Страхование автобуса по осаго. Обязательное страхование пассажиров

Средства массовой информации пестрят сообщениями о дорожно-транспортных происшествиях, связанных с маршрутками и такси. Не редки аварии автобусов. Серьезные травмы и увечья, гибель пассажиров. «Виноватые» в этих ДТП ответят по закону. А как быть пострадавшим? Кто поможет с лечением, которое может быть очень дорогим и длительным?

Какие существуют варианты защиты пассажиров?

Страхование ОСАГО

Обязательное страхование ответственности пассажирских перевозчиков

При перевозках:

Железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, городским наземным электрическом транспортом законодательством регламентирована обязательная ответственность пассажирских перевозчиков. Это означает, что каждый пассажир по всем рисковым случаям, имеющихся в отношении его, получит возмещение в следующих размерах:

  • гибель пассажира - от 2025000 рублей;
  • телесные повреждения - от 2000000 рублей;
  • повреждение и утрата имущества - от 23000 рублей.

Обязательное страхование ответственности пассажирских перевозчиков не распространяется на метрополитен.

Но не стоит переживать по этому поводу, так как выплаты при возникновении обстоятельств какого-либо вреда для пассажиров метрополитен будет производить из собственных средств. Только имейте в виду, что распространяется это на травмы, полученные в вагоне метро. Иначе Вам придется доказать вину метрополитена.

В нашей стране экскурсионно-туристические организации также обязаны страховать туристов и экскурсоводов на период тура или проведения экскурсии.

Во всех ли случаях действует страхование пассажиров при перевозках на транспорте?

Нет, выплат не будет:

  • В случае, если во время пути застрахованный совершил преступление;
  • В случае попыток самоубийства застрахованным во время пути;
  • В случае сопротивления требованиям администрации;
  • В случае нарушения правил проезда на транспорте.

Обратите внимание, что действие страхования пассажиров не распространяется на:

  • международные рейсы;
  • рейсы пригородного сообщения;
  • рейсы по воде внутри города и переправы;

Кто оплачивает страховку пассажиров?

Оплачиваете страховку Вы в момент приобретения билета. Если Вы пользуетесь правом бесплатного проезда, то оплаты не будет, но страхование действует в полном объеме.

Все выплаты осуществляются страховыми компаниями. Трудностей в поиске компании обычно не возникает, информация об ответственности перед пострадавшими поступает, как правило, от самого страховщика.

Для получения страховых выплат требуется написать заявление в компанию и приложить все необходимые подтверждающие документы. Выплаты производятся в течение 30 дней с момента регистрации заявления пострадавшего.

Одним из подтверждающих документов будет Ваш билет на поездку. Но если случилось так, и билет оказался утраченным, страховая компания не может отказать в выплатах. Есть ещё способы подтверждения вашего присутствия в ДТП, например попутчики, очевидцы аварии.

Мы предоставили Вашему вниманию краткую информацию по страхованию пассажиров, надеемся, что она оказалась Вам очень полезной.

Услугами пассажирских перевозок ежегодно пользуются тысячи людей. Страхование пассажиров автобусов необходимо на случай возникновения непредвиденных ситуаций на дороге.

Проблема страхования пассажиров при перевозке на различных видах общественного транспорта назрела давно: с одной стороны, у перевозчика зачастую отсутствовали средства для возмещения физического вреда, с другой, - сумма выплат исходя из личной страховки пассажира не могла в полной мере возместить полученный физический ущерб и дальнейшее лечение. Поэтому страхование ответственности перевозчика стало оптимальной альтернативой личной страховке пассажиров.

В соответствии с законодательной базой РФ абсолютно все перевозчики (исключение - таксомоторные парки) обязаны иметь полис страхования пассажиров. Любой пассажир должен иметь возможность ознакомиться с полисом, информацию о котором перевозчик должен предоставлять в доступном виде (салон транспортного средства, стенды объявлений). Если перевозчик не выполнил обязательства по страхованию пассажиров (отсутствие полиса),то он должен заплатить штраф от 40000 до 1 миллиона рублей.

