени, когда на первое место выдвинулись вопросы организации обороны страны и мобилизации всех сил на отпор врагу». При этом «решающее слово как в Политбюро, так и в ГКО оставалось за главой страны» .

Указанное позволяет говорить о партийно-государственной природе ГКО, в создании и деятельности которого отразилась окончательно сложившаяся в 1930-е гг. система управления страной, в которой главенствующую роль играла ВКП(б) в лице ее Генерального секретаря И.В. Сталина и членов Политбюро, а советское государство выступало как механизм законодательного оформления и реализации политических решений партии. ГКО в первую очередь являлся ч резвычайным органом партийного руководства в в условиях войны и его деятельность вполне отвечала принципам сочетания общего партийного руководства страной и использования советского государственного аппарата для реализации решений партии Это кардинально не меняло прежний стиль руководства страной - ГКО являлся прежде всего органом, хотя и чрезвычайным, именно политического, партийного руководства, комитет обсуждал и принимал решения по основным вопросам управления страной в условиях военного времени на уровне весьма ограниченного числа лиц, облеченных высшей партийной властью - «все должностные лица новообразованного органа были членами и кандидатами в члены Политбюро ЦК ВКП(б)». ГКО как чрезвычайный орган государственного управления характеризовался тем, что в нем на уровне руководителей высших органов государственной власти и управления, занимавших в них ключевые посты, сосредотачивались направления организационно-управленческой деятельности. Это также проявилось и в организации деятельности ГКО - для реализаций принятых им решений были задействована вся система военного и гражданского управления. При этом ГКО являлся «центром чрезвычайной власти и управления, наделенным особыми полномочиями» и выступал как «главная структура, в том числе в системе органов стратегического руководства страной и ее вооруженными силами, постановлениям и распоряжениям которого придали статус законов военного времени, обязательных для всех». При этом следует учитывать справедливое замечание военных историков, что «специальные чрезвычайные государственные органы, создаваемые в связи с острой необходимостью военного времени, действовали и видоизменялись в связи с осознанной потребностью. Затем они оформлялись соответствующим законодательным порядком (постановлением ГКО), но без изменения Конституции СССР. При них учреждались новые руководящие должности, исполнительные и технические аппараты, в творческих поисках вырабатывалась технология чрезвычайного управления. С их помощью удавалось оперативно решать наиболее злободневные проблемы» .

Направления и организация деятельности ГКО сочетали принципы коллегиальности при обсуждении вопросов и единоначалия при принятии решений, а сам комитет выступал «как мозговой центр и механизм перестройки страны на военный лад». При этом «главным направлением деятельности ГКО была работа по переводу Советского государства с мирного на военное время». Деятельность комитета охватывала сложнейший комплекс вопросов практически по всем направлениям политического и государственного управления страной в условиях военного времени .

В организации и деятельности ГКО главенствующая роль принадлежала его председателю - И.В. Сталину, который в период войны сосредоточил в своих руках все ключевые партийно-государственные посты и одновременно являлся: председателем ГКО, Верховным главнокомандующим, председателем Ставки ВГК, Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), членом Политбюро ЦК ВКП(б), членом Оргбюро ЦК ВКП(б), членом ЦК ВКП(б), председателем СНК СССР, народным комиссаром обороны СССР, председателем Транспортного комитета ГКО. И.В. Сталин и его заместитель В.М. Молотов «осуществляли не только руководство деятельностью этого чрезвычайного органа, но и стратегическое руководство страной, вооруженной борьбой и войной в целом. Все постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны выходили за их подписями. При этом В.М. Молотов еще и как нарком иностранных дел руководил внешнеполитической деятельностью страны» Военные историки обращают внимание и на преимущества единоначалия в условиях войны и подчеркивают, что «получив неограниченные полномочия, И. В. Сталин смог рационально использовать их: он не только объединил, но и реализовал огромный военно-политический, административно-распорядительный потенциал государственной власти и управления в интересах достижения стратегической цели - победы над нацистской Германией и ее союзниками» .

