Десантные операции второй мировой. Крупнейшая воздушно-десантная операция в истории. Тяжелое вооружение и боевая техника

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

ГРНТИ: 78.09

Белоусов Олег Михайлович,

преподаватель кафедры тактики и СБП.

Попов Дмитрий Алексеевич,

Пермский военный институт войск

национальной гвардии Российской Федерации

старший преподаватель кафедры тактики и СБП.

THE USE OF AIRBORNE TROOPS DURING THE SECOND WORLD WAR.

Belousov Oleg Mihajlovich,

lecturer in tactics and SBP

Popov Dmitrij Alekseevich,

senior lecturer in tactics and SBP

Perm military Institute of national guard

troops of the Russian Federation.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается применение Воздушно-десантных войск в годы Великой Отечественной Войны.

ABSTRACT:

The article discusses the use of airborne troops during the Great Patriotic War.

Ключевые слова: Великая Отечественная Война, Воздушно-десантные войска, разведывательно-диверсионные действия.

Keywords: the Great Patriotic War, the airborne troops, reconnaissance and sabotage actions.

Современная военная теория, рассматривая вопросы, связанные с ведением операций в войне будущего, большое внимание уделяет так называемому «воздушному компоненту», составной частью которого являются воздушные десанты различного состава и назначения, способные оперативно использовать результаты дальнего огневого поражения, упреждать противника в действиях и, в конечном итоге, захватывать и удерживать инициативу. Применением воздушных десантов в современном общевойсковом бою и операциях нарушается управление войсками и оружием, работа тыла, планомерное использование резервов и оказывается сильное морально-психологическое воздействие на личный состав противника. Вот почему такое важное значение приобретает сегодня сочетание действий войск, наступающих с фронта, с действиями сил и средств, специально доставленных в тыл противника. Прогрессирующая тенденция к нарастанию мощи и глубины огневого поражения противника дополняется потребностью в расширении фронта борьбы за счет активных действий десантов в его тылу, которые уже давно рассматриваются как элемент оперативного построения (боевого порядка) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основу этих сил и средств составляют соединения (части, подразделения) ВДВ, а также специально подготовленные мотострелковые подразделения и части.

Таким образом, богатый опыт применения воздушных десантов не только сохраняет свою актуальность в настоящее время, но и значительно ее укрепляет.

Воздушные десанты Красной армии накануне Великой Отечественной войны.

С началом Второй мировой войны советские воздушно-десантные войска принимали самое активное участие в боевых действиях. Первое боевое крещение советские десантники получили осенью 1939 года, когда в составе вновь образованных Западного и Юго-Западного фронтов приняли участие в походе по освобождению территории Западных Украины и Белоруссии. В ходе этой операции было высажено несколько тактических воздушных десантов без существенного противодействия со стороны разваливающейся польской армии.

Первым настоящим боевым испытанием стало участие Воздушно-десантных войск в советско-финской войне 1939-1940 гг. Во время наступления на главную оборонительную полосу «Линии Маннергейма» 1 февраля 1940 года в тылу финских войск был высажен парашютный десант 201-й бригады. Операция окончилась неудачей: несмотря на 90 тысяч снарядов, выпущенных по вражеским позициям в ходе артподготовки, и воздушную поддержку более чем ста боевых самолётов, серьезно потеснить противника не удалось. Упорный бой продолжался до наступления темноты, после чего советские войска отошли на исходные позиции. Десантникам, действующим в тылу, пришлось самим пробиваться на соединение с пехотой, что удалось далеко не всем.

В мае-апреле 1941 года было принято решение о реорганизации воздушно-десантных бригад в воздушно-десантные корпуса.

Воздушно-десантный корпус предназначался для решения тактических и оперативных задач в армейских и фронтовых операциях. В состав корпуса входили три воздушно-десантные бригады, отдельный танковый батальон, артиллерийский дивизион, части и подразделения обслуживания. На вооружении личного состава корпуса были автоматы, самозарядные винтовки Токарева (СВТ) и ручные пулеметы, 50- и 82-мм минометы, 45-мм противотанковые и 76-мм горные пушки, танки Т-40 и Т-38, автомашины и средства связи.

Основным тактическим соединением Воздушно-десантных войск являлась воздушно-десантная бригада. Она предназначалась для решения тактических и некоторых оперативных задач, действуя самостоятельно или в составе корпуса. Бригада состояла их четырех парашютно-десантных батальонов, артиллерийского дивизиона и отдельных рот, в частности, разведывательно-самокатной школы младшего командного состава и подразделений обслуживания. Общая численность бригады составляла около 3 тысяч человек.

Основным тактическим подразделением являлся парашютно-десантный батальон численностью 546 человек. Он предназначался для решения тактических задач как самостоятельно, так и в составе бригады. Организационно в батальон входили: три парашютные роты, каждая численностью 141 человек (три парашютных взвода и один минометный – три 50-мм миномета); минометная рота из шести 82-мм минометов, а также взводы разведывательный, саперно-подрывной и подразделения обслуживания – взводы связи, боепитания, хозяйственный и медицинский пункт.

Таким образом, можно отметить, что Воздушно-десантные войска в предвоенные годы прошли большой путь в своем развитии. Советское правительство делало все, чтобы этот новый, самый молодой род войск занял достойное место в общем боевом строю Красной Армии.

С первых дней Великой Отечественной войны соединения и части ВДВ участвовали в боях и оказывали упорное сопротивление врагу. Так, с началом нападения Германии на Советский Союз 10-я вдбр 5-го вдк Северо-Западного фронта, проводившая тактическое учение с боевой стрельбой вблизи государственной границы и оказавшаяся в тылу наступающих немецких войск, приступила к уничтожению прорвавшихся частей противника и выходу к главным силам корпуса.

На западном направлении десантные бригады отражали массированные атаки танков и мотопехоты противника часто самостоятельно, без тактического взаимодействия. Десантники, не располагая артиллерией и танками, не могли изматывать противника контратаками и отходили с рубежа на рубеж. Действовали в основном по одной схеме – окапывались, ждали подхода противника, наносили ему поражение огнём с места, а затем отходили на новый рубеж.

Тяжёлая обстановка, сложившаяся в первые дни войны, вынудила советское командование основные силы воздушно-десантных корпусов применять в качестве стрелковых соединений. Тем не менее, все воздушно-десантные корпуса и бригады в упорных боях приумножали авторитет воинов-десантников (5-я вдбр под командованием Героя Советского Союза полковника А.И. Родимцева в боях за Киев в августе 1941 г.).

В конце августа 1941 г. Ставка Верховного командования уточнила роль и место Воздушно-десантных войск в составе Красной Армии.

В начале октября 1941 года в ходе наступления гитлеровских войск на Москву создалось тяжелое положение наших войск на орловском направлении в районе Орла и Мценска. В этом районе образовался разрыв в обороне, так как войска, которые должны были занять здесь оборону, еще были на подходе, и противник упреждал их в выдвижении, обеспечивая беспрепятственное развитие своего наступления в обход Орла на Тулу.

В сложившейся обстановке командованием было принято решение перебросить по воздуху две воздушно-десантные бригады из состава 5-го воздушно-десантного корпуса. В 5 часов 10 минут 3 октября командир корпуса получил приказ десантироваться посадочным способом на аэродроме Орел, захватом и удержанием важного района задержать продвижение танков противника по шоссе на Тулу и обеспечить сосредоточение 1-го гвардейского стрелкового корпуса, после прибытия которого войти в его состав.

Таким образом, благодаря десанту, расстояние в 45–50 км, отделявшее Орел от Мценска, 24-й моторизованный корпус 2-й танковой группы Гудериана смог с большими потерями преодолеть только за девять суток. Сопротивление советских войск под Мценском явилось для противника полной неожиданностью. Большую роль в этом сыграла оперативная переброска десанта по воздуху.

Воздушный десант в Керченско-Феодосийской морской десантной операции.

В соответствии с указаниями Ставки ВГК командование Закавказского фронта 13 декабря 1941 года приняло решение на проведение морской десантной операции, в рамках которой планировалась одновременная высадка морских десантов войск 51-й и 44-й армий Закавказского фронта в нескольких пунктах северного, восточного и южного побережья Керченского полуострова.

Командир воздушного десанта, не дожидаясь, когда отходящий из Керчи противник пойдет по Арабатской стрелке на Геническ, выделил часть сил в диверсионные и разведывательные группы и направил их для действия на путях отхода вражеских колонн и транспортов для уничтожения его штабов и средств управления. Такое решение оказалось правильным, так как противник на Геническ вообще не пошел. Через некоторое время десантники были сменены стрелковым подразделением морского десанта, выведены из боя и переброшены на Таманский полуостров.

