Платежи в бюджет. Другие обязательные платежи в бюджет Другие обязательные платежи в бюджет

Основание для налога
До вступления в действие второй части Налогового кодекса РФ образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона РФ «Об образовании», которая была исключена из закона 1 января 2005 года. Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.
Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения и прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее выведенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами живого мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц - местные налоги.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Предусматриваются также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Оправдан ли кругооборот?
В налоговом законодательстве происходят изменения. Так, с 2010 года отменен единый социальный налог, его заменили страховые взносы. В 2005-2006 годах были отменены льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Чтобы поддержать образовательные учреждения в связи с этим, при утверждении федерального бюджета предусматривается выделение средств из федерального бюджета для уплаты образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога.
В федеральном бюджете на 2011 год Министерству образования и науки РФ на уплату образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога выделено: 5,3 млрд рублей - для учреждений ВПО; 1,2 млрд рублей - для учреждений СПО. Бюджетная поддержка осуществляется и в 2012 году.
Таким образом, организован кругооборот государственных бюджетных средств. В одном и том же законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования образовательному министерству на содержание подведомственных ему непосредственно бюджетных учреждений и ниже по другой строке - возврат в бюджет налога на имущество организаций и земельного налога, уплачиваемых образовательными учреждениями этого министерства.
Данные налоги относятся к так называемым региональным и местным налогам, устанавливаемым и собираемым в субъектах РФ в доходы их бюджетов. Чтобы не устраивать этот кругооборот финансовых средств, целесообразно было бы в Налоговом кодексе РФ в статьях 381 и 395 предусмотреть в перечнях организаций, освобождаемых от налогообложения, бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги местному населению. А в целях поддержки региональных и местных бюджетов в порядке компенсации выпадающих соответствующих доходов следовало бы увеличить на данную сумму объем трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ.

Результаты проверок
Осуществление образовательными учреждениями деятельности за счет средств бюджета и по приносящей доход деятельности не может быть бесконтрольным.
Налоговые органы и Минобрнауки РФ (в рамках ведомственного контроля в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений) проводят контроль за своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет. Такие проверки проводятся как в учреждениях образования, так и в их филиалах и других обособленных структурных подразделениях.
Проводимыми проверками устанавливается общая сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет и по каждому виду платежей. При этом устанавливается по каждому виду платежей, является ли данная задолженность на отчетную дату текущей или просроченной, выясняются причины ее возникновения и принимаемые по ним меры.
Так, проверкой Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В.Плеханова (технический университет) установлено, что по состоянию на 01.01.2011 г. задолженность по налогу на добавленную стоимость составляла 8,5 млн рублей, по расчетам по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 48,1 тыс. рублей, по прочим платежам в бюджет - 268,3 тыс. рублей. По налогу на прибыль организаций имелась переплата на сумму 1,4 млн рублей.
При проверке выяснилось, что задолженность носила текущий характер. Фактически университетом в начале 2011 года суммы задолженности были перечислены в бюджет по наступившим срокам уплаты платежей в бюджет. Имеющаяся переплата по налогу на прибыль организаций была зачтена в расчетах в январе 2011 года.
В Московском физико-техническом институте (государственный университет) проверкой установлена общая сумма задолженности на 01.01.2011 г. по платежам в бюджет 31,9 млн рублей. От оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции собственного производства в 2010 году была получена прибыль в размере 181,6 млн рублей. Налог на прибыль организаций был начислен в сумме 36,3 млн рублей. Университет получил за выполненные работы и оказанные услуги 105,5 млн рублей в самом конце отчетного периода. Платежи в бюджет по налогу на прибыль были перечислены университетом в бюджет в начале 2011 года по срокам платежей, установленным Налоговым кодексом РФ.
В Московском государственном институте электронной техники (технический университет) по состоянию на 01.01.2011 г. общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила 20,7 млн рублей, в том числе налога на имущество организаций 12,9 млн рублей, земельного налога 5,4 млн рублей.
Вся имевшаяся задолженность носила текущий характер. По начисленным налогам расчеты по платежам в бюджет были произведены в начале 2011 года по срокам платежей, предусмотренным налоговым законодательством.

