Синдром дефицита внимания у взрослых как лечить. Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. сдвг - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Симптомы сдгв у детей

Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа . Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа . Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа . Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за , постоянных , а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания (расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. . Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования . Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови , при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы ;
  • проведение с допплером ;
  • (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов (ВП);
  • проведение .

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Симптомы Гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых

Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ)">

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:
Гипоксия плода.
Угроза прерывания беременности.
Стрессы во время беременности.
Неправильное питание во время беременности.
Курение, даже пассивное.
Алкоголь.

Неблагоприятные факторы в родах:
Затяжные роды.
Стремительные роды.
Стимуляция родовой деятельности.
Недоношенность (роды до 38 недель беременности).

Иные факторы:
Наличие у ребенка неврологических заболеваний.
Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями.
Излишняя строгость в отношении ребенка.
Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:
Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности.
Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости» (в норме дети «моторную неловкость» перерастают к 3-4 годам).

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто - агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:
Беспокойные движения руками и ногами.
Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте - встает, уходит.
Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
Постоянно находится в движении.
Чересчур болтлив.
Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
Ребенок часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на внешние раздражители.
Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание.

Дифференцировку диагноза проводит только врач. До 4 лет ребёнка наблюдает Невролог - ставится предварительный диагноз СДВГ. В 3 года Невролог направляет ребёнка на ЭлектроЭнцефалограмму Головного мозга (ЭЭГ), по результату которого ставится (или опровергается) уже окончательный диагноз СДВГ. С 4 лет дополнительно ребёнка наблюдает Психиатр.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.
Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).

Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.

Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.

Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.

Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!

Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.

Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.

Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.

Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.

Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.

Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.

Ограничите потребление ребёнком рафинированного сахара и сахар содержащих продуктов, а лучше уберите рафинированный сахар вовсе, - рафинированный сахар усиливает перевозбуждение у гиперактивного ребёнка, а при не дополучении сахара, из-за привыкания, вызывает ломку схожую с наркотической. Замените сахар мёдом, но ограниченно, 1-2 ч. л. в сутки. Сладости можно заменить сухофруктами и сладкими свежими фруктами.

Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.

Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.

Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.

Расписание занятий должно быть постоянным.

В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.

К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.

Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.

Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.

Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.

Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.

Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.

Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.

Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Вот с такого длинного научного заглавия я начинаю новую статью. Не спешите закрывать страницу если термин синдром дефицита внимания и гиперактивности вам не знаком, ведь то, что он обозначает достаточно сильно распространено среди людей, несмотря на малую известность самого понятия. На Западе этот синдром уже давно стал предметом бурного обсуждения и научных споров. Многие ученые выражают сомнение в том, что указанный синдром можно признавать психическим расстройством и назначать соответствующее лечение. Некоторые вообще отрицают существование такого синдрома в качестве психологического феномена.

Здесь я объясню как избавиться от синдрома дефицита внимания и гиперактивности вам или вашим детям, основываясь на примере собственного избавления от синдрома.

Дефицит внимания — миф или реальность?

В этой статье я не собираюсь опровергать мнение противников постановки диагноза дефицита внимания, а также не буду доказывать концепции его сторонников, так как для участия в академических спорах у меня нет никаких компетенций. Да мне это и не нужно. Потому что, в рамках рассматриваемого мной вопроса, совсем не важно существует ли такой феномен в виде заболевания или это просто какие-то черты характера. Бесспорно то, что есть некие психические черты или свойства личности, или симптомы расстройства, или все это вместе, что в совокупности принято, в определенных кругах, называть дефицитом внимания. И невозможно отрицать, что многие люди испытывают проблемы с , суетливы, не могут усидеть на месте, постоянно теребят что-то в руках, не получается долго стоять в очереди. Это факт, а уж как этот факт называть и является ли он заболеванием или чем-то другим не такое большое дело, для решения частной проблемы.

Фактом также является то, что вышеназванные черты могут привести к большим личностным проблемам и всячески тормозят развитие личности. Как правило, все это начинает проявляться в детстве и, затем, может перейти во взрослую жизнь, как, например, было у меня. Этот своеобразный недуг пополняет список моих прошлых психологических «болячек», вроде панических атак, эмоциональной нестабильности и тревожности. От некоторых из этих недугов я избавился полностью, от некоторых, частично, но при этом сделал ощутимые подвижки в сторону избавления, и я уверен, что в будущем мне удастся их ликвидировать до конца.

Короче, этот опыт самостоятельного избавления от множества психологических проблем и сопутствующее развитие личности сделали возможным этот сайт, который вы сейчас читаете.

Что касается дефицита внимания, я подробно объясню что это такое. Я не собираюсь пугать вас какими-то диагнозами, вроде жили-жили, а тут, вдруг, выясняется что у вас какое-то заболевание или синдром с мудреным названием: «Спасибо вам, Николай!» — скажете вы. Нет, я, расскажу чем это может грозить, и вы сами сделаете вывод, опасно это для вас или нет. Часто люди сами не подозревают о наличии у себя подобных проблем, как не подозревал и я, считая эту свою суетливость и вечную спешку вполне естественными. И конечно же я расскажу как от этого избавиться, основываясь на своем опыте.