Страхование при перевозке пассажиров обязательно с 2013 года. Для этого требуется получение полиса ОСГОП.

Для чего требуется полис ОСГОП?

Каждый клиент, сотрудничающий с организатором перевозок пассажиров, должен знать обо всех деталях, которые включает в себя этот документ. Их немного, поэтому долго запоминать не придётся. Основной пункт — страховые выплаты, которые бывают следующими:

  • Страхование здоровья и жизни пассажиров автобусов устанавливает выплату в размере, как минимум, 2 миллиона рублей. Конечная сумма зависит от тяжести полученных травм и срока восстановления;
  • За повреждённый груз организация выплачивает сумму из расчёта 600 рублей за один килограмм. На ценные вещи действует выплата от 11 тысяч рублей. Минимальная выплата составляет 23 тысячи рублей.

Оценку вреда производит специализированная комиссия, учитывающая все детали произошедшего. Страхование пассажиров автобусов является гарантией, что компания выплатит фиксированные суммы пострадавшим.

Почему компании страхуют ответственность перед клиентами?

Согласно 67-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года, страхование при перевозке пассажиров компенсирует физические повреждения пассажиров, которые были получены ими в следствии непредвиденной ситуации на дороге.

Все транспортные средства ООО "РесБизнесАвто" застрахованы компанией "МАКС".В соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Любой транспорт, способный передвигаться быстрее 20 км/ч, должен быть застрахован по ОСАГО. Страхование автобусов также включено в список обязательных процедур, без которых эксплуатация транспортного средства невозможна. Требование по ОСАГО определено федеральным законодательством и обусловлено потребностью в финансовой защите при попадании ДТП и нанесении ущерба другим участникам движения.

Автобус относится к транспорту категории «Д» и характеризуется повышенной вместительностью и большими габаритами. В силу высокого риска при передвижении на автобусе, страховщики неохотно сотрудничают с владельцами транспорта, который входит в категорию «Д».

Согласно общим правилам закона об ОСАГО, полис позволяет наделить по списку правом управления до 5 человек. В силу того, что владельцами автобусов, в большинстве случаев, являются организации, единственным вариантом оформления полиса является неограниченная страховка, не требующая вписывания сведений о водителях, допущенных к управлению. Для оперативного управления транспортными потоками организации, процесс принятия на работу новых водителей, работающих в категории «Д», должен производиться быстро и без переоформления страховки.

Как рассчитывается цена?

Стоимость страховки для транспорта категории « Д» определяется на общих принципах и по единой формуле. Воспользовавшись калькулятором ОСАГО онлайн, можно узнать предварительную цену полиса, а расположен он на всех сайтах страховщиков.

В формуле, используемой при вычислении цены обязательного автострахования, рассчитывается она на основании ряда показателей, как и в случае с легковыми автомобилями и любым другим видом ТС. В расчет принимают:

  1. Базовый тариф, устанавливаемый каждой СК в пределах диапазона, утвержденного Центробанком.
  2. Категория автомобиля, в зависимости мощности двигателя и типа ТС.
  3. Территория использования, определяемая по региону постановки автобуса на учет.
  4. Целевое использование – в личных целях, для бизнеса, активной эксплуатации для перевозки пассажира (для автобусов устанавливается коэффициент до 1,6).
  5. Продолжительность практики за рулем.
  6. Страховой период. При краткосрочной страховке коэффициент увеличивается.

Так как транспорт, относимый к категории «Д», чаще всего регистрируется на юрлицо, обязательное страхование оформляется на неограниченное количество водителей, чтобы в случае смены водителей не приходилось бесконечно менять данные в полисе. При расчете цены при помощи калькулятора, это нужно принять во внимание.

Проблема страхования автобусов

В отличие от застрахованного легкового автомобиля, аналогичные действия совершить в отношении автобусов проблематично – страховщики не спешат оформлять договора с юрлицами. Собственникам-компаниям сложнее найти оптимальные варианты страхования, так как СК под различным предлогом старается избежать подобного сотрудничества. Если договор и заключается, то цены страховых услуг и условия по страховке далеки от выгодных.