Нарушения и санкции
В Налоговом кодексе РФ в разделе VI определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
К налоговым правонарушениям, например, относятся:
- нарушение постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статьи 116-122, 126 НК РФ).
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Например, в Налоговом кодексе РФ установлено:
в ст. 16 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; при нарушении срока более чем на 90 календарных дней - штраф в размере 10 тыс. рублей;
в ст. 117 - взыскание штрафа не менее 40 тыс. рублей за ведение деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней;
в ст. 118 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им банковского счета;
в ст. 120 - взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
в ст. 122 - взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В статье 109 НК РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено:
в ст. 15.3 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей за нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
в ст. 15.4 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
в ст. 15.6 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
в ст. 15.11 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до
3 тыс. рублей за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением ведения бухгалтерского учета понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрено:
в ст. 199 - наказание штрафом в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов и сборов;
в ст. 199.1 - наказание штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере.

​Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов. По своему материальновещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся:

Предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. отраслей);

Заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

Доходы лиц, работающих не по найму;

Рента собственников земли;

Ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и др. национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получение кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. Соотношение способов образования бюджетного фонда – на основе взимания бюджетных доходов, привлечения займов и бумажно-денежной эмиссии – различается по странам и во времени, зависит от конкретной экономической ситуации, от степени остроты социальных и других противоречий, от состояния самой финансовой системы.


Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год в сумме 12 трлн. 865 млрд. 925 млн. 621 тыс. руб.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

При утверждении законодательным образом конкретных налоговых форм, под которыми, в первую очередь, понимаются состав и структура налоговой системы, особое значение имеет однозначная трактовка понятий «налог», «пошлина», «сбор», «цена за предоставляемые государством услуги». Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки. Различия также важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.

В российской практике эти понятия часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении проблем создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством, базирующейся на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы. Так, в ст. 17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Если же сбор имеет все формальные признаки налога, он считается незаконным.

В зависимости от сущности, предназначения, порядка фор-мирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины. Помимо того, в налоговедении применяются такие термины, как «парафискалитет», «цена за предоставляемые государством услуги» и др.

Определение понятия налога, выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения. Кроме того, в отличие от остальных видов платежей налог имеет установленные и предусмотренные законом особенности, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие «налог» должны быть заложены отличительные элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы» 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного Закона под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Действующий в настоящее время НК РФ содержит в ст. 8 более сбалансированное определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Ряд авторов вполне основательно указывает на то обстоятельство, что с юридической точки зрения формулировка «в форме отчуждения собственности» противоречит нормам Конституции РФ, в ч. 3 ст. 35 которой говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Отмечается также, что с точки зрения судебной процедуры взимание налогов в форме отчуждения собственности влечет за собой предварительное представление налогоплательщику равноценного возмещения, что, в свою очередь, противоречит такому признаку налога, как индивидуальная безвозмездность.

О. В. Староверова предположила, что законодатель, по-видимому, имел в виду передачу части собственности в пользу государства.

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций: фискальной и регулирующей.

Фискальная функция связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальную сферу, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а также на реализацию других государственных программ.

Другой важнейшей функцией в рыночной экономике является регулирующая. Английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946), разработавший концепцию государственного вмешательства в экономику, считал, что налоги существуют исключительно для регулирования экономических отношений. Дело в том, что эффективно функционирующая рыночная экономика - это регу-лируемая экономика, и центральное место в системе регулирования принадлежит налогам, поскольку с их помощью государство воздействует на общественное производство, достигая определенных целей в экономической политике.

Налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на регулирование производства, а также стимулирование развития отраслей, способствующих внедрению инноваций и повышению степени научно-технического развития страны. В то же время она позволяет ограничить развитие тех производственных процессов, которые на данном этапе являются нецелесооб-разными. Кроме того, с помощью налогов можно регулировать доходы и качество жизни населения, ограничивая высокий уровень доходов отдельных граждан и поддерживая необходимый жизненный уровень остальных. Налоги являются также элементом регулирования демографических процессов, молодежной политики и иных социальных сфер. Кроме того, во все времена налоги не только наполняли казну, но и защищали национальных промышленников и торговцев, поддерживали их конкурентоспособность на рынке. Так, еще в 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, т. е. 4 или 5 % процентов. Иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров и дополнительно проездную пошлину - 4 деньги с рубля.