Если вы давно читаете мой блог, то вы могли видеть статью про чувство скуки. Многие положения этой статьи схожи с той, которую вы сейчас читаете. Объясню разницу между хроническим чувством скуки и СДВГ, во избежании путаницы. Первое проистекает, в больше степени из каких-то личностных аспектов, наших увлечений, устремлений, привычек, тогда как второе больше относится к работе нашей нервной системы и закрепленных схем работы мозга.

Если скука симптом духовной ограниченности, внутренней пустоты, то СДВГ коренится в каких-то привычках ума определенным образом усваивать информацию. Скука проявляется на длинном промежутке времени, СДВГ — на коротком. И то и то сильно опасно для личности и, в большой степени, взаимосвязано и отделить одно от другого не всегда легко, часто хроническая скука и СДВГ проявляются вместе. Так что рекомендую после прочтения этой статьи прочитать , чтобы иметь полное представление о проблеме.

Как понять страдаете ли вы дефицитом внимания и гиперактивностью.

Следующие «симптомы» могут говорить в пользу того, что у вас наблюдается данный синдром:

  • Вам сложно долго сидеть на месте без дела: вы испытываете потребность постоянно занимать чем-то руки.
  • Вы с трудом сохраняете внимание на каком-нибудь длительном процессе, вам постоянно хочется отвлечься.
  • Вам тяжело дожидаться своей очереди: когда вы стоите в магазине, ждете свое блюдо в ресторане или когда участвуете в разговоре. В диалоге вы в основном говорите, а не слушаете собеседника.
  • У вас с трудом получается дослушивать кого-то до конца.
  • Вы болтливы, часто в разговоре перескакиваете с одного на другое.
  • Вы чувствуете постоянную потребность в бесцельном движении: кручение на стуле, ходьба взад-вперед, и т.д.
  • Проведение досуга в интернете характеризуется для вас в большой степени хаотическим перескакиванием с вкладки на вкладку, из одного окна клиента в другое: ответили в аське, потом сразу обновили почту, зашли на сайт, не дочитав поста переметнулись куда-то еще и так происходит основную часть вашего времени работы в интернете.
  • Вам трудно доводить начатое до конца, работа у вас кипит, только в моменты кратковременного вдохновения, когда вы сильно увлечены.
  • У вас всегда чем-то заняты руки или рот: сигареты, мобильный телефон или планшет с игрой, семечки, пиво и т.д.
  • Вы не можете спокойно проводить время, когда вы ничем не заняты, например долго лежать на пляже или читать не самую увлекательную книгу.
  • Вам сложно методично и последовательно о чем-то размышлять, не перескакивая с одной мысли на другую.
  • Вы испытываете импульсивность в принятии решений, вам хочется решить все сразу, прямо сейчас, не дожидаясь более подходящих для этого решения обстоятельств. Если у вас появляется какая-то потребность, вам не терпится удовлетворить ее сию же минуту, идею хочется реализовать сразу и не дожидаться нужных условий, чтобы решить только что появившуюся проблему. Как следствие вы склонны совершать импульсивные покупки, покупать то, что вам не по карману. Вам трудно планировать свою жизнь наперед, разбивая ее на временные этапы, а затем, придерживаться этого плана. Вы все хотите сразу и сейчас.
  • В результате некоторых вышеназванных пунктов вы испытываете проблемы в самоорганизации, построении порядка в своей жизни так как не умеете планировать, дожидаться и терпеть.

Не пугайтесь сразу если увидите у себя сразу несколько из вышеперечисленных пунктов. Многие расстройства характеризуются симптомами, которые так или иначе выражены у нормальных людей, просто в случае расстройства они проявляются более интенсивно, имеют большое влияние на жизнь пациента и всегда существуют в связке с сопутствующими симптомами. Именно из-за этого, многие люди, прочитав о симптомах депрессии, пугаются и ставят такой диагноз себе, так как очень многим, например, бывает необъяснимо грустно. Но это еще не депрессия. Она подразумевает целый спектр хронических симптомов.

Так же и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Всем нам сложно долго удерживать внимание на том, что нас не занимает, например, читать скучную профессиональную литературу. Это нормально, ведь мы не роботы. Не стоит сразу ставить себе диагнозы, если что-то из того что я перечислил, вы наблюдаете у себя. Задуматься нужно в том случае, когда:

  1. Имеет место явный факт отклонения от условно «нормального». Например, на лекции почти все сидят спокойно и записывают, а вы все время вертитесь и не можете сидеть на месте и слушать. Ваши друзья могут сосредотачиваться на работе, а вы нет. Вы больше всех болтаете в компании и т.д. Короче вы видите, что у вас не как у других.
  2. Симптомы СДВГ мешают вашей жизни. Из-за этого вы испытывается трудности в общении, в обучении (не можете сосредоточиться), в работе, в попытках расслабиться (вы все время напряжены, дергаетесь), в организации своей жизни.
  3. Вы обнаружили у себя большинство из перечисленных симптомов СДВГ.