Собственник пассажирского транспорта сталкивается со следующими проблемами:


Причины, которые называет компания при отказе от выдачи полисов, могут быть самые разные, однако наиболее частым предлогом является отсутствие бланков.

Владельцу маршрутки следует знать, что отказ от предоставления услуг или навязывание дополнительно оплачиваемых опций со стороны страховщиков является незаконным. В таком случае, рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Сделать фото- видеосъемку, подтверждающую факт отказа от страхования без отсутствия на то веских причин.
  2. Обращение к вышестоящему руководству, в головной офис, если отказ прозвучал со стороны сотрудников филиала.
  3. Подача письменного обращения с просьбой застраховать автобус по ОСАГО и, после получения письменного отказа, обращаться в суд.
  4. Звонок на горячую линию в отдел рассмотрения обращений РСА или подача жалобы в письменном виде на бланке, который можно найти на официальном ресурсе союза автостраховщиков.

Обращаясь к агентам по страхованию или брокерам, важно учитывать, что на них контроль РСА не распространяется.

Оформление е-ОСАГО

Благодаря развитию электронного страхования, больше нет нужды посещать офис компании. Достаточно иметь доступ в интернет, безналичные средства для оплаты и необходимый пакет документов на автобус и страхователя.

Оформление полиса онлайн для страхуемого автобуса имеет простую схему:

  1. Регистрация на сайте страховщика.
  2. Выполнение предварительного расчета с помощью онлайн-калькулятора.
  3. Заполнение требуемой информации в онлайн-анкете.
  4. Передача данный на проверку.
  5. После проведения оплаты, СК направляет полис электронным сообщением на адрес, указанный заявителем.

Для юридических лиц существует дополнительное требование – при оформлении страховки требуется наличие усиленной цифровой подписи.

С 2017 года процедура должна быть оказана СК онлайн в обязательном порядке по требованию страхователя, а сам электронный документ имеет такую же силу, как и на бумажном носителе.

Однако на практике при реализации данной схемы возникают проблемы: для страховщиков любой транспорт категории «Д» относится к нежелательным объектам страхования. В результате получить полис даже онлайн очень сложно.

Сталкиваясь с невозможностью оформления автогражданской онлайн-страховки, необходимо помнить, что тем самым нарушаются положения закона. Компаниям предписано продавать полисы, страхующие автогражданскую ответственность любому собственнику средства, поставленного на учет в пределах РФ.

Несмотря на то, что, с точки зрения законодательства, организации-страхователи, которые имеют в собственности автобусы и микроавтобусы, равны с обычными гражданами в праве на получение полиса обязательного страхования, в действительности проблема гораздо серьезнее. Предложения на рынке автострахования довольно ограничены ввиду нежелания работать с транспортом категории «Д», а также из-за трудностей при оформлении электронного бланка.

Любая транспортная компания отвечает за здоровье и имущество клиентов. При этом все без исключения перевозчики, оказывающие платные услуги пассажирам в 2019 году, должны застраховать свою ответственность. Эта обязанность транспортных предприятий закреплена в соответствующем законе. Что же такое ОСГОП?

Кто обязан покупать полис ОСГОП?

Застраховать свою ответственность обязаны все транспортные предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров в 2019 году, вне зависимости от типа и характеристик используемого транспорта и объёма бизнеса. Исключение составляют таксомоторные парки и метро – они освобождены от обязательного страхования ответственности.

Контроль за перевозчиками возложен на Ространснадзор. Специалисты этого ведомства вправе штрафовать транспортное предприятие, уклонившееся от оформления полиса ОСГОП. В отдельных случаях сотрудники Ространснадзора могут провести внеплановую проверку транспортной фирмы по заявлению потребителя.

Что будет за отсутствие полиса в 2019 году?

Отсутствие полиса ОСГОП позволяет государственным органам привлечь к ответственности не только фирму-перевозчика, но и её руководителей. В соответствии со статьей 11.31 КоАП, такое правонарушение влечёт наложение штрафа:

  • до 50 000 рублей – на ответственных сотрудников перевозчика;
  • до 1 000 000 рублей – на организацию.