В определении налога как правовой категории надлежит выделить отличительные признаки налога, присущие исключительно ему, образующие его своеобразие, придающие ему категориальную самостоятельность. К таким признакам, в частности, относятся: обязательность (принудительность), безвозмездность, безвозвратность (безэквивалентность) налогов и др.

Обязательность означает, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он попадает под комплекс определенных признаков, указанных в законе. Эти отношения не зависят от воли участвующих сторон, но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед законом. Иначе налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105 и 106 Конституции РФ).

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на какое-либо возмещение, т. е. на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете, возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость воз-, мездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует взаимозависимости. Таким образом, безвозмездность означает, что существование у налогоплательщика обяза-тельства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой обязательства у государства дать, сделать, предоставить что-либо взамен именно ему. Поскольку государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества, постольку перед конкретным налогоплательщиком оно не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность предполагает, что при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Причем переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента. Возврат налогов осуществляется лишь в случаях излишней уплаты либо излишнего, а также неправомерного взыскания.

В числе юридических признаков налога также выделяются публичность; законность установления; процедурный характер взимания; принудительность изъятия.

Таким образом, анализ существенных признаков налога дает основания предложить следующее его определение.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный де-нежный платеж, установленный в соответствии с НК РФ и взимаемый в соответствии с актами законодательства о налогах в государственна^ или местный бюджет с обязанных лиц в целях обеспечения социально-экономического развития национально-государственных, административно--территориальных образований и общества в целом.

Наряду с налогами в структуре налоговой системы опреде-ленное место занимают платежи неналогового характера: пошлины и сборы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов и др.).

Неналоговые платежи отличаются тем, что:

во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи не являются элементами услуги, хотя уплачиваются в связи с ее оказанием. Они также не являются ценой услуги, поскольку их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью;

во-вторых, эти платежи взимаются, как правило, с тех лиц, которые свободно, по собственному желанию, вступают в

правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных им услуг;

¦ в-третьих, сбор может иметь возвратный характер.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и характерные признаки.

В отличие от налога в понятии сбора отсутствует признак принудительного (индивидуально-безвозмездного) характера взимания. Напротив, поскольку уплата его влечет за собой совершение государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), появляется признак частичной возмездности, наличие права встречного удовлетворения.

Кроме того, при уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие (услуга) признается обяза-тельным ради взыскания платежа. В России это утверждение справедливо, например, в отношении установления различных регистраций, лицензирования и т. п.

Хотя пошлины и сборы взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, их не следует путать с договорными платежами и платежами по гражданско-правовым обязательствам. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. Следует особо подчеркнуть, что пошлины или сборы выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции.

Следует иметь в виду, что из перечня налогов и сборов, установленных НК РФ, исключены таможенные платежи, таможенная пошлина.

В теории и практике налогообложения используются и иные термины. Так, в начале 30-х гг. XX в. появились и обрели широкое распространение в международном законодательстве платежи, получившие название парафискалитетов. Под ними, в частности, понимают сбор, устанавливаемый с учетом экономических или социальных интересов в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и местной администрации (сборы на благоустройство территории, взносы в фонд жертв экологических катастроф и т. д.). Парафискалитет устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный в законе государственный расход. Отмечается, что налоги отличаются от парафискалитетов законодательным оформлением, а также иными особенностями. При этом именно юридические признаки налогов позволяют сформулировать принципы их ус-тановления и взимания, несвойственные обязательным парафискальным платежам. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.

Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:

¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;

¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:

¦ объект обложения;

¦ налоговая база;

¦ налоговый период;

¦ налоговая ставка;

¦ порядок исчисления налога;

¦ порядок и сроки уплаты налога;

¦ налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - на сумму НДФЛ) и т.д.

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.

Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.

К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;

¦ 2 “Расчеты по НДС”;

¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;

¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК ). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении (Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.

Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:

01 - налогоплательщик (плательщик сбора),

02 - налоговый агент,

03 - сборщик налогов и сборов,

04 - налоговый орган,

05 - служба судебных приставов,

06 - участник внешнеэкономической деятельности,

07 - таможенный орган,

08 - плательщик иных обязательных платежей.