Воздушный десант в районе Новороссийска.

В конце января 1943 года Черноморскому флоту была поставлена задача подготовить и в ночь на 4 февраля высадить морские десанты в районах Южная Озерейка и Станичка, которые во взаимодействии с переходившей в наступление 47-й армией должны были уничтожить новороссийскую группировку противника и овладеть портом и городом Новороссийск.

Одновременно для диверсионных действий и нарушения управления в район Васильевки и Глебовки высаживался воздушный десант с задачей уничтожить в Васильевке штаб 10-й пехотной дивизии и систематически нарушать управление войсками, подорвать мост и задержать подход резервов к месту высадки морского десанта из районов Борисовка, Коммуна, Абрау-Дюрсо и Большой, а также воспретить отход частей противника из района Южная Озерейка.

Всего в течение трёх суток парашютистами в тылу противника было уничтожено около 110 солдат и офицеров, в ряде мест нарушена связь и уничтожены несколько огневых точек. В тоже время малочисленный по составу воздушный десант не смог оказать существенной помощи при высадке морского десанта в районе Южная Озерейка, поэтому действия парашютистов, понесших значительные потери, свелись к нарушению управления войсками и работы тыла противника.

Воздушный десант юго-восточнее Вязьмы (январь 1942 г.)

Воздушный десант в составе 250-го стрелкового полка, 1-го и 2-го батальонов 201-й воздушно-десантной бригады высаживался в целях содействия успешному наступлению 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и содействия войскам левого крыла Западного фронта в окружении и уничтожении юхново-мятлевской вражеской группировки.

Воздушный десант выполнил ответственную задачу – перехватил и в течение двенадцати дней самостоятельных боевых действий удерживал важнейшие пути противника в тылу его Юхновской группировки, сковал маневр сил и средств, нарушил работу его тыла, чем были облегчены наступательные действия войск левого крыла Западного фронта.

Воздушный десант западнее Ржева .

В середине февраля 1942 года сложилась исключительно тяжелая обстановка в полосе боевых действий 29-й армии на ржевском направлении, в результате которой штаб, командование, а также специальные части и подразделения армии были отрезаны от основной группировки своей армии. Для усиления обороны этой окруженной группы наших войск, крайне утомленных предшествовавшими непрерывными боями, было принято решение выбросить один парашютно-десантный батальон в район, удерживаемый окруженными войсками.

В этих целях был выделен 4-й батальон 204 воздушно-десантной бригады под командованием старшего лейтенанта Белоцерковского в составе около 500 парашютистов. Десантирование батальона осуществлялось парашютным способом с аэродрома Люберцы на площадку в районе Мончалово, Окороково.

В 23.00 17 февраля части 29-й армии начали прорыв из окружения, а в ночь на 22 февраля 1942 г. из окружения вышла последняя группа десантников, прикрывавшая выход частей армии.

Вяземская воздушно-десантная операция (17.01 – 24.06 1942 г.)

Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная во время наступательной фазы московской битвы зимой 1942 года, стала не только крупнейшей воздушно-десантной операцией советских войск в ходе Великой Отечественной войны, но и наряду с Критской и Арнемской – одной из крупнейших операций такого рода во Второй мировой войне. Даже Нормандскую и Рурскую операции нельзя поставить в этот ряд, поскольку они не имели самостоятельных целей и проводились на небольшую глубину с чисто тактическими задачами (содействие наземным войскам в захвате плацдарма).

Важно отметить, что на этот раз решение о проведении операции принималось на уровне Ставки, а не командования фронта. Поэтому разработка плана высадки и организация операции возлагались на штаб ВДВ РККА. Задача командующему ВДВ генерал-майору Глазунову была поставлена 15 января. При этом были указаны: цель воздушно-десантной операции, состав войск десанта, исходный район для десантирования и срок готовности к началу высадки.

Целью операции было перерезать коммуникации противника между Вязьмой и Смоленском, не допустить отхода противника из района Вязьмы на запад и содействовать войскам Калининского и Западного фронтов в окружении ржевско-вяземской группировки, т.е. основных сил группы армий «Центр».

Часть сил выбрасывалась для разведывательно-диверсионных действий на важных путях подхода противника к району обороны десанта и для связи с кавалерийскими корпусами.

В период с 1 по 5 февраля 8-я воздушно-десантная бригада провела ряд частных боёв по расширению своего района, а частью сил 3-го батальона, действуя в районе шоссе и железной дороги западнее Вязьмы, как этого требовала поставленная бригаде задача, пыталась установить связь с 11-м кавалерийским корпусом Калининского фронта.

В результате укрепления немецкого фронта по Варшавскому шоссе единственным средством переломить обстановку в районе Вязьмы оставалась «аэромобильная операция» – переброска по воздуху войск и снабжения для сил Белова, ведущих ожесточенную борьбу за коммуникации группы армий «Центр» в районе Вязьмы в отрыве от главных сил.

Только 27 февраля частям корпуса удалось захватить деревню Ключи в 10 км севернее Варшавского шоссе и на следующий день выйти на рубеж, намеченный для встречи с 50-й армией. Тем не менее, части 50-й армии успеха практически не имели и на Варшавское шоссе так и не вышли.

Линия фронта на этом участке стабилизировалась вплоть до весны 1943 года, когда немцы оставили Ржевско-Вяземский выступ. 4-й воздушно-десантный корпус, соединившись с корпусом генерала Белова и остатками 33-й армии, до лета продолжал действовать в тылу противника вдоль железных дорог Вязьма – брянск и Сухиничи – Смоленск. 24 июня 1942 года остатки корпуса в количестве 2800 человек вышли в расположение 10-й армии Западного фронта в районе Кирова.

Подводя итоги Вяземской воздушно-десантной операции, следует отметить, что наличие в немецком тылу крупной организованной группировки советских войск не только дезорганизовало коммуникации группы «Центр», но и отвлекло их значительные силы. Однако, затянувшись почти на два месяца, она не привела к достижению желаемых результатов.

Во-первых, операция была первой в истории советского военного искусства, в которой подготовка и высадка крупного десанта осуществлялись в короткие сроки, в тяжелой для наступающих войск фронтов оперативной обстановке, ночью, в сложных метеорологических условиях, с ограниченным числом авиационной техники. Из-за отсутствия достаточного количества военно-транспортной авиации десантирование частей 4-го ВДК было растянуто по времени и осуществлялось в три этапа: с 27 по 31 января; с 18 по 23 февраля; с 29 мая по 3 июня. Это позволило противнику выдвинуться к разбросанным районам приземления и атаковать десант уже с момента высадки, т.е. когда он менее боеспособен.

По этой причине некоторые виды вооружения, прежде всего артиллерия, минометы и боеприпасы к ним, не были в полном объеме десантированы в район боевых действий, хотя планом операции это предусматривалось. В то же время опыт ночного десантирования корпуса вызвал большую сложность в его организации и проведении.

Во-вторых, Ставка ВГК допустила ряд серьезных промахов. Была недооценена группировка противника в районе Вязьмы. Так, маршал Г.К. Жуков в своих мемуарах отмечает: «Мы допустили ошибку в оценке противника под Вязьмой, «орешек» оказался более крепким, чем мы предполагали».

План десантирования не отвечал реально сложившейся к тому времени обстановке. Он не учитывал тяжелые метеорологические условия, возможный выход из строя самолетов по техническим причинам и боевые потери. Кроме того, в основу расчета десантирования были взяты нереальные сроки на проведение повторных вылетов. В тоже время первоначальный выбор исходного района для десантирования в районе города Калуги также был неудачным. Этот район не был защищен от авиации противника. На переезды 4-го ВДК в Калугу и обратно в Раменское Московской области было потеряно много времени, т.е. упущен момент своевременной выброски крупного десанта.

Большая разбросанность парашютистов и грузов при выброске, помимо слабой обученности экипажей самолетов, произошла и в результате назначения в качестве ориентиров подожженных сараев, что приводило к дезориентации летчиков, наблюдавших в районе боевых действий много больших костров и пожаров.

Не были должным образом организованы разведка и радиосвязь с десантом, а также взаимодействие воздушного десанта с наступающими с фронта войсками. Даже тогда, когда расстояние между десантом и наступавшими войсками было незначительным, десантники, как правило, не поддерживались огнем артиллерии с фронта. Слабо была организована поддержка десанта фронтовой авиацией и недостаточно продумано снабжение десанта всем необходимым в ходе боевых действий. И, наконец, нерешительные действия воздушного десанта, особенно в первые дни его выброски в январе, не дали ожидаемого боевого эффекта.