Санкции довольно серьёзные. Такой штраф заметно отразится на бюджете даже крупных транспортных компаний. Да и руководству фирмы придётся заплатить приличную сумму. Однако это далеко не все последствия нарушения обязанности по оформлению полиса ОСГОП в 2019 году. Помимо выплаты штрафа перевозчик обязан:

  • прекратить эксплуатацию незастрахованного транспорта;
  • при наступлении страхового события самостоятельно оплатить ущерб в пределах объёма покрытия по ОСГОП;
  • выплатить по распоряжению надзорной инстанции необоснованно сбережённую плату за страхование, а также проценты за использование чужих денег.

Транспортной компании придётся оформить полис ОСГОП, иначе перевозчик не сможет возобновить профессиональную деятельность. Государственные органы крайне внимательно следят за соблюдением требования о страховании ответственности транспортного предприятия, потому у перевозчиков нет шансов избежать наказания за уклонение от оформления полиса.

Страховой случай

Страховыми событиями в рамках ОСГОП считаются следующие события.

  1. Причинение вреда жизни пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 025 000 рублей. В случае смерти застрахованного пассажира за возмещением обращаются его наследники.
  2. Причинение вреда здоровью пассажира. Лимит ответственности по данному риску составляет 2 000 000 рублей.
  3. Повреждение имущества пассажира в процессе перевозки. Лимит ответственности при повреждении багажа – 23 000 рублей.

Причём страховщик произведёт выплату даже при отсутствии вины сотрудников транспортной компании.

Если дорожная авария произошла не по вине водителя автобуса, его пассажиры всё равно смогут получить компенсацию.

ОСГОП или ОСАГО?

Достаточно часто у пассажиров общественного транспорта возникает вопрос, по какой страховке обращаться за возмещением после дорожной аварии, если ДТП случилось не по вине водителя автобуса. Может показаться, что в 2019 году у потерпевшего пассажира есть два варианта.

  1. Обратиться за выплатой по ОСАГО .
  2. Получить выплату в рамках договора ОСГОП.

Однако на деле закон не позволяет пассажирам выбирать.

При наличии у транспортной компании договора ОСГОП пострадавшему пассажиру следует обращаться за выплатой именно в рамках этой страховки. В данном случае система ОСАГО не действует.

Сколько выплатят за вред здоровью по ОСГОП в 2019 году?

Размер страхового возмещения за вред здоровью пассажира определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1164 от 15 декабря 2012 года «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего». В приложении к данному документу приведена обширная таблица, содержащая все возможные травмы. Ниже в качестве примера даны выдержки из этой таблицы.

Таблица. Выдержки из Приложения к Постановлению Правительства № 1164 от 15 декабря 2012 года

таблица скроллится вправо
Характер вреда
здоровью
Размер
возмещения
в процентах
Размер
возмещения в
денежном
выражении
(рубли)
Перелом свода черепа 15 300 тысяч
Сотрясение мозга при
непрерывном амбулаторном
лечении не менее 10 дней
3 60 тысяч
Полный разрыв нервных стволов
на уровне голени, предплечья
20 400 тысяч
Непроникающее ранение, а равно
травматическая эрозия роговицы
5 100 тысяч
Разрыв барабанной перепонки
вследствие прямой травмы
5 100 тысяч
Перелом носа, если при лечении
применялись фиксация и операция
10 200 тысяч

Для расчета возмещения нужно сопоставить с таблицей выплат сведения из выписного эпикриза или другого медицинского документа, а затем перемножить процент по каждой травме в отдельности на два миллиона рублей. В дальнейшем полученные результаты суммируются.

От чего зависит цена страховки?

Минимальные и максимальные тарифы на 2019 год установлены государством, но страховщики вольны самостоятельно определять итоговую стоимость полиса ОСГОП. Тариф для конкретной транспортной компании определяется отдельно по рискам:

  • повреждение багажа;
  • вред здоровью;
  • вред жизни.

