Где родился жак тюрго. Биография. Вклад в развитие экономики

французский философ-просветитель и экономист родился в дворянской семье, был третьим сыном и в соответствии с установившейся традицией должен был стать священником. Под влиянием чтения произведений Вольтера и Локка, а также просвещенных учителей не мог сохранить свои старые верования и упросил отца освободить его от обязанностей стать священником. После окончания теологического факультета Сорбонны отказался от духовной карьеры. Был членом салона мадам Жоффрэн, где встречался с Монтескье. д"Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а затем и с Адамом Смитом. Особенно важным для него было знакомство с Кенэ - главой школы физиократов. Тюрго занимал различные административные должности, а с 1761 но 1774 г. был интендантом в Лиможе, в течение 2 лет был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). Им были проведены важные антифеодальные реформы: снижены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация. отменены ограничения хлебной торговли, созданы условия роста промышленности.

Главный экономический труд Анн Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств» включал сто теорем и постулатов, отразивших его взгляды на важнейшие экономические проблемы. В «Размышлениях» нашел отражение переход Тюрго от физиократов к классической школе.

Рассматривая ценность благ, Анн Тюрго утверждал, что она представляет собой оценку, которую люди придают предметам, удовлетворяющим их потребности. Текущие цены, согласно Тюрго, формируются в зависимости от спроса и предложения, и по их колебаниям можно судить об избытке или недостатке товара.

В своих размышлениях Анн Тюрю дает детальный анализ социальной структуры общества, впервые выделяя в ней производителей (в сельском хозяйстве и промышленности). которые делятся на предпринимателей - владельцев собственности и наемных рабочих, не имеющих ничего, кроме собственных рабочих рук.

Анн Тюрго отмечал, что собственники земли отделяются от деятельности по ее возделыванию. Доход, получаемый от земли, распределяется между земледельцем, получающим вознаграждение за свой труд, и собственником земли, получающим весь оставшийся доход на основе того, что он обладает правом собственности на землю. А. Тюрю считал, что вся тяжесть налога должна ложиться на собственника земли, а не на того, кто ее обрабатывает.

Доход от капитала Тюрго делил на издержки по созданию продукта и прибыль на капитал; в последнюю он включал заработную плату владельцев капитала, предпринимательский доход и земельную ренту. Анн Тюрго вслед за Кенэ и другими физиократами отстаивал свободу экономической деятельности. По мнению Тюрго, свобода - важнейшее условие развития общества, роста его богатства. Поэтому свобода должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в области торговли. Необходимо обеспечить возможно большую конкуренцию, которая приведет к улучшению производства и установлению иен. наиболее выгодных для потребителей.

Необходимо, по мнению А. Тюрю, вернуть свободу торговли, которая была утрачена «вследствие предрассудков», а также «склонности правительства потакать частным интересам». Тюрго впервые сформулировал «закон убывающего плодородия», согласно которому каждое дополнительное вложение в землю капитала и труда дает меньший эффект, чем предыдущий. Хотя Л. Тюрго в целом оставался на позициях физиократов, в ряде вопросов он пошел дальше. Рассматривая вслед за Кенэ земледелие как единственный источник прибавочного продукта, он большое значение придавал развитию промышленности; провел более глубокий анализ капитала, денег, прибыли. Подошел к пониманию значения собственности. Сочинения Тюрго явились в экономике шагом вперед.

Большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменением форм хозяйственной жизни. Как экономист Тюрго был одним из представителей школы физиократов, которые, в отличие от меркантилистов, считали, что «чистый продукт», т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Высказал ряд интересных догадок о классовом делении общества, о сущности заработной платы, сделал шаг к научному определению понятия класса. Основное сочинение - «Размышления о создании и распределении богатств» (1776).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 469.

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж - 20 марта 1781, там же) - философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиок-ратов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее - министр финансов и экономики. Тюрго был деистом: первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист; в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в том числе и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем - характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка - его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества - религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Критик системы Беркли.

О. А. Останина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 121.

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,- 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 года чиновник Парижского парламента, в 1761-1774 годы интендант в Лиможе. На посту ген. контролёра финансов в 1774- 1776 годы провёл ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера . Материалистические и сенсуалистские взгляды сочетались у Тюрго с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт .

Основное сочинение Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и другими физиократами Тюрго отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Тюрго впервые подошёл к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наёмных работников. Тюрго, идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса , «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres, v. l-5, P., 1913-23; в рус. пер.- Избр. филос. произв., М., 1937; Избр. экономич. произв., М., 1961.

Литература: Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э., Опала Тюрго. 12 мая 1776, пер. с франц., М., 1979.

Тюрго (Turgot), Анн Робер Жак (10.V.1727 - 20.III.1781) - французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Член Академии надписей (с 1776 года). Получил теологическое образование (семинария и теологический факультет Сорбонны). Увлеченный идеями просветителей, отказался от духовной карьеры. С 1751 года стал чиновником Парижского парламента. Тюрго сотрудничал в «Энциклопедии», сблизился с физиократами. Занимался главным образом вопросами политэкономии. Развил и завершил идеи школы физиократов; придавал большее, чем Ф. Кенэ и его последователи, значение промышленности, торговле, денежному обращению, кредиту. У него «... физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21). Тюрго дал более глубокий, чем у Кенэ, анализ классовой структуры буржуазного общества, показав, что из трех выделенных Кенэ классов два – «производительный» (класс земледельцев) и «бесплодный» (торгово-промышленный) - в свою очередь делятся на владеющих и не владеющих орудиями производства: первый - на фермеров и батраков, второй - на предпринимателей и наемных рабочих. Идя дальше теории физиократов, Тюрго подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях материального производства. В историю социологической и исторической мысли Тюрго, автор ряда историко-философских работ, вошел прежде всего как один из создателей цельной буржуазной теории о прогрессе как всеобщем историческом законе. В соответствии с этим Тюрго определял задачи исторической науки: «... рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин» (Избранные философские произв., М., 1937, с. 78). Разделяя общее для просветителей представление о том, что главная сила исторического прогресса - развитие разума, просвещения, Тюрго вместе с тем придавал большое значение условиям материальной жизни. Восхождение человечества по ступеням общественного прогресса он связывал с переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Хотя Тюрго, враг феодальных порядков, и считал, подобно другим просветителям, средние века периодом глубокого упадка, но одновременно он сумел различить в эпохе средневековья элементы прогрессивного развития.