Члены ГКО были закреплены за наиболее ответственными направлениями работы. На первом заседании ГКО - 3 июля 1941 г. - «были утверждены семь постановлений Государственного Комитета Обороны об ответственности за порученный участок каждого члена ГКО. … Члены ГКО Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов и Л.П. Берия наряду со своими основными обязанностями в СНК СССР, наркоматах и ЦК ВКП(б) по линии ГКО получали новые постоянные или временные поручения». Берия в оборонно-промышленном блоке курировал наркоматы (минометного вооружения, боеприпасов танковой промышленности), а также в соответствии с постановлением ГКО от 29 августа 1941 г. был назначен уполномоченным ГКО по вопросам вооружения и был ответственен «за выполнение и перевыполнение промышленностью планов производства всех видов вооружения». Г.М. Маленков руководил производством всех типов танков. Маршал К.Е. Ворошилов занимался военно-мобилизационной работой. По мере необходимости поручения перераспределялись между членами комитета .

При ГКО создавались и действовали рабочие группы и структурные подразделения. Рабочие группы явились первыми структурными элементами аппарата ГКО и составляли коллектив квалифицированных специалистов - 20-50. Более устойчивыми структурными подразделениями ГКО являлись создаваемые по мере необходимости комитеты, комиссии, советы, группы, бюро. В составе комитета действовали: Группа уполномоченных ГКО (июль - декабрь 1941 г.), Комитет по эвакуации (16 июля 1941 - 25 декабря 1945 г.), Комитет по эвакуации из прифронтовых зон продовольствия и промтоваров (с 25 сентября 1941 г.), Трофейная комиссия (декабрь 1941 — 5 апреля 1943 г.), Комитет по разгрузке железных дорог (25 декабря 1941 - 14 февраля 1942 г.), Транспортный комитет (14 февраля 1942 - 19 мая 1944 г.), Оперативное бюро ГКО (с 8 октября 1942 г.), Трофейный комитет (с 5 апреля 1943 г.), Совет по радиолокации (с 4 июля 1943 г.), Особый комитет по вопросам репараций (с 25 февраля 1945 г.), Специальный комитет по вопросам использования атомной энергии (с 20 августа 1945 г.) .

Особое значение в организационной структуре ГКО имел институт его уполномоченных, которые как представители комитета направлялись на предприятия, в прифронтовые районы и т.д. Военными историками отмечается, что «учреждение института уполномоченных ГКО стало мощным рычагом выполнения не только его постановлений. На крупных предприятиях кроме уполномоченных ГКО работали парторги ЦК ВКП(б), комсорги ЦК ВЛКСМ, полномочные представители НКВД, уполномоченные ВЦСПС. Иными словами, была целая армия контролеров по вопросам исполнительской дисциплины. Отметим, что чаще всего уполномоченные ГКО, обладавшие несопоставимо большими правами и возможностями, чем руководители предприятий, оказывали им неоценимую практическую помощь. Но встречались и такие, кто, не вникнув в технологические процессы производства, действуя запугиванием и угрозами, вносил неразбериху. В таких случаях обоснованный доклад председателю ГКО быстро разрешал конфликтную ситуацию» .

Территориальными структурами ГКО являлись Городские комитеты обороны - местные чрезвычайные органы власти, решение о создании которых комитет принял 22 октября 1941 г. Городские комитеты обороны создавались по решению ГКО, были исключительно ему подведомственны и имже утверждались их наиболее важные решения. Исследователи деятельности ГКО отмечают, что «городские комитеты обороны имели право объявлять город на осадном положении, проводить эвакуацию жителей, давать предприятиям специальные задания по выпуску вооружения, боеприпасов, снаряжения, формировать народное ополчение и истребительные батальоны, организовывать строительство оборонительных сооружений, проводить мобилизацию населения и транспорта, создавать или упразднять учреждения и организации. В их распоряжение были переданы милиция, формирования войск НКВД и добровольческих рабочих отрядов. В условиях критически тяжелой обстановки местные чрезвычайные органы власти обеспечивали единство управления, объединяя гражданскую и военную власть. Они руководствовались постановлениями ГКО, решениями местных партийных и советских органов, военных советов фронтов и армий. При них также существовал институт уполномоченных, для срочного решения военных вопросов создавались оперативные группы, широко привлекался общественный актив» .