Если эти три условия соблюдены, тогда у вас, скорее всего наблюдается, то, что называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Чтобы у вас была возможность сравнивать, я скажу, что какое-то время назад у меня проявлялись вообще все из вышеперечисленных симптомов (с одной стороны, и не мудрено, ведь срисовывал их я, отчасти, с себя), притом в довольно интенсивной форме.

Сейчас же картина совершенно иная. Мне, по-прежнему, бывает сложно сосредоточиться, часто хочется отвлечься (например от написания этой статьи). Но теперь это намного легче контролировать, я нахожу в себе силы для того, чтобы противостоять этим беспокойным побуждениям и доводить начатое до конца, не отвлекаясь. Теперь я умею терпеть длительное ожидание, расслабляться, не принимать импульсивных решений и не поддерживать бесцельную двигательную активность.

Благодаря этому я избавился от многих проблем СДВГ , к которым относятся:

  • Повышенная нервная возбудимость.
  • Напряженность, неумение расслабиться.
  • Множество брошенных на полпути задач и сопутствующие этому проблемы (опасность быть исключенным из института, санкции в связи с невыполненной работой).
  • Проблемы в общении с людьми.
  • Трудности в обучении, овладении ремеслом, познании нового.
  • Вредные привычки: курение и алкоголь, «информационный голод».

Как я от этого избавился и как можете избавится вы и пойдет речь далее.

Избавляемся от СДВГ

Я не думаю, что дефицит внимания — древний феномен, уходящий корнями в давние времена. На мой взгляд — это, преимущественно, продукт нашего времени, текущего и прошлого веков. В нашей жизни яростно бушуют лавины информации. А бешеная спешка и суета, задают ритм общественной жизни. Под натиском этих факторов мозг начинает работать в режиме многозадачности и привыкает к постоянной активности, без которой уже не может обходиться. Постоянное, хаотическое, беспокойное переключение ума с одного предмета на другой закрепляется в нас в качестве своеобразного умственного рефлекса, который начинает работать постоянно. Мы становимся не в состоянии направлять свою энергию, она начинает распыляться на много разных задач и ненужных действий.

На Западе СДВГ пытаются «лечить», психостимуляторами и даже дают это детям (Применение Риталина при профилактике СДВГ — предмет ожесточенных споров, препарат изъят из оборота лекарственных средств во многих странах, в том числе и в России) . Лекарство вызывает побочные эффекты и зависимость, сродни амфетамину. В терапевтических успехах такого «лечения» я сильно сомневаюсь. На мой взгляд это попытка врачей и пациентов игнорировать причины проблемы и прийти к легкому, но, ненадежному решению. Врачи не хотят разбираться в индивидуальных причинах проблемы или просто не знают что делать, а пациенты не желают работать над собой или со своими детьми и та и другая сторона довольна простым и быстрым решением.

Для меня очевидно, что для устранения СДВГ нужно проводить большую работу, устранять причину расстройства и это даст куда больший эффект чем все лекарства и не принесет вреда и привыкания, в отличие от последних. Для меня это так же очевидно, как то, что для того чтобы необходимо работать с основными причинами зависимости, и никакие никотиновые пластыри и таблетки вам не помогут, пока вы не поймете из-за чего вы курите.

Эти истины звучат до ужаса банально, но еще ужаснее то, что они не принимаются большинством людей, несмотря на свою простоту и очевидность. Если причинами СДВГ являются хаотическое потребление разнородной информации, беспокойство и суета, то нужно избавляться от этих причин, прежде чем говорить о каких-то таблетках! Я избавился от синдрома дефицита внимания и гиперактивности при помощи простого метода непосредственного противодействия симптомам этого недуга. Этот принцип заключается в том, что нужно стараться делать противоположное тому, что «велит» тебе СДВГ! И все! Все очень просто. Давайте объясню поподробнее.

Методы избавления от дефицита внимания

Следите за собой

Вы должны выработать привычку следить за собой. Как это сделать? Следуйте рекомендациям, которые я дам ниже и такая привычка у вас появится. Она нужна не только для работы с СДВГ, но, например, для и самопознания. Подробно эту тему я описал в статьях и во своей программы саморазвития, вы можете прочитать эти статьи, после того как завершите эту.

Не допускайте бесцельной активности вашего тела

Следите за положением своего тела и его членов. Если ловите себя на том, что начали вертеться на стуле или теребить что-то в руках, бросайте это, старайтесь сидеть спокойно. Внедряйте этот принцип в свою повседневную жизнь. Если вы ждете блюдо в ресторане, которое долго не приносят — сидите прямо, не ерзайте, руки держите перед собой на столе, кладите их ладонями вниз и старайтесь особо не двигаться. Избавляетесь от привычек кусания губ, ковыряния ногтей, обгрызания ручек — и т.д. Эти привычки являются маркерами СДВГ и, давая им ход, вы культивируете синдром. Следите за своей позой, пускай она будет почти неподвижной, если обстоятельства не требуют движения.