Тем не менее, следует отметить, что боевые действия 4-го ВДК в тылу противника сыграли положительную роль в период разгрома фашистских войск под Москвой. Почти за шесть месяцев напряженных боев во вражеском тылу десантники освободили около 200 населенных пунктов, чем способствовали укреплению веры населения в победу Красной Армии, прошли по тылам врага свыше 600 км, уничтожили до 15 тыс. солдат и офицеров противника, и множество единиц боевой техники, чем оказали немалую помощь войскам Западного и Калининского фронтов.

Кроме того, десантники и партизаны, действовавшие в районе Вязьмы и Юхнова, сковывали значительную часть 13, 43, 49 и 53-го армейских корпусов группы армий «Центр» и ограничили возможность противника по нанесению контрударов по советским наступавшим войскам.

Днепровская воздушно-десантная операция (23 сентября – 13 ноября 1943 г.)

В начале сентября в полосе наступления Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин) сопротивление противника значительно ослабело. Потеряв надежду сдержать наступление советских войск на киевском направлении, немецко-фашистское командование начало отводить свои войска на правый берег Днепра, рассчитывая использовать этот важный рубеж для организации прочной обороны.

В то же время в связи с быстрым продвижением передовых частей войск Воронежского фронта в Приднепровье создавались выгодные условия для применения крупного воздушного десанта с целью захвата плацдарма на западном берегу Днепра и содействия форсированию реки передовыми соединениями наших войск.

Планирование воздушно-десантной операции проводилось оперативным управлением фронта и оперативной группой штаба ВДВ, прибывшей в начале сентября в штаб Воронежского фронта. Цель операции была поставлена довольно оригинально – не захватить плацдарм (он уже был занят), а прикрыть разворачивающиеся на правом берегу Днепра войска от подходящих немецких резервов, дав частям 40-й и 3-й танковой армий возможность занять как можно больше территории до начала контратак противника.

Таким образом, действия десанта изначально должны были носить пассивный характер, обеспечивая прикрытие развертывания уже переправившихся войск. Захват новых плацдармов планом высадки не предусматривался.

Главные силы 1-й и 5-й вдбр планировалось десантировать в первую ночь операции, 3-ю бригаду и запасы материальных средств – во вторую и третью ночи, соответственно в тактической зоне обороны противника на глубину 10-20 км.

Фактически приземление десанта происходило между Ржищевом и Черкассами. Основная масса десантников обеих воздушно-десантных бригад была выброшена в излучине реки Днепр, непосредственно в боевые порядки противника и места расположения его резервов. Значительная часть парашютистов приземлилась на местности вне указанного района десантирования. Таким образом, в намеченный район попали только 5% экипажей, 23% выбросили десант на расстоянии до 10 км от его границ, 58% – до 15 км, остальные 14% – еще дальше.

Подводя итоги Днепровской воздушно-десантной операции, следует отметить, что действия сводной воздушно-десантной бригады в тылу противника сыграли положительную роль в разгроме немецко-фашистских войск в битве за Днепр и в освобождении Киева. Почти за два месяца напряженных боев во вражеском тылу воины-десантники уничтожили свыше 1000 солдат и офицеров противника, около 50 единиц различной военной техники.

Кроме того, особого внимания заслуживает тот факт, что десантники своими активными действиями отвлекли значительные силы противника, чем оказали переправившимся советским частям и соединениям определенную помощь в расширении и закреплении плацдармов в районах Радищева, Великого Букрина и севернее Черкасс.

Однако основная цель воздушного десанта – захватить рубеж западнее и северо-западнее Великого Букрина и не допустить подхода противника к плацдармам – не была выполнена.

Это произошло по ряду причин:

  1. Десантирование сводного воздушно-десантного корпуса было намечено в период, когда войска, наступавшие с фронта, еще не были подготовлены к форсированию Днепра, расширению Букринского плацдарма и не обладали достаточными возможностями для соединения с воздушным десантом в установленные сроки.
  2. Преимуществом немецко-фашистских войск в указанный период являлся отход в свой организованный тыл с подготовленными складами, базами, развитой дорожной сетью и оборудованными аэродромами. Советские же войска после почти трехмесячных непрерывных боев понесли большие потери, необходимо было накопить силы и средства, подтянуть базы снабжения, отставшие почти на 300 км. Не учитывая этот факт, командование Воронежского фронта обрекло десант на длительные самостоятельные действия в тылу противника. Фактически первое наступление войск фронта с плацдарма могло начаться только через 16-17 суток после выброски десанта.
  3. Возложение руководства десантированием и боевыми действиями бригад на командование ВДВ, которое не знало глубоко оперативную обстановку и не имело соответствующих полномочий на решение вопросов взаимодействия с войсками фронта и привлечение их сил и средств для поддержки десанта, оказалось ошибочным. Кроме того, создание импровизированного штаба воздушно-десантного корпуса при планировании соединения десанта с войсками фронта в первые же сутки после десантирования можно признать недееспособным и ненужным.
  4. Вопросам разведки советским командованием уделялось недостаточное внимание. В результате принятия окончательного решения на операцию на основании данных двух-трехдневной давности противник к началу выброски сумел подтянуть резервы, которые сковали переправившиеся части. Фактически воздушный десант был выброшен не на вероятные пути подхода резервов противника, как это предусматривалось замыслом операции, а непосредственно на боевые порядки вражеских соединений и частей.
  5. На результаты воздушно-десантной операции повлияли недостатки в ее подготовке, особенно при организации десантирования. Воздушно-десантные бригады при выброске были рассеяны на огромной площади, из-за чего в первые же часы после приземления они организационно (как боевые части) распались и оказались неуправляемыми. По мере сбора они объединялись в группы и отряды, но продолжали действовать разрозненно, без единого руководства.
  6. К началу высадки воздушного десанта и в последующие за этим дни действия войск фронта по расширению Букринского плацдарма не получили дальнейшего развития. Противнику удалось сковать переправившиеся части на плацдарме, в силу чего они не сумели выйти, как это предусматривалось планом операции, в район боевых действий воздушного десанта.

Приведенные примеры боевого применения воздушных десантов в Великой Отечественной войне показывают, что они использовались для выполнения различных задач, наиболее характерными из которых являлись:

— содействие войскам фронта в завершении окружения крупных группировок противника и прорыве его обороны ударом с тыла навстречу войскам фронта (высадка 4-го воздушно-десантного корпуса в районе Вязьмы и западнее Юхнова);

— захват плацдармов на крупных водных преградах в целях обеспечения преодоления их войсками фронта и содействия в прорыве обороны противника, расположенной по одной преграде, ударом с тыла (Днепровская воздушно-десантная операция);

— захват плацдармов противника в целях обеспечения высадки посадочного десанта или уничтожения материальной части авиации противника (высадка воздушного десанта западнее Медынь и на Майкопский аэродром);

— содействие морским десантам в захвате плацдармов и высадке на морское побережье (высадка воздушных десантов под Одессой, Новороссийском и на Керченском полуострове).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «История военного искусства». – М.: Воениздат, 2012.
  2. Гордеев Ю.Н. «Подготовка и ведение Вяземской воздушно-десантной операции». – М.: Воениздат, 1991.
  3. Гордеев Ю.Н., Журков А.М. «Подготовка и ведение воздушно-десантной операции». – М.: Воениздат, 1992.
  4. Подколзин Е.Н. «ВДВ вчера, сегодня, завтра». Военно-исторический очерк. – Шахты: 1993.
  5. Софронов Г.П. «Воздушные десанты во второй мировой войне». – М.: Воениздат, 1972.
  6. Гейвин Д. «Воздушно-десантная война». – М.: Воениздат, 1973.
  7. Военная энциклопедия. Т.3. –М.: Воениздат, 2002. –С.182-186; Т.1. 1997. –С.432-437

Первое массовое применение воздушных десантов в мировой истории осуществили немцы в самом начале Второй мировой войны. Опыт этих десантных операций до сих пор вызывает многочисленные споры. Были ли они на самом деле эффективны, и насколько на их последующую оценку повлияла пропаганда обеих воюющих сторон?