Цена страховки рассчитывается на каждого пассажира, а общее число пассажиров устанавливает государство в зависимости от типа транспорта. Итоговый тариф по полису ОСГОП зависит от:

  • маршрутов и частоты перевозок;
  • наличия франшизы;
  • вида транспорта.

Где купить полис в 2019 году?

Не все отечественные страховщики имеют право заниматься ОСГОП. Полномочия страховой компании должны быть подтверждены соответствующей лицензией, а также такая компания должна быть членом НССО. Отсутствие лицензии или свидетельства о членстве в НССО однозначно говорит об отсутствии у страховщика полномочий заключать договоры ОСГОП.

Перечень страховых компаний, входящих в НССО Скачать

В документе в числе прочих указаны сведения о страховщиках, вышедших из состава НССО, то есть лишившихся права заниматься оформлением полисов ОСГОП.

В остальном при выборе страховой компании в 2019 году стоит руководствоваться:

  • рекомендациями других перевозчиков;
  • репутацией страховщика;
  • уровнем тарифов.

Крупные транспортные предприятия, представленные во многих регионах страны, должны учитывать величину региональной сети страховщика. Отсутствие офисов страховой компании в каких-либо регионах может существенно замедлить взаимодействие перевозчика и страховщика при изменении условий страхования, например, при увеличении парка транспортной компании.

Путешественники знают, что, летая на самолетах, отправляясь в поездку на поезде или в круиз на океанском лайнере, необходимо застраховаться от разных непредвиденных ситуаций. Но в повседневной жизни мы гораздо чаще рискуем, пользуясь обычными автобусами, трамваями и троллейбусами.

Мало кто из нас знает, что, вместе с билетом на проезд, мы одновременно приобретаем право (своего рода «страховой полис») получить возмещение, если с нами по дороге приключиться какое-либо несчастье: травмы, вывихи, ушибы, сотрясения. Причем страховые выплаты производятся пострадавшему в общественном транспорте пассажиру не только за серьезный ущерб здоровью (или даже смерть), но и даже за обычные синяки и ссадины.

Все тонкости и нюансы выплаты страхового возмещения пострадавшему пассажиру предусмотрены специальным законом №67-ФЗ от 14.06.2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП). Каждый пассажир автобуса, метро, трамвая, троллейбуса и маршрутки, согласно ему, страхуется автоматически на время поездки.

Причем действие закона распространяется не только на ущерб здоровью и имуществу в дорожно-транспортных происшествиях, но и на другие происшествия в салоне, которые могут привести к травмам пассажиров (падения при выходе и входе в транспортное средство, при резком торможении и т.д.).

Транспортные компании, не застраховавшие гражданскую ответственность в части причинения вреда здоровью, жизни и имуществу пассажиров, в соответствии с этим законом не должны использовать на линии средства для перевозки пассажиров (кроме такси).

Если компания все-таки этого не сделала, ей грозят штрафы. А если случится ДТП, ей все равно придется платить компенсацию, только из собственных средств (отказ чреват лишением лицензии на перевозку).

Что делать, если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте?

Травму в салоне трамвая, автобуса, троллейбуса или при выходе/входе из транспортного средства можно получить по разным причинам. И иногда по вине самого пассажира при несоблюдении им правил пользования транспортом. К примеру, человек просто не держался за поручни и упал, или попытался войти или выйти не в ту дверь и его прищемило.

С правилами пользования общественным транспортом можно ознакомиться в салоне любого транспорта по перевозке людей.

Другая ситуация, когда вина водителя очевидна. Например, пассажир упал и ударился головой, повредил ногу, руку, получил ушиб или ссадину, потому что водитель автобуса резко затормозил. В этом случае водитель нарушил правила перевозки пассажиров (абзац 15, п.2 №472 от 11.12.2000 г). Падение в салоне общественного транспорта рассматривается как один из видов ДТП (дорожно-транспортное происшествие), выделяемое под названием «Падение пассажира».