Сразу говорю, что сначала будет сложно, когда вы попробуете выполнять эти рекомендации, вы почувствуете силу, которая распирает вас изнутри, заставляет двигаться и суетиться, это «энергия» СДВГ. Как будто вы пытаетесь загородить своим телом бурный поток воды и с трудом его сдерживаете. Ничего, потерпите, потом будет легче, поток постепенно, по мере вашего следования рекомендациям, превратиться в тонкий ручеек, а ваше тело, которое его загораживает станет шире и сильнее.

Соблюдайте информационную гигиену, когда сидите в интернете

Одна из причин СДВГ — постоянное хаотическое блуждание в информационном пространстве. Такое блуждание, перескакивание с одного на другое, оставляет на нашем мышлении «слепок», так что мы уже не может сосредоточиться на чем-то другом. Поэтому нужно постепенно избавляться от этой причины. Организуйте свою работу в интернете таким образом, чтоб она не превращалась в перемещение со вкладки на вкладку. Для этого ограничьте свое пребывание в , например, выделите под это определенное время, «до 15.00 я не захожу ни в контакт, ни в твитер, а в 15.30 я заканчиваю свое посещение соц. сетей и вновь не захожу туда до вечера».

Кстати, широкое распространение активности в соц. сетях, по всей видимости, является одной из причин СДВГ. Так как социальные сети, самой своей структурой организуют получение нами информации таким образом, что она потребляется нами маленькими и разнородными порциями, быстро и интенсивно. Почитали новости, зашли на страницу друга, одновременно запустили аудиозапись, опубликовали твит и все это за 5 минут. Это все равно что есть много разной еды одновременно: съели кусок рыбы, сразу закусили огурцом, потянулись за мороженным, положили в рот креветку и запили все это глотком кефира и кофе. А потом, несварение.

Мозг тоже сильно утомляется и изнашивается от интенсивного поступления разной информации за короткий промежуток времени, также как желудок от усвоения кучи еды. Тем и вредны соц сети. Если вы проводите время в интернете, то лучше пусть информация в вас поступает бОльшими порциями и с бОльшим временным интервалом. Читайте большие статьи в википедии или где-нибудь еще, по-долгу рассматривайте картины. Не нужно прерывать этот процесс и судорожно следить за обновлением вашей личной страницы почты или соц сети и жать клавишу F5.

На это время отключите свои аськи и скайпы, чтобы на них не отвлекаться. И вообще, при использовании этих клиентов старайтесь не строчить туда друзьям по каждому возможному поводу, также, помните, что вы не обязаны отвечать туда сразу после того, как вам кто-то написал. Сначала завершите начатое дело, а потом пишите, если только не что-то очень срочное. Помните, когда вас что-то отвлекает от какого-то процесса, выполнение его идет с куда меньше эффективностью, это научный факт.

Заставляйте себя сосредотачиваться

Читайте книги, не отвлекаясь на посторонние стимулы. Чем более книга скучна, тем лучше вы тренируете способность концентрировать внимание. Но многие скучные книги достаточно полезны, так что пускай это упражнение послужит вам также хорошим поводом для обучение новому, совершенствованию своих профессиональных и личных качеств. Засекайте время, в ходе которого вы не должны отвлекаться, а только читать, пускай это будет час или два. Можете измерять это в количестве прочитанных страниц, как вам угодно. И пока это время не пройдет — никаких посторонних дел! То же самое относится к вашей работе, делам. Делайте все это, не отвлекаясь и засекая время на выполнение. (Перво-наперво дочитайте эту статью до конца, с короткими передышками, если нужно, но не отвлекаясь на внешние стимулы)

Удерживайте внимание на том, что вам говорят люди, учитесь слушать собеседника. Все это, по началу, очень сложно. Внимание будет постоянно уплывать в сторону, но пускай это вас не огорчает и не раздражает, просто, когда вы осознаете что вы отвлеклись, спокойно переводите внимание вновь на предмет концентрации. Медленно но верно ваша способность концентрации будет улучшаться.

Меньше болтайте не по делу

В компании других людей не нужно говорить все что приходит вам на ум, перебивать и торопиться высказаться. Спокойно слушайте других до конца, старайтесь говорить по существу и по теме. Выдерживайте паузы прежде чем отвечать, обдумывайте свои ответы. Не нужно тараторить, держите ровную и спокойную интонацию.

Бросайте вредные привычки

Курение — самый большой союзник СДВГ: сигарета занимает ваше внимание и руки и только способствует развитию синдрома. Люди часто начинают курить от распирающего их внутреннего беспокойства, неумения усидеть на месте без дела. Так было, например у меня. Я уже давно не курю. О том как бросить курить можете потом прочитать статью на моем сайте, ссылку я давал выше.

