Школьная энциклопедия. Готический стиль в искусстве европы Готический стиль история и особенности в искусстве

Ключевым направлением искусства Средневековья была готика .

Она охватывала культуру, развивавшуюся в большинстве регионов Западной, Центральной, а также Восточной Европы.

Возникла готика в Северном регионе Франции в 12 в., а уже в следующем столетии она появилась в Англии и Германии, а затем в Австрии, Чехии и Испании. Позднее готический стиль достиг Италии. После интенсивной трансформации образовалась «итальянская готика», а в завершении 14 века — интернациональная. Восточноевропейские художники с готическим направлением познакомились позднее, на их родине оно продержалось немного дольше – почти до 16 столетия.

В период Возрождения этим определением уничижительно обозначали все художество Средневековья, признанное «варварским» . Но вначале 19 в. для мастерства 10-12 вв. употребили понятие романского стиля и, соответственно, ограничили хронологические рамки готического стиля. В нем выделились фазы: ранний период, зрелый и поздний.

В европейских странах правила католическая церковь, поэтому идеология готики сохраняла феодально-церковные устои. По назначению готика была в основном культовой и тематически религиозной. Ее сравнивали с вечностью и «высшими» силами.

Она характеризовалась символико-аллегорическим образом мышления и условным изобразительным языком.

Этот стиль сменил романский, а в дальнейшем полностью вытеснил его. Понятие данного направления обычно применяют к архитектурным объектам. Также оно охватило живопись, орнамент, книжную миниатюру, скульптуру и прочее.

Стоит отметить, что его зарождение в архитектуре, в особенности именитых соборов, совпадало с триумфальной эпохой романской живописи, а именно фресковой.

Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле. Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.

Художники готического искусства

Готические черты в художестве появились на несколько десятков лет позже возникновения таковых в образцах архитектуры. Отметим, что во Франции и Англии произошел переход от романского направления к готическому в 1200-ом г., в Германии – в 1220-ых, а в Италии – примерно в 1300-ом.

Особенностью готического художества являются вытянутые фигуры.

Живопись подчинялась жестким канонам. Мастера кисти на своих картинах изображали трехмерность пространства довольно редко. Такая перспектива была случайной и весьма сомнительной.

На исходе 14 столетия в искусстве появилось стремление к элегантному и утонченному письму, а также возник интерес к сюжетам реальной жизни. Постоянными элементами в живописи стали мельчайшие детали растительного и животного мира.

Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран.

Во Франции 13-14 веков расцвело искусство книжной миниатюры . В ней проявлялось светское начало. Так, к примеру, светская литература расширила спектр иллюстрированных рукописей. Стали создавать богато расписанные псалтыри и часословы для домашнего пользования.

Рукопись готических времен изменила внешний вид страниц. Так, иллюстрация наполнилась звучными по чистоте цветами, включила реалистические элементы, совместила растительную орнаментику, библейские и бытовые сцены. Характерной чертой рукописей 13 века был бордюр, обрамляющий поле страницы.

Художники помещали на страницы завитки орнамента, украшающего поля, линии, обрамляющие маленькие фигурки, и комические либо жанровые сцены. Содержание рукописей не всегда имело с ними связь. Это были фантазии миниатюристов. Назывались они «дролери»– то есть забавы. В миниатюрах поздней готики с особой непосредственностью выражались тенденции реализма, были проделаны первые успехи в передаче бытовых картин и пейзажей. Вскоре художники устремились к достоверному и подробному изображению натуры.

Наиболее известными представителями книжной миниатюры эпохи готики стали братья Лимбурги.

Christ in Glory, Братья Лимбург Miniature of the Earl of Westmorland with His Twelve Children, Братья Лимбург The Madonna and the Child, Братья Лимбург

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Постимпрессионизм в живописи

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Сангина рисование красными мелками

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:


Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Неоклассицизм как стиль в живописи

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Техника живописи Сфумато

Узнать картины в этом направлении просто:


Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Концептуализм как стиль в живописи

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Сюрреализм как стиль в живописи

Траини

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

Термин «готика» возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племен, которые еще в V-VII вв. заселили западную Римскую империю и с которыми ассоциировался у итальянцев последний период искус­ства средневековья. «Реабилитировали» его только романтики в начале XIX столетия.

Именно на XIII-XV вв. приходится наивысший расцвет сред­невековой культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства, в котором мистерии соседствуют со светскими фарсами; музыки, где на смену унисону пришло многоголосие церковных хоровых гимнов. Главной духовной силой остается церковь, но жизнь городов вызывает рост антифеодальной и антицерковной оппозиции. Для подавления различных ересей, для борьбы с вра­гами церкви были созданы два ордена «нищенствующих»: домини­канский и францисканский. Но интерес к опытному познанию действительности неудержимо растет в эту эпоху схоластики, и рядом с «Суммой богословия» Фомы Аквинского появляются фи­лософские труды Роджера Бэкона. В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв. возникают пер­вые европейские университеты.

Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета - ратуши. Это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, где заседали городской совет и суд - во втором, с подсобными помещениями - в третьем. Особое внимание уде­лялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была симво­лом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.

Как верно замечено исследователями, готика - и кульминация, и отрицание романского искусства. Она явилась как бы итогом длительной эволюции искусства средневековья. Особенно это за­метно в культовой архитектуре.

Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты.

Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). Этому же активно служили аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Аркбутан - 1 / 4 арки, переброшенной от цент­рального, более высокого нефа через низкие боковые на наружные опоры стен - контрфорсы, которым передается боковой распор. Стрельчатая арка также уменьшает нагрузку на стены: чем она выше и острее, тем меньше распор. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали: гранди­озная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «камен­ным кружевом», ибо скульптура стала покрывать весь храм. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой.

Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, ору­жие), индивидуализация лиц - свидетельство приближения к куль­туре Возрождения.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументаль­ной живописи. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке, известная в период готики. Готический храм - создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером, вернее, даже не одной артели, а нескольких, и на протяжении долгого времени. Употреблялись специальные альбомы образцов (как «прориси» у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Но через все образцы и каноны все равно давала себя чувствовать творческая индивиду­альность мастеров.

Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с Ним. Невероятно тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Снаружи во всем была подчерк­нута роль вертикали, устремленность ввысь: острые треугольные вимперги над порталами, башенки-фиалы, завершающие контр­форсы. Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко).

Помимо монументальных форм живописи в период готики наступает расцвет книги, книжного искусства. XIII-XV века - это время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, большого числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр.). Из богослужебных книг самы­ми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназ­наченные главным образом для мирян. И в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Отметим, что орнамент меняет свой характер. Мотивы его те же - растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и ли­нейкой, отсюда знаменитые готические розетки, трилистники и квадрифолии.

Искусство «малых форм» всегда отражает изменения в «большом искусстве». Но знаменательно, что готическая мебель и утварь, как светская, так и церковная, иногда прямо повторяет архитектурные формы во всех декоративных деталях.

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ве­дущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооруже­ния становится, в свою очередь, не монастырская церковь, а городской собор.

Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137-1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери - пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф - трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII -начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так на­зываемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрель­чатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Раннеготический собор в Лане (1174-1226), трехнефный с трехнефным трансептом, имеет также романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора, суровость стен, массивность опор. Особенностью Ланского собора является украшение верха башен фигурами 16 быков; суще­ствует легенда о том, что при строительстве собора, когда силы строителей иссякали, появился прекрасный белый бык, который помог завершить храм.

Шартрский собор (1194-1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королев­ский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в.-северная, интерьер - число готический. Блестящий пример зрелой француз­ской готики -собор в Реймсе (1212-1311). Известны его созда­тели в разное время: Жан д"0рбэ, Жан ле Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси. В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.

Самый большой и высокий готический собор во Франции - Амьенский. Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. Последнее замечательное творение готики в этот период - капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Ситэ), «святая часовня» Сен Шапель (1243-1248). Ее строитель - Пьер де Монтро. Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже - капелла Бого­матери, в верхнем хранилище реликварий с терновым венцом Христа.

С XIV в. начинается период поздней готики, во Франции он длится два столетия (XIV-XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой. Позднеготические сооруже­ния перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замыс­ловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV-XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.

Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) - это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж.

Готика -период расцвета монументальной скульптуры, в ко­торой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латин­ской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу - горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта - Но­вого Завета, на северном - Ветхого, на западном фа­саде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210-1225); история Ма­рии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

Реймский собор

В Шартрском соборе можно проследить эволю­цию от раннеготической скульптуры к периоду зре­лой готики. Так, западный фасад украшают столпо­образные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколе­ния мастеров.

Собор в Амьене. Аркбутаны

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Изобразительное искусство готического периода.

Скульптура. Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Слагаясь на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура также развивается в теснейшей связи с архитектурой. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом. В качестве самых главных черт, характеризующих готическую скульптуру, могут быть названы два момента. Во-первых, приходящий на смену господству в художественной концепции абстрактного начала интерес к явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет.

Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, постоянно к нему обращается, но все же определяющим видом скульптуры является круглая скульптура.

Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, овладевает аркбутанами, контрфорсами. Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. Бесчисленные мелкие фигуры и сцены размещаются на архивольтах, косяках дверей, цоколях, постаментах, кронштейнах. Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»). Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»).

Первые памятники скульптуры чисто готического стиля приходятся лишь на начало 13 столетия. Затем развитие совершается в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении этого столетия не только достигает полноты расцвета, но в некоторых отношениях и высшей своей ступени.

Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Особенно важны в этом отношении соборы в Шартре, Амьене и Реймсе, каждый из которых насчитывает до двух тысяч скульптурных произведений.

