Экономическая политика президента билла клинтона. Внутренняя и внешняя политика администрации Б. Клинтона Особенности правления билла клинтона

Клинтон стал первым президентом США, вступившим на этот пост после окончания «холодной войны» и распада СССР. В этот однополярный момент на Америку во всем мире возлагались особые надежды. Как никогда прежде были популярны идеи демократии, защиты прав человека, активно обсуждались возможности гуманитарных интервенций для разрешения наиболее острых региональных конфликтов. В сфере экономики совершенно непоколебимыми казались принципы так называемого вашингтонского консенсуса : необходимость соблюдения жесткой финансовой дисциплины, свобода торговли, приватизация, снижение налогов, открытость для иностранных инвестиций.

Не будет большим преувеличением сказать, что именно в течение двух президентских сроков Клинтона надежды на превращение США в «доброжелательного гегемона», мудро и справедливо направляющего развитие глобальной политики и экономики в верное русло, сперва серьезно пошатнулись, а затем и вовсе рухнули, в результате событий 1998-1999 годов, реакции США на «азиатский финансовый кризис» и бомбардировок Югославии. Несмотря на большое желание и энтузиазм демократической администрации в части разработки новых внешнеполитических подходов для укрепления международного авторитета США, к 2000-2001 году ее политика привела к подъему волны антиамериканизма в разных частях планеты, а внутри Соединенных Штатов способствовала росту популярности неоконсерватизма - идеологии, обосновывающей необходимость более решительного поведения США на мировой арене, использования всех имеющихся средств, включая военные, для распространения демократии и других американских ценностей.

Внешняя политика Клинтона почти целиком состояла из парадоксов. Рассуждая об ответственности США и других великих держав за предотвращение гуманитарных катастроф по всему миру, американский президент не сумел реализовать эту идею на практике. После гибели нескольких американских миротворцев в Сомали, Клинтон в марте 1994 года принял решение о выводе контингента из этой раздираемой кризисом африканской страны. В 1995 году США так и не осмелились вмешаться и остановить страшную бойню в Руанде, где в ходе гражданской войны погибло более полумиллиона человек.

Активно критиковавший своего предшественника, Джорджа Буша-старшего за «потворство китайским диктаторам», став президентом, Клинтон прославился как последовательный лоббист китайских интересов, год за годом продавливающий принятие Конгрессом закона о статусе наибольшего благоприятствования в торговле для Пекина, несмотря на многочисленные примеры нарушения прав человека в КНР. В 1998 году, в ходе поездки в Восточную Азию, Клинтон провел обстоятельные переговоры с китайским руководством, но даже не заглянул в гости к старым союзникам, японцам и южнокорейцам.

Клинтон был активным сторонником международной интеграции, считал, что вовлечение самых разных стран, в том числе управляемых авторитарными режимами, в систему экономической и политической взаимозависимости обеспечит в недалеком будущем всеобщую демократизацию и благополучие. Однако финансовый кризис, начавшийся в 1997 году в Восточной Азии, и затем распространившийся по всему миру, показал руководству и жителям многих доверившихся США стран, что контролируемые США международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк, совсем не торопятся оказывать пострадавшим бескорыстную помощь. Получение кредитов было обусловлено проведением жестких структурных реформ, перестройкой национальных экономик в соответствии с принципами «вашингтонского консенсуса». Это настроило против США чуть ли не весь мир, интеграция и глобализация стали ругательными словами, особенно в развивающихся странах.

В Европе основную внешнеполитическую проблему для Клинтона представляла гражданская война в бывшей Югославии. Гуманитарный кризис разворачивался в самом сердце Старого Света. В течение первого президентского срока администрации Клинтона удалось добиться некоторого снижения напряженности в результате заключения «Дейтонских соглашений» (1995). Однако в дальнейшем США не смогли соблюсти беспристрастность и равноудаленность от всех участников конфликта. Главным виновником продолжавшихся боестолкновений и этнических чисток был объявлен президент Сербии Слободан Милошевич. В 1999 году США приняли участие в операции НАТО, включавшей бомбардировки югославских городов. Формально, она завершилась успехом, Милошевич был отстранен от власти и предан международному суду - однако методы, использованные США и союзниками, их чрезмерный акцент на собственной моральной непогрешимости, создали почву для будущих конфликтов.

Введение

Истоки современной внешней политики США лежат в особенностях формирования общества и государства, географического положения, исторического процесса и других закономерностей, обусловивших становление базовых принципов, которым следовали и продолжают следовать сменяющие друг друга администрации. Естественно, что обстановка как в самих США, так и в окружающем мире обуславливают различное сочетание основных компонентов внешнеполитического курса, к которым относятся приоритет национальных интересов, идея избранности, безусловное сохранение "свободы рук", использование силовых методов и т.д.

Приход к власти нового главы государства, как известно, сопровождается коренными изменениями, как во внутренней, так и во внешней политике.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время огромное влияние, как на мировую экономику, так и на политику оказывают США.

Целью данной работы явилось исследование экономико-политических курсов трех последних американских президентов.

В соответствии с целью были определены и задачи исследования, которые заключается в:

1. изучении экономико-политического курса Б. Клинтона;

2. изучении экономико-политического курса Дж.Буша младшего;

3. изучении экономико-политического курса Б. Обамы;

4. подведении итогов исследования и формулировании выводов.

В процессе работы были использованы материалы прессы и книжных изданий, касающиеся различных аспектов экономической и внешнеполитической деятельности американской администрации.

Экономико-политический курс Билла Клинтона

политика буш клинтон обама

Внутренняя политика

Уильям Джефферсон "Билл" Климнтон - 42-ой президент в истории США. Находился в должности в течение двух сроков с 1993 - 2001. Придя в Белый Дом под лозунгом "наведения порядка в доме" и "восстановления американской мечты", Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.