Немецкие воздушно-десантные войска в начале войны

Из-за ограниченного количества транспортных самолетов главной оперативной единицей воздушно-десантных сил вермахта являлся парашютный батальон, имевший следующую организацию:

  • штаб со взводом связи;
  • три стрелковые роты – три взвода по три отделения в каждом (18 ручных пулеметов, 3 легких 50-мм миномета и 3 противотанковых ружья);
  • рота тяжелого пехотного оружия (12 станковых пулеметов и 6 средних 81-мм минометов).

Основной транспортной машиной немецких воздушно-десантных войск являлся трехмоторный «Юнкерс» Ju.52 , производившийся еще с начала 30-х годов. Грузоподъемность этого самолета составляла 1,5–2 т (при полезной нагрузке до 4,5 т в перегруз), он мог брать на борт одно отделение парашютистов – 13 солдат и командира. Таким образом, для переброски одного батальона требовалось 40 самолетов, а минимальный запас снаряжения и снабжения требовал еще десятка машин.

Немецкий парашютист с парашютом RZ.1
Источник – Fallschirmjager: German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publications, 2001 (Concord 6505)

Выброска с парашютом требовала специальной подготовки бойцов, включая умение ориентироваться на незнакомой местности и быстро принимать самостоятельные решения в постоянно меняющейся обстановке. Наконец, возникли проблемы с личным оружием – прыгать с тяжелым карабином было неудобно, поэтому к началу Второй мировой войны тактика немецких парашютистов предполагала сброс оружия в отдельном контейнере, а десантники имели при себе только пистолеты (как правило, автоматические «Зауэр» 38 (H)).


Транспортный самолет «Юнкерс» Ju.52
Источник – waralbum.ru

Поэтому собственно парашютистов в немецких ВДВ перед войной было немного – они составляли 1-й и 2-й батальоны 2-го воздушно-десантного полка. Парашютистов предполагалось использовать, в первую очередь, для захвата аэродромов или мест, удобных для посадки самолетов (например, ровных и прямых участков шоссе). Основная часть десантных войск высаживалась посадочным способом (с приземляющихся самолетов), что позволяло улучшить управление десантом, но таило в себе риск гибели ценных транспортных машин от аварий или вражеского огня.

Частичным решением проблемы стали десантные планеры, которые было не жалко потерять; вдобавок крупный планер теоретически мог поднять куда больше, чем транспортный самолет – так, Me.321 «Гигант», производившийся с начала 1941 года, вмещал до 200 десантников или один средний танк. Основной немецкий десантный планер DFS.230, состоявший на вооружении к 1940 году, имел куда более скромные характеристики: 1200 кг груза либо 10 десантников и 270 кг снаряжения для них. Однако такой планер стоил всего 7500 немецких марок – эквивалент стоимости десяти штатных парашютов RZI6. К весне 1940 года из машин DFS.230 был сформирован 1-й полк 1-й воздушно-десантной эскадры.


Десантный планер DFS.230
Источник – aviastar.org

Таким образом, эффективность десанта зависела от количества задействованных самолетов и возможности использовать каждый из них по нескольку раз. Было очевидно, что в масштабных боевых действиях десант желательно использовать не для захвата территории как таковой, а для занятия отдельных пунктов, контроль над которыми поможет продвижению своих войск и усложнит действия противника.

Подготовка операции «Везерюбунг»

Первым воздушным десантом Второй мировой войны стала высадка немецких парашютистов в Дании и Норвегии. Основой операции «Везерюбунг» была цепь морских десантов в главных портах Норвегии, но для поддержки высадки с моря и, прежде всего, захвата вражеских аэродромов было решено использовать парашютистов. Для первого удара немецкое командование выделило сравнительно небольшие силы – 1-й батальон 1-го воздушно-десантного полка (I/FJR1) под командованием майора Эриха Вальтера (в общей сложности – пять рот).

В Дании парашютисты 4-й роты капитана Вальтера Герике должны были овладеть аэродромом Ольборг, предотвратив использование его противником. Далее роте предписывалось занять мосты через пролив Сторстреммен между островами Фальстер и Зеландия, по которым проходит дорога из Гессера в Копенгаген, а также лежащий в этом проливе остров Маснедё, где находились береговые батареи.


Операция «Везерюбунг» – захват немцами Дании и Норвегии

В Норвегии 3-я рота обер-лейтенанта фон Брандиса должна была захватить аэродром Сола близ Ставангера – единственную авиабазу на всем западном побережье Норвегии. Одновременно штабная и 2-я роты под командованием майора Вальтера выбрасывались с парашютами на аэродроме Форнебю близ Осло и готовили его к приему посадочного десанта. 1-я рота лейтенанта Герберта Шмидта оставалась в резерве.

Всего к началу операции люфтваффе имели 571 машин Ju.52. В первой волне высадки 9 апреля 1940 года было задействовано десять авиатранспортных групп и четыре эскадрильи, которые перебрасывали один батальон и две роты парашютистов. Еще один воздушно-десантный батальон и три батальона обычной пехоты предполагалось высадить посадочным способом вместе с шестью ротами аэродромного обслуживания, штабом авиационных сил и штабом пехотного полка. На захваченные аэродромы предполагалось тотчас же перебросить истребители, поэтому для них заранее выгружалось 168 т горючего.

9 апреля 1940 года: аэродром Сола

Высадка в Дании прошла без осложнений и скорее напоминала маневры – датские войска предпочитали не оказывать сопротивления даже до получения приказа о капитуляции. Мосты через Сторстреммен были быстро захвачены парашютистами, на аэродром Ольборг сразу высадился посадочный десант.

А вот в Норвегии немцы сразу наткнулись на жесткое сопротивление. У отряда, атаковавшего аэродром Сола, неприятности начались еще на подлете. Десант (рота парашютистов, 1-й батальон 193-го пехотного полка и подразделение зенитной артиллерии, всего – около 800 человек) должны были высаживать две группы транспортных машин из 7-й эскадрильи 1-й воздушной эскадры особого назначения под прикрытием двухмоторных машин «Мессершмитт» Bf.110 из 3-й эскадрильи 76-й эскадры тяжелых истребителей. Но из-за плотной низкой облачности одна из групп с десантом повернула обратно, вскоре это сделали и истребители (после того, как два из них столкнулись в тумане друг с другом и рухнули в воду).

В итоге в 9:50 (по другим данным – в 9:20) к цели вышло лишь двенадцать Ju.52 под прикрытием пары истребителей, не заметивших сигнала своего командира возвращаться. Всего было сброшено около 150 парашютистов под командованием обер-лейтенанта фон Брандиса, но ветер отнес часть десантников в сторону от взлетной полосы. Защитники аэродрома под командованием лейтенанта Тура Тангваля яростно сопротивлялись, их огневые точки удалось подавить лишь атакой обоих тяжелых истребителей. В итоге потери десанта оказались сравнительно невелики – трое убитых и около десятка раненых. Вскоре аэродром был захвачен, хотя часть опорных пунктов продолжала сопротивление.

Высаженная вместе с десантом аэродромная команда за 4 часа подготовила аэродром к приему самолетов, после чего сюда началась переброска подкреплений и зенитной артиллерии. Всего за первый день операции в Сола приземлилось 180 транспортных машин, сюда были доставлены два батальона 193‑го пехотного полка, запас горючего, наземный персонал 1-й эскадрильи 1-й группы пикирующих бомбардировщиков, а также личный состав 4-й батареи 33-го зенитного полка с 20‑мм зенитными пушками.

Заняв аэродром, десантники двинулись к Ставангеру и без особых проблем захватили город и порт. Вскоре сюда вошли три немецких транспорта, доставивших подкрепления и боеприпасы (в том числе, материальную часть трех зенитных батарей); сами зенитчики были переброшены чуть ранее с помощью гидросамолетов. Еще один транспорт («Рода») утром оказался перехвачен и потоплен норвежским эсминцем «Эгир», после чего сам эсминец был уничтожен в Ставангере атакой немецких бомбардировщиков. Более серьезной потерей для немцев стала гибель шедшего сюда же танкера «Посидония», торпедированного британской подлодкой «Тритон» накануне вечером.

Уже к вечеру 9 апреля в Сола прибыли 22 пикировщика Ju.87, а также 4 дальних истребителя Bf.110; в гавани Ставангера приводнились 15 поплавковых бомбардировщиков Не.115 из 106‑й береговой авиагруппы. В кратчайший срок здесь была создана мощная воздушная группировка, способная оказывать поддержку морским десантам, высаженным севернее.

