Свойства системы. Учебное пособие: Основы системного анализа Системный анализ, определение и этапы. Сущность системного подхода и его применение при проектировании асоиу

Существуют различные точки зрения на содержание понятия «системный анализ» и область его применения. Изучение различных определений системного анализа позволяет выделить четыре его трактовки.

Первая трактовка рассматривает системный анализ как один из конкретных методов выбора лучшего решения возникшей проблемы, отождествляя его, например, с анализом по критерию стоимость - эффективность.

Такая трактовка системного анализа характеризует попытки обобщить наиболее разумные приемы любого анализа (например, военного или экономического), определить общие закономерности его проведения.

В первой трактовке системный анализ - это, скорее, «анализ систем», так как акцент делается на объекте изучения (системе), а не на системности рассмотрения (учете всех важнейших факторов и взаимосвязей, влияющих на решение проблемы, использование определенной логики поиска лучшего решения и т.д.)

В ряде работ, освещающих те или иные проблемы системного анализа, слово «анализ» употребляется с такими прилагательными, как количественный, экономический, ресурсный, а термин «системный анализ» применяется значительно реже.

Согласно второй трактовке системный анализ - это конкретный метод познания (противоположность синтезу).

Третья трактовка рассматривает системный анализ как любой анализ любых систем (иногда добавляется, что анализ на основе системной методологии) без каких-либо дополнительных ограничений на область его применения и используемые методы.

Согласно четвертой трактовке системный анализ - это вполне конкретное теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения. Он включает в свой состав как методы анализа, так и методы синтеза, кратко охарактеризованные нами ранее.

Итак, системный анализ - это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

2. Причины возникновения СА. Особенности совершенного СА

Системный анализ возник в США и прежде всего в недрах ВПК. Кроме того, в США системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением в области обороны и изучения космического пространства. В обеих палатах конгресса США в 60-е гг. прошлого века были внесены законопроекты «о мобилизации и использовании научно-технических сил страны для применения системного анализа и системотехники в целях наиболее полного использования людских ресурсов для решения национальных проблем».

Системный анализа использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области - изыскание путей получения высокой прибыли.

Примером использования методов системного анализа в США может служить система программного планирования, известная под названием «планирование - программирование - разработка бюджета» (ППБ), или сокращенно «программное финансирование».

Помимо применения системы ППБ в США используется целый ряд систем прогнозирования и планирования, в основе которых лежат методы системного анализа. В частности, для прогнозирования и планирования НИОКР применялась информационная система «ПАТТЕРН», для руководства космическим проектом «Аполлон» на всех этапах его разработки использовалась автоматизированная информационная система «ФЕЙМ», с помощью системы «КВЕСТ» достигалась количественная взаимосвязь между военными задачами и целями и научно-техническими средствами, необходимыми для их реализации, для тех же целей в промышленности служила система «СКОР».

Главной методической особенностью этих систем являлся принцип последовательного расчленения каждой проблемы на несколько задач более низкого уровня с целью построения «дерева целей».

Рассматриваемые системы позволяли определить сроки решения научных и технических проблем и взаимную полезность работ, способствовали повышению качества принимаемых решений за счет преодоления узковедомственного подхода к их принятию, отказа от интуитивных и волевых решений а также от работ, которые не могут быть выполнены в установленные сроки.

Вместе с тем практика управления в США последних десятилетий показывает, что термин «системный анализ» не так часто применяется, как это имело место ранее. Многие подходы к обоснованию сложных решений, которые с ним связывались, продолжали использоваться и развиваться достаточно интенсивно уже под новыми названиями - «программный анализ», «анализ политики», «анализ последствий» и т.д. В то же время «новизна» названных видов анализа заключается скорее в их названиях. Методологической и методической их основой продолжает оставаться системный анализ, идеология системного подхода.

Системный анализ - это научный, всесторонний подход к принятию решений. Вся проблема изучается в целом, определяются цели развития объекта управления и различные пути их реализации в свете возможных последствий. При этом возникает необходимость согласования работы различных частей объекта управления, отдельных исполнителей, с тем чтобы направить их на достижение общей цели.