Основные параметры политики администрации Клинтона были представлены в программе, получившей название "В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку". Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения; 3) улучшение системы среднего и высшего образования, 4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание; 5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

Успехи во внутренней политике - стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок.

Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП.

Презентация по теме: Билл Клинтон и его политика

O Уиильям Джеифферсон (Билл) Клиинтон
родился 19 августа 1947г; 42-й
президент США.
O Управлял страной
O С 1993 - 2001гг.

Президентские выборы 1992г.

O 3 октября 1991 года Билл Клинтон
выдвинул свою кандидатуру на пост
президента США. Во время предвыборной
кампании упор делался на непростом
экономическом состоянии, в котором
пребывала страна по итогам 12 лет
правления республиканцев. Высокая
инфляция позволили Биллу Клинтону
проводить свою предвыборную кампанию
под лозунгом «Это экономика, дурачок»

Внутренняя политика Билла Клинтона

O США при Клинтоне достигли верха своего благополучия, спокойствия
и процветания. Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась
небывалым и весьма продолжительным экономическим подъёмом.
Рождённая передовыми технологиями «новая экономика» США
продемонстрировала высочайшие темпы роста производства, что
привело к росту заработной платы и сокращению безработицы.
Президент Клинтон использовал многочисленные возможности,
которые давал рост экономики, для того, чтобы осуществлять разнооб
разные социальные программы. Фактически при нём была
сформирована
прочная
«страховочная
сеть»,
защищавшая
американцев в случае потери работы, трудоспособности или
кормильца. Однако не все граждане США смогли ею воспользоваться.
O Заметного успеха в 1990-е гг. достигла борьба с преступностью и
коррупцией. Правительство США значительно усилило поддержку
науки. В результате США завоевали бесспорное лидерство в мире по
развитию информационных технологий и биотехнологии.

Внешняя политика Билла Клинтона

O В 1994 г. американская разведка выяснила, что Северная
Корея активно готовится к созданию ядерной бомбы.
Прямое давление на корейцев не помогло, назревал
вооружённый конфликт. Ситуацию удалось разрядить при
участии посредника - бывшего президента США
Картера. Он добился соглашения о решении подобных
вопросов мирным путём.
O В 1998 г. американские самолёты бомбили Ирак, после
того как руководство этой ближневосточной страны
заявило о нежелании сотрудничать с экспертами ООН.
O В 1999 г. американские самолёты участвовали в
бомбардировках территории Югославии во время так
называемого Косовского кризиса.

Президентство Билла Клинтона началось 20 января 1993 года и закончилось 20 января 2001 года . Билл Клинтон стал 42-м президентом США , сменив на этом посту и обойдя на выборах 1992 года республиканца Джорджа Буша-старшего . 20 января 2001 года Клинтона на посту сменил республиканец Джордж Буш-младший - сын 41-го президента США Джорджа Буша-старшего.

Избрание Билла Клинтона президентом США

Билл Клинтон был избран на президентский пост в 46 лет, став самым молодым президентом США после Джона Кеннеди (был избран в 43 года).

Промежуточный период, формирование кабинета

11 ноября 1992 года во время своей первой пресс-конференции в качестве избранного президента, Клинтон отделил от себя консервативную часть электората заявлением о том, что он разрешит представителям сексуальных меньшинств служить открыто в армии США. [ ]

14 января 1993 года Билл Клинтон предложил на должность генерального прокурора Зою Беард, кандидатура которой позже (22 января) была снята самим президентом в связи с тем, что она нанимала на работу незаконно проживающих в стране иммигрантов (5 февраля по этой же причине снимается вторая предложенная Клинтоном кандидатура Кимбы Вуд).

Инаугурация

20 января 1993 года состоялась инаугурация Уильяма (Билла) Джефферсона Клинтона. В инаугурационной речи Клинтону удалось донести до слушателей свою основную мысль - необходимость перемен и историческую значимость смены поколений у руководства страны и прихода к власти молодых людей, осознающих свою «новую ответственность». [ ]

Внутренняя политика

21 января 1993 года новый президент США Билл Клинтон назначил свою жену Хиллари главой специальной комиссии по реформам системы здравоохранения (22 сентября опубликована программа реформ). В этот же день Клинтон отдал распоряжение министру обороны подготовить приказ об отмене запрета на приём гомосексуалистов в армию. Решение нового президента США вызвало резкую критику со стороны большей части республиканцев, военных и даже части демократов - однопартийцев президента Клинтона.

28 января Клинтон под давлением военных отменил своё решение, но ввёл запрет на опрос вступающих в вооружённые силы относительно их сексуальной ориентации.

31 июля 1996 года федеральный суд Нью-Йорка отменил законодательный акт, ограничивающий свободу слова в Интернете.

В марте 1997 года в США были начаты продажи первых DVD дисков и проигрывателей.

16 марта 1997 года в Корал-Спрингсе (США, штат Флорида) была задушена бывшая звезда журнала Playboy, фотомодель Стар Стоу . Убийство не раскрыто.

16 мая 1997 года Билл Клинтон официально извинился и провёл торжественную церемонию для участников исследования сифилиса Таскиги .

1 июля 1997 года президент Клинтон представил двухпартийную схему для поощрения растущей сферы электронной коммерции - различных видов бизнеса, проводимых через Интернет. Предложение не облагать налогами покупки онлайн получило поддержку в Европе.

29 августа 1997 года в Мичигане из-за неэкономичности была закрыта старейшая в США атомная электростанция.

12 октября 1997 года в заливе Монтерей, около Пасифик Гроув (Калифорния, США), разбился частный самолёт, пилотируемый певцом Джоном Денвером , который погиб в результате авиакатастрофы.

10 ноября 1997 года в США впервые судебный приговор был опубликован в Интернете .