Тюрго был также крупным государственным деятелем. В 1761-1774 годы Тюрго - интендант в Лиможе; он провел ряд прогрессивных мер в провинции Лимузен (постройка дорог, усовершенствования в сельском хозяйстве, основание ветеринарной школы, внедрение текстильного производства и др.), пытался урегулировать и снизить налоговое обложение крестьян. Будучи в 1774-1776 годы генеральным контролером финансов, он выступил как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Из предложенной им программы буржуазных реформ он успел провести: свободу торговли зерном и мукой; снижение городских ввозных пошлин на продовольствие и распространение их на привилегированные сословия, замену натуральной дорожной повинности (ложившейся преимущественно на крестьян) денежным поземельным налогом, распространявшимся на все сословия; упразднение цеховых корпораций и торговых гильдий (с одновременным запрещением во имя буржуазно понятой «свободы труда» объединений и союзов мастеров, подмастерий, рабочих, учеников). Реформы Тюрго вызвали ожесточенное сопротивление привилегированных сословий, добившихся увольнения Тюрго в отставку. В том же 1776 году были отменены предпринятые им преобразования.

A. В. Адо. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Сочинения: Oeuvres..., v. 1-5, P., 1913-23; в рус. пер. - Избр. философские произведения, М., 1937; Избр. экономические произведения, М., 1961.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94; Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51; Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939; Faure E., La disgrâce de Turgot, P., 1961.

Реформы Тюрго и их неудача

В 1774 г. на трон Франции вступил Людовик XVI . Ему были чужды многие пороки Людовика XV. Но Людовик XVI был тупой, ленивый и безвольный человек. По выражению Мирабо, «единственным мужчиной» в семье нового короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционных мероприятий.

Первые годы царствования Людовика XVI ознаменовались, однако, такими реформами, которые могли бы способствовать развитию капитализма во Франции, если бы их вскоре не отменили. На пост генерального контролера финансов. был призван Тюрго, крупный государственный деятель и выдающийся экономист-теоретик, физиократ. Ему и принадлежала инициатива реформ, проведенных: в 1774-1776 гг. Тюрго отменил стеснения хлебной торговли, уменьшил пошлины с ввозимых в города продовольственных товаров, распространив одновременно этот налог на привилегированных. Привилегированные сословия были, кроме того, обложены дорожной пошлиной, а государственная крестьянская повинность - дорожная барщина - была упразднена. В 1776 г. Тюрго лишил сеньоров-виноделов важнейшего для них баналитетного права. Все это вызвало против него сильнейшее недовольство аристократии и всего дворянства.

Тюрго восстановил против себя и часть буржуазии. По предложению Тюрго в январе 1776 г. король подписал указ, уничтоживший цеховые корпорации и гильдии. За исключением четырех-пяти профессий, все виды торгово-промышленной деятельности были освобождены от всяких ограничений и регламентов. Но, как уже было сказано, часть французской буржуазии извлекала выгоды из монополий. Особенно сильно были возмущены так называемые шесть гильдий города Парижа (меховщики, торговцы колониальными товарами, галантерейщики и др.). По выражению историка Мишле, «надменная потомственная лавка была взбешена не менее, чем Версаль».

Перечисленные реформы Тюрго были лишь первым шагом к намечавшимся им дальнейшим, не менее серьезным преобразованиям. Судебная аристократия знала, что Тюрго не сочувствовал восстановлению парламентов, ликвидированных в предшествовавшее царствование канцлером Мопу. Высшему духовенству было известно отрицательное отношение Тюрго к отмене Нантского эдикта. Вскоре после коронации Людовика XVI Тюрго вручил королю свой «Мемуар о веротерпимости». Привилегированная городская магистратура с тревогой ожидала административных преобразований Тюрго, который разработал план единого общинного и городского самоуправления. Органам самоуправления предполагалось передать распределение налогов и руководство местными общественными работами, в первую очередь дорожным строительством. Эти органы должны были состоять из лиц, выбираемых не по сословному принципу, без разделения граждан на курии. Избирательное право предполагалось предоставить землевладельцам с определенным размером дохода.

Уничтожение цехов, слухи о муниципальной реформе и почти одновременное появление смелой брошюры «О неудобстве феодальных прав», написанной Бонсерфом, другом и единомышленником Тюрго, умножили число врагов реформатора, объединили против него князей церкви, сеньоров, дворянство мантии и финансистов. Брошюра Бонсерфа была сожжена палачом по приговору парламента. Враги Тюрго воспользовались продовольственными затруднениями 1775 г. и народными волнениями (так называемой мучной войной), чтобы свалить ненавистного министра. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку, все реформы были отменены занявшими его место бездарными ставленниками придворной камарильи.

Феодально-абсолютистские порядки стесняли развитие производительных сил, препятствовали развитию промышленности и свободному формированию рынка рабочей силы, задерживали рост внутреннего рынка и внешней торговли, затрудняли развитие кредита.

Все эти социально-экономические условия и особенно феодальная реакция 70-80-х годов должны были привести к резкому обострению всех классовых противоречий, к мощным народным движениям. Неизбежным было в этих условиях и усиление идеологической борьбы. В 1787-1789 гг. во Франции сложилась революционная ситуация.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 553-555.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres, v. 1-5. P., 1913-1923; Избр. философские произведения. М., 1937;

Избр. экономические произведения. М., 1961.

Литература:

Gignoux С. J. Turgot. Р., 1945;

Jolly P. Turgot. Р., 1944;

VigreuxP. Turgot. P., 1947;

Faure E. La disgrace de Turgot. P., 1961;

Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858;

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен);

Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66;

Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94;

Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51;

Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962;

Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939;

Именно во Франции XVIII века люди впервые задумались о том, какое разрушительное воздействие на эконо-мику оказывает административная си-стема управления хозяйством.

Конечно, то, как управлялась эконо-мика в те давние времена, заметно от-личалось от хорошо известной россия-нам практики администрирования, сложившейся в сталинские времена и разрушенной лишь к самому концу ми-нувшего столетия. И тем не менее се-рьезный историко-экономический ана-лиз позволяет обнаружить множество общих черт. Причем в принципиаль-нейших вопросах.

Так, в частности, во Франции XVIII века государство жестко регламентиро-вало всю хлебную торговлю. А ведь если вспомнить, какое значение для жизни людей имел тогда хлеб, можно факти-чески констатировать, что это админи-стрирование пронзало сердцевину всей хозяйственной системы. Относительно свободный рынок был явлением маргинальным.