9 апреля: аэродром Форнебю – череда неожиданностей

Норвежская столица Осло и военно-морская база Хортен, расположенная ближе к устью Осло-фьорда, должны были захватываться комбинированным ударом с моря и с воздуха. Одновременно с высадкой морского десанта две парашютные роты выбрасывались на аэродром Форнебю рядом с Осло, после чего сюда высаживались посадочным способом два батальона из состава 169-й пехотной дивизии.

В этом районе располагались крупные силы норвежской армии – 1-я и 2-я пехотные дивизии, в полном составе насчитывавшие около 17 000 солдат и офицеров. Однако к началу немецкого вторжения войска еще не были отмобилизованы, поэтому их боевая мощь оказалась значительно меньшей. Зато береговая оборона Осло-фьорда показала себя весьма эффективной – у Дрёбака, в самом узком месте фьорда ею был потоплен тяжелый крейсер «Блюхер» , шедший с частью морского десанта. Из-за гибели корабля морская высадка в Осло временно задержалась, и воздушный десант неожиданно стал основным.


Действия немецкого флота в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года
Источник – А.М. Носков. Скандинавский плацдарм во Второй мировой войне. М.: Наука, 1977

Из-за облачности и тумана, стоявшего над Северной Германией, 29 транспортных Ju.52 вылетели с аэродрома Шлезвиг с очень большим опозданием. На подходе к Осло-фьорду одна из машин отстала от группы и была сбита норвежскими истребителями – погиб весь экипаж и 12 десантников. В тот момент, когда по плану должны были выбрасываться парашютисты, командир 2-й группы 1-й воздушной эскадры особого назначения (первая волна десанта) подполковник Древес отдал своим машинам приказ о повороте на обратный курс. На часах было 8:20. Древес решил не рисковать, выбрасывая парашютистов в тумане, а высадить их в датском Ольборге, уже захваченном немцами, и сообщил об этом командованию 10-го воздушного корпуса в Гамбург.

В штабе корпуса разгорелся яростный спор. Командир воздушного корпуса генерал-лейтенант Ганс Гайслер потребовал отдать приказ о возвращении второй, посадочной волны десанта (она стартовала через 20 минут после первой). В то же время командующий армейской транспортной авиацией полковник Карл-Август фон Габленц считал, что операция должна быть продолжена: при внезапном приземлении даже на незанятый парашютистами аэродром посадочный десант имеет шансы на успех. Вдобавок аэродром Ольборга уже и так был забит «под завязку», и посадка здесь новых самолетов могла привести к неприятностям.

После того, как от стоявшего в гавани Осло разведывательного судна «Виддер» пришло сообщение о том, что над норвежской столицей также стоит туман, в спор вмешался Геринг, который лично распорядился вернуть все самолеты. Но тут в действие вступил «человеческий фактор». Командир 103-й авиагруппы особого назначения капитан Рихард Вагнер, руководивший транспортными самолетами второй волны, решил… проигнорировать приказ. Позднее он заявил, что поскольку подчинялся начальнику армейской транспортной авиации, то приказ от имени 10-го авиакорпуса принял за вражескую дезинформацию. Самолеты лежали на курсе, опытные пилоты не теряли ориентировки, и Вагнер решил, что его группа справится с задачей. Решение оказалось неожиданно верным: вскоре туман начал рассеиваться, а затем пропал вовсе.


Тяжелый истребитель «Мессершмитт» Bf.110
Источник – John Vasco, Fernando Estanislau. The Messerschmitt Bf.110 in color profile. 1939–1945. Schiffer Military History, 2005

Другой случайностью стало то, что сопровождавшие вторую волну восемь тяжелых истребителей Bf.110 из 1-й эскадрильи 76-й истребительной эскадры под командованием обер-лейтенанта Вернера Хансена также не свернули с маршрута и дошли до Форнебю. Аэродром находился за пределами радиуса их полета, поэтому машинам оставалось только ждать его захвата и садится здесь – вернуться домой «мессершмитты» уже не могли.

На аэродроме Форнебю базировалась истребительная эскадрилья норвежской армейской авиации – семь боеспособных бипланов «Гладиатор». Получив информацию о приближении к столице большой группы вражеских самолетов, пять из них поднялись в воздух и в 8:37 вступили в схватку с «мессершмиттами» обер-лейтенанта Хансена. Норвежцам удалось сбить два «мессершмитта» и один транспортный «юнкерс», потеряв в бою всего один самолет. Свою роль сыграл и тот факт, что немецкие летчики не могли вести маневренный бой из-за недостатка горючего. Дойдя до аэродрома Форнебю, они успели один раз проштурмовать его, уничтожив стоявшие здесь два истребителя (один из них только что приземлился после воздушного боя), после чего пошли на посадку.

Почти одновременно с истребителями, в 9:05 (вместо 8:45 по плану), на аэродром начали садиться транспортные машины. ПВО аэродрома была частично подавлена, но все же зенитные пулеметы открыли огонь. Единственной его жертвой стал капитан Вагнер, летевший в головном самолете. Норвежцы торопливо пытались забаррикадировать взлетную полосу автомашинами, но все немецкие транспортные самолеты смогли приземлиться, хотя три из них получили повреждения.


Убитый немецкий парашютист на аэродроме Форнебю

На земле сопротивление оказалось слабым, десантники быстро заняли аэродром, позиции зенитных орудий и центр управления полетами. Вскоре из Осло сюда прибыл немецкий военно-воздушный атташе капитан Эберхард Шпиллер. По радио он отправил сигнал о занятии аэродрома и готовности к приему остальных эшелонов десанта. К полудню здесь уже высадилось около пяти пехотных рот – правда без тяжелого вооружения, если не считать трофейные зенитные орудия и пулеметы. Если бы норвежцы организовали контратаку, они могли доставить немцам крупные неприятности. Но гарнизон аэродрома под командованием капитана Мунте-Даля отступил к крепости Акерсхус и более никакой инициативы не проявил.

Командование норвежской армии и руководство страны было деморализовано известиями о высадке немцев сразу в нескольких пунктах. В 9:30 правительство и королевская семья покинули столицу, отправившись на автомашинах в центр страны; сюда же было вывезено золото Национального банка. Около полудня 9 апреля первые немецкие солдаты появились на улицах Осло, а в 15:30 сюда с оркестром строем вошли войска захватчиков численностью до батальона. Норвежские войска, деморализованные бегством командования и отсутствием приказов, не оказывали сопротивления: в Осло немцы взяли около 1300 пленных, большинство из которых даже не имело оружия (было захвачено всего 300 винтовок).

Тем временем кригсмарине все еще пытались занять норвежские укрепления на островах и по берегам Осло-фьорда. Этот удалось лишь вечером, после того, как командующий укрепленным районом Осло-фьорда отдал приказ о капитуляции. Немецкие корабли вошли в гавань Осло лишь в 11:45 следующего дня – более чем на сутки позже, чем это предполагалось планом операции…


Немецкие солдаты на улице Осло, апрель 1940 года
Источник – История Второй мировой войны. В 12 томах. Том 3. М.: Воениздат, 1974

Десанты на аэродромы Сола и Форнебю завершились успешно и оказали серьезное влияние на общую ситуацию в Норвегии, хотя с воздуха были высажены относительно небольшие силы – порядка 2000 солдат. Однако нетрудно заметить, что их успех во многом стал результатом случайности, а также решительности немецких командиров и апатии командиров норвежских. Общие потери немецкой авиации в первые сутки Норвежской кампании составили 20 машин всех типов – в основном, от аварий и огня с земли.

14 апреля: десант в Домбосе

Однако захватом столицы Норвежская операция не закончилась. Бежавшее из Осло правительство оказало немцам неожиданное и эффективное сопротивление. 11 апреля король Хокон VII сместил командующего сухопутными силами генерал-майора Кристиана Локе и назначил на его место генерального инспектора пехоты полковника Отто Рюге, произведенного по этому случаю в генерал-майоры. Рюге уже отличился в ночь с 9 на 10 апреля, организовав прикрытие дороги, ведшей из Осло в Хамар (именно туда выехало норвежское правительство). Именно он, собрав разрозненные группы солдат, возле Мидтскуга дал немцам первый успешный бой, в ходе которого погиб немецкий военно-воздушный авиационный атташе Шпиллер, возглавивший авангард десантников. А 14 апреля началась высадка англо-французских войск (до 40 000 человек) в Намсусе и Харстаде, после чего у союзников создалось впечатление, что Норвегию можно удержать. 17–19 апреля две английских дивизии были высажены в районе Ондальснеса, 29 августа состоялась высадка союзников в Будё, 4 мая – в Му.