Никакая наука не рождается в один день, а появляется в результате совпадения всевозрастающего интереса к определенному классу задач и уровня развития научных принципов, методов и средств, с помощью которых оказывается возможным решать эти задачи. Системный анализ не является исключением. Его исторические корни так же глубоки, как и корни цивилизации. Еще первобытный человек, выбирая себе место для постройки жилища, подсознательно мыслил системно. Но как научная дисциплина системный анализ оформился во время Второй мировой войны, вначале применительно к военным задачам, а уже после войны - к задачам различных сфер гражданской деятельности, где он стал эффективным средством решения широкого круга практических задач.

Именно в это время общие основы системного анализа созрели настолько, что их стали оформлять в виде самостоятельной отрасли знаний. Можно с полным основанием сказать, что разработка методов системного анализа в значительной степени способствовала тому, что управление во всех сферах человеческой деятельности поднялось от стадии ремесла или чистого искусства, которое в преобладающей степени зависело от способности отдельных людей и накопленного ими опыта, до стадии науки.

3. Возникновение и развитие системных представлений. Признаки системности

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия. Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению новых законов, тенденций движения. В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом “системное движение”. Само системное движение дифференцировалось, разделялось на различные направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира. Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?)

В отличие от теории систем системный анализ является прикладной наукой, его конечной целью является изменение существующей ситуации в соответствии с поставленными целями. Полезность системного анализа зависит не только от качества проведения самого анализа, но и от того, как использованы его результаты. В последнее время разработан даже специальный раздел системного анализа, получивший название «теории практики» . Как выразился один из известных системных аналитиков, Р. Акофф, плохо, когда теория систем недостаточно хороша, но также плохо и когда недостаточно хороша теория практики. Теория практики и теория систем, по его словам, подобны противоположным полам, необходимым для производства потомства.

Каковы же основные положения «теории практики» Р. Акоффа?

Прежде всего, совершенно необходимо обеспечить участие в системном исследовании всех заинтересованных сторон , причем это участие должно быть добровольным . При этом системный аналитик никогда не должен представлять ни одну из заинтересованных сторон, он должен быть нейтральным.

Заинтересованные лица будут участвовать в системном решении проблемы, если выполнены три условия:

Если их участие действительно повлияет на полученные результаты;

Если участие в анализе интересно;

Если результаты будут внедрены.

Первое условие может быть выполнено, если каждая из сторон в принятии реше-

ний равноправна .

Пример . Если решения принимаются большинством, и это большинство имеет одна из заинтересованных сторон, то все другие вряд ли будут добровольно участвовать в работе. Поэтому решения в таких условиях целесообразнее принимать консенсусом, достичь которого часто трудно,

но редко невозможно.

Второе условие (интерес) можно обеспечить несколькими способами. Эффективным приемом, по мнению Р. Акоффа, является предложение участникам анализа спроектировать такую систему, на которую, будь их воля, они тут же заменили бы существующую. Конечно, такая система должна быть реализуемой, она удовлетворять всем внешним (правовым, социальным, экономическим) ограничениям, быть адаптивной к изменению внешних условий. Составление такого проекта вызывает, как правило, оживленный интерес, т.к. содержит элементы игры, но по мере его выполнения участникам становится ясно, что это не просто игра, а в системе, которая ими спроектирована, явно просматриваются контуры будущей реальной системы.

Третье условие (внедрение результатов) выполняется только тогда, когда лица, принимающие решения, проявляют готовность участвовать в системном исследовании и во внедрении его результатов. Это, в свою очередь, возможно, если:

Решение проблемы действительно назрело и жизненно необходимо;


В анализе заинтересовано окружение лица, принимающего решение;

Между ответственным лицом и системным аналитиком установились отношения взаимного доверия.

По исследованиям Р. Акоффа, установление таких доверительных отношений облегчается при следующих условиях:

Если обе стороны могут прекратить работу в любое время и по любой причине;

Если системный аналитик много работает по обучению персонала организации, для которой проводятся исследования, чтобы впоследствии организация могла выполнять работу и без него;

Если он не выставляет напоказ свои заслуги в получении положительных результатов, а наоборот, всячески подчеркивает заслуги других (это, кстати, в большей степени работает на его авторитет);

Если системный аналитик предъявляет одинаково жесткие требования не только к тем условиям, которые создаются ему для работы, но и к качеству своей собственной работы;

Если он искренне проявляет уважение к интеллекту ответственного лица (разумеется, без подхалимажа).