10 декабря 1997 года сенат штата Мичиган запретил эвтаназию . Согласно новому закону штата, врач, преднамеренно прерывающий жизнь своего пациента, подлежит тюремному заключению сроком на 4 года и штрафу размером в $2000.

28 ноября 1998 года чернокожая трансгендерная женщина Рита Хестер , работавшая проституткой под псевдонимом «Наоми», была найдена мёртвой у себя дома в пригороде Бостона (штат Массачусетс) с множеством ножевых ранений. Убийство не было раскрыто. 4 декабря представители ЛГБТ-сообщества устроили т. н. «вахту памяти» с зажжёнными свечами. В Бостоне в акции приняли участие 250 человек. В 1999 году в память о Рите Хестер ЛГБТ-активисты Сан-Франциско объявили 20 ноября Днем памяти трансгендеров.

Второй срок Клинтона был успешен в плане развития экономики. В 1998 году безработица составила 4,5 %, а в 2000 году - 4,0 % трудоспособного населения. Низкой оставалась инфляция - 1,6 % (по итогам 1998 года).

26 сентября 2000 года открылся новый веб-сайт правительства США, объединивший 20 тыс. правительственных сайтов. В нём 27 миллионов веб-страниц.

23 октября 2000 года президент США Билл Клинтон подписал указ о выделении 58 млрд долл. на установление национального стандарта употребления алкоголя за рулем. Согласно документу, теперь в крови водителя может содержаться не более чем 0,8 % алкоголя.

Внешняя политика

В 1990-е годы США стали единственной сверхдержавой. Опираясь на свой мощный экономический и военный потенциал, США активно повели курс на расширение НАТО на восток.

4 февраля 1993 года Верховный Совет Беларуси ратифицировал Договор СНВ-1 .

12-15 января 1994 года состоялся первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву.

В январе 1996 года организация кубинских диссидентов «Братья во спасение», базирующаяся в Майами , с самолетов разбросала над Гаваной листовки с призывом к свержению Кастро. Один из двух использовавшихся для этого американских самолетов был сбит ПВО Кубы, после чего 24 февраля США сделали торговое эмбарго против Кубы постоянным.

12 марта 1996 года Конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, предусматривающий дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, перевозящим продукцию из Кубы или на Кубу, запрещено заходить в порты США.

13 марта 1996 года в Шарм-Эш-Шейхе (Египет) состоялась российско-американская встреча в верхах, посвящённая достижению мира на Ближнем Востоке.

19 июля-4 августа 1998 года в Нью-Йорке прошли игры Доброй воли .

7 августа 1998 года в столицах Нигерии и Танзании произошли террористические акты, направленные против американских посольств. В результате погибли 224 человека, 4085 человек получили ранения. В ответ на теракты, 20 августа ВМС США атаковали крылатыми ракетами предполагаемые объекты террористической инфраструктуры в Судане (фармацевтическая фабрика «Аль-Шифа» в Северном Хартуме) и Афганистане.

1-2 сентября 1998 года в Москве прошел двухдневный саммит с участием президента России Б. Н. Ельцина и президента США Б. Клинтона. Во время саммита обсуждались вопросы безопасности в мире и финансово-экономический кризис в России. По итогам встречи Билл Клинтон пообещал Борису Ельцину помощь со стороны США, если Россия продолжит двигаться по пути реформ.

12 сентября 1998 года ФБР арестовало Херердо Эрнандеса, Рамона Лабаньино, Рене Гонсалеса, Фернандо Гонсалеса и Антонио Герреро . «Кубинская пятёрка » была обвинена в 26 преступлениях, в числе которых заговор с целью совершения преступлений против США, шпионаж и соучастие в умышленном убийстве.

13 октября 1998 года Совет НАТО принял решение о возможном нанесении бомбовых ударов по Югославии.

15-23 октября 1998 года в США прошли переговоры между премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и руководителем Палестины Я. Арафатом. Были подписаны соглашения о выводе израильских войск и разграничении зон контроля на западном берегу Иордана и в полосе сектора Газа.

16-19 декабря 1998 года США и Великобритания провели военную операцию «Лиса пустыни », направленную на бомбардировки Ирака с воздуха. Операцию поддержали Япония, Канада, Австралия и Южная Корея. Наиболее резкая критика операция прозвучала со стороны Китая и России. В знак протеста Россия временно отозвала своих послов из Вашингтона и Лондона.

17 января 1999 года у здания посольства США взорвался автомобиль ВАЗ-2106. Никто не пострадал.

24 марта 1999 года авиация НАТО начала массированные бомбардировки Югославии, что вызвало протесты со стороны России. Внутри США сформировалась оппозиция против бомбардировок Югославии, которую возглавил Эдвард Кеннеди.

Реакция России на бомбардировки Югославии была негативной. Был отозван главный военный представитель РФ при НАТО, отложен вопрос об открытии миссии НАТО в Москве. Министерство обороны РФ отозвало всех российских военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях и на краткосрочных курсах военных учебных заведений стран НАТО.

26 марта 1999 года МИД РФ предложил покинуть в 24 часа Москву представителю бюро по контактам НАТО в России Алексею Шахтинскому (французский дипломат) и советнику НАТО по вопросам информации Манфреду Дилю (полковник генштаба ВС ФРГ).

28 марта в Москве у посольства США состоялся митинг против бомбежек авиацией НАТО Сербии. Была предпринята попытка обстрелять здание посольства из гранатомета. После митинга зданию потребовался косметический ремонт, так как весь фасад был забрызган разноцветной краской, а стекла были выбиты.

12 апреля 1999 года авиация НАТО ракетным ударом уничтожила пассажирский поезд под Грделицой. 23 апреля авиация НАТО нанесла авиаудар по белградскому телецентру.

В апреле 1999 года в Вашингтоне прошел саммит НАТО, на котором 24 апреля была введена процедура «кандидатства» для стран, желающих вступить в НАТО.