Чтобы разъединить норвежские войска и отсечь их группировку, находившуюся севернее Осло, от остальных сил, немецкое командование решило высадить воздушный десант в Домбосе. Этот городок лежал в 250 км от немецких позиций, на полпути от Хамара к Тронхейму, где соединялись шоссейные и железные дороги из Тронхейма, Осло и Ондальснеса. Захват столь важного узла коммуникаций нарушил бы связность всей только что созданной норвежской обороны.

14 апреля в 17:15 пятнадцать транспортных «юнкерсов» из 2-й группы 1-й воздушной эскадры особого назначения подполковника Древеса поднялись с аэродрома Форнебю, имея на борту 168 парашютистов из 1-й роты 1-го парашютного полка под командованием обер-лейтенанта Герберта Шмидта. Но из-за плохой погоды часть машин не смогла найти ориентиры для выброски, кроме того, другая их часть попала под зенитный огонь. В итоге один самолет был сбит, два разбились при вынужденной посадке, семь вернулись на Форнебю, еще три приземлились в Тронхейме, а один из-за повреждений сел в Швеции. Лишь шесть машин смогли выбросить парашютистов, но в неправильном месте в восьми километрах к югу от города.


Хокон VII, король Норвегии с 1905 по 1957 год. Фото 1915 года
Источник – flickr.com

В темном лесу, заметенном снегом, парашютистам оказалось очень тяжело найти друг друга. К утру 15 апреля собралось лишь 63 человека, в том числе, двое офицеров (одним из них был обер-лейтенант Шмидт). Остальные десантники заблудились, часть из них попала в плен. Отряд Шмидта оседлал шоссе в пяти километрах от Домбоса и взорвал полотно железной дороги, ведшей на Лиллехаммер и далее на Осло. Сделать что-то большее он уже не мог, хотя именно здесь десантникам могла улыбнуться невероятная удача. Дело в том, что именно 14 апреля король Хокон VII и главнокомандующий генерал-майор Рюге из соображений безопасности решили перебазироваться из Хамара в Ондальснес, где готовилась высадка союзников. Королевский конвой чудом не попал в руки врага: буквально за несколько километров от места высадки немцев короля предупредили местные ребятишки, сообщившие, что видели в небе парашюты, а на шоссе – людей в незнакомой форме.

Норвежцы бросили против парашютистов 2-й батальон 11-го пехотного полка. Несмотря на многократное превосходство в силах и наличие минометов, он действовал крайне нерешительно. Немцы шаг за шагом отступали на юг, уходя из-под ударов, а 18 апреля даже смогли получить боеприпасы и снабжение, сброшенные с воздуха. Лишь 19 апреля норвежцам, наконец, удалось окружить их в горной котловине, после чего оставшиеся в живых 34 десантника во главе с тяжелораненым Шмидтом сложили оружие.

Май: парашютисты в боях за Нарвик

Более в этой кампании немцы не высаживали воздушных десантов, хотя такие планы существовали. 30 мая Гитлер приказал направить в Северную Норвегию части 7‑й парашютно-десантной дивизии, высвободившейся после окончания боевых действий в Голландии. Теперь ее предполагалось использовать в новой операции по захвату Нарвика, оставленного 28 мая под натиском английских войск. Операция получила кодовое обозначение «Наумбург». Для ее проведения было выделено два парашютных батальона и около тысячи горных стрелков, прошедших воздушно-десантную подготовку. Однако вскоре необходимость в операции отпала в связи с уходом союзников из Нарвика (8 июня).


Транспортный «Юнкерс» сбрасывает парашютистов у Нарвика, 30 мая 1940 года
Источник – Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari

Тем не менее, воздушные десантники все-таки приняли участие в боях за Нарвик – в качестве подкреплений воевавшим здесь горным егерям генерал-лейтенанта Дитля. Немецкие войска, высадившиеся в Нарвике с эсминцев еще 9 апреля, были блокированы десантом союзников и оказались в отчаянном положении. Пять тысяч солдат, громко именуемых группой войск «Нарвик», фактически попали в окружение, связь с ними поддерживалась только по воздуху. Для усиления группы Дитля было решено использовать десантников, отправляемых на транспортных «Юнкерсах» и гидросамолетах. 13 апреля один гидросамолет доставил людям Дитля боеприпасы, а три Ju.52, севшие на льду озера Гартвиг – батарею горной артиллерии.


Немецкие парашютисты в горах у Нарвика
Источник – Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari

8 мая две летающие лодки, севшие в Румбакс-фьорде, доставили 36 человек подкрепления. 14 мая у Нарвика было выброшено 60 парашютистов, 15 мая – еще 22, 17 мая – еще 60. 20 мая в Румбакс-фьорд на гидросамолетах было доставлено 12 солдат и 2 офицера. 22 мая у Нарвика выбросилась с парашютами целая воздушно-десантная рота, на следующий день – рота горных егерей, специально прошедших курс парашютных тренировок. С 24 по 30 мая здесь был высажен парашютный батальон капитана Вальтера, а также доставлено еще одно горное орудие (на летающей лодке).

Итоги операции

За всю Норвежскую кампанию транспортные Ju.52 совершили 3018 вылетов, перевезли в Норвегию 29 280 человек, 1177 т горючего и 2376 т других грузов. При этом лишь малая часть людей и грузов предназначалась для выброски с парашютами. В целом, воздушно-десантные войска показали себя своеобразным «хирургическим инструментом» – эффективным, опасным, но очень хрупким и ненадежным средством. Ниша их применения на практике оказалась довольно узкой, а успех каждый раз зависел от огромного количества случайностей и решительности отдельных людей – от генерала до солдата.

Источники и литература:

  1. С. В. Патянин. Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания. М.: АСТ, 2004
  2. А. Гове. Внимание – парашютисты! М.: Издательство иностранной литературы, 1957
  3. Б. Кверри, М. Чаппел. Германские парашютисты, 1939–1945. М.: АСТ, Астрель, 2003
  4. Морской Атлас. Том III. Часть вторая. Описания к картам. ГШ ВМФ, 1966
  5. Крылья Люфтваффе. Боевые самолеты Третьего рейха. Часть первая: Арадо – Дорнье (Серия: История авиационной техники. Приложение к бюллетеню «Техническая информация», выпуск №4). М.: ЦАГИ, 1994
  6. Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari. Praha: Svojtla & Co, 2003
  7. I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
  8. Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000
Спецслужбы и войска особого назначения Кочеткова Полина Владимировна

ЗАХВАТ КРИТА (САМАЯ ЯРКАЯ НЕМЕЦКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ)

Крит был важным опорным пунктом Англии в Средиземном море. С воздушных баз Крита английская авиация могла бомбить румынские нефтяные промыслы и держать под ударом вражеские морские и наземные коммуникации в Юго-Восточной Европе.

Захват Крита путем высадки воздушного десанта был самой яркой немецкой воздушно-десантной операцией во второй мировой войне. Операция прошла успешно из-за того, что английское командование не предусмотрело возможность внезапных ударов с неба.

В 8.00 20 мая 1941 года на Крит было сброшено около 3 тыс. немецких парашютистов. Остров обороняли английские, австралийские и новозеландские войска численностью 28 600 человек, а также две греческие дивизии примерно такой же численности.

Союзники предвидели возможность нападения на Крит - надежную информацию об этом дали английские агенты в Греции. Однако угрозу выброски воздушного десанта англичане не приняли всерьез.

Черчилль писал, что генерал Фрейберг, которого по предложению самого премьер-министра назначили командующим английскими войсками на Крите, сообщил 5 мая: «Не могу понять причин нервозности, нисколько не тревожусь относительно воздушного десанта». Его больше беспокоило вторжение на Крит с моря, хотя эта угроза в данном случае снималась присутствием английского военно-морского флота.

Черчилль проявлял беспокойство по поводу угрозы Криту. Он настаивал на том, чтобы послать «по меньшей мере еще дюжину танков» в добавление к шести-семи танкам, которые там находились. Серьезным просчетом англичан было также полное отсутствие авиации для борьбы с немецкими пикирующими бомбардировщиками и для перехвата самолетов с воздушным десантом. Очень мало было зенитной артиллерии.

К исходу первого дня численность немецких войск на острове более чем удвоилась и непрерывно возрастала, поскольку выброска парашютистов продолжалась. Десант высаживался с планеров и доставлялся на транспортных самолетах.