Деятель Просвещения

В 1774 г. систему регламентации хлебной торговли по-пытался разрушить назначенный генеральным контроле-ром финансов Франции Анн Робер Жак Тюрго, барон де л’Ольн — крупный ученый-экономист и талантливый госу-дарственный деятель. Наверное, именно он может считать-ся первым реформатором либерального толка в мировой истории. Людвиг Эрхард, Лешек Бальцерович, Вацлав Кла-ус, Егор Гайдар и многие другие экономисты, сочетавшие науку и практику реформирования, должны числиться его последователями. Более того, реформы Тюрго не только предшествовали всем другим либеральным реформам в мире, но и на два года опередили выход в свет знаменито-го «Богатства народов» — теоретической ос-новы либерального мировоззрения.

Тюрго вполне может быть отнесен к числу деятелей Про-свещения, точнее, к их экономическому крылу—так называе-мым физиократам. Однако в отличие от большинства физио-кратов он не только писал статьи для энциклопедии Дидро и д’Аламбера, не только создавал научные трактаты, но в ос-новном проявлял себя на административном поприще.

Тюрго появился на свет в 1727 г. в знатной и обеспе-ченной, хотя не слишком богатой нормандской семье. Впрочем, как младший сын своего отца, он не мог претен-довать на фамильное достояние и должен был посвятить себя какой-либо службе. Поначалу предполагалось, что он по окончании Сорбонны станет священником. Тюрго дей-ствительно получил сан и некоторое время фигурировал как аббат де Брюкур. Но постепенно юный аббат пере-смотрел старые взгляды и решил избрать себе иное по-прище.

В течение нескольких лет он оставался в университете, где выступал со своими первыми научными трудами, в ко-торых чувствовалось влияние Джона Локка. Однако Тюр-го с самого начала был ориентирован не столько на фило-софию, сколько на практические экономические вопросы. В частности, уже в 22 года он проанализировал знамени-тый кредитный эксперимент Джона Л о и показал, к каким последствиям должен приводить выпуск большого количе-ства бумажных денег. Тюрго пришел к выводу, что спасти бюджет при помощи денежной накачки невозможно, а по-тому надо иметь эффективно работающую экономику.

В 50-х гг. он познакомился с энциклопедистами и стал своим человеком в интеллектуальных салонах. Однако ин-теллектуальная атмосфера, которая, казалось бы, должна полностью захватывать такого человека, как Тюрго, окуты-вала его на самом деле лишь в свободное время. Уже в 1752 г. Тюрго переходит на административную работу. Все, что он напишет, будет делаться, так сказать, без отрыва от произ-водства.

На «ручном управлении»

В 34 года Тюрго занял крупную должность интенданта, т.е. главного государственного чиновника, в провинции Лимузен и начал осуществлять свои первые преобразова-ния. Он лично просвещал темные массы. Отдал дань даже идее распространения картофеля среди местного населе-ния и лично поглощал этот экзотический овощ за обедом. Но главный вопрос, которым приходилось заниматься ин-тенданту, — это, естественно, сбор земельного налога.

Тюрго полностью в духе просвещенного абсолютизма вел кропотливую работу по составлению земельного када-стра. Он собирал точные сведения о состоянии земледе-лия, дабы не мучить суровыми поборами налогоплательщи-ка и определить, кто, как и сколько может реально платить в королевскую казну. Административный аппарат у либе-рала Тюрго начал работать как часы. Ежемесячно местные аббаты — единственные представители Просвещения в де-ревенской глуши — передавали в Лимож — главный город провинции — подробные сведения о доходах и убытках ча-стных лиц, о том, кто и как пострадал от разного рода объек-тивных обстоятельств.

В еще большей степени приходилось Тюрго занимать-ся «ручным управлением экономикой» в период голода, свалившегося на Францию в 1769-1770 гг. Рынок в хлебной торговле не работал, и интендант лично пытался обеспе-чить приток зерна в голодающую провинцию. Он органи-зовал негоциантов и израсходовал государственные сред-ства на закупку хлеба в нескольких портовых городах. Затем зерно из государственного фонда тщательно распределя-лось между голодающими. Одновременно для людей, не имеющих источника дохода, организовывались обществен-ные работы на строительстве дорог и в благотворительных мастерских. Но по-настоящему поддержать жизнь провин-ции с помощью такого рода мер было практически невоз-можно, в чем интендант постепенно и убедился.

Тюрго пришел в отчаяние. Он стонал под тяжестью взя-того на себя бремени, жаловался генеральному контроле-ру финансов на непосильность работы, но тем не менее тянул воз и даже отказался от предложенного ему повыше-ния — перевода интендантом в Лион, второй по величине город страны. Постепенно вызрело убеждение: наладить работу администрации можно лишь в том случае, когда в стране действуют более либеральные принципы хозяйство-вания. Интендант начал писать из Лиможа в Париж док-ладные записки.

Прежде всего Тюрго обосновывал необходимость отме-ны ограничений, существующих в хлебной торговле. Он подготовил и переслал генеральному контролеру финан-сов проект эдикта о свободной торговле хлебом.

Но этими предложениями Тюрго не ограничился. Ин-тендант сформулировал положение об ошибочности про-текционистской политики во внешней торговле и о необ-ходимости свободы международных хозяйственных связей. Наконец, он разработал и записку о том, что нельзя иметь нормальную кредитную систему, если государство пресле-дует кредиторов, взимающих процент с заемщика.

Решение всех этих вопросов невозможно организовать в отдельно взятом Лимузене. Тюрго постепенно убедился в том, что реформы необходимы всей Франции. Тем не менее интендант получил возможность осуществить в сво-ей провинции некоторые экономические эксперименты. Так, в частности, он отменил натуральные повинности по перевозке казенных грузов и ремонту дорог, заменив их на специальный налог. Второй эксперимент — предоставление возможности подданным, подлежащим рекрутской повин-ности, нанимать вместо себя добровольцев для службы в армии. Как в том, так и в другом случае Тюрго высвободил время и силы эффективно работающих крестьян для не-посредственного производства, позволив им не отвлекать-ся на дорожные работы и армейскую службу.

«Место, на которое никогда не рассчитывал»

При застойном режиме Людовика XV ни наука, ни госу-дарственная деятельность не могли принести удовлетворе-ния Тюрго. Только восшествие на престол молодого Людо-вика XVI и связанная с этим перетряска правительства предоставили интенданту из Лиможа внезапный шанс про-явить себя как реформатора.