5 июля 1999 года Куба предъявила Соединенным Штатам иск на сумму 181 млрд долларов за ущерб, причиненный 40-летней экономической блокадой.

22 июля 1999 года Госсовет Кубы обнародовал декрет, пресекающий попытки нелегально покинуть территорию острова, то есть было направлено на ограничение иммиграции в США.

27 августа 1999 года Конгресс США решил провести слушания по вопросу о причастности крупного нью-йоркского банка к «отмыванию» российских криминальных капиталов.

19 ноября 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, необходимость которого была вызвана военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счет бывших ОВД и бывших постсоветских государств.

31 декабря 1999 года в России досрочно ушел в отставку первый президент России Борис Ельцин, назначив и. о. президента Владимира Путина. В этот же день США передали правительству Панамы контроль над Панамским каналом.

14 апреля 2000 года Государственная дума РФ приняла решение о ратификации российско-американского договора СНВ-2 .

18 апреля 2000 года новый президент России Владимир Путин высказался против создания США национальной системы ПРО.

Период 90-х годов, на которые приходится пребывание у власти Билла Клинтона (1993-2000), являлся очередным этапом перестройки существующей мировой системы экономического и политического взаимодействия государств-участников мирового сообщества. Значительные изменения, во многом затронувшие позиции Соединенных Штатов, произошли как внутри самого государства, так и на мировой арене. В результате окончания «холодной войны», раскола СССР и революций в странах бывшего социалистического блока ускорились интеграционные процессы в определенных географических зонах, издавна по ряду причин экономического и политического характера тяготевших друг к другу.

Таким образом, в 90-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкнулись с серьезной ситуацией, которая потребует, с одной стороны, всех их усилий для того, чтобы сохранить свое лидирующее положение на мировой арене и приспособиться к изменениям, а с другой - подстроить свою экономическую базу в соответствии с новыми требованиями. Именно эти задачи перед администрацией Клинтона, сам факт пребывания которого у власти отражает ряд существенных изменений, произошедших внутри американского государства и правящей элиты.

Хотя Б. Клинтон пришел к власти как «внутриполитический президент», так как в ходе предвыборной кампании он основное внимание уделил социально-экономическим вопросам, очень скоро вопросы безопасности заняли ведущее место в политике США. Это объяснялось, прежде всего, тем, что формирование новых подходов в сфере безопасности было важнейшим в обеспечении условий для реализации внешнеполитических планов США, имеющих глобальный мирорегулирующий характер. В Стратегии вовлеченности и расширения, представленной администрацией Клинтона, расширение и укрепление НАТО, использование вооруженных сил НАТО и США в урегулировании конфликтов, модернизация вооружений, изменение договорной базы в сфере безопасности получили приоритетное значение.

Деятельность администрации Клинтона в разработке глобальной стратегии и стратегии национальной безопасности и в решении отдельных, наиболее значительных с точки зрения перспектив мирового развития, проблем безопасности может рассматриваться как очень важная, определяющая политику последующих администраций, поэтому ее анализ и обобщение представляются важными и актуальными с научной и практической точек зрения.

1. Политическая карьера Билла Клинтона

42-й президент США Билл Клинтон (Bill Clinton), или Уильям Джефферсон Клинтон, родился в небольшом городке Хоп (шт. Арканзас) 19 августа 1946 г. Получил степень бакалавра в 1968 г., затем продолжил обучение в Оксфордском университете в Англии. В 1973 г. получил степень доктора права в Йельском университете и возвратился в Арканзас, чтобы заняться политической деятельностью.

В 1974 г. Клинтон баллотировался в Конгресс США и стал восходящей звездой демократов Арканзаса, чуть не победив переизбиравшегося кандидата республиканцев. В 1976 г. был избран генеральным прокурором штата, а в 1978 г. – губернатором. Привлек к себе внимание образовательной программой, предусматривавшей повышение налогов и введение квалификационных тестов для учителей. Активно содействовал решению проблем трудоустройства и реализации мер по охране здоровья детей. Занимал пост председателя национальной ассоциации губернаторов в 1986 и 1987 гг. Вошел в совет демократического руководства – группу умеренных демократов, стремившихся к уменьшению влияния в партии представителей профсоюзов, расовых меньшинств и антимилитаристов. В 1990 и 1991 гг. был председателем этого совета. Поддерживал связи с либералами, продвигая программу реформ системы социального обеспечения – любимого детища умеренных демократов.

В октябре 1991 г. Клинтон вступил в борьбу за президентский пост. Он выступал за снижение налогов и военных расходов, реформы здравоохранения и образования. Обещал осуществить программу, которая гарантировала бы каждому американцу получение образования на уровне колледжа и позволила бы студентам погашать субсидии на обучение, выполняя низкооплачиваемые общественные работы. Выступал с резкой критикой республиканцев за использование расовых проблем для раскола нации. В ходе избирательной кампании Клинтон неизменно подчеркивал тему перемен и надежды. Отмечая своевременность смены поколений в руководстве страны, настаивал на необходимости перемен для оживления экономики. 3 ноября 1992 проголосовало более 100 млн. человек – 55% всех избирателей. Клинтон получил 43% голосов, Буш – 37%, а Р. Перо – 19%. 20 января 1993 г. в США проходит инаугурация Уильяма Джефферсона Клинтона в качестве 42-го президента страны.

2. Внутренняя политика

Придя в Белый Дом под лозунгом «наведения порядка в доме» (put the house back on track) и «восстановления американской мечты» (restore the American dream), Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.