Пейте меньше алкоголя. Вы не задумывались в чем заключается феномен, так называемого, пивного алкоголизма? Не только в любви к пенному напитку, как таковому, а в том, что пиво, как легкий алкоголь позволяет делать глотки часто, в результате у вас постоянно заняты руки и рот. А если в паузах еще и курить, а между затяжками болтать, одним глазом смотреть в экран, то это занимает все ваше внимание и только способствует развитию дефицита внимания, вдобавок еще и очень вредно. Так что старайтесь избегать шумных посиделок в барах за пивом и сигаретами, лучше отдыхайте в тишине и старайтесь расслабиться.

Учитесь терпеть ожидание

Старайтесь расслабиться, не ерзать, стоя в очереди, не выбегать курить каждые 10 минут, потому что вам некуда себя деть. Все это время пытайтесь расслабиться.

Совершайте длительные и спокойные прогулки

Размеренная прогулка на свежем воздухе хорошо способствует расслаблению и выходу из ритма СДВГ. Так что после работы вместо того, чтобы продолжать бомбардировать свой мозг новыми порциями информации (интернет, телевизор, разговор), спокойно прогуляйтесь по улице, можно даже в одиночестве. Старайтесь не думать о проблемах сегодняшнего дня, вообще меньше думайте и больше смотрите по сторонам, подмечая окружающее. Мысли текут спокойно и размеренно, старайтесь расслабиться как можно сильнее.

Медитируйте

Это, пожалуй, наиболее действенный и безотказный метод при профилактике СДВГ и многих других неприятных недугов! Как работает медитация, сейчас расскажу. Вы заметили, что объединяет все вышеперечисленные методы? Это принцип противодействия симптомам СДВГ, о котором я упомянул выше. Вы делаете противоположное тому, что заставляет вас делать синдром дефицита внимания и так от него избавляетесь: хотите дергаться — заставляете себя сидеть спокойно, есть желание переключаться с вкладки на вкладку — контролируете себя и не допускаете этого, трудно дослушать музыкальный альбом до конца, испытываете сильные порывы чтобы встать — не делаете этого, вот и все.

Медитация — это сеанс расслабления и концентрации, который оказывает крайне положительное влияние на психику и полностью реализует принцип противодействия СДВГ! Когда вы медитируете вы во-первых пытаетесь направить внимание на какой-нибудь предмет (образ, физиологический процесс в вашем теле, фраза в голове), тем самым развивая навыки концентрации, во-вторых успокаиваетесь, сидите минут 20 в неподвижной, расслабленной позе. Вам будет очень хотеться встать и прервать этот процесс, ваше тело захочет активности, но вы будете бороться с этим желанием, усмирять его и вновь направлять свое внимание на его предмет!

Разве можно придумать лучшее упражнение для того, чтобы научиться быть расслабленным и справляться с внутренним беспокойством?! Медитация очень сильно помогла мне, и далеко не только в устранении СДВГ, благодаря ей была проделана вся та работа над собой, в ходе которой во мне произошли все положительные метаморфозы и я смог сформулировать те выводы, которыми наполнен мой сайт и, в частности, данная статья.

Медитация не волшебство, это несложное упражнение, которое может выполнять каждый. Чтобы узнать , читайте статью по ссылке.

Информационное голодание

В одной из я описал упражнение, которое будет очень полезно людям с СДВГ!

Если СДВГ у вашего ребенка

Зачастую синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться в детстве. Но помните о том, что когда вы пытаетесь определить клиническую картину у ребенка, делайте поправку на то, что дети всегда более активные чем взрослые и им сложнее сидеть спокойно и удерживать внимание чем нам. То, что ненормально для нас — может быть нормальным для ребенка. Так что не надо бить в набат, если вы обнаружили симптомы СДВГ у ребенка. Ничего страшного, спокойно работаете с ним, применяя грамотные и мягкие воспитательные меры.

Если ваш ребенок слишком уж активен и рассеян, то ему помогут все те советы, что подойдут для взрослого. Совершайте с ним длительные прогулки, приучайте к занятиям, требующим концентрации (шахматы, чтение, моделирование самолетиков и т.д.), контролируйте его досуг, проведенный в интернете, развивайте его память и концентрацию, научите следить за своими телодвижениями и спокойно объясните ему простыми словами о всем том плохом, что с ним будет, если его беспокойство и рассеянность перенесутся во взрослую жизнь. Главное не давить и не принуждать силой, найдите ту грань, которая разделяет мудрое воспитание и агрессивную диктатуру и не переходите за нее.

А если с детства приучить ребенка к медитации, это будет вообще отлично! Уже при достижении зрелости у него не будет всех тех проблем, какие могли испытывать мы: проблемы с нервной системой, беспокойство, импульсивность, тревожность, раздражительность, вредные привычки и т.д. Только если взрослому нужно медитировать 15 — 20 минут за сеанс, то ребенку хватит 5 — 10 минут.

Не переживайте, если работа с ребенком не приводит сразу к желаемому результату. Не теряйте терпения. Большинство детских, а также, взрослых проблем решаемы, но только в том случае, если от них не отворачиваться, не игнорировать их причины, не предоставлять их произволу безалаберных врачей, а работать с ними осознанно, методично, самостоятельно.

СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстройства, наличие которых предоставляет основание для установления диагноза СДВГ, выделяют такие симптомы, как сложность концентрирования внимания, повышенная активность и импульсивность, неподдающаяся управлению. Вследствие того, что малышам трудно сосредотачивать внимание, они нередко не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Также они могут не слушать объяснения учителей или просто на их разъяснения не обращают внимание. Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, для которого способа излечения по сей день не найдено. Медики полагают, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уходит бесследно по мере взросления малышей или взрослые лица приспосабливаются жить с ним.

Причины СДВГ

Сегодня, к сожалению, точные причины появления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) не установлены, однако можно выделить несколько теорий. Итак, причинами органических расстройств могут быть: неблагоприятная экологическая ситуация, иммунологическая несовместимость, инфекционные заболевания женской части населения во время беременности, отравление наркозом, прием некоторых лекарственных препаратов, наркотических средств или алкоголя женщинами в период вынашивания малыша, некоторые хронические болезни матери, угрозы выкидыша, преждевременные или затяжные роды, стимуляция родовой активности, кесарево сечение, неправильное предлежание плода, любые заболевания новорожденных, которые протекают с высокой температурой, приемом малышами сильнодействующих препаратов.

Также такие заболевания, как астматические состояния, сердечная недостаточность, воспаление легких, диабет могут выступать факторами, провоцирующими нарушение в мозговой деятельности малышей.

Также учеными было установлено, что существуют генетические предпосылки к формированию СДВГ. Однако они проявляются только при взаимодействии с окружающим миром, который может такие предпосылки либо усилить, либо ослабить.

СДВГ синдром могут также вызывать негативные воздействия в постнатальном периоде на ребенка. Среди таких воздействий можно выделить, как социальные причины, так и биологические факторы. Способы воспитания, отношение к малышу в семье, социально-экономический статус ячейки общества не являются причинами, провоцирующими СДВГ, сами по себе. Однако зачастую, перечисленные факторы вырабатывают адаптационные возможности крохи к окружающему миру. К биологическим факторам, провоцирующим развитие СДВГ, относят кормление малыша искусственными пищевыми добавками, наличие в еде ребенка пестицидов, свинца, нейротоксинов. Сегодня степень влияния этих веществ на патогенез СДВГ находится на этапе изучения.

Синдром СДВГ, резюмируя вышесказанное, является полиэтиологичным нарушением, образование которого обусловлено воздействием нескольких факторов в комплексе.

Симптомы СДВГ

К основным симптомам СДВГ относят нарушения функции внимания, повышенную активность детей и их импульсивность.

Нарушения со стороны внимания проявляются у малыша невозможностью удерживать внимание на элементах предмета, допущением множества ошибок, сложностью сохранения внимания в ходе выполнения учебных или иных заданий. Такой ребенок не слушает речь, обращенную к нему, не умеет соблюдать инструкции и доводить работу до конца, самостоятельно не способен спланировать или организовать выполнение задач, старается избегать дела, требующие продолжительного интеллектуального напряжения, склонен постоянно терять собственные вещи, проявляет забывчивость, легко отвлекается.
Гиперактивность проявляется неспокойными движениями рук либо ног, ерзаньем на месте, неусидчивостью.

Дети с СДВГ зачастую забираются или бегают куда-то, когда это некстати, не могут спокойно и тихо играть. Такая бесцельная гиперактивность имеет устойчивый характер и не поддается влиянию правил или условий ситуации.

Импульсивность проявляется в ситуациях, когда малыши, не дослушав вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не в состоянии ожидать своей очереди. Такие дети часто перебивают других, мешают им, нередко болтливы или несдержанны в речи.

Характеристика ребенка с СДВГ. Перечисленные симптомы должны наблюдаться у малышей не менее шести месяцев и распространяться на все области их жизнедеятельности (нарушения адаптационных процессов отмечаются в нескольких видах обстановки). Нарушения в обучении, неполадки в социальных контактах и трудовой деятельности у таких детей ярко выражены.

Диагноз СДВГ ставится при исключении других патологий психики, так как проявления данного синдрома не должны быть связаны только с наличием другого заболевания.

Характеристика ребенка с СДВГ имеет свои особенности в зависимости от возрастного периода, в котором он находится.

В дошкольном периоде (от трех и до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность малышей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется постоянным движением, в котором находятся малыши. Они характеризуются крайней неусидчивостью на занятиях и болтливостью. Импульсивность малышей выражается в совершении необдуманных действий, в частом перебивании других людей, вмешательством в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Нередко импульсивности может сопутствовать бесшабашность, вследствие которой кроха может подвергать опасности себя или окружающих.

Дети с СДВГ довольно неаккуратны, непослушны, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут проявлять , иногда отстают в речевом развитии от ровесников.

Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в учебное заведение лишь усугубляются, вследствие школьных требований, которые он в полной мере не в состоянии выполнять. Детское поведение не отвечает возрастной норме, поэтому в образовательном учреждении он не способен получить результаты, соответствующие его потенциалу (уровень интеллектуального развития соответствует возрастному интервалу). Такие дети во время занятий не слышат педагога, им трудно решать предлагаемые задания, поскольку они испытывают сложности в организации труда и доведении его до завершения, в процессе выполнения забывают условия задач, плохо усваивают учебный материал и не в состоянии грамотно его применять. Поэтому малыши довольно быстро отключаются от процесса выполнения заданий.