Говоря о внедрении результатов системного анализа, важно отметить, что в реальной жизни очень редко бывает так, что сначала проводится исследование, а затем его результаты внедряются в практику. При системном исследовании особенно социальных систем они изменяются с течением времени как сами по себе, так и под влиянием самого исследования. В процессе анализа изменяется состояние проблемы, цели, число и персональный состав участников, отношения между заинтересованными сторонами и т.д. Происходит фактически слияние этапов исследования и внедрения, что придает системному анализу специфический характер: проблемы должны не «решаться», а как бы «растворяться», «исчезать» в ходе исследования.

Р. Акофф называет четыре способа обращения с любой реальной проблемой:

Не решать проблему, надеясь, что она исчезнет сама собой (Р. Акофф называет его absolution );

Сделать что-нибудь, частично решающее проблему, смягчающую ее до приемлемого состояния (resolution );

Решить проблему наилучшим в данных условиях (оптимальным) образом (solution );

Ликвидировать, растворить проблему, изменив условия таким образом, чтобы не только исчезла сама проблема, но чтобы и будущие проблемы система могла бы преодолевать самостоятельно.

Последний способ чаще всего и используется в наиболее развитых формах си-

стемного анализа.

Пример . В автобусной компании крупного города возникла проблема: после введения надбавок за качество работы водители начали конфликтовать с кондукторами. Дело в том, что качество работы водителей оценивалось по точности соблюдения графика движения, а кондукторов – по тому, насколько они успевают обслужить пассажиров. В часы пик кондукторы задерживали сигнал отправления (им надо было проверить у выходящих не только наличие билета, но и правильность оплаты, зависящей от расстояния, а входящим – продать билеты); это отрицательно сказывалось на надбавке водителей.

Сначала руководство компании игнорировало возникающую проблему (первый подход), но она не исчезла: враждебность нарастала и в конфликт были вовлечены профсоюзы. Тогда руководство попыталось вернуться к старой системе оплаты (второй подход); однако и водители, и кондукторы запротестовали, т.к. это уменьшало их зарплату. Затем руководство предложило делить причитающиеся надбавки между водителями и кондукторами поровну (третий подход); те отвергли предложение из-за уравниловки.

Проблема была «растворена» консультантом – системным аналитиком, обнаружившим, что в часы пик число автобусов на линии превышало число остановок. На эти часы кондукторов стали снимать с автобусов и закреплять по остановкам. Они продавали билеты до прихода автобуса, успевали проверять билеты у выходящих и стали вовремя давать сигнал отправления. По окончании часов пик кондукторы возвращались в автобусы, а лишние автобусы снимались с линии. К тому

же компании потребовалось меньшее количество кондукторов

Важным в системном анализе является и этическая сторона. Например, одна из опасностей в системном анализе состоит в навязывании системным аналитиком лицу, принимающему решения, своего мнения. В этом плане этика поведения системного аналитика состоит в том, чтобы:

Не скрывать альтернатив, которые почему-то не нравятся ему самому;

Обращать внимание лица, принимающего решения, на устойчивость или чувствительность альтернатив к изменениям условий.

Системный аналитик должен идти на компромиссы. Чтобы завоевать доверие заказчика, например, он должен включать в список альтернатив те, которые тот считает существенными, хотя сам он по опыту уверен, что они не существенны. Но это еще не все. Надо предлагать ответственному лицу и такие альтернативы, которые заведомо встретят его негативную реакцию, а для этого нужна определенная смелость.

Системный аналитик всегда оказывается перед этическим выбором, когда его принципы противоречат принципам заказчика. В этой ситуации для системного аналитика рекомендуются следующие правила:

Не нужно работать с клиентом, который не дает доступа даже к отдельной информации и не позволяет публиковать даже отдельные результаты;

Надо отказываться выполнять анализ только для обоснования уже принятого решения;

Не нужно работать с клиентом, чьи цели и ценности противоречат гуманистиче-

ским целям и ценностям.

Пример . Известный кибернетик С.Бир выполнял системные исследования проблем Чили по заказу правительства С.Альенде, но отказался работать по приглашению А.Пиночета, хотя после это

го ему приходилось принимать меры личной безопасности.

Однако такая категоричность не всегда оправдана. Бывают случаи, когда есть надежда, что такая работа может изменить этику системы к лучшему. В этом случае отказываться от проведения системного анализа, скорее всего, не следует.