Основные параметры политики своей администрации были разработаны Клинтоном совместно с Гором и представлены в их программе, получившей название «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

Суть нового решения заключалась в уделении основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. В своей программе Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет с одновременным уменьшением бюджетного дефицита вдвое. Инвестиции подобного масштаба позволят создать более миллиона новых высокооплачиваемых рабочих мест и тем самым помогут американскому государству должным образом конкурировать с другими странами и сохранить свой статус лидера на мировой арене. В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения; 3) улучшение системы среднего и высшего образования, предоставление государственных займов для желающих продолжить свое образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих; 4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание; 5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

По мнению Клинтона, единственный способ, с помощью которого американское государство сможет не только быть действительно конкурентоспособным на мировом рынке в современных условиях, но и сохранить свои лидирующие позиции в XXI в., - это создать лучшую в мире систему образования и обучения населения.

В течение первых месяцев своего президентства Клинтон занимался вопросами здравоохранения и ратификации североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА). Он назначил свою супругу главой специальной комиссии по разработке реформ в системе здравоохранения. В ноябре обе палаты Конгресса ратифицировали НАФТА, причем большинство демократов голосовало против, а большинство республиканцев – за принятие соглашения. План реформирования системы здравоохранения был подвергнут критике многими членами Конгресса как слишком радикальный. Индустрия страхования здоровья предприняла против него серьезные лоббистские меры. В начале 1994 члены Конгресса представили другие предложения, и в конечном итоге Клинтон согласился с умеренным планом демократических лидеров Конгресса. Однако республиканская обструкция в Сенате помешала проведению голосования по реформе системы здравоохранения в 1994.

Согласно некоторым рекомендациям, сделанным в самом начале 80-х годов активными сторонниками теории индустриального пути развития и изложенным в работе «Взгляд в 1990-е: американская стратегия и мировая экономика» Д. Бертона Мл., В. Готбаума и Ф. Рохатина, Соединенные Штаты Америки должны в первую очередь рассматривать технологические изменения как основной национальный приоритет. Между правительством и промышленными кругами должен вестись продолжительный диалог, позволяющий последним открыто обсуждать свои технологические потребности, что должно способствовать более скорому и скоординированному ответу на возникающие проблемы. Что касается вопроса о человеческих ресурсах, то в книге был предложен ряд изменений относительно взаимоотношений бизнеса и профсоюзов, здравоохранения, образования, обучения и переобучения рабочих. Рассмотрение шагов администрации Клинтона - Гора показывает, что они восприняли многие предложения, выдвинутые в книге «Взгляд в 1990-е», и воздвигли их в ранг национальных целей и приоритетов.

Успехи во внутренней политике – стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок. На выборах 1996 г. Клинтон получил 379 голосов выборщиков против 159, отданных сенатору Р. Доулу, и стал первым со времен Рузвельта президентом-демократом, избранным на второй срок. Однако Клинтона поддержали лишь 49% голосовавших избирателей, а республиканцы удержали большинство в обеих палатах Конгресса.

После переизбрания основной проблемой администрации Клинтона стало достижение сбалансированного бюджета при одновременной реализации обещанных избирателям социальных программ. В июле 1997 удалось согласовать с республиканским большинством в Конгрессе ориентацию законодательства на достижение сбалансированного бюджета к 2002. Пойдя на уступки республиканцам в налоговой политике и программе медицинского страхования «Медикэр», президент добился одобрения Конгрессом мер по расширению медицинской помощи детям и инвалидам и выделению субсидий студентам колледжей.

Основная заслуга администрации Клинтона, как отмечает И.В. Скрынник , состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум , существующий в рамках или границах окружающего его сообщества. Подобный подход означал также и переосмысление роли правительства, которое должно фокусировать свое внимание на тех аспектах экономики и рынка, которые не в состоянии обеспечить индивидууму соответствующего уровня жизни и развития. В результате новой экономической и социальной философии правительства показатели экономического развития продолжали укрепляться и превзошли все ожидаемые результаты.

Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Уровень дефицита бюджета в 1992 г., ожидаемый приблизительно в 357 млрд дол. или более того, на самом деле составил всего 10 млрд дол. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. При этом ведущую роль играют расходы федерального правительства на «человеческие ресурсы» - социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то к 2000-му году - две трети бюджета, или почти 14% ВВП, а с учетом расходов штатов и местных властей - более 21% ВВП. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство социальных расходов имеет «защищенный», обязательный характер. Система социального обеспечения образовала прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца.

В 2000 г. свыше 80 млн. американских граждан - треть населения страны - регулярно получали пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышал 1 трлн. долларов. Это в 30 с лишним раз больше федерального бюджета РФ в то же время.

Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП. У американской экономики - громадный положительный потенциал.

Экспресс-анализ эры Клинтона говорил о том, что за весь послевоенный период, не считая «аномальных» двадцати лет пребывания у руля исполнительной власти демократических администраций Франклина Рузвельта - Гарри Трумэна (1933-1953), это было первое в целом состоявшееся президентство кандидата партии Осла.

3. Внешняя политика

3.1. Глобальная стратегия США

Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения».

Было решено сделать акцент на четырех направлениях американской политики продвижения демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять новые демократии и общества с рыночной экономикой там, где для этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики в регионах, вызывающих наибольшую тревогу. В июле 1994 г., по настоянию президента Клинтона, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения» (National Security Strategy of Engagement and Enlargement). Основным положением документа было утверждение о том, что граница между внутренней и внешней политикой стирается, укрепление национальной экономики необходимо для поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания мирового влияния США, активная международная деятельность обеспечивает расширение торговли и новые рабочие места для американцев.

Победа на президентских выборах 1996 г. была расценена администрацией Клинтона как национальное признание выдвинутой ею внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов не только на конец XX века, но и на грядущее столетие. В мае 1997 г. Белый дом представил еще один важный доклад - Стратегия национальной безопасности в новом столетии (National Security Strategy for a New Century), в котором были изложены основы политики администрации Клинтона на второй срок правления, представлена стратегия на будущее. В докладе были выделены следующие основные положения стратегии: 1. США - нация с глобальными интересами; 2. Задача руководства страны - поддерживать превосходство во всех сферах- дипломатической, технологической, индустриальной и военной для защиты интересов США; 3. Для выполнения этой задачи США могут действовать как совместно с другими странами, так и в одиночку, когда это необходимо; 4. Соединенные Штаты являются единственной страной, способной осуществлять мировое лидерство при разрешении международных проблем.