Быстрое выдвижение Тюрго произошло не столько благодаря его интенсивной деятельности, сколько благо-даря удачному стечению обстоятельств и внезапно открыв-шимся личным связям. Его школьный товарищ оказался близок к фавориту молодого короля, и Тюрго вызвали из Лимузена для того, чтобы поставить на должность... мор-ского министра. Это был внешне нелепый, но весьма эф-фективный в условиях административной системы ход. Тюрго вошел в состав высшей государственной админист-рации, получил личный доступ к королю и буквально сразу же оказался переведен на пост генерального контролера финансов, к занятию которого он фактически готовился всю жизнь.

Назначение Тюрго не означало сознательного стремле-ния короля к либерализации экономики. Людовик хотел изменить положение дел в стране, но озабочен он был, ско-рее, проблемами пополнения госбюджета. Тюрго же пре-красно понимал, что перед Францией стоят экономические проблемы, далеко выходящие за рамки одной лишь фискаль-ной сферы. Реформатор готовился действовать в крупных масштабах, однако король, который хотя и был умен, да к тому же неплохо образован, вряд ли мог взглянуть на состо-яние дел в стране по-настоящему широко. Он отличался ра-ботоспособностью, но не внутренней энергией.

Как отмечал биограф короля Д. Хардман, «Людовик любил физиократов, представлявших собой политическое и экономическое крыло Просвещения, не больше чем Про-свещение в целом. Однако он решился сделать ставку на Тюрго (хотя и считал экономиста не более чем хорошим теоретиком), поскольку полагал, что его линия представ-ляет собой линию реформаторского крыла королевской бюрократии, с которым он сам себя отождествлял». Но королевская бюрократия жила не теми идеями, которые были бы способны дать свободу экономике, а стремления-ми все и вся поставить под свой контроль.

Таким образом, думается, что Тюрго с самого начала оказался случайным элементом в королевской админист-рации, человеком, которого система должна была отторг-нуть. Министр сам это понимал. При первой же встрече с королем он сказал несколько льстивые, но весьма знаме-нательные и почти что пророческие слова: «Я должен буду бороться с Вашей врожденной добротой, с Вашим врож-денным великодушием и с людьми, которые особенно Вам дороги. Меня будет бояться и ненавидеть большая часть придворных и тех, которые пользуются милостями. Мне будут приписывать все отказы; меня будут называть жесто-ким, потому что я говорю Вашему Величеству, что нельзя обогащать тех, кого любишь, в ущерб благосостоянию на-рода. Народ, которому я желаю себя посвятить, так легко обмануть: может быть, я заслужу и его ненависть теми ме-рами, которыми хочу его избавить от притеснений. На меня будут клеветать и, может быть, с таким правдоподо-бием, что я лишусь доверия Вашего Величества. Но я не боюсь потерять место, на которое никогда не рассчиты-вал».

Как бы ни был Тюрго скован своими опасениями отно-сительно широкого противодействия, а также равнодуши-ем короля к серьезным реформам, доставшийся ему пост генерального контролера давал огромную власть. Он был аналогом даже не министерского, а скорее вице-премьер- ского. Вся экономика страны — финансы, торговля, обще-ственные работы — попала в ведение Тюрго.

Хотя новому генеральному контролеру не было еще и 50 лет («мальчик в розовых штанишках» по современной терминологии, введенной Александром Руцким), власть пришла к нему уже несколько поздно. Тюрго тяжело болел, с трудом ходил из-за подагры, и подобное печальное состо-яние здоровья, бесспорно, накладывало отпечаток на всю его деятельность, требовавшую как ни какая другая деятель-ность той эпохи полного сосредоточения сил.

И тем не менее планы преобразований были поистине огромными. В арсенале нового генерального контролера имелся целый комплекс реформ. Здесь были и отмена це-хового строя, и ликвидация круговой поруки, существовав-шей при взимании земельного налога, и создание некоего прообраза центрального банка, осуществляющего учет век-селей наряду с кредитованием казны. Предлагал Тюрго и коренное изменение механизма управления провинциями, в соответствии с которым вместо назначенных из центра интендантов (в неэффективности работы которых он мог убедиться на собственном опыте), вводилась бы система ограниченного сословного самоуправления.

Осуществлял Тюрго и чисто административные пре-образования, не связанные напрямую с либерализацией экономики. Прежде всего ему удалось увеличить доходы бюджета и сократить расходы, сведя дефицит к миниму-му. Кроме того, он непосредственно занялся дорожным хозяйством, поглощавшим без пользы слишком много де-нег. Однако главным делом за время непродолжительного пребывания Тюрго на посту генерального контролера была, конечно, либерализация хлебной торговли.

Мучная война

Предшественник Тюрго — умный и прагматичный аб-бат Террэ, воспитанный в духе французского дирижизма, пытался решить проблемы административной системы посредством ее углубления. Он полагал, что высокие цены и диспропорции в снабжении хлебом можно устранить, если просчитать потребности каждого региона, оптими-зировать на этой основе транспортные потоки и снизить таким образом издержки, одновременно увеличив разме-ры государственных хлебных закупок. Однако хозяйство-вание аббата привело к значительным убыткам казны. Кра-сивая теория не сошлась с печальной финансовой прак-тикой.

Становилось ясно, что никаких денег не хватит на про-ведение столь глобальных торговых операций. Террэ был отставлен. Но, думается, что даже если бы он смог довести свой эксперимент до конца, казнокрадство, устранить ко-торое невозможно в столь глобальных этатистских систе-мах, как та, которую создавал Террэ, сделало бы государ-ственную хлебную торговлю неэффективной.

Тюрго энергично взялся за реформы совершенно ино-го толка. Королевским эдиктом от 13 сентября 1774 г. сис-тема регламентации хлебной торговли отменялась. Цены на зерно становились свободными.

Реформатор понимал, что вначале хлеб должен подо-рожать, и потому предусмотрел меры социальной защиты населения. Причем меры эти были выдержаны вполне в духе либеральных подходов XX века. Тюрго опирался на три важнейших принципа: поддерживать потребителя, а не производителя; поддерживать не всех, а лишь нуждаю-щихся; поддерживать путем создания рабочих мест, а не посредством бюджетных субсидий. Всем этим трем прин-ципам удовлетворяла идея создания благотворительных мастерских, в которых по-настоящему бедные люди смогли бы заработать себе на хлеб, продаваемый по рыночной цене.