Подобный комплекс в отношении выбора сюжетов, а также и их распределения подчинен строгим правилам, установленным церковью. Совокупность изображений, распределенных на фасадах соборов, выражает систему религиозного миропонимания эпохи. Начало готического периода является временем, когда идеи богословия и представления о мире, вырабатывавшиеся в недрах церкви в течение ряда столетий, получили свое завершение и были сведены в стройную систему, нашедшую выражение в таких обобщающих трудах, как «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Согласно догматам религии, с ослушанием первыми людьми, Адамом и Евой, божественного веления в мир вошли грех и смерть; падшее человечество было искуплено добровольной смертью Христа, заповедовавшего свое учение, хранителем которого является церковь; в день кончины мира, на Страшном суде, Христос воздаст каждому по заслугам: праведникам - вечную жизнь в раю, в «лоне Авраама», грешникам - наказания ада.

Центральный портал главного (западного) фасада обычно посвящается Христу (иногда Мадонне); из порталов, находящихся по сторонам, правый, как правило, Мадонне, левый особо чтимому местному святому. Их фигуры помещаются на столбе, разделяющем двери портала на две половины и поддерживающем архитрав. По сторонам, на откосах стен портала, располагаются монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Поле тимпана заполняется рельефом. Если портал посвящен Христу, здесь изображается Страшный суд в сложившейся к этому времени иконографической редакции: вверху сидящий и указывающий на свои раны Христос; по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях заменяется Иоанном Крестителем); вокруг ангелы с орудиями страданий Христа и апостолы; под ними - ангел, взвешивающий души; слева от зрителя - праведники, вступающие в рай; справа - демоны, завладевающие грешниками, и сцена мучения последних в аду; еще ниже - разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Над Мадонной тимпан заполняется сценами «Успения», «Взятия Мадонны на небо ангелами» и «Небесного коронования». В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из легенд. На архивольтах, охватывающих тимпаны, располагаются многочисленные рельефные фигуры, так или иначе идейно связанные с основной темой портала: персонажи Ветхого Завета, мудрые и неразумные девы и т. п.

Собор должен был представлять собой собранное как бы в фокусе изображение мира и в его реальности, и в порожденных им отвлеченных понятиях. Время находит здесь свое отражение в изображениях месяцев года, даваемых двояко, либо в виде идущих от античности знаков зодиака, либо в сценах, изображающих наиболее характерные явления данного месяца. Изображения работ являются также выражением идеи труда, заповеданного религией как одно из оправданий человека. С представлением о труде связаны распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых «свободных искусств», под которыми разумелись наука и искусство. Особенно часты были также аллегорические фигуры Церкви и Синагоги, как правило, взаимно противопоставляемые.

Из изображений, где символическая сторона отсутствует или отступает на второй план, назовем распространенные на фасадах и боковых сторонах здания фигуры королей, изображения представителей ремесленных цехов, а также многочисленных атлантов, поддерживающих карнизы и кронштейны.

Живопись. Витраж. Утверждение новых принципов архитектурной конструкции, выдвигающих в строении его несущий остов и не оставляющих плоскости стены почти никакой роли, приводит в период готики для стран Средней и Северной Европы, где эти принципы получили свое последовательное развитие, к вытеснению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 веков. Фреску заменяет витраж - своеобразный вид живописи, в которой изображение составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами. Держится витраж на железной арматуре, в свою очередь укрепляемой в каменных рамах и переплетах оконных проемов. Детали изображения - черты лица, волосы, складки наносятся при этом особыми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность.

Миниатюра. Растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширяли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга, и к прежним ее потребителям присоединяется ряд новых - верхние слои бюргерства, представители научных дисциплин, находившие приют под сенью основывавшихся университетов, университетская молодежь. Широте спроса отвечает развитие производства. Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале 13 века, к моменту расцвета миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаментисты, иллюстраторы и т. п.).

Обслуживая, по преимуществу, светского потребителя, готическая миниатюра приобретает ряд новых черт. В ней усиливается реалистическое начало, сперва в деталях и отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Одновременно с тем уделялось исключительное внимание и декоративной стороне оформления рукописей. Богатство и гармоничность построения страниц, где текст, инициал и иллюстрация достигли органического слияния, составляют крупнейшее достижение книги готического периода.

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся ценою напряженной борьбы известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы - высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опиравшаяся на союз с городами, возвысилась над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождали стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки - университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической философии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ростом критического мышления, ставились серьезные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого человека. Философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главным было «сопротивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки примирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отрицался полностью, его рассматривали как совершенное творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменилась более светлым и радостным восприятием красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместо с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной атмосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лаконично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12-14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров - провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12-13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в.- время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм, В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14-15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура
Архитектурный облик западноевропейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями - соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

В замысле образа собора проявились не только новые идеи католической религии, но и новые представления о мире, возросшее самосознание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу», пробудившейся тоской о вселенной и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,- новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы - столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер - просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу,- сразу раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений. Пространство безмерно протяженных нефов стремительно развивается в глубину - к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепетать всю атмосферу; убыстряющимся вверх ритмом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое настроение. Они как бы уносили в некий неизведанный, по влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени». Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности - детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.