Администрация Клинтона выдвинула внешнеполитическую программу, целью которой было закрепить благоприятный для США расклад сил в мире и обеспечить возможности для контроля над развитием международной ситуации в соответствии с американскими интересами и планами. Важное место было отведено идеологическому компоненту - распространению американских ценностей и преобразованию международного сообщества в соответствии с американской моделью демократии и экономической системы.

В ходе формирования глобальной стратегии США были поставлены вопросы создания нового мирового порядка, в котором США должны сохранить статус основного системообразующего центра и в котором будут максимально нейтрализованы угрозы его безопасности и позиции гегемона. Именно поэтому важнейшими действиями США стали расширение НАТО и представление этой организации, где они занимали позицию неоспоримого лидера и хотели ее сохранить, в качестве основной коллективной регулирующей силы в формирующемся порядке; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов опять же при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности, которые отражали положение, существовавшее в годы холодной войны (СНВ, ПРО).

В результате деятельности администрации Клинтона и политологов, работавших на нее, получила закрепление концепция создания евро-американского сообщества, действующего на основе модели «кооперационной безопасности». Такой подход предполагает сохранение американского лидерства и не исключает определенной автономности мирового лидера.

Действия США по урегулированию конфликтов (бывшая Югославия) свидетельствуют о том, что военно-силовая модель получила закрепление в теории и на практике. В концепциях, аргументирующих действия США, основными были положения об отмирании национального суверенитета, о подчиненности национальных интересов общедемократическим ценностям и интересам «демократической части мирового сообщества», в котором США являются неоспоримым лидером (гегемоном). Объявив «мир» (как состояние без войны и/или конфликтов) неделимой категорией, США взяли на себя миссию по дальнейшему расширению демократии в мире.

На практике военно-силовой подход основывается на использовании двойных стандартов (США и их союзники поддерживают одну из сторон в конфликте); на игнорировании ООН и существующих международных норм (невмешательство во внутренние дела государств); не исключается возможность одностороннего принятия решений Соединенными Штатами; используются новые виды вооружений, в том числе опасные для населения и запрещенные международными нормами; военные операции не имеют четко проработанных программ по послевоенному урегулированию ситуации (создание демократических институтов) в странах - объектах воздействия.

Как заметил В. Колосов, ссылаясь на газету Economist (1999. 24 April. Р. 50), к концу XX в. в демократических странах законность силовой акции определялась общественным мнением. Именно оно, а не нормы международного права выступали в роли высшего арбитра. Так, американские и другие западные лидеры прекрасно отдавали себе отчет, какую реакцию вызовут не сходившие с телеэкранов картины массового исхода албанских беженцев из Косово (1999). Цель была достигнута. Если в начале 1990-х большинство американцев выступало против превращения единственной сверхдержавы в мирового полицейского, то, напротив, весной 1999 года общественное мнение поддержало вмешательство НАТО в косовский кризис .

Демонтаж существовавшей системы международной безопасности существенно затрагивал интересы России, так как, во-первых, она, как правопреемница СССР, была одним из устроителей и основных регуляторов системы безопасности биполярной эпохи, а во-вторых, у нее сохранялось свое видение нового мирового порядка, а также того, какой должна быть система безопасности в XXI веке.

Во время правления администрации Клинтона в американском политико-академическом сообществе проходили острые дискуссии о том, как урегулировать проблемы с Россией (расширение НАТО, кризис в Югославии, Договоры СНВ-2 и ПРО, судьба ООН), как рассматривать ее роль в международной системе безопасности. В результате - отход США от двусторонних договоренностей сопровождался интенсивными диалогом лидеров двух держав, в ходе которого президенты России и США объявили государства партнерами в решении международных проблем и подписали ряд документов, которые по формату и содержанию отличаются от двусторонних договоров эпохи биполярности. Статус этих договоров существенно ниже, их значимость для международной безопасности не так высока, а роль России выглядит менее важной. Они не сняли проблем в отношениях России и США, сохраняются разногласия и в США, и в мире относительно правомерности и правильности американской политики.

3.2. Расширение НАТО на Восток

Прекращение существования Организации Варшавского договора в июне 1991 г. сняло вопрос о роспуске НАТО – к добровольному отказу от полученного преимущества США и их союзники не были расположены. Расширение состава Североатлантического альянса помимо количественной имело важную стратегическую значимость, и с самого начала рассматривалось в трех ракурсах: 1) расширение миссии; 2) расширение зоны ответственности; 3) расширение состава. Российская дипломатия фактически

В ноябре 1993 г, в Риме государственный секретарь У. Кристофер в выступлении на пленарном заседании СБСЕ, провозглашая программу «Партнерство во имя мира» сказал: «В то же самое время мы предлагаем открыть двери для постепенного расширения числа членов НАТО» . Администрация Клинтона начала претворять в жизнь планы расширения НАТО, которые поначалу казались трудноосуществимыми. В кампании по разъяснению позиции администрации Клинтона по НАТО большая роль принадлежала внешнеполитическим экспертам – эмигрантам из Восточной и Центральной Европы. «В этом регионе, – пишет научный сотрудник ИСКРАН П. Е. Смирнов, – блок НАТО, хотя формально больше и не противник России, но так и не переставший восприниматься ею как угроза, мог взять под свое крыло как минимум еще 50 млн. человек и вплотную подойти к рубежам, которые всегда были для России наиболее уязвимыми» .

