Обучение грамоте буква г для дошкольников. Задания про букву «Г. Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).

Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:

моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква — будка.

Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т.д.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)

Какой первый звук в этом слове?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «работает».

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....


Характерис тика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

Задание 7 . Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?

Гуси — гараж — гантели — графин — группа.

Задание 8 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

Задание 10 . Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?

Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

Гу-гу-гу — Гале помогу.

Гу-гу-гу — гуси на лугу.

Га-га-га — зеленые луга.

Га-га-га — дайте Гале пирога,

Пирога из творога.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г"].

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь....


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук (Г "]»:

гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.

Задание 14 . Повторить за взрослым слоговой ряд:

гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.

Задание 15 . Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16 . Выучить чистоговорки:

Ги-ги-ги — Машенька, беги.

Ги-ги-ги — мы ели пироги.

Задание 17 . Дифференциация звуков [Г] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

гa-гя, го-...; ги-гы, гю...

Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):

горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г"].

Вспомнить имя мальчика на звук [Г"] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».

Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

Обратить внимание на звуки [Г] — [Г"] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г"]. Это (что?) — ... книга. У меня нет(чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д. (упражнение в словообразовании).

Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

Задание 18 . В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г"]:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

Задание 19 . Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Г?

Игры с буквой.

Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.

Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.

Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция области: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель и задачи:

Знакомство с данными звуками и буквой Г; развивать фонематический слух; продолжать учить составлять предложения по картинками, анализировать его; продолжать учить называть слова с определёнными звуками, определять позицию звука; закреплять умение проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов; продолжать учить правильно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление; интерес к НОД через игровую мотивацию.

Оборудование: предметные картинки на данные звуки, символы звуков, схемы предложения, карточки для выполнения индивидуального задания, карандаши.

Сюрпризный момент.

Сегодня к нам в гости пришли два брата. Гоша и Гена. Они хотят вас познакомить с новой буквой. С буквой Г. Буква Г обозначает два звука. Звук [г] – согласный твёрдый в имени Гоша и [г’] – согласный мягкий в имени Гена.

Гоша и Гена предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен».

Если вы услышите в словах звук [г] согласный твёрдый – хлопните в ладоши, звук [г’] согласный мягкий – присядьте.

- га, ка, ха, ги, ба, го, гу, бу, ку, ги, хы, гы, гла, ги

Слова: гуси, Гена, шаги, гараж, ноги, гном, луга, гитара…

сапоги горы гуси книга

ГА ГУ ГО ГИ

Д/игра «Найди звук».

Вам нужно назвать звук и сказать где он живёт в слове (начало, середина, конец). Работа по индивидуальным картинкам.

Гоша и Гена хотят послушать как вы составляете предложения по картинкам и выкладываете его схему.

Братья предлагают вам отдохнуть. Физминутка. Движения согласно тексту.

Жили-были братья.

Каждый день по утрам

Делали зарядку.

Весело шагали,

Руки поднимали,

Руки опускали,

Приседали, вставали,

Прыгали, скакали.

В кулачок все пальцы сжали

Растирать все ручки стали.

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота.

Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание.

Работа по карточкам. Д/игра «Узнай звук».

I строчка – звук в начале слова

II строчка – звук в конце слова.

А теперь научим Гошу и Гену определять звуки в словах.

Работа в тетрадях.

Звуко-буквенный и слоговой анализ слов: КНИГА (кол-но), НОГИ (сам-но).

Гоша и Гена предлагают следующее задание.

Раскрасить только те груши, на которых буква Г написана правильно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки [г-г’] и буква Г.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция области: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель и задачи:

Знакомство с данными звуками и буквой Г; развивать фонематический слух; продолжать учить составлять предложения по картинками, анализировать его; продолжать учить называть слова с определёнными звуками, определять позицию звука; закреплять умение проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов; продолжать учить правильно закрашивать предметы, развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление; интерес к НОД через игровую мотивацию.

Оборудование: предметные картинки на данные звуки, символы звуков, схемы предложения, карточки для выполнения индивидуального задания, карандаши.

Ход:

Сюрпризный момент.

Сегодня к нам в гости пришли два брата. Гоша и Гена. Они хотят вас познакомить с новой буквой. С буквой Г. Буква Г обозначает два звука. Звук [г] – согласный твёрдый в имени Гоша и [г’] – согласный мягкий в имени Гена.

Гоша и Гена предлагают вам поиграть в игру «Будь внимателен».

Если вы услышите в словах звук [г] согласный твёрдый – хлопните в ладоши, звук [г’] согласный мягкий – присядьте.

Га, ка, ха, ги, ба, го, гу, бу, ку, ги, хы, гы, гла, ги …

Слова: гуси, Гена, шаги, гараж, ноги, гном, луга, гитара…

ГА ГУ ГО ГИ

Д/игра «Найди звук».

Вам нужно назвать звук и сказать где он живёт в слове (начало, середина, конец). Работа по индивидуальным картинкам.

Гоша и Гена хотят послушать как вы составляете предложения по картинкам и выкладываете его схему.

Братья предлагают вам отдохнуть. Физминутка. Движения согласно тексту.

Жили-были братья.

Каждый день по утрам

Делали зарядку.

Весело шагали,

Руки поднимали,

Руки опускали,

Приседали, вставали,

Прыгали, скакали.

В кулачок все пальцы сжали

Растирать все ручки стали.

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота.

Гоша и Гена приготовили для вас следующее задание.

Работа по карточкам. Д/игра «Узнай звук».