Спорным в конструкции Тюрго является только одно. Государственное предпринимательство всегда заведомо менее эффективно, чем предпринимательство частное. Либерал XX века предпочел бы, наверное, общественным работам снижение налогов, стимулирующее частный сек-тор создавать новые рабочие места. Однако Тюрго мень-ше всего был теоретиком. Он ориентировался на практи-ку тогдашней жизни. В условиях скованной цеховыми ограничениями Франции XVIII столетия налоговый сти-мул, скорее всего, не сработал бы. Возможно, благотвори-тельные мастерские были единственным реальным спосо-бом решения социальных проблем. Правда, узнать о том, так ли это, мы уже не сможем. Реформы Тюрго оказались остановлены внешними обстоятельствами.

Преобразования были начаты в неурожайный год, что обострило проблему дороговизны. Весной 1775 г. во Фран-ции разразилась так называемая «мучная война». Толпы людей громили рынки и хлебные лавки, порой разворовы-вая хлеб, а порой насильственно устанавливая на него «справедливые» цены. Народная «таксация» стала любо-пытным явлением, говорящим о том, насколько сильны во Франции того времени были идеи административного ре-гулирования рынка.

Трудно сказать, мог ли генеральный контролер выжи-дать с реформами. Возможно, через год или два молодой король уже не был бы столь склонен к рискованным эконо-мическим экспериментам. Тюрго использовал то, что че-рез 200 с лишним лет Лешек Бальцерович назвал окном политических возможностей. Он рискнул сделать ставку на силу и, казалось бы, победил.

«Мучная война» была жестоко подавлена войсками. Ре-форматор подготовил новые эдикты, в том числе и об от-мене цеховой системы. Считается, что Тюрго хотел каче-ственным образом изменить не только экономику, но и всю общественную жизнь. Он стремился обеспечить религиоз-ную терпимость, сформировать систему государственного просвещения и здравоохранения, создать систему местно-го самоуправления, уравнять в правах различные сословия.

Но обстановка в обществе была уже совершенно иной. Тюрго откровенно травили. Пасквилянты изображали Тюрго то злым гением Франции, то беспомощным и не-практичным философом, то марионеткой в руках «секты экономистов».

Надо сказать, что не только низы общества, но и верхи глубоко прониклись идеями дирижизма. Парламенты отдель-ных французских регионов, и прежде всего парижский, ак-тивно сопротивлялись отмене регламентаций хлебной тор-говли еще до начала преобразований Тюрго. В частности, они самостоятельно налагали запреты на вывоз хлеба из региона, примерно так же, как через два с лишним столетия после этого действовали ничего не знавшие о французском опыте российские губернаторы эпохи Ельцина. Реформа столкнулась с отторжением преобразований на ментальном уровне, сказывавшемся позднее даже в ходе революции, ког-да, казалось бы, все традиционные перегородки уж были раз-рушены.

Фригийский колпак ему не подойдет

Тюрго приобрел так много врагов даже не столько из- за того, что он уже сделал, сколько из-за того, что от него ожидали впоследствии. Скорее всего, силы, имеющие вли-яние при дворе, не готовы были соглашаться на изменение фискальной системы, которая отрезала бы часть их дохо-дов в пользу казны. Поэтому очень многим удобно было воспользоваться сегодняшними трудностями, случившими-ся в ходе либерализации хлебной торговли, для того что-бы не допустить крупных налоговых преобразований в дальнейшем.

На волне общественного отторжения реформ пришла к Тюрго высочайшая опала. Слабая власть шла на поводу у общественных настроений. Если в начале своего царство-вания Людовик говорил: «Только мы двое любим народ — я и Тюрго», то впоследствии, когда плодовитый на идеи генеральный контролер приносил ему очередной проект преобразований, монарх со скучающим видом замечал: «Опять мемуар?». В конечном счете король потерял инте-рес к деятельности Тюрго и в 1776 г. отправил его в от-ставку.

На данное решение самым непосредственным образом повлияли придворные интриги. Во-первых, «доброжелате-ли» показали королю подложные письма, в которых Тюр-го якобы непочтительно отзывался о нем самом и Марии Антуанетте. Во-вторых, соответствующим образом интер-претировали наличие дефицита в бюджете, сверстанном Тюрго. На самом же деле этот дефицит возник из-за того, что генеральный контролер был чересчур честным и вклю-чил в расходы один старый долг, который необходимо было срочно погасить. Вскоре после ухода Тюрго огромный де-фицит стал в бюджете нормой.

Почти все крупные реформы были аннулированы. По-кидая свой пост, генеральный контролер заметил Людови-ку: «Я желаю, чтобы время меня не оправдало и чтобы Ваше царствование было спокойным». Больной и измученный неудачами Тюрго скончался в 1781 г. в возрасте 54 лет.

Как отмечает историк Е. Кожокин, «экономист и адми-нистратор в гораздо большей степени, чем политик, Тюрго мало занимался расчетами, какую оппозицию может вызвать та или иная предлагаемая им реформа, к тому же он слиш-ком уповал на возможности убеждения. Ему казалось, что всех можно убедить и все можно объяснить. Лишь бы то, что ты доказываешь, было разумным и истинным. В просве-тительских иллюзиях заключались сила и слабость Тюрго и многих других энциклопедистов».

Общество, несмотря на формально значительный ин-терес к идеям Просвещения, не готово было принять то, что действительно было разумно и истинно. «Думаете, у Вас любовь к общественному благу, — говорил после отставки Тюрго его соратник Кретьен де Мальзерб. — Да у Вас поме-шательство на этой почве, только безумный мог надеяться осуществить все, что Вы задумали...»

После смерти Тюрго практически все стали его любить. Сегодня это одна из самых почитаемых фигур в истории мировой экономической политики и экономической мыс-ли. Все авторы отмечают его высокие человеческие каче-ства и крайне редко за что-либо критикуют.

Тюрго даже попытались тесно связать в духовном пла-не с разразившейся через 18 лет после его смерти револю-цией: мол, на должность генерального контролера он был поставлен по воле народа. Однако, как заметил выдающий-ся экономист Йозеф Шумпетер, «точнее было бы сказать, что Тюрго был возведен на министерский пост королем, а свергнут народом (хотя эта правда также была бы непол-ной)... Фригийский колпак не подойдет Тюрго». Реформа-тор ни в коей мере не отражал волю и взгляды народа. Он, напротив, как мог воевал с ним в прямом и в переносном смысле, пытаясь обеспечить преобразования, необходи-мость которых широкие массы совершенно не способны были в то время осознать.

Дмитрий Травин, Отар Маргания

Из книги "Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара"

(фр. Anne Robert Jacques Turgot; 10 мая 1727 - 18 марта 1781) - французский экономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.