10 января 1994 г. Б. Клинтон, выступая на саммите НАТО в Брюсселе, заявил, что «если демократия на востоке потерпит поражение, насилие и нестабильность с востока могут быть опасны для Америки и других демократических государств». Он официально объявил о программе «Партнерство ко имя мира» (ПВМ), которая должна была способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. На пресс-конференции он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что ПВМ открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность военного сотрудничества с НАТО.

Было заявлено, что после распада СССР в мире не осталось военной державы, способной удержать США от решительных действий по регулированию мирового порядка. Расширение НАТО характеризовалось не только и не столько как расширение военного блока и угроза России и другим государствам, которые не войдут в него, а как действия по расширению границ либерального демократического порядка, построенного и поддерживаемого в течение 40 лет Соединенными Штатами. Авторы политической концепции будущей НАТО заявляли, что поскольку НАТО была создана в основном американскими усилиями, США вправе возглавить процесс по ее закреплению, опираясь на нее как на ведущую международную структуру.

К началу второго срока правления администрации Клинтона вопрос о расширении НАТО был решен окончательно. Позиция России не учитывалась, хотя она была вовлечена в широкий диалог с США относительно форм взаимодействия и оформления отношений НАТО–Россия. Самым важным для США было то, что им удалось нейтрализовать оппонентов внутри страны, договориться с Россией, осуществить радикальное изменение стратегии НАТО, приведя ее в соответствие с глобальной стратегией США.

Вторая половина 90-х годов XX века проходила под знаком конкретных шагов в плане расширения НАТО на восток. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия. В 2000 г. отдельные политологи поставили вопрос о целесообразности дальнейшего расширения альянса с возможным присоединением к нему стран Балтии. Так, в докладе Института Кейто указывалось, что действия США привели к кардинальному изменению доктрины НАТО, существа этого блока. Отмечалось, что НАТО начала выполнять задачи за пределами сферы своего действия, не оговоренные Вашингтонским договором 1949 г. (бывшая Югославия).

Эксперты Института Кейто рекомендовали Конгрессу США принять резолюцию, запрещающую использование вооруженных сил США для выполнения задач, выходящих за рамки обеспечения обороны стран – членов НАТО. Конгрессу предлагалось остановить дальнейшее расширение блока после принятия в 1999 г. трех восточноевропейских стран. Однако подобные рекомендации не принимались во внимание администрацией Клинтона. К 2000 г. даже те либеральные эксперты, которые выступали против расширения альянса, заявили, что США не могут отступиться от своих обещаний и приостановить процесс расширения.

3.3. Общая оценка внешней политики Клинтона

Добившись достижения решения о принятии некоторых стран Восточной Европы в НАТО, Клинтон, казалось бы, одержал победу в сфере международных отношений. Тем не менее, из всего наследия Клинтона, как отмечает В. Ошеров, самой неудачной сферой явилась именно внешняя политика. Внешнеполитические успехи Клинтона, раздувавшиеся американскими СМИ, оказались очередной иллюзией. Конфликт между Израилем и арабским миром только усугубился, мир в Северной Ирландии так по-настоящему и не восстановлен, Африка остается зоной непрекращающегося кровопролития. Иллюзией обернулась сама идея о том, что конфликты возможно решить путем кулуарных сделок, от которых «всем будет хорошо». На самом деле в любой ситуации будут выигравшие и проигравшие, и для того, чтобы уладить многолетние, а то и многовековые конфликты, нужен не расчет на материальные выгоды, а прежде всего решимость враждующих сторон во имя мира по-настоящему жертвовать, смиряться, прощать. И силовые методы тут тоже не помогают.

Вообще при Клинтоне отношения Америки с окружающим миром, в частности с Европой, заметно осложнились. Они никогда не были простыми, во многом двусмысленными, но наличие общего врага - СССР - приглушало противоречия. Сейчас этот фактор улетучился. Зато претензии на гегемонию, никогда не нравившиеся никому, стали вызывать открытое осуждение, особенно из-за некомпетентности людей, определявших внешнюю политику США в клинтоновский период. Европейцы всегда с благодарностью принимали американскую защиту и помощь, но когда защищаться стало не от кого, а высокомерное желание учить других осталось прежним, положение заметно изменилось. Было много признаков растущей оппозиции.

4. Анализ модели политики Клинтона

Американские политологи Галперин и Харрис в свете подготовки к президентским выборам 2008 г. провели исследование, названное ими «Пути к Победе», в котором проанализировали различные модели политики и, в частности, модель политики Клинтона. Эта модель, по мнению авторов, возникла в процессе поисков ответов на два ключевых вопроса. Первый: почему американцы сейчас так взвинчены и разобщены? И второй: как должны вести себя в такой ситуации политические лидеры?

Политика Клинтона - это последовательный центризм. В ее основе лежит убежденность, что большинство жителей США куда меньше интересуются идеологическими спорами, нежели практическим разрешением основных проблем, стоящих перед страной. Отсюда следует, что избиратели в целом предпочитают спокойную и умеренную политику, ориентированную на достижение разумных компромиссов. Проведению такой политики препятствуют не настроения львиной доли электората, а циничные маневры всякого рода лоббистов и групп давления, которые сознательно и преднамеренно изобретают и подхлестывают идеологические и политические конфликты, чтобы с их помощью манипулировать общественным мнением.

Эти установки влекут за собой и выбор вполне определенной политической линии. Основная цель Политики Клинтона состояла не в акцентировании разногласий, а в их смягчении и затушевке с последующим наведением мостов между конфликтующими сторонами. Практическим путем к ее достижению стала тактика триангуляции (triangulation) Это название придумал политический советник Клинтона - Дик Моррис. Она акцентирует необходимость разрешения конфликтов с помощью конструирования третьей позиции, лежащей не между позициями противников, а как бы над ними. По мнению Морриса, которое разделял и Клинтон, триангуляция лучше всего позволяет находить решения, более или менее приемлемые для обеих сторон и не создающие ни у той, ни у другой стороны унизительного чувства поражения.