I строчка – звук в начале слова

II строчка – звук в конце слова.

А теперь научим Гошу и Гену определять звуки в словах.

Работа в тетрадях.

Звуко-буквенный и слоговой анализ слов : КНИГА (кол-но), НОГИ (сам-но).

Гоша и Гена предлагают следующее задание.

Раскрасить только те груши, на которых буква Г написана правильно.

Урок по обучению грамоте. Тема «Звук г. Буквы Г, г»

Подробный конспект урока

1.Самоопределение к деятельности (Слайд № 1 )

Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, ноги вместе

Книги, ручки всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте расскажем о себе.

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится

Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»

2. Актуализация знаний

    Сейчас у нас урок чтения

    Игра «Гласные и согласные» (Слайд №2, № 3 )

Сегодня к нам на урок пришли два брата-гномика: Гоша и Гена. Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись.

Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь, началась сильная гроза. Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша синий. Буквы так испугались дождя, что забыли под каким зонтом им надо прятаться. Давайте ребята поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Под сине-зелёный?

Двое детей прячут буквы, которые обозначают гласные звуки– под красный зонтик (а, ы, и, у, о, е) , а согласные – под синий (к, н, с, т, п, р, м, з, л, в, б, д) .

    Артикуляционная гимнастика

Игра созвуками

[а] качаем куклу:А-А-А-А!

[о]- смотрим в окно и удивляемся: О!О!О!О!

Звеним как комарики: зззззззз

[с] – сдуваем шары:ссссссссс

Чистоговорка

СА-са-са- в лесу бегает лиса

Со-со-со – у Вовы колесо

Ос-ос-ос – на поляне много ос

Су-су-су – было холодно в лесу

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь

    Проверка выполненного задания у доски (Слайд № 4)

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного

Назовите гласные, которые обозначать два звука, в каких случаях?

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные.

Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные.

3. Постановка целей и определение темы урока. (слайд № 5)

Как вы думаете, почему сегодня у нас в гостях гномики Гоша и Гена?

Что мы узнаем на уроке?

(Какие звуки обозначает новая буква,

гласные или согласные звуки, мягкие или твёрдые, звонкие или глухие)

4. Решение учебной задачи

(Слайд № 6)

    Исследовательская работа

    Разделим слово Гоша на слоги Го-ша. Назовите первый слог Го, первый звук [г].

(Слайд № 7)

    Разделим слово Гена на слоги, Ге-на. Назовите первый слог Ге, первый звук [г , ].

Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?

    Произнесём эти звуки по очереди, чем отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас два брата? ([г][г′])

- Какие это звуки?

(Слайд № 8)

А сейчас Гоша и Гена приглашают нас к себе в необычный городок, где живут не только гномики, но и разные животные.

По какому признаку мы можем узнать животных этого города?

    Физкультминутка (Слайд № 9)

Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г][г′]) хлопните в ладошки, если нет потопайте ножками. Слон, тигр, дятел, грач, ворона, голубь, пингвин, енот, гусь.

    ( Диск «Обучение грамоте», в гостях у гусей )

    Сейчас мы побываем в гостях у Гоши и Глаши. Послушаем рассказ, запомним слова

с новыми звуками, а потом назовём их, определим их позицию, дадим характеристику.

    Знакомство с новой буквой

    Какой буквой на письме обозначим новые звуки?

- Звуки [г] и [г′] обозначаются буквой Г. (таблица по обучению грамоте)

- Почему печатных букв две? Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Г?

Вот перед нами буква Г.

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге.

Горбит спину буква Г.

Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

    Где на ленте букв будет находиться буква Г, на первой или на второй строчке?

    Чтение слогов с новой буквой

С экрана хором, цепочкой,

Вместе с весёлыми пингвинятами поиграем. Кто объяснит правила игры?

Договаривая до целого слова в учебнике стр. 119 (для сильных детей)

    Чтение слов с буквой Г. стр.119

Почитаем слова, упражнение «эхо», найдём слово соответствующее схеме.

    Работа в паре

(2 вариант читает первому) (слайд 10)

    Работа по развитию речи

Составим текст, используя эти слова.

Кто будет главными героями?

Что они будут делать?

Сколько грибов они наберут?

Какими они вернутся домой?

Гномики приглашают нас в свой лес за грибами, но сначала вспомним правила сбора грибов

(Слайд № 11 -12)

Собирать грибы надо вместе со взрослыми, т. к. часто съедобные и ядовитые грибы очень похожи между собой.

Грибы нужно срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.

    Физкультминутка (слайд 13)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся раз, два, три.

И в лукошко положи.

Какие же грибы оказались в нашем лукошке? (слайд 14)

Работа с текстом.

    А каких же грибов набрали наши герои?

    Первый раз текст читает учитель.

Словарная работа.

Что обозначает слово «боровик»? «поганки»?

Придумайте заглавие к тексту.

    Вторичное чтение текста.

После чтения надо ответить на вопросы к тексту.

Какие грибы в корзине у Гали?

Какие грибы в корзине у Гены?

Чем отличается боровик от поганки?

5. Подведение итогов. Рефлексия. ( Слайд – 15)

Настало время прощаться. С какой буквой познакомили гномики?

Какие звуки обозначаем буквой г?

Что узнали о звуках г и г / ?

Чему научил вас урок?

Какие задания были для вас самыми интересными?

Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего?

Жёлтый: Всё получилось, все ли задания были посильны.

Зелёный: Встречались задания, которые не удалось выполнить

Красный: Все задания слишком трудные