  • 54.1 Умножение чисел со старших разрядов в прямом коде
  • Умножение с младших разрядов в дополнительном коде
  • Умножение со старших разрядов в дополнительном коде
  • 55.1 Методы выполнения операции деления.
  • 2 Деление двоичных чисел с фиксированной запятой
  • 2.8. Деление двоичных чисел с плавающей запятой
  • 55.2 Язык программирования php. Синтаксис. Основные операторы.
  • 56.1 Основные положения и законы алгебры логики
  • 56.2 Dhtml. JavaScript. Возможности и области применения
  • 2. Моделированиеэкспоненциальнойслучайнойвеличины
  • 1. Алгоритм реализации датчика дискретной с.В.
  • 2. Пуассоновская с.В
  • 58.1.Минимизация логической функции.
  • 59.1 Синтез комбинационных логических схем в различных базисах.
  • 59.2 Интерфейс программного обмена данными. Структура системной шины.
  • 59.3. Реляционная алгебра. Sql
  • 60.1.Основные характеристики и параметры интегральных логических элементов. Виды интегральных схем по функциональному назначению.
  • Итнернет технологии
  • 2.1 Как работают механизмы поиска
  • 60.3 Проектирование реляционной бд, функциональные зависимости, декомпозиция отношений, нормальные формы.
  • 62.1 Законы Кирхгофа и преобразование электрических цепей на их основе.
  • Габариты трансформатора
  • Достоинства трансформаторных бп
  • Недостатки трансформаторных бп
  • Достоинства импульсных бп
  • Недостатки импульсных бп
  • 68.3 Понятие и принципы построения математической модели, параметры и ограничения. Задачи математического программирования, классификация.
  • 69.1Аналого-цифровые преобразователи.
  • 70.1Цифро-аналоговые преобразователи.
  • 70.2 Логические единицы работы многозадачных операционных систем и их использование
  • Ион на полевых транзисторах
  • 72.3 Общие положения стандарта шифрования данных гост 28147-89 и режим простой замены в стандарте шифрования данных гост 28147-89.
  • 73.1 Принципы конвейерной обработки информации в эвм.
  • 73.2. Способы адресации и их использование в ассемблерных программах.
  • 2. Непосредственная адресация
  • 73.3 Понятие политики безопасности: общие положения, аксиомы защищённых систем, понятия доступа и монитора безопасности.
  • 1 Человек-пользователь воспринимает объекты и получает информацию о состоянии ас через те субъекты, которыми он управляет и которые отображают информацию.
  • 2 Угрозы компонентам ас исходят от субъекта, как активного компонента, изменяющего состояние объектов в ас.
  • 3 Субъекты могут влиять друг на друга через изменяемые ими объекты, связанные с другими субъектами, порождая субъекты, представляющие угрозу для безопасности информации или работоспособности системы.
  • 74.1Организация памяти эвм. Горизонтальное и вертикальное разбиение. Расслоение обращений. Организация памяти эвм. Горизонтальное и вертикальное разбиение памяти. Расслоение обращений.
  • 74.2 Сравнение программных возможностей современных операционных систем (Windows, Unix).
  • По удобству использования и наличию особых режимов
  • Вопрос 1
  • Вопрос 2
  • Понятие энтропии Энтропия как мера неопределенности
  • Свойства энтропии
  • 75.1 Подходы к организации эвм. Эвм, управляемые данными. Эвм, управляемые запросами.
  • Методика построения помехоустойчивых кодов. Информационный предел избыточности
  • 1.1. Принципы помехоустойчивого кодирования
  • 761 Организация ввода-вывода информации в эвм. Программный обмен, обмен через прерывания, режим прямого доступа к памяти.
  • Организация ввода/вывода информации в эвм. Программный обмен, обмен через прерывания, режим прямого доступа к памяти.
  • Глава II
  • 11.1. Проблемы организации систем ввода-вывода
  • 11.2. Прямой доступ к памяти
  • 9.16. Принципы организации системы прерывания программ.
  • 76.2 Динамические структуры данных. Основные виды, способы построения.
  • 76.3 Системный анализ, определение и этапы. Сущность системного подхода и его применение при проектировании асоиу.
  • 2 Системный анализ. Определение и этапы.
  • 77.1 История развития и современное состояние в области микропроцессорных систем.
  • 77.2 Стандартные и структурированные типы данных.
  • 77.3 Математическое описание объектов управления. Цель и задача управления. Принцип отрицательной обратной связи.
  • 2.1. Математические методы построения оптимальных и адаптивных систем управления
  • 2.1.1. Математическое описание объектов управления
  • 2.1.2. Цель и задача управления
  • 2.1.3. Задача оптимального управления и критерии качества
  • 78.1 (Он же 80.1) Организация микроЭвм на базе микропрограммируемого микропроцессорного комплекта, типовые циклы функционирования.
  • 78.2 Жизненный цикл программных средств. Этапы разработки программного обеспечения.
  • Программное обеспечение
  • Прог. Комплекс Документы
  • 78. 3 Критерий качества. Методы решения задач оптимального управления
  • 79.2 Нисходящее проектирование алгоритмов на примере моделирования арифметических операций сложения, вычитания, с плавающей запятой.
  • 79.3 Понятия управляемости, достижимости и наблюдаемости динамических систем.
  • 80.1 Организация микроЭвм на базе микропрограммируемого микропроцессорного комплекта, типовые циклы функционирования.
  • 80.2 Восходящий метод проектирования алгоритмов и программ. Спроектировать схему универсального алгоритма перевода чисел из любой системы счисления в любую другую.
  • 80.3 Методология структурного проектирования sadt.
  • 76.3 Системный анализ, определение и этапы. Сущность системного подхода и его применение при проектировании асоиу.

