Спряжение глаголов в русском языке: просто о сложном. Изучение частей речи: как определить спряжение глагола в русском языке Спряжение глаголов 5

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1. В каком варианте пишется Ь?

1) делает...ся

2) мне не нравит...ся

3) будет строит...ся

4) крапива жалит...ся

2.

1) не могу взят...ся

2) будет старат...ся

3) не хочу злит...ся

4) прут гнет...ся

3. В каком варианте пишется Ь?

1) болт закрепит...ся

2) больной лечит...ся

3) вопрос выяснит...ся

4) надо распорядит...ся

4. В каком варианте не пишется Ь?

1) Мечта может осуществит...ся.

2) Дождь должен прекратит...ся.

3) Он ни к кому не обратит...ся.

4) Ученик не может сосредоточит...ся.

5.

1) ты бор...шься

2) мы накол...м дров

3) лицо пыш...т здоровьем

4) мы высп...мся

6. В каком слове пишется буква Е?

1) белье полощ...тся

2) терп...шь боль

3) никого не обид...т

4) вы все предвид...те

7. В каком слове пишется буква И?

1) куст вян...т

2) все забуд...тся

3) увид...л друга

4) калачом не заман...шь

8. В каком слове пишется буква И?

1) тяжело дыш...т

2) проща...мся молча

3) стел...т постель

4) ничего не увид...ли

9. В каком слове пишется буква Ю?

1) они мел...т кофе

2) крупы порт...тся

3) они справ...тся

4) занятия оконч...тся

10. B каком слове пишется буква Я?

1) они распор...т швы

2) родители хлопоч...т

3) они ма...тся без дела

4) дети стро...т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?

1) ты скоро выздорове...шь

2) собака ла...т

3) ночь дыш...т прохладой

4) ветер ве...т

12. В каком варианте пишется А?

1) они ни на что не наде...тся

3) всей правды тебе не скаж...т

4) колыш...тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?

1) война многих осирот...ла

2) воздух нас опьян...л

3) повесел...л ребят

4) край обезлюд...л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?

1) поместье обедн...ло

2) я обессил...л от тяжкого труда

3) солдат обескров...л от раны

4) голод ослаб...л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1) завед...вать отделом

2) оправд...вать друга

3) исповед...вать христианство

4) завид...вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1) испыт...вать печаль

2) приз...вать к примирению

3) задум...ваться над своей судьбой

4) попроб...вать заглянуть в будущее













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов;
  • создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
  • способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
  • способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитывать любовь к природе.

Тип : урок закрепления знаний

1. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить!" Желаю вам удачи!

2. Повторение. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

(запись разговора)

Что вы любите больше всего?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что вы можете сказать о своей роли в речи?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

О какой части речи будет сегодня разговор?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

Скажите, что теперь оно обозначает! (правило)

3. Постановка учебной задачи.

Внимание на экран: глаголить разглагольствовать

Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)

У вас возникло затруднение?

Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)

На слайде:

Глаголить – говорить.

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

Культура речевого общения. - 2010

Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

Чем они отличаются? (спряжением)

Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)

Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)

Где нам пригодятся эти знания? (грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?

  1. Что такое спряжение? (правило)
  2. Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
  3. Алгоритм определения спряжения.
  4. Глаголы-исключения (стих)

(На доске дети составляют схему –алгоритм определения спряжения)

4. Решение учебной задачи.

Работа с учебником.

Внимание на экран: портрет Петра 1 и яблоко

Что вы видите?

Какая между ними связь?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.

Прочитайте текст.

О каком яблоке идет речь?

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Какая между картинками связь?

Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца глаголы.

Определите их спряжение. (Растут, не едят, варят, жарят)

Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?

Проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)

Работа в паре

“Мой кулинарный рецепт ”

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.

Что нужно сделать сначала? (обсуждение)

На слайде:

  • Помыть
  • Отварить
  • Посолить
  • Нарезать
  • Почистить
  • Растолочь

Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.

Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.

Работа с пословицами.

О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Прочитайте.

Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:

П.в., б.в., неопред. форме.

  • Ешь картошку и хлеб - проживешь до? ста лет.
  • Картошка да каша - еда наша.
  • Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.

5. Физкультминутка.

Как живешь?

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как плывёшь?

Как берешь?

А даешь?

Как молчишь?

А грозишь?

Как сидишь?

6. Домашнее задание

Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это...

Задание: у глаголов определить спряжение, время.

ОДА КАРТОШКЕ

Картошка полезна всем людям на свете:
Больным и здоровым, и взрослым, и детям.
Картошка спасала, картошка кормила,
Картошка – доступна: и вкусно, и мило.

Картошкой насыщены кушанья наши.
Мы любим картошку, не рыбу и каши.
Печёной, варёной бывает картошка,
Её можно много и можно немножко.

Кто любит покушать, кого ждёт диета.
В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.
И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.
А если поход, то картошка – святое!

В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.
Поют про картошку и соло, и в хоре.
В застолье семейном, на лоне природы
Картошке – хвала, дифирамбы и оды!

7. Контроль знаний.

Выполнение теста.

(тест предполагает выбор ответа: да или нет)

Тест "Спряжение глаголов"

  1. Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
  3. Спряжение можно определять по неопределенной форме?
  4. Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
  5. У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
  6. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
  7. У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
  8. Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
  9. Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?
  10. Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?

8. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

  • Мне понравилось...
  • На уроке я узнал, что...
  • Меня удивило...
  • Мне бы хотелось...

Научить учащихся 5 класса определять спряжение глаголов через проблемную ситуацию. Способствовать формированию у детей орфографической зоркости, активизации познавательной деятельности через решение логических задач. Формировать умение сравнивать, анализировать, работатать в группе и самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Спряжение глаголов»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.

Цель урока: познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;
  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая:

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся; активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является; совершенный, несовершенный вид глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го спряжения.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимый урок, поэтому стараюсь привить эту любовь вам. Ребята, поделитесь своей улыбкой.с товарищем по парте Поработаем с палитрой, покажите свое настроение на урок

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол !)

Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом. Ч тобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация знаний учащихся. Восстановите “слепой” текст с пропущенными словами.

1. Работа с карточкой: в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1 )Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … …….. .

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

2. Работа со словарем.

Как вы можете дать лексическое значение слова “глагол”?

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”.

Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

Рассказать нам об этом может “ Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля : “ ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке ”.

III. Новый материал.

Проблемный вопрос урока : « Как определить спряжение глагола и правильно написать безударное окончание глагола?»

  1. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

Ребята, что такое спряжение глагола?

А для чего нужно определять спряжение глагола?

А вы знаете, какие глаголы относятся к I спр?

А ко II спр?

Какое окончание пишется в безударном положение в ед. ч, и во

Мн. ч у глаголов I и II спр?

2.Работа с учебником (сопоставление ответов учащихся с теорией,

Данной в учебнике, работа с опознавательным признаком

Орфограммы параграф № 118, стр.121-122). Записываем правило в стихотворной форме для запоминания:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

IV. Этап первичного закрепления. Учитель читает предложения из разных сказок, дети пишут диктант с программированием . Ключ к диктанту на обратной стороне доски (или на мониторе),дети проверяют и ставят оценку себе сами, используя цветные кружочки

Нап ри мер: 1 .Ничего ты не получ…шь.Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м,какова у тебя сила,вид…шь, там сивая кобыла?

3.Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка: « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т,лошадь запряжет,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч.ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове гоняешь ,т.к начальная форма –гонять,а не гнать)

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

VI. Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"

Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

VII. Этап применения изученного материала. Работа с учебником.
1. Работа по определению спряжения.
Выполним упр.674, стр. 123
Как определили спряжение? (по окончанию).

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.