Давая общую оценку организации деятельности ГКО, военные историки подчеркивают: «Наиболее характерными чертами развития ГКО являлись: вынужденная необходимость и некоторая спонтанность создания его организационно-функциональных структур; отсутствие опыта формирования и структурного развития подобного органа власти; руководство структурным развитием ГКО со стороны первого лица партии и государства - И.В. Сталина; отсутствие органов прямого подчинения; руководство действующей армией, обществом и народным хозяйством через постановления, имевшие силу законов военного времени, а также через конституционные органы власти; использование структур высших органов партийной, государственной и исполнительной власти СССР в качестве исполнительного и технического аппаратов; отсутствие заранее официально утвержденных задач, функций и полномочий ГКО и его аппарата» .

Постановления и распоряжения ГКО документально оформляли его решения. Их подготовка специально не регламентировалась: в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов они решался максимально оперативно или проблема изучалась и в необходимых случаях запрашивались и заслушивались представленные от соответствующих органов гражданского или военного управления письменные доклады, сведения, предложения и др. документы. Затем происходило обсуждение вопросов членами комитета и принимались по ним решения. При этом ряд решений, которые преимущественно относились к компетенции СНК, принимал единолично и В.И. Сталин. Принятые решения до конца 1942 г. оформлял А.Н. Поскрёбышев (заведующий Особым отделом ЦК), а затем - Оперативное бюро ГКО. Постановления ГКО подписывал И.В. Сталин, а оперативные директивные документы (распоряжения) имели право подписывать и другие члены комитета. При этом следует отметить, что Политбюро предварительно не рассматривало и не утверждало решения ГКО, хотя за Политбюро сохранялось предварительное рассмотрение и утверждение проектов постановлений ЦК ВКП(б), совместных постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), а также отдельных решений Секретариата и Оргбюро ЦК партии .

Постановления и распоряжения ГКО не подлежали публикации - они имели гриф «Совершенно секретно», а отдельные акты дополнялись и грифом «Особой важности». Лишь некоторые постановления ГКО доводились до населения - публиковались в отрытой печати. Всего за период деятельности ГКО с 30 июня 1941 по 4 сентября 1945 г. (1629 дней работы) последовало 9971 постановление и распоряжение ГКО. «Они охватывают все стороны деятельности государства в ходе войны. Содержание документов, как правило, зависело от складывавшейся военно-политической обстановки на советско-германском фронте, в стране и мире, военно-политических и стратегических целей операций, кампаний и войны в целом, а также от состояния собственной экономики». Постановлений и распоряжения ГКО после их подписания направлялись для исполнения наркомам, первым секретарям ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов

Изучение деятельности ГКО до начала 2000-х гг. ограничивалось доступностью источниковой базы - засекреченностью документов комитета, что ограничивало и возможности исследований. Но и при этом историки и историки права в той или иной мере обращались к истории ГКО, освещали в доступных им пределах отдельные стороны деятельности ГКО . В этом отношении интересны исследования Н.Я. Комарова - в 1989 г. в Военно-историческом журнале была опубликована его статья «Государственный Комитет Обороны постановляет … Некоторые вопросы организационного строительства и укрепления боевой Советской Армии в годы Великой Отечественной Войны» , которая обозначила принципиальную позицию и осветила основные стороны деятельности ГКО. В 1990 г. увидела свет его работа документального характера «Государственный Комитет Обороны постановляет: Документы. Воспоминания. Комментарии» .