В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.

Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК) , который присвоен каждому виду и типу платежа, например:

182 101 020 2101 1000 110 - налог на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 6350 110 - пени по налогу на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 3000 110 - штрафы по налогу на доходы физических лиц.

Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

НС - уплата налога или сбора,

АВ - уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи),

ПЕ - уплата пени,

ПЦ - уплата процентов,

СА - налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,

АШ - административный штраф,

ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.

Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

ТП - платежи текущего года,

ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым

периодам,

ТР - погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,

РС - погашение рассроченной задолженности,

ОТ - погашение отсроченной задолженности,

РТ - погашение реструктурированной задолженности,

ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,

ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию,

АП - погашение задолженности по акту проверки,

АР - погашение задолженности по исполнительному документу.

Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.

Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.

Упрощенная система налогообложения предусмотрена гл. 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст. 346.11 настоящего Кодекса от обязанности по уплате:

Налога на прибыль;

Налога на имущество организаций;

Единого социального налога;

НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при совершении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.

Поскольку право на применение упрощенной системы налогообложения не имеют предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также игорным бизнесом, следовательно, из перечня обязательных платежей для рассматриваемого режима исключаются:

Налог на добычу полезных ископаемых;

Налог на игорный бизнес.

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статьей 346.14 НК РФ предусмотрен единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения, который имеет два альтернативных варианта исчисления, выбор одного из которых осуществляется предприятием самостоятельно. Объектом обложения данным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога в размере 1% доходов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, выбирает доходы в качестве объекта обложения единым налогом, взносы на обязательное пенсионное страхование уменьшают его обязательства по начисленному единому налогу к выплате в бюджет. Таким образом, начисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период является налоговым вычетом по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения. В качестве аналогичного налогового вычета принимается сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако общая величина налогового вычета ограничена 50% начисленного за период применения единого налога.

Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются страхователями по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Приведем перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для предприятий, выбравших упрощенную систему налогообложения в качестве основного налогового режима (табл. 8).

Таблица 8

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему

Российской Федерации при упрощенной системе налогообложения

Группа налогов Территория действия налога Перечень налогов Обязанности, возложенные на организацию Объект налогообложения Федеральные налоги Вся территория Российской Федерации НДС Налогоплательщик Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации Налоговый агент Приобретение на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Аренда государственного имущества Реализация конфискованного имущества, перешедшего государству Налог на доходы физических лиц Налоговый агент Выплата доходов в пользу физических лиц Единый налог по упрощенной системе Налогоплательщик Доходы от реализации и внереализационные доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов Налог на прибыль Налоговый агент Выплаченные иностранной организации доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации Водный налог Налогоплательщик Пользование водными объектами Региональные налоги Территории соответствующих субъектов Российской Федерации Транспортный налог Налогоплательщик Объекты транспортных средств Местные налоги Территории соответствующих муниципальных образований Земельный налог Налогоплательщик Земельные участки Перечень страховых взносов, уплачиваемых при упрощенной системе налогообложения Тип страховых взносов База для расчета суммы взносов Получатель Нормативный акт, регулирующий взносы Взносы на обязательное пенсионное страхование Выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Взносы на обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве Выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

К числу особенностей применения упрощенной системы налогообложения следует отнести и освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Кроме того, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Налогоплательщики обязаны согласно ст. 346.24 НК РФ вести учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы по единому налогу в книге учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".

Налоговым законодательством предусмотрены ограничения по совмещению предприятием упрощенной системы налогообложения с другими особыми налоговыми режимами. Не имеют права на применение упрощенной системы предприятия, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, а также предприятия, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако предприятию допускается совмещать упрощенную систему налогообложения с применением единого налога на вмененный доход. При этом налоговое законодательство требует ведения раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении вышеуказанных специальных налоговых режимов.

Еще по теме 1.3.2. Перечень обязательных платежей в бюджетную систему при упрощенной системе налогообложения:

  1. 1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки
  2. 1.2. Совокупность налоговых режимов и условия их применения, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации
  3. 1.3. Состав обязательных платежей в бюджетную систему, принимаемых в расчет налоговой нагрузки при различных налоговых режимах 1.3.1. Особенности налогового поля при общем режиме налогообложения