Транспортные самолеты стали приземляться на захваченном аэродроме а Малеме, хотя он еще находился под обстрелом артиллерии и минометов защитников острова. Общая численность немецких солдат, переброшенных по воздуху, достигала примерно 22 тыс. человек. Немцы несли большие потери убитыми и ранеными при авариях самолетов во время приземления, однако превосходящий их численно противник не был так хорошо обучен и все еще находился под впечатлением шока, полученного при изгнании из Греции.

У англичан также не хватало вооружения, отсутствовали радиостанции для тактической связи. Тем не менее многие английские и греческие солдаты сражались храбро, и их стойкое сопротивление имело важные последствия, которые проявились позже.

В высших сферах Великобритании некоторое время продолжали царить оптимистические настроения. В свете полученных сообщений на второй день Черчилль заявил в палате общин о том, что «большая часть» немецких десантников уничтожена. Штаб командования на Среднем Востоке продолжал еще два дня сообщать, что остров «очищают» от немцев.

Однако на седьмой день, 26 мая, командующий английскими войсками на Крите был вынужден признать: «Мне кажется, что войска под моим командованием достигли предела выносливости…..

Наше положение здесь безнадежно». Поскольку этот приговор исходил, из уст такого стойкого солдата, как Фрейберг, его не подвергли сомнению.

В ночь на 28 мая началась эвакуация войск, закончившаяся ночью 31 мая. Английский военно-морской флот, стремясь эвакуировать с острова максимальное число войск, понес тяжелые потери под ударами господствовавшей в воздухе авиации противника. В целом было эвакуировано 16 500 человек, в том числе около 2 тыс. греческих солдат. Остальные либо погибли, либо оказались в плену у немцев.

Потери флота составили свыше 2 тыс. человек. Были потоплены три крейсера и шесть эсминцев, серьезные повреждения получили тринадцать других кораблей, в том числе два линкольна и единственный имевшийся тогда в составе английского Средиземноморского флота авианосец.

Немцы потеряли около 4 тыс. человек убитыми и около 2 тыс. ранеными. Таким образом, их потери составили меньше трети потерь англичан. Потери немцев приходились в основном на отборный личный состав единственной тогда у них парашютной дивизии.

Однако в тот момент поражение на Крите выглядело катастрофой. Этот удар был столь болезнен для английского народа еще и потому, что последовал сразу же за двумя другими катастрофами: в апреле в течение десяти дней английские войска были выброшены Роммелем из Киренаики, а через три недели после начала немецкого вторжения - из Греции. Зимний успех Уэйвелла по захвату Киренаики у итальянцев был лишь мимолетной удачей.

Новая серия поражений и возобновление весной немецкого воздушного «блица» над Англией рисовали мрачные перспективы. Гитлер после третьей победы в районе Средиземного моря не избрал ни одного из трех путей для продолжения действий, которые считала возможными английская сторона, - внезапный удар по Кипру, Сирии, Суэцу или Мальте. Месяцем позже он начал вторжение в Советский Союз, таким образом упустив открывшуюся перед ним возможность изгнать англичан из районов Средиземного моря.

Внимание Гитлера полностью поглотили боевые действия на территории СССР, но, несомненно, на него также повлияли итоги боев на Крите, Гитлера не столько обрадовал захват острова, сколько огорчили потери. Эта победа резко отличалась от прошлых его успехов, которые давались ему намного легче и в то же время были гораздо более крупными.

Его новые соединения столь же легко сломали сопротивление в Югославии и Греции, как и в Польше и Франции. Они пронеслись по этим странам, как смерч.

Армия фельдмаршала Листа захватила в плен 90 тыс. югославов, 270 тыс. греков и 13 тыс. англичан, потеряв как стало известно позже, всего 5 тыс. человек убитыми и ранеными. А в то время английские газеты сообщали, что немцы потеряли около четверти миллиона человек, и даже в официальном английском заявлении говорилось, что потери немцев составляют, «вероятно», 75 тыс. человек».

Оборотной стороной медали в победе Гитлера на Крите были не только высокие потери, но и то обстоятельство, что они временно ослабили единственный имевшийся тогда у него новый род войск, способный вести наземные боевые действия поел© переброски через морские просторы без риска перехвата английским военно-морским флотом, который, несмотря на тяжелые потери, все еще господствовал на море.

После войны командующий немецкими воздушно-десантными войсками генерал Штудент вызвал всеобщее удивление, рассказав, что Гитлер весьма неохотно согласился с планом нападения на Крит. «Он хотел прекратить балканскую кампанию после выхода наших войск в южную часть Греции. Узнав об этом, я полетел на прием к Герингу и предложил план захвата Крита силами одних только воздушно-десантных войск. Геринг, которого всегда можно было легко увлечь новой идей, быстро оценил возможности замысла и направил меня к Гитлеру, я встретился с ним 21 апреля.

Когда я впервые изложил ему свой план, Гитлер сказал: «План хорош, но вряд ли целесообразен». Однако в конце концов мне удалось убедить его. В этой операции мы воспользовались нашей единственной парашютной дивизией, нашим единственным планерным полком и 5-й горнопехотной дивизией, у которой до этого не было опыта переброски по воздуху.

Авиационную поддержку обеспечивали пикирующие бомбардировщики и истребители 8-го воздушного корпуса Рихтгофена, которые сыграли решающую роль при «взламывании ворот» в Бельгию и затем в 1940 году во Францию.

По морю никакие войска не перевозились. Первоначально предусматривалось по морю доставлять подкрепления, но в нашем распоряжении не оказалось других транспортных средств кроме некоторого количества мелких греческих судов. Тогда было решено, что конвой из этих судов перевезет более тяжелое вооружение для намеченной экспедиции - зенитные и противотанковые пушки, другую артиллерию и несколько танков, а также два батальона 5-й горнопехотной дивизии…Считалось, что английский флот все еще находится в Александрии, в то время как в действительности он было на пути к Криту. Конвой отправился к Криту, подвергся нападению английского флота и был рассеян. Люфтваффе отомстили за эту неудачу, нанеся английскому флоту немалые потери. Однако наши наземные операции на Крите сильно затруднялись отсутствием тяжелого вооружения, на которое мы рассчитывали…

20 мая нам не удалось захватить ни одного аэродрома. Наибольший успех был достигнут лишь на аэродроме в Малеме, где хорошо подготовленный десантный полк сражался с отборными новозеландскими войсками. Ночь на 21 мая была критической для немецкого командования. Мне пришлось принять важное решение - использовать резерв парашютистов, находившийся еще в моем распоряжении, для окончательного захвата аэродрома в Малеме: если бы противник предпринял этой ночью или утром 21 мая организованную контратаку, ему, вероятно, удалось бы разгромить сильно потрепанные и уставшие остатки десантного полка, особенно потому, что действия десантников были скованы острой нехваткой боеприпасов.

Однако новозеландцы предпринимали лишь отдельные контратаки. Позже я узнал, что английское командования ожидало высадки крупного морского десанта на побережье между Малеме и Ханьей и потому держало там свои войска. В решающий момент английское командование не рискнуло направить эти войска к Малеме.

21 мая немецким резервам удалось захватить аэродром и деревню Малеме. Вечером уже можно было доставить 1-й горнопехотный батальон на транспортных самолетах. Таким образом и была выиграна Германией битва за Крит.

Однако эта победа досталась дорогой ценой, и не только потому, что английских войск оказалось на острове в три раза больше, чем предполагалось, но и по другим причинам.

«Значительная часть потерь была следствием неудачной выброски десанта. На Крите имелось очень мало пригодных для этой цели мест. Ветры в основном дули из глубины острова в сторону моря. Опасаясь, что десантники упадут в море, летчики стремились сбрасывать их в глубине острова, в результате парашютисты приземлялись фактически на английских позициях. Контейнеры с оружием часто падали далеко от приземлившихся парашютистов, что создавало дополнительные трудности и приводило к излишним потерям. Большой урон нам вначале нанесли английские танки, но, на наше счастье, их оказалось не больше двух дюжин. Пехота, большей частью новозеландцы, оказывала упорное сопротивление, хотя и была захвачена врасплох.

Фюрера очень расстроили тяжелые потери парашютных частей, и он пришел к выводу, что фактор внезапности, связанный с их применением, уже не эффективен. После этого он часто говорил мне: «Время парашютных войск прошло…»

Убеждая Гитлера одобрить план захвата Крита, я предложил ему после этого захватить с воздуха Кипр и затем последующим броском с Кипра занять Суэцкий канал. Гитлер как будто не возражал против этой идеи, но не хотел связывать себя определенными обязательствами, так как его мысли были заняты предстоящим вторжением в Россию. После шока, вызванного тяжелыми потерями на Крите, он отказался предпринять еще одну попытку использовать воздушно-десантные войска. Я неоднократно пытался разубедить его, но безуспешно».