Проведение работ по рассекречиваю документов в 1990 - начале 2000 гг. обеспечило доступ исследователей к ранее закрытым архивным документам. Последнее отразилось на повышении исследовательского интереса к изучению ГКО - появились посвященные его деятельности работы, а также публикации документов . Среди них интерес представляет работа Ю.А. Горькова - «Государственный Комитет Обороны постановляет… (1941—1945). Цифры, документы» (2002 г.), основанная на закрытых ранее материалах Архива президента РФ, Центрального архива Министерства обороны, личных архивах И.В. Сталина, Г.К. Жукова, А.М. Василевского, А.И. Микояна и позволяющее понять диапазон направлений и содержание деятельности ГКО. В 2015 г. увидела свет уникальная по насыщенности материалом и уровню анализа работа коллектива военных историков - «Государственный Комитет Обороны в системе чрезвычайных органов стратегического руководства страной и вооруженными силами», вошедшая 11 том («Политика и стратегия Победы: стратегическое руководство страной и Вооруженными силами СССР в годы войны») двенадцатитомного издания «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в (М., 2011-2015) . Не останавливаясь на характеристике данного издания, отметим, что деятельность ГКО впервые получила системное научное исследование в контексте функционирования всего механизма партийного, военного, гражданского управления в стране.

Потенциал исследования документов о деятельности ГКО далеко не исчерпан. В настоящее время материалы ГКО в основном открыты и находятся на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории (ране Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) - фонд 644. Не рассекречены лишь 98 постановлений и распоряжений ГКО и частично еще 3 документа. На сайте Федерального архивного агентства РФ представлены списки доступных для исследователя документов ГКО .

Итак, Государственный Комитет Обороны был образован как чрезвычайный партийно-государственный орган, возглавивший систему государственного управления СССР в условиях Великой отечественной войны в 1941-1945 гг. Изучение его деятельности отразилось в исследованиях историков и историков права 1960-1990-х гг., посвященных организации управления в стране в условиях Великой отечественной войны, но они были крайне ограничены в источниковой - материалы о деятельности ГКО преимущественно были засекречены. Эта ограниченность исследовательских возможностей работы с документами о деятельности ГКО преодолена в 2000-е гг. со снятием грифа секретности, что обеспечило появление новых работ и создало возможности для воссоздания как истории деятельности ГКО, так и картины управления в СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в целом.

Библиография

.

Атомный проект СССР. Документы и материалы в 3 томах М.-Саров, 2000. Т. 1-3.

.

Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1981.

.

Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов. М., 2005. Вып. 6. Электронный ресурс: http://www.rusarchives.ru/secret/bul6/pred.shtml

.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В 12 тт. М., 2015. Т. 11. Политика и стратегия Победы: стратегическое руководство страной и Вооруженными силами СССР в годы войны. Коллектив авторов.

.

Голотик С.И. Совет государственной обороны // Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 – 1917 гг. СПб., 1998. Т. 2. Высшие государственные учреждения.

.

Горьков Ю.А. Государственный Комитет Обороны постановляет… (1941-1945). Цифры, документы. М., 2002.

.

Данилов В.Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. Саратов, 2002.

.

История Великой Отечественной войны Советского союза. 1941-1945. М., 1960-1965. Т. 1-6.

.

История советского государства и права. Т. 3. Советское государство и право накануне и годы великой отечественной войны (1836-1945 гг.). М., 1985.

.

Комаров Н. Я. Государственный Комитет Обороны постановляет… (Некоторые вопросы организационного строительства и укрепления боевой Советской Армии в годы Великой Отечественной Войны) // Военно-исторический журнал. 1989.№ 3.

.

Комаров Н.Я. Государственный Комитет Обороны постановляет: Документы. Воспоминания. Комментарии М., 1990.

.

Корнева Н.М., Тютюнник Л.И., Сайет Л.Я., Витенберг Б.М. Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства // Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 – 1917 гг. СПб., 1998. Т. 2. Высшие государственные учреждения.