Родом из Нормандии. Его прадед выдвинулся в Генеральных штатах 1614 года в качестве представителя нормандского дворянства; его дед состоял в конце XVII века интендантом в Меце, затем в Туре; его отец был одним из выдающихся деятелей городского управления в Париже (купеческим прево Парижа). Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования. По словам Морелли, сотоварища Тюрго, последний уже тогда обнаружил в полной силе отличительные качества своего ума: способность ясно понимать соотношение идей и группировать все разнообразие фактов в одну систему. Под влиянием двух просвещённых учителей, а также чтения произведений Вольтера и Локка талантливый юноша не мог сохранить во всей неприкосновенности свои старые верования и, не захотев «носить всю жизнь маску на лице», упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

В двух речах, произнесенных Тюрго в торжественных заседаниях Сорбонны в 1750 году, он обнаружил и весьма обширное для того времени знание истории, и широкое понимание хода развития человеческой мысли. В противоположность Вольтеру Тюрго пытался показать, что прогресс мысли проявлялся даже в самую «мрачную и варварскую» эпоху средних веков. По выходе из Сорбонны Тюрго поступил в парижский парламент и два года спустя получил звание рекетмейстера. Но занятия судебными делами не поглощали Тюрго: он мечтал написать философию истории, занимался географией, литературой, естествознанием и быстро сошёлся почти со всем учёно-литературным миром Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен, где встречался с Монтескье, д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а позже (1762) и с Адамом Смитом.

Научные достижения

Особенно важно было для него знакомство в 1755 году с главой школы физиократов, Кене, и с Гурне. С последним Тюрго сошёлся более всего, объездил с ним Францию, изучил состояние промышленности и торговли, ознакомился с экономической политикой правительства и с её результатами.

В 1761 году Тюрго был назначен интендантом в Лимож, где пробыл до 1774 года. Здесь его деятельность приобретает самые широкие размеры. Он не перестает заниматься научными вопросами, ведёт деятельную переписку с друзьями по разным учёным вопросам, переводит Горация и Попа, обменивается мыслями о произношении латинских букв с Давидом Юмом, о философии и этике - с Кондорсе, пишет ряд трактатов по политической экономии («Reflexions sur la formation et la distribution des richesses», статьи о ценности и деньгах в торговом словаре Морелле, мемуары о свободной торговле хлебом, о кредите, о горном деле, рассылает ряд циркуляров к местным чиновникам, сельским священникам и т. д., касающихся распределения налогов и заключающих в себе целую теорию финансового права.

В то же время он не покладая рук работает в качестве интенданта, выполняя самым тщательным образом все бесконечно разнообразные функции, связанные с этим званием. В его ведении находился значительный округ. Это была область, сохранившая чисто земледельческий характер. За исключением нескольких мануфактур, сосредоточенных в Лиможе и в нескольких других городах, промышленность почти не существовала. Торговля была крайне слабо развита, встречая помехи и в состоянии путей сообщения, и в бедности населения, обрабатывавшего землю первобытным способом, большей частью при помощи коров, на малоплодородной почве и вынужденного массами уходить ежегодно на заработки в другие местности, даже в Испанию. Эта область была страшно отягощена налогами. Из общей суммы получаемого ею дохода около 48-50 % шло в пользу казны. По вычислениям Тюрго, она переплачивала казне на 700 тысяч ливров более, чем другие провинции королевства. К этому присоединялись крайняя неравномерность обложения отдельных округов и приходов, целый ряд злоупотреблений, полный хаос в составлении податных списков, неправильная и часто произвольная оценка земель, принадлежавших крестьянам.

По прибытии в Лимузен Тюрго прежде всего попытался исправить зло, создававшееся системой обложения. Исходя из теории физиократов, Тюрго в своём мемуаре «Sur les impositions» указал на главные условия установления налога: он должен быть совершенно точным и определённым и соответствовать доходам землевладельца. На практике, однако, ему пришлось остаться при прежней системе, то есть при взимании определённой суммы с каждого прихода, жители которого распределяли её между собой. Он задумал, тем не менее, начать настоящую кадастрацию, произвести полное описание области, участок за участком, путём переизмерения их и правильной и детальной оценки доходности каждого. Он следил за деятельностью своих агентов и собрал массу точных данных по многим приходам. Не его вина была, что начатое дело не было доведено до конца. Для серьёзного проведения кадастра у него не хватало средств; правительство отказывало ему в их ассигнованиях. С другой стороны, оценочная работа в одном Лимузене без такой же во всей Франции не давала прочных оснований для определении доли налогов, причитавшихся с Лимузена. Все хлопоты Тюрго скинуть излишнюю податную тяжесть с Лимузена оказались столь же тщетными, как и настояния его относительно кадастрации всей Франции. Усилия его оказали, однако, немалое влияние на умы, и система, которую он применил в Лимузене, стала исходной точкой для последующего времени.

Большего успеха Тюрго достиг той реформой, которую он провёл по отношению к натуральной дорожной повинности (corvee). Ещё раньше интендант в Кане, Фонзетт, попытался перевести натуральную повинность в денежную. Тюрго расширил то, что было сделано Фонзеттом, и, несмотря на упорное сопротивление, добился того, что в 1764 году большая часть приходов изъявила согласие на реформу. Вскоре образовался фонд, с помощью которого Тюрго мог начать ряд дорожных сооружений, связавших главные центры провинции между собой.

По отношению к другому бичу сельского населения - милиции, Тюрго пытался заменить систему жеребьевки, вызывавшей наибольшие жалобы, системой добровольного записывания в милиционеры, и освободил приходы от тяжёлой обязанности разыскивать уклонявшихся от воинской повинности. Чтобы обеспечить сельское население, он применил к Лимузену практиковавшуюся уже в Лангедоке и Франш-Конте отдачу поставки подвод для военных надобностей в руки предпринимателя, с подряда. Наконец, Тюрго стал строить казармы, чтобы ограничить хоть сколько-нибудь разорительную постойную повинность.

Изучение прошлого привело Тюрго к заключению, что факт собственности постепенно отделялся от факта культивирования земли, вследствие чего валовой доход с земли стал распределяться между земледельцем, как вознаграждение за труд, и собственником. Последний за вычетом отдаваемого рабочему и отчисляемого на остальные издержки производства получал весь остающийся, или чистый доход. При таких условиях вся тяжесть налога, по Тюрго, должна была падать на собственника, а не на земледельца. Освободить, насколько возможно, этого последнего от обложения, созданного старым режимом, ослабить дурные последствия его помощью кадастрации, содействовать всеми мерами поднятию культуры, устранить вредные влияния господствовавшей экономической политики - таковы были главные задачи Тюрго ввиду конечной цели, общей с физиократами: увеличения богатства страны. Он покровительствовал сельскохозяйственному обществу, стараясь направить его деятельность на применение усовершенствованных методов хозяйства; организовал на правильных началах вознаграждение за убытки, понесенные крестьянами и другими лицами от неурожая, града, пожаров и т. п.; отменил право приставов, отправляемых для взыскания недоимок, брать с крестьян деньги за проезд и на содержание, а также право продавать за недоимки постели, скот, земледельческие орудия; ввёл в употребление картофель.