Дети с СДВГ не замечают деталей, склонны к забывчивости, плохой переключаемости и не выполнению указаний учителя. Дома, такие малыши, неспособны справляться самостоятельно с выполнением заданий по урокам. У них гораздо чаще, в сравнении с ровесниками, отмечаются сложности в формировании навыков логического мышления, умений читать, писать и считать.

Страдающие СДВГ синдромом школьники характеризуются сложностями в межличностных взаимоотношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости, вследствие значительных колебаний настроения. Также отмечается горячность, задиристость, противопоставляющие и агрессивные действия. Вследствие чего такие малыши не могут уделять продолжительное время игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты с ровесниками.

В коллективе малыши, страдающие СДВГ, являются источниками постоянной тревоги, так как они шумят, мешают окружающим, без спроса берут чужие вещи. Все перечисленное ведет к появлению конфликтов, в результате этого кроха становится нежеланным в коллективе. Встречая подобное отношение, малыши нередко осознанно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым наладить отношения с ровесниками. Вследствие этого страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, так они могут срывать уроки. В общих чертах их поведение производит впечатление несоответствия своему возрастному периоду, поэтому сверстники с ними общаются неохотно, что постепенно формирует у малышей с СДВГ заниженную . В семье такие малыши нередко страдают из-за постоянного сравнения их с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.

СДВГ гиперактивность в подростковом возрасте характеризуется значительным уменьшением. Ее сменяет чувство внутреннего беспокойства и суетливость.

Для подростков с СДВГ свойственна несамостоятельность, безответственность, сложности в завершении выполнения заданий, поручений и в организации деятельности. В пубертатном периоде выраженные проявления расстройств со стороны функции внимания и импульсивности наблюдаются приблизительно у 80% подростков СДВГ. Нередко у детей с подобным нарушением отмечается ухудшение школьной успеваемости, вследствие того, что они результативно спланировать собственную работу и организовать ее по времени не в состоянии.

Постепенно у детей нарастают сложности в семейных и прочих взаимоотношениях. Большинство подростков с таким синдромом отличает наличие проблем в следовании правил поведения, безрассудное поведение, связанное с безосновательным риском, неповиновением законам общества и неподчинением социальным нормам. Наряду с этим им характерна слабая эмоциональная устойчивость психики при неудачах, нерешительность, . Подростки непомерно чувствительны к дразнению и колкостям со стороны ровесников. Педагоги и другие характеризуют подростковое поведение как незрелое, которое не соотносится их возрастному периоду. В будничной жизни дети игнорируют меры безопасности, что приводит к возрастанию риска возникновения несчастных случаев.

Дети в пубертатном периоде, имеющие в анамнезе СДВГ, гораздо более чем их ровесники расположены к втягиванию их в различные группировки, совершающие правонарушения. Также у подростков может обнаружиться тяга к злоупотреблению спиртосодержащих напитков или наркотических веществ.

Работа с детьми с СДВГ может охватывать несколько направлений: или , ключевым назначением которых является вырабатывание социальных навыков.

Диагностика СДВГ

Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.

Непременными характеристиками данного синдрома являются:

— продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;

— распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;

— выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);

— исключение других психических нарушений.

СДВГ гиперактивность определяется как первичное нарушение. Вместе с тем выделяют несколько форм СДВГ, обуславливаемых наличием преобладающих симптомов:

— сочетанная форма, которая включает три группы симптомов;

— СДВГ с превалирующими нарушениями внимания;

— СДВГ с доминированием импульсивности и повышенной активности.

В детском возрастном периоде сравнительно часто наблюдаются так называемые состояния-имитаторы данного синдрома. Приблизительно у двадцати процентов детей периодически отмечаются внешне похожие на СДВГ виды поведения. Поэтому СДВГ следует разграничивать с широким диапазоном состояний, подобных ему исключительно внешними проявлениями, но значительно отличающихся по причинам и способам коррекции. К ним относят:

— индивидуальные личностные характеристики и особенности (поведение чрезмерно активных малышей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших функций психики на уровне);

— тревожные нарушения (особенности детского поведения сопряжены с воздействием психотравмирующих причин);

— следствия перенесенной травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции;

— при соматических заболеваниях наличие астенического синдрома;

— характерные нарушения формирования школьных навыков, таких как дислексия или дисграфия;

— заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);

— сенсоневральная тугоухость;

— наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или ломкой Х-хромосомы;

— эпилепсия;

Кроме этого, диагностирование СДВГ должно производиться с учетом специфической возрастной динамики подобного состояния. Проявления СДВГ обладают характерными особенностями в соответствии с определенным возрастным периодом.