    2 Системный анализ. Определение и этапы.

    Под системным анализом понимают всестороннее, систематизированное, то есть построенное на основе определенного набора правил, изучение сложного объекта в целом, вместе со всей совокупностью его сложных внешних и внутренних связей, проводимое для выяснения возможностей улучшения функционирования этого объекта.

    Системный анализ включает в себя 4 этапа:

    Первый этап: Постановка задачи.

    Следует выяснить само назначение проводимого исследования. Важно определить, что послужило причиной, вызвавшей решение о начале данного исследования: недовольство, неудовлетворенность существующей системой и т.д.

    Второй этап: Структуризация системы.

    Надо локализовать границы системы и определить ее внешнюю среду. Структуризация самой системы заключается в разбиении ее на подсистемы. Завершается этап структуризации определением всех существующих связей между нею и системами, выделенными во внешней среде. Тем самым для каждой из выделенных в процессе структуризации систем определяют ее входы и выходы.

    Третий этап: Построение модели.

    Модель - это приближенное, упрощенное представление процесса или объекта. Модели значительно облегчают понимание системы, позволяют проводить исследования в абстрактном плане, прогнозировать поведение системы в интересующих нас условиях, упрощать задачи, анализировать и синтезировать совершенно различные системы одними методами.

    Важные факторы должны быть отражены в модели с наибольшей полнотой и детализацией, их характеристики в модели должны совпадать с реальными с точностью, определяемой требованиями данного исследования, остальные, не существенные факторы могут быть либо отражены с меньшей точностью, либо вовсе отсутствовать.

    Существуют различные классификации видов моделей:

      статические;

      динамические;

      описательные (неформализованные);

      графические;

      масштабные;

      аналоговые;

      математические.

    Четвертый этап: Исследование модели.

    Основным назначением этого этапа является выяснение поведения моделируемого объекта или процесса в различных условиях, при различных состояниях внешней среды и самого объекта. Для этого варьируют параметры модели, характеризующие состояние объекта. Полученные результаты позволяют прогнозировать поведение исследуемого объекта в соответствующих условиях.

    Понятие и суть системного анализа

    Системный анализ – это методология решения крупных проблем с помощью теории систем.

    Системный анализ отличается от других методов следующим:

      ненаблюдаемостью объекта управления;

      постановка проблемы осуществляется в процессе решения задачи;

      выполняется количественный анализ альтернатив;

      проводится конструирование системы, решающей проблему.

    В системном анализе различают две системы

    • систему, решающую проблему.

    Проблема рассматривается как ситуация различия между необходимым желаемым и существую­щим выходами объекта.

    Задачи системного анализа –структуризовать систему и привести ее решение к методу математического моделирования.

    Система, решающая проблему, представляет единство трёх понятий:

    • наблюдатель;

      объект (это система–1).

    Под системным анализом будем понимать реализацию следующих этапов исследования сложной системы:

      Построение общих принципов поведения сложной системы;

      Формирование совокупности методов анализа;

      Решение проблемы сложности и неопределённости;

      Определение предельных характеристик системы;

      Автоматизация исследований.