По мнению Тюрго, свобода - главнейшее условие развития богатства: она должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в сфере торговых сношений. Для создания народного богатства нужно вернуть торговле ту драгоценную свободу, которую она утратила вследствие предрассудков, порожденных в века невежества, и склонности правительств потакать частным интересам; нужно облегчить для всех возможность труда, чтобы тем самым создать возможно большую конкуренцию, ведущую к улучшению производства и установлению цен, наиболее выгодных для покупателей. Сочетая теорию свободы и неограниченной конкуренции с теорией отделения собственника от рабочего, Тюрго провозглашал, что «рабочая плата рабочего ограничивается тем, что необходимо для его существования».

В 1769 году в Ангулеме возник коммерческий кризис как результат наводнения рынка дутыми (дружественными) векселями. Торговля прекратилась, купцы потеряли кредит, множество лиц оказалось банкротами. Спекулянты, пустившие в обращение дутые векселя, задумали воспользоваться кризисом: они стали обвинять лиц, у которых они учли эти векселя, в ростовщичестве и подали на них жалобу в суд, опираясь на существовавшие во Франции средневековые законы о росте. Тюрго воспользовался этим кризисом и теоретически, и на практике. Ему удалось добиться перенесения дела в Королевский совет, приостановки судебного преследования и воспрещения возбуждать такого рода дела в будущем. Он представил в совет в виде мемуара свой знаменитый трактат о росте (sur les prets d’argent ), в котором подверг строгой критике средневековые воззрения на рост. Его аргументы повторялись в той или иной форме экономистами либеральной школы XIX века. Не добился Тюрго только одного: издания королевской декларации, которая санкционировала бы его принципы.

За кризисом торгово-денежным последовал в Лимузене в 1770-1771 годах страшный голод - как следствие неурожая и обессиления населения существовавшим режимом. Энергия, обнаруженная Тюрго в эти несчастные годы, была изумительна. Он добился у правительства ссуды в 1240 тысяч ливров, передержал 90 тысяч, истратил свои личные средства (20 тысяч ливров), призвал на помощь общество, организовал повсеместно в Лимузене и мастерские, и бюро для выдачи пособий и до известной меры спас население от ужасов голода.

Но главное, что он имел в виду, - это была свобода торговли, в данном случае торговли хлебом. В 1764 году королевский эдикт разрешил свободную торговлю хлебом, но когда разразился голод, бордоский парламент издал распоряжение, ограничивавшее действие закона, муниципалитеты стали нарушать его, а генеральный контролер, аббат Террэ, вырабатывал новый эдикт в отмену закона 1764 года. Тюрго обратился к Королевскому совету с просьбой об отмене постановления бордоского парламента, отменил все распоряжения городских муниципалитетов, направленные против свободы торговли, разослал по деревням массу экземпляров как эдикта 1764 года, так и трактата Летрона о свободе торговли хлебом, стал лично ездить по голодающим местностям, пропагандируя свои идеи. С октября по декабрь 1770 года, во время пути, среди неутомимой работы на месте в пользу голодающих Тюрго посылал одно письмо за другим к аббату Террэ, пытаясь убедить его в необходимости сохранения и расширения свободы торговли хлебом. В 7 письмах Тюрго исчерпал все аргументы в защиту свободной торговли хлебом. Она должна была, по его мнению, уравнять культуры всех провинций Франции, привести Лимузен к одному уровню с Нормандией и Пикардией, вредное половничество должно при таких условиях смениться фермерством, крупной культурой, то есть, осуществив основной принцип физиократизма, увеличить богатство страны. Усилия Тюрго оказались тщетными. Террэ добился утверждения королём эдикта 23 декабря 1770 года, отменявшего основные начала закона 1764 года.

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727 - 20 марта 1781) - французский государственный деятель, экономист и философ-просветитель.

Родился в Париже в старинной нормандской дворянской семье, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Т. был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому он получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с отличием семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.

Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Т. склоняется к материализму и деизму.

В это время Т. пишет ряд философских работ, направленных против субъективного идеализма, который объявлял весь внешний мир порождением сознания человека. Способности Т. с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.

Если Ф. Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Т. в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Т. лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.

В 1752 Т. получил судебную должность в парижском парламенте, а в следующем году купил на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешала ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрировалась умственная жизнь Парижа.

Как в светских, так и в философских салонах молодой Т. скоро становится одним из лучших гостей. Он сближается с Дидро, д’Аламбером и их помощниками по «Энциклопедии». Т. пишет для «Энциклопедии» несколько статей - философских и экономических.

Т. признавал Бога-Творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

Впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества.

Важнейшую роль в жизни Т. сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ в отличие от физиократов считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны.

Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции. Ему иногда приписывают знаменитый принцип laissezfaire, laissezpasser. В 1755-1756 Т. совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Когда по возвращении в Париж Т. стал вместе с Гурнэ бывать в «антресольном клубе» Кенэ, он был уже закален против крайностей физиократии. Хотя Т. был согласен с некоторыми основными идеями Кенэ и относился к нему лично с большим уважением, он во многом шел в науке своим путем. Гурнэ умер в 1759. В «Похвальном слове Венсану де Гурнэ», написанном сразу после его смерти, Т. не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.

Научная и литературная деятельность Т. была прервана в 1761 назначением его на должность интенданта далекой Лиможской провинции. В Лиможе Т. провел 13 лет, периодически приезжая в Париж и живя там в зимние месяцы.

Интендант как главный представитель центральной власти ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля.

Оказавшись в этой глуши, Т. писал: «Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни».

Но у Т. не опустились руки. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он вопреки всем трудностям начинает проводить в своей провинции реформы: он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.

Т пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий. Т действовал как прогрессивный и гуманный администратор.

Из Лиможа и во время поездок в Париж Т следил за успехами физиократов. Он сблизился с Дюпоном, познакомился с приехавшим в Париж А. Смитом. Однако его основные труды в эти годы - бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры.

Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Т. в 1766 свою главную экономическую работу - «Размышления о создании и распределении богатств»: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.

Т. написал эту работу по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионе- рами для обучения во Францию. Дюпон опубликовал ее в 1769-1770. По своему обычаю он отредактировал текст Т. под физиократа, в результате чего между ними возник острый конфликт. В 1776 Т. сам выпустил отдельное издание.

«Размышления...» представляют собой 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем. Теоремы Т. четко делятся на три части.

До 31-й теоремы включительно Т. - физиократ, ученик Кенэ. Но теории чистого продукта он придает оттенок, который заставляет К. Маркса заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид». Т. приближается к пониманию прибавочной стоимости, незаметно переходя от «чистого дара природы» к создаваемому трудом земледельца излишку продукта, который присваивает собственник главного средства производства - земли.

Следующие 17 теорем посвящены стоимости, ценам, деньгам. На этих страницах Т., а также в некоторых других его сочинениях буржуазные экономисты через 100 лет обнаружили первые зачатки субъективных теорий, которые получили распространение к концу XIX в.

Право на одно из самых почетных мест в истории экономической мысли дают, как считают исследователи, Т. в основном последние 52 теоремы. В системе физиократов общество состоит из трех классов: производительного (земледельцы), собственников земли и бесплодного (все прочие). Т. делает дополнение к этой схеме. Последний класс у него «распадается как бы на два разряда: на предпринимателей-мануфактуристов, хозяев- фабрикантов; все они являются обладателями больших капиталов, которые они употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы». О том, что заработная плата этих пролетариев сводится к минимуму средств существования, Т. говорит в другом месте. Совершенно аналогично «класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату».

Эта модель общества, состоящего из пяти классов, несравненно ближе к действительности, чем модель Кенэ, делящего общество на три класса. Она как бы представляет собой мост между физиократами и английскими классиками, которые четко выделили три главных класса с точки зрения их отношения к средствам производства: землевладельцев, капиталистов и наемных рабочих. Они избавились от принципиального разграничения промышленности и сельского хозяйства, на что еще не может решиться Т.

Другим его замечательным достижением был анализ капитала, значительно более глубокий и плодотворный, чем у Кенэ. Последний толковал капитал в основном лишь как сумму авансов в различной натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), поэтому капитал у него недостаточно связан с проблемой распределения продукта между классами общества.

В системе Кенэ не было места прибыли; капиталист у него, так сказать, «сидел на зарплате», и Кенэ не исследовал, какими законами определяется эта «зарплата».

Здесь Т делает большой шаг вперед. Он уже не может обойтись без прибыли и даже начинает ее рассмотрение с промышленного капиталиста: здесь происхождение прибыли, действительно, видно яснее, так как глаза не закрывает физиократический предрассудок о том, что «весь избыток происходит из земли».

Т.-физиократ, далее, извиняется за то, что он «несколько нарушил естественный порядок» и лишь во вторую очередь обращается к земледелию. Но он напрасно извиняется. Напротив, он рассуждает очень верно: фермер-капиталист, использующий наемный труд, должен иметь по меньшей мере такую же прибыль на свой капитал, как и фабрикант, плюс некоторый избыток, который он должен отдать землевладельцу в качестве ренты.

Самая удивительная теорема - 62-я. Вложенный в производство капитал обладает способностью самовозрастания. Чем определяется степень, пропорция этого самовозрастания?

Т. пытается объяснить, из чего состоит стоимость продукта, создаваемого капиталом (в действительности - трудом, который эксплуатируется данным капиталом). Прежде всего в стоимости продукта возмещается затрата капитала, в том числе заработная плата рабочих.

Остальная часть (в сущности, прибавочная стоимость) распадается на три части.

Первая - прибыль, равная доходу, который капиталист может получить «без всякого труда», как собственник денежного капитала. Это часть прибыли, соответствующая ссудному проценту.

Вторая часть прибыли оплачивает «труд, риск и искусство» капиталиста, который решается вложить свои деньги в фабрику или ферму. Это предпринимательский доход. Таким образом, Т. наметил распадение промышленной прибыли, ее деление между ссудным и функционирующим капиталистом.

Третья часть - земельная рента. Она существует только для капиталов, занятых в земледелии. Безусловно, этот анализ был новым словом в экономической науке.

Но тут же Т сворачивает на иной путь. Сначала он сводит прибыль к проценту: это тот минимум, на который имеет право всякий капиталист. А если он, вместо того чтобы спокойно сидеть за своей конторкой, лезет в дым и гарь фабрики или жарится на солнце, следя за батраками, то ему полагается некоторая надбавка - особого рода зарплата.

Далее, процент, в свою очередь, сводится к земельной ренте: ведь самое простое, что можно сделать с капиталом, - это купить участок земли и без хлопот сдавать его в аренду. Теперь основной формой прибавочной стоимости оказывается земельная рента, а остальные - производные от нее. Опять все общество «сидит на зарплате», которую производит только земля.

Рассматривая различные формы приложения капитала, Т ставит важнейшие вопросы о конкуренции капиталов, о естественном уравнивании нормы прибыли благодаря возможностям их перелива из одной сферы приложения в другую. Следующий важный шаг в решении этих проблем, в сущности, сделал уже Д. Рикардо. Эти поиски французской и английской классической экономии постепенно подводят к решению, которое дал Маркс в 3-м томе «Капитала» теорией прибыли и цены производства, теорией ссудного капитала и процента и теорией земельной ренты.

Т. заложил научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Т. в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Кроме того, Т. разработал следующие идеи: доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента); обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ; уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды; текущие цены на рынке формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

На посту генерального контролера (министра) финансов в 1774-1776 Т. провел ряд реформ в соответствии с учением физиократов (свобода торговли зерном и пр.), многие из которых задевали привилегированные сословия.

Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Т., было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Наиболее важным элементом реформ Т. было налогообложение дворянского сословия, которое до этого вообще не платило налогов.

В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Эту программу Т. не стремился оглашать, понимая, как будут на нее реагировать заинтересованные круги. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые очевидные недостатки в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Т. попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты.

Т. удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.

Т. ввел свободную торговлю зерном и мукой и ликвидировал монополию, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие торговцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения. Хотя доказать это никому не удалось, биографы Т. считают, что волнения были в большой мере спровоцированы и организованы врагами Т. с целью подорвать его положение. Т. подавил беспорядки. Возможно, он полагал, что народ не понял собственного интереса и ему надо объяснить этот интерес любыми средствами. Все это было использовано против Т. его недругами.