СДВГ у взрослых

В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно. Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного. Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. , страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно . Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

Немедикаментозное лечение СДВГ у детей подразумевает видоизменение поведения, психотерапевтические практики, педагогическое и нейропсихологическое коррекционное воздействие. Малышам предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания. С родителями также необходимо провести работу, чтобы они научились относиться к поведению собственных чад с терпением. Родителям необходимо объяснить необходимость контроля с их стороны над соблюдением дневного режима гиперактивными детьми, обеспечения малышей возможностью расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Также их партнеры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.

Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!


Поведение ребенка часто заставляет родителей волноваться. Но речь идет не об обыкновенной распущенности или непослушании, как кажется на первый взгляд посторонним людям. В некоторых случаях все гораздо сложнее и серьезнее. Такие поведенческие особенности могут провоцироваться особенным состоянием нервной системы. В медицине она называется синдромом гиперактивности и обычно идет в паре с дефицитом внимания. Укороченная форма? СДВГ.

Гиперактивные дети доставляют родителем много забот

Что это значит?

Буквально, приставка «гипер» означает «чрезмерно». Ребенку сложно играть одними и теми ж игрушками не просто долгое время, а даже несколько минут. Малыш не может оставаться на месте больше 10 секунд.

При этом дефицит? это недостаточный уровень концентрации внимания и способности сосредоточиваться у ребенка, что сказывается на постоянном возбуждении, быстрой смене объекта заинтересованности.

Сейчас каждый родитель, прочитавший значение терминов, подумает: «Мой ребенок очень непоседлив, все время задает вопросы, никак не усидит на месте. Может, с ним что-то не так и нужно немедленно обращаться к врачам?».


Определение гиперактивности

На самом деле, дети должны быть в постоянном движении, ведь они познают мир и себя в нем. Но иногда малышу сложно выполнять поставленные задачи, вовремя успокоиться и даже просто остановиться. И вот здесь необходимо задуматься о причинах.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание


Недостаток внимательности — признак СДВГ

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:


Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики


Импульсивность и чрезмерная эмоциональность — признак СДВГ

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

Причины гиперактивности

Что делать?

После установления диагноза гиперактивности и синдрома дефицита внимания родители заходят в тупик и задаются вопросом: «Что теперь будет? Как себя вести? Как помочь и правильно лечить ребенка?».

Действительно, проблема требует повышенного внимания и немалых усилий со стороны, как близких родственников, воспитателей, педагогов, так и всего окружения малыша. Поэтому нужно запастись терпением и квалифицированно подходить к воспитанию.


Изменения в мозгу у гиперактивного ребенка

Современная медицина использует много вариантов управления диагнозом. Но все они должны применяться в комплексе. По мере важности среди них выделяются:

  1. Психологическая домашняя помощь ребенку.
  2. Лечение медикаментозными препаратами и народными средствами.
  3. Питание и диета.

Поведенческая терапия

Устранение гипертактивности у ребенка, прежде всего, предвидит создание особенной атмосферы в семье. Только близкие люди могут действительно помочь малышу, научить его контролировать себя. Если специфические педагогические навыки в родственников отсутствуют, можно обратиться за рекомендациями к квалифицированному психологу.


Советы родителям — что делать

Для улучшения поведения психологи советуют:

  1. Создавать комфортную атмосферу в семье. Ребенок не должен слышать оскорбления, ругательства.
  2. Эмоциональное перенапряжение малыша плохо сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому он должен всегда ощущать любовь и внимание родителей.
  3. Находить позитивные стороны учебы, всеми способами помогать своему чаду вести себя хорошо дома, в детском саду, а затем и в школе.
  4. При малейшем ощущении усталости малышу необходимо давать возможность отдохнуть, расслабиться, а потом снова можно приступать к занятиям или учебе.
  5. Рассказать о проблеме воспитателям, школьному психологу и учителям. Совместно они посодействуют дальнейшей адаптации в обществе.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей

Лечением ребенка занимаются психологи и невропатологи. Они назначают препараты, способные повысить или изменить функционирование соответственных участков головного мозга. Важно только найти действительно компетентного специалиста и довериться ему.

Обычно назначаются такие лекарственные средства:


Вопросы питания и диеты

Детям с диагнозом СДВГ советуют придерживаться особенной диеты. Поскольку медики считают, что некоторые продукты и напитки обостряют состояние маленьких пациентов.


Правильный рацион — основа лечения СДВГ
  • Почти полностью исключить потребление сахара и сладостей;
  • Избегать искусственных ароматизаторов, подсластителей, красителей и неестественных жиросодержащих ингредиентов (сладкое, выпечка, колбасы и др.);
  • Употреблять больше цельнозерновых продуктов и отрубей;
  • Потреблять в пищу максимально естественные продукты, блюда домашнего приготовления;
  • Разнообразить ребенку овощное и фруктовое меню, наполнить его капустой разных сортов, морковью, яблоками, цитрусовыми, абрикосами, орехами и т.д. Вся пища должна быть красивой и полезной, без вредных синтетических добавок.

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:


Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.


Возможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может. Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом. Поэтому главная задача родителей и педагогов — к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!