    Алгоритм системного анализа включает в себя 3 макроэлемента:

      Постановка проблемы :

        Постановка задачи;

        Определение объекта исследования;

        Формирование целей;

        Задание критериев и ограничений;

      Разделение системы и внешней среды :

    2.1. Определение границ исследования системы;

        Первичная структуризация системы;

        Подразделение общей системы на систему и внешнюю среду;

        Выделение составных частей среды;

        Декомпозиция внешних воздействий на элементарные воздействия;

      Разработка математической модели :

      1. Формальное описание

        Параметризация модели

        Установление зависимости между параметрами

        Декомпозиция модели на составные части

        Уточнение первичной структуры

        Исследование модели

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход

    Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

    Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

    Основные принципы системного подхода (системного анализа):

    Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

    Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

    Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

    Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

    Основные определения системного подхода

    Система- совокупность элементов и связей между ними. Структура - устойчивая картина взаимоотношений между элементами (картина связей и их стабильностей). Процесс - динамическое изменение системы во времени. Функция - процесс, происходящий внутри системы и имеющий определённый результат. Состояние - положение системы относительно других её положений.

    Основные допущения системного подхода

      В мире существуют системы

      Системное описание истинно

      Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано

    Аспекты системного подхода

    Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

    Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

      системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

      системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

      системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

      системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

      системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

      системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

      системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

      системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

    Практически все современные науки построены по системному принципу.

    http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001030.shtml

    Системный подход - методологическое направление в науке, осн. задача к-рого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. С. п. представляет собой спредер ленный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Исторически С. п. приходит на смену широко распространенным в 17-19 вв. кок* цепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наиболее широкое применение методы С. п. находят при исследовании сложных развивающихся объектов - мшмгоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социалыных и т. д. систем, больших техничегских систем, систем «человек-машина» и т. д. Теоретической базой для разработки таких методов является диалектико-материалистический принцип системности. Маркс и Ленин дали глубокий анализ сложнейшего развив Бающегося объекта - системы экономических отношений капиталистиче-; ского об-ва - и изложили ряд принципов методологии системного исследования. К числу важнейших задач С. п. относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей систеэ мы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследова-. нии анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь к-рых обусловливает целостные свойства этого множества. Осн. акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях о внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, инте-; гративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления - формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача к-рой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во мн. случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развертывания научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п. - детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методе^ логических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа.

    В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем понятие системы должно быть очень общим, применимым к любым ситуациям. Выход видится в том, чтобы обозначить, перечислить, описать такие черты, свойства, особенности систем, которые, во-первых, присущи всем системам без исключения, независимо от их искусственного или естественного происхождения, материального или идеального воплощения; а во-вторых, из множества свойств были бы отобраны и включены в список по признаку их необходимости для построения и использования технологии системного анализа. Полученный список свойств можно назвать дескриптивным (описательным) определением системы.

    Необходимы нам свойства системы естественно распадаются на три группы, по четыре свойства в каждой.

    Статические свойства системы

    Статическими свойствами назовем особенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени.

    Динамические свойства системы

    Если рассмотреть состояние системы в другой, отличный от первого, момент времени, то мы вновь обнаружим все четыре статических свойства. Но если наложить эти две "фотографии" друг на друга, то обнаружится, что они отличаются в деталях: за время между двумя моментами наблюдения произошли какие-то изменения в системе и ее окружении. Такие изменения могут быть важными при работе с системой и, следовательно, должны быть отображены в описаниях системы и учтены в работе с нею. Особенности изменений со временем внутри системы и вне ее и именуются динамическими свойствами систем. Если статические свойства - это то, что можно увидеть на фотографии системы, то динамические-то, что обнаружится при просмотре кинофильма про систему. О любых изменениях мы имеем возможность говорить в терминах перемен в статических моделях системы. В этой связи различаются четыре динамических свойства.

    Синтетические свойства системы

    Этот термин обозначает обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании.

    Из бесконечного числа свойств систем выделено двенадцать присущих всем системам. Они выделены по признаку их необходимости и достаточности для обоснования, построения и доступного изложения технологии прикладного системного анализа.

    Но очень важно помнить, что каждая система отличается от всех других. Это проявляется, прежде всего, в том, что каждое из двенадцати общесистемных свойств в данной системе воплощается в индивидуальной форме, специфической для этой системы. Кроме того, помимо указанных общесистемных закономерностей, каждая система обладает и другими, присущими только ей свойствами.

    Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретной проблемы. Это выражается в том, что с помощью общесистемной методологии он технологически направлен на обнаружение и использование индивидуальных, часто уникальных особенностей данной проблемной ситуации.

    Для облегчения такой работы можно употребить некоторые классификации систем , фиксирующие тот факт, что для разных систем следует использовать разные модели, разную технику, разные теории. Например, Р. Акофф и Д. Гарайедаги предложили различать системы по соотношению объективных и субъективных целей у частей целого: системы технические, человеко-машинные, социальные, экологические. Другая полезная классификация, по степени познанности систем и формализованности моделей, предложена У. Чеклендом: "жесткие" и "мягкие" системы и, соответственно, "жесткая" и "мягкая" методологии, обсужденные в гл. 1.

    Итак, можно сказать, что системное видение мира состоит в том, чтобы, понимая его всеобщую системность, приступить к рассмотрению конкретной системы, уделяя основное внимание ее индивидуальным особенностям. Классики системного анализа сформулировали этот принцип афористически: "Думай глобально, действуй локально".

    Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем): Учебник. - Томск; Издательство Томского университета, 2004. ISBN 5-7511-1838-3. Фрагмент

    Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемых сложных систем - технических, экономических и т.д. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Проводится с использованием современных средств вычислительной техники. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития, технической системы, региона, коммерческой структуры и т.д. Поэтому истоки системного анализа, его методические концепции лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений: теории операций и общей теории управления и системном подходе.

    Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при решении крупных проблем, основываясь на системном подходе. В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

    Системный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:

      принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого (см. этапы системного анализа подробнее ниже);

      принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;

      принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;

      принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.

    2. Применение системного анализа

    Область применения методов системного анализа весьма широка. Существует классификация, согласно которой все проблемы, к решению которых можно применить методы системного анализа, подразделяются на три класса:

      хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;

      неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

      слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.

    Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используется известная методология исследования операций, которая состоит в построении адекватной математической модели (например, задачи линейного, нелинейного, динамического программирования, задачи теории массового обслуживания, теории игр и др.) и применении методов для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями.

    Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем необходимо, прежде всего, потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. В этом случае все процедуры и методы направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Специалисты только готовят или рекомендуют варианты решения, принятие же решения остаётся в компетенции соответствующего должностного лица (или органа).

    Для решения слабо структурированных и неструктурированных проблем используются системы поддержки принятия решений.

    Технология решения таких сложных задач может быть описана следующей процедурой:

      формулировка проблемной ситуации;

      определение целей;

      определение критериев достижения целей;

      построение моделей для обоснования решений;

      поиск оптимального (допустимого) варианта решения;

      согласование решения;

      подготовка решения к реализации;

      утверждение решения;

      управление ходом реализации решения;

      проверка эффективности решения.

    Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным внешним воздействиям.

    Исследования опираются на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной технической и экономической деятельности, связанной с управлением. К ним относятся:

      методы анализа и синтеза систем теории управления,

      метод экспертных оценок,

      метод критического пути,

      теория очередей и т. п.

    Техническая основа системного анализа - современные вычислительные мощности и созданные на их основе информационные системы.

    Методологические средства, применяемые при решении проблем с помощью системного анализа, определяются в зависимости от того, преследуется ли единственная цель или некоторая совокупность целей, принимает ли решение одно лицо или несколько и т. д. Когда имеется одна достаточно четко выраженная цель, степень достижения которой можно оценить на основе одного критерия, используются методы математического программирования. Если степень достижения цели должна оцениваться на основе нескольких критериев, применяют аппарат теории полезности, с помощью которого проводится упорядочение критериев и определение важности каждого из них. Когда развитие событий определяется взаимодействием нескольких лиц или систем, из которых каждая преследует свои цели и принимает свои решения, используются методы теории игр.

    Несмотря на то, что диапазон применяемых в системном анализе методов моделирования и решения проблем непрерывно расширяется, он по своему характеру не тождествен научному исследованию: он не связан с задачами получения научного знания в собственном смысле, но представляет собой лишь применение методов науки к решению практических проблем управления и преследует цель рационализации процесса принятия решений, не исключая из этого процесса неизбежных в нём субъективных моментов.