Таким образом, потери англичан, австралийцев и новозеландцев на Крите не остались без возмездия. Предложенный Штудентом захват Суэцкого канала, возможно, нельзя было бы осуществить, пока танковые войска Роммеля в Африке не получили серьезных подкреплений, а захват Мальты был бы более легкой задачей. Гитлера уговорили предпринять эту операцию годом позже, но затем он раздумал и отменил этот план.

Штудент говорил: «Гитлер чувствовал, что, если в дело вступит английский флот, все итальянские корабли вернутся в свои порты и бросят нет мецкие воздушно-десантные войска на произвол судьбы».

Овладение Критом давало преимущества державам «оси» для действий против Суэцкого канала и расширения фронта наступления на Ближнем Востоке.

(Д. Фуллер. Вторая мировая война 1939–1945 гг. - М., 1956.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какое техническое новшество привело к поражению немецкого подводного флота во Второй мировой войне? В первые годы Второй мировой войны гитлеровские подводники, использовавшие тактику «волчьей стаи», добились ошеломлящих успехов. За четыре первых месяца войны они

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Самая яркая и самая жаркая планета 6 Венера

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Какая страна понесла вторые по величине потери во Второй мировой войне? Больше всего человеческих жизней война унесла в СССР. Вторым по числу жертв был Китай.Советско-германская война 1941–1945 гг. стала крупнейшим военным конфликтом в истории человечества. Когда Гитлер

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Роль западных стран в победе во Второй мировой войне За последние годы история Второй мировой войны переписывалась неоднократно. И если раньше историки возвеличивали Советскую Армию и советских полководцев, то ныне их заслуги в победе над Германией преуменьшаются. В

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Роль западных стран в победе во Второй мировой войне За последние годы история Второй мировой войны переписывалась неоднократно. И если раньше историки возвеличивали Советскую Армию и советских полководцев, то ныне их заслуги в победе над Германией преуменьшаются. В

Из книги Германия и немцы. О чем молчат путеводители автора Томчин Александр

9.1. Отношение немцев к России и к русским. Память о Второй мировой войне Как относятся немцы к нашим соотечественникам? У них в ходу шутка:»Какой национальности были Адам и Ева? Конечно, русские. Им было нечего одеть, негде жить, а они считали, что живут в раю». На вопрос, что

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Самая громкая провокация Второй Мировой войны Гитлеровская Германия с 1936 года готовила захват Польши. 11 апреля 1939 года Гитлер подписал план "Вайс", которым предусматривалось нападение на Польшу, а также захват Литвы и Латвии.К концу августа 1939 года почти все

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА В 1930–1931 ГОДАХ В 1930 году на вооружении ВВС Красной Армии состояли американские парашюты компании «Irvin», закупленные непосредственно в США. Весной 1930 года США посетил М. А. Савицкий, который имел задание сравнить наши технические проекты

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНАЯ АВИАЦИЯ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА В 1936–1941 ГОДАХ Тяжелый бомбардировщик ТБ-3В 1930 году совершил свой первый полет новый тяжелый четырехмоторный самолет АНТ-6, а уже в апреле 1932 года началось его массовое производство под названием ТБ-3-4М-17, или

Из книги автора

ВЯЗЕМСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ После разгрома вражеской группировки под Москвой Красная Армия решительными ударами принудила противника начать отступление. В целях содействия наступающим войскам Ставкой ВГК было организовано несколько воздушных десантов,

Из книги автора

ДНЕПРОВСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ Все лето 1943 года воздушно-десантные дивизии были задействованы в сухопутных операциях Красной Армии. 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 8-я и 9-я гвардейские воздушно-десантные дивизии были введены в состав Степного фронта, многие из этих дивизий

Из книги автора

КАБУЛЬСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ В декабре 1979 года советские вооруженные силы провели уникальную операцию, сочетавшую в себе элементы воздушно-десантной операции, специальной операции и войсковой операции. В мировую историю эта акция вошла под

25 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция - одна из самых значительных десантных операций советских войск в Великой Отечественной войне. В ней принимали участие более 40 тысяч красноармейцев, свыше 600 самолетов и 250 военных кораблей и судов. Всего во время Второй мировой войны советское командование провело около 60 крупных десантных операций. К сожалению, не многие из них окончились успешно.

1. Григорьевский десант - первая крупная результативная морская советская десантная операция. 21 - 23 сентября 1941 года полк морской пехоты Черноморского флота и парашютисты нарушили управление румынских войск, которые осаждали Одессу. После чего советские войска перешли в контрнаступление и разгромили две дивизии противника. Враг был отброшен от города на 10 километров.

2. Керченско-Феодосийская десантная операция проходила с 25 декабря 1941 года по 2 января 1942 года. Главной задачей десантников генерала Козлова было создание плацдарма и деблокирование осажденного Севастополя. Кораблями Черноморского флота на Керченский полуостров было перевезено более 40 тысяч красноармейцев. В стремительном наступлении наши войска освободили Керчь и Феодосию, захватили свыше трех тысяч винтовок, автоматов и пулеметов, а также 74 артиллерийских орудия. Командующий немецкими войсками генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн был вынужден остановить штурм Севастополя, хотя его дивизии готовы были ворваться в город, и бросить все силы на блокирование десанта.

3. Вяземская воздушно-десантная операция проводилась с 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий "Центр". В тылы врага было десантировано более 10 тысяч бойцов ВДВ. Советские десантники, вооруженные в основном стрелковым оружием, отчаянно сражались с танковыми и мотопехотными дивизиями вермахта. После неравных и кровопролитных боев остатки десанта вместе с кавалерийским корпусом генерала Белова в июне 1942 года прорвали линию фронта и вышли из окружения.

4. Демянская десантная операция, которая проходила 18 февраля - 14 апреля 1942 года, - это одна из самых трагических страниц в боевой летописи советских воздушно-десантных войск. Немцы заметили парашютистов еще в воздухе и приняли все меры для их уничтожения. Десантникам пришлось вести бои в полном окружении и в условиях весенней распутицы, без продовольствия. Из восьми тысяч десантников через линию фронта к своим пробились только около 500 человек. Столь трагический итог операции стал причиной того, что она не упоминалась в советской литературе и оказалась полностью забытой.

5. Керченско-Эльтигенская десантная операция длилась с 31 октября по 11 декабря 1943 года. Перед войсками Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии, общей численностью свыше 75 тысяч человек, ставилась задача освобождения Керченского полуострова. Увы, достичь этого в полной мере не удалось. Советские войска захватили несколько плацдармов. Наиболее кровопролитные бои шли на Эльтигенском плацдарме. Его защитники 40 дней противостояли многочисленному врагу, а потом, выполняя приказ командования, пробились к частям Приморской армии. Захваченный десантом Керченский плацдарм был использован в дальнейшем при освобождении Крыма. За боевые заслуги 129 десантников были удостоены звания Героя Советского Союза.

6. Борнхольмский десант. 9 мая 1945 года на датский остров Борнхольм после авиационного налета была высажена первая группа советских морских пехотинцев, 108 человек. Командовавший десантом капитан 2-го ранга Дмитрий Шавцов потребовал, чтобы немецкий гарнизон острова сложил оружие и признал условия капитуляции. За два дня в советском плену оказались 11 138 солдат и офицеров вермахта. Впрочем, боевые столкновения на острове Борнхольм продолжались еще несколько дней. Всего за время нахождения на острове советского гарнизона, до апреля 1946 года, в перестрелках с немцами погибли 30 красноармейцев.

7. Курильская десантная операция. Она проходила с 18 августа по 1 сентября 1945 года. Около 15 тысяч советских морских пехотинцев и солдат стрелковых подразделений Дальневосточного фронта освободили от японских оккупантов острова Курильской гряды. Наиболее кровопролитные бои произошли на острове Шумшу. Многие позиции и сопки по несколько раз переходили из рук в руки. Тогда совершили свои подвиги старшина 1-й статьи Николай Вилков и краснофлотец Петр Ильичев, закрывшие своими телами амбразуры японских дотов. Именно в этом бою обе стороны понесли подавляющую часть потерь. Потери советских войск составили 1567 убитыми и ранеными, японских - около двух тысяч убитыми и свыше 50 тысяч солдат сдались в плен. Кроме того, десантниками было сожжено 40 из 60 японских танков. После этих кровопролитных боев остальные острова Курильской гряды были заняты практически без боя.

Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.