Успешное применение тактики триангуляции требует заметной поддержки со стороны электората. Поэтому не приходится удивляться, что Клинтон всегда придавал огромное значение результатам опросов общественного мнения. Он считал 50-процентное одобрение тревожным симптомом, требующим срочной коррекции политического курса. Клинтон стремился, чтобы его действия одобряли не менее 65% респондентов, ибо полагал, что в этом случае никто не осмелится бросить ему вызов. В то же время Клинтон никогда не стремился к одностороннему усилению президентской власти за счет власти законодательной и судебной - также вполне в духе своей политической философии.

Противники Билла Клинтона, в том числе Джордж Буш и Карл Роув, нередко утверждали, что тактика триангуляции влечет за собой чрезмерно умеренную и осторожную, даже мелкотравчатую политику, которая не позволяет главе администрации использовать все ресурсы президентской власти. Авторы «Пути к Победе» указывают, что эта критика по большей части несправедлива. Клинтон не планировал свои действия на основе опросов, в чем его нередко обвиняли, а использовал их результаты для выбора оптимальных (в том числе, и наименее конфликтных) способов достижения своих собственных целей. Особую пользу он извлекал из этих результатов в тех случаях, когда ему надо было предпринимать непопулярные шаги или действовать на фоне сильных разногласий. Например, Клинтон пошел навстречу консерваторам в их желании радикально изменить сложившуюся еще в 1930-е годы систему финансовой помощи безработным и сбалансировать федеральный бюджет, но настоял на своем праве осуществлять эти цели такими средствами, которые были в целом приемлемы для его собственной партии. Он расширил доступ к высшему образованию, чего давно добивались либералы, однако в качестве инструмента выбрал такой вполне законный, с консервативной точки зрения, механизм, как налоговые кредиты. Следовательно, клинтоновская политика триангуляции во многих случаях работала вполне эффективно.

Однако своей главной цели, реального ослабления общественных разногласий, эта политика все же не достигла. Консервативные республиканцы вообще не желали никакого единства с политикой Белого Дома и всячески стремились ослабить позиции его хозяина. Венцом этих усилий, конечно, стала кампания за импичмент президента в связи со скандалом вокруг его связи с Моникой Левински, однако они предпринимались и раньше, причем многократно. К тому же из-за своего стремления к синтезу разумных идей, рожденных на обоих полюсах политического спектра, Клинтон нередко давал оппонентам повод для упреков в бесхребетности и оппортунизме, которые подчас было трудно парировать.

Клинтон действовал на фоне постоянного усиления культуры Freak Show , которая не раз показывала ему свои зубы. Обороняясь, Клинтон стремился подняться над медийным "паноптикумом", не прибегая к его методам. Клинтоновское стремление к популярности в значительной мере было вызвано осознанным желанием сделать себя неуязвимым к ее атакам. Это ему долго удавалось, хотя скандальное дело Моники Левински показало, что эта стратегия имеет свои пределы.

Политика Клинтона была не столь привлекательна для радикальных активистов его партии, однако лучше помогала сохранить влияние Белого Дома на всем протяжении его президентства.

Заключение

Период пребывания у власти Билла Клинтона представляет собой в целом успешный для президента, но весьма противоречивый для страны этап развития Соединенных Штатов Америки.

В области внутренней политики США в результате проведенных реформ испытала несравнимый бум в своем экономическом и социальном развитии. Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна стала пополняться реальными деньгами. У американской экономики - громадный положительный потенциал. Основная заслуга администрации Клинтона состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества

В области внешней политики США в годы президентства Клинтона сумели успешно осуществить ряд важных мер, выводящих политику этой страны на мирорегулирующий уровень. Администрации Клинтона удалось: 1) не просто провести расширение НАТО, нейтрализовав противников внутри страны но и закрепить тенденцию к дальнейшему расширению альянса на Восток; 2) совместить стратегию НАТО с глобальными интересами США; 3) закрепить военно-силовую модель урегулирования конфликтов.

Однако политические события наложили неизгладимый отпечаток на деятельность 42-го президента США, которая к 2000 году привела к демонтажу существовавшего режима обеспечения безопасности, усилению конфликтогенности в мире. Политика США создала ряд серьезных проблем и для России в реализации ее внешней политики и в обеспечении национальной безопасности, что не привело к конфронтации или противостоянию между державами, но сохранило определенную напряженность в двусторонних отношениях.

Список литературы

  1. Алексеева А.В. Расширение НАТО на Восток: региональный и глобальный аспекты. - Спб., 2005.
  2. Клинтон, Билл // Энциклопедия «Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/
  3. Кобринская И. Я. Политика США в Центральной и Восточной Европе // США v Канада – экономика, политика, культура. 2000. № 2. С. 55–71.
  4. Колосов В. «Низкая и «высокая» геополитика // Отечественные записки. 2002. № 3 (4).
  5. Мошес А. Л. Военно-политическая переориентация стран Центральной и Восточной Европы и Балтии // Европа: вчера, сегодня, завтра. – М.: Экономика, 2002. С. 674–688.
  6. Ошеров В. В годы Клинтона // Новый мир. 2001. № 5.
  7. Политика Клинтона и Политика Буша // Washington ProFile - http://www.washprofile.org/ru/node/5793
  8. Рогов С.М. Государство и рынок по-американски // Независимая газета. 2000. № 31.
  9. Скрынник И.В. Внутриполитические и социально-экономические приоритеты администрации Билла Клинтона // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические Науки. Мировой политический процесс. 2000, № 1.
  10. Шаклеин В. В. Проблемы международной безопасности и внешняя политика США в 1993–2000 гг. – М., 2004. С. 62.

    Политика Клинтона и Политика Буша // Washington ProFile - http://www.washprofile.org/ru/node/5793.