Совсем не редкость ситуации на наших дорогах, когда водитель, отчаянно маневрируя и обгоняя, пытается перехватить у своих коллег пассажиров, тем самым создавая аварийные ситуации, пострадавшими в которых оказываются чаще всего пассажиры.

А если человек, выходя из автобуса, поскользнулся на ступеньках и упал, как в этом случае доказать, что травма получена именно в этом автобусе? В этой ситуации подтверждающими документами будет билет на проезд и медицинское освидетельствование.

Первое, что надо сделать, если вы получили травму, так это сообщить о случившемся водителю, который в случае любого происшествия с пассажиром (выпал из транспортного средства, упал в салоне) обязан остановиться, вызвать полицию и «скорую», которые должны зафиксировать факт ДТП, получение травмы, и оказать в случае необходимости помощь. Сам же водитель должен предоставить пассажиру сведения о компании-перевозчике и страховой компании, в которую необходимо обратиться.

Что делать, если никак не отреагировав на ваше сообщение и не оказав помощь, водитель продолжает движение? За такое некорректное поведение, которое приравнивается к ситуации, когда было покинуто место ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ), его могут наказать арестом до 15 суток или лишением прав от 1 до 1,5 лет.

Естественно, вызвать полицию на место происшествия в этой ситуации не получится. Постарайтесь отыскать в автобусе информацию о страховой и транспортной компании, записав ее или сфотографировав.

В салоне транспортного средства для пассажиров размещается информация о страховой компании, с которой заключен договор, наименование страховщика, его адрес, телефон, официальный сайт. Эту же информацию можно найти на сайте перевозчика.

Выйдя из автобуса, следует самостоятельно вызвать «скорую» или обратиться в больницу (если состояние позволяет передвигаться), чтобы зафиксировать обстоятельства получения травм и характер повреждений и взять в больнице акт медицинского освидетельствования и чеки, если пришлось платить за какие-либо услуги или покупать лекарства.

Если последствия травмы проявились спустя какое-то время, нужно также пойти в больницу и там составить акт с подробным описанием обстоятельств.

И еще, если автобус, на котором вы ехали, покинул место ДТП, необходимо записать его номер и номер маршрута следования. А также ФИО водителя, адрес, телефон и название компании-перевозчика, место, время и дату происшествия, обстоятельства получения травмы (захлопывание дверью, торможение), контакты (телефоны и имена) свидетелей (пассажиров или видевших вас при выходе из автобуса прохожих).

Обязательно сохраните билет на проезд, который является важным документом, подтверждающим, что вы ехали именно в этом автобусе/ трамвае/троллейбусе.

Эта информация может понадобиться при обращении в транспортную компанию с претензией и требованием возместить вред, нанесенный здоровью, и компенсацию за моральный ущерб. Сумма возмещения рассчитывается, исходя из степени тяжести увечий.

Куда обращаться при получении травмы?

Если вы не располагаете информацией о страховой компании, обращайтесь в транспортную компанию. Там же вам должны выдать документ об обстоятельствах и факте произошедшего события.

Если вам не известно, к какому автопарку принадлежит пассажирский транспорт, на котором вы получили травму, выяснить это можно, позвонив в Городской департамент транспорта, в котором есть списки автобусных (троллейбусных) парков, или в городскую справочную.

Следующий шаг – обращаемся в страховую, в которой перевозчик зарегистрировал гражданскую ответственность (если такой страховки нет, возмещать сумму компенсации будет сам перевозчик из собственных средств).

Чтобы просьба была рассмотрена, необходимо предоставить туда документы.

Какие документы потребуются?

  • Письменное заявление в страховую компанию в произвольной форме о выплате возмещения, в котором нужно подробно изложить суть, обстоятельства, характер причинения вреда (здоровью, жизни, имуществу), время, место и дату события, вид транспортного средства и его номер, рейс (маршрут следования), наименования перевозчика. Реквизиты банковского счета для перевода денег.

Подкрепляем его документами (их полный перечень утвержден Постановлением Правительства №1378 от 22.12.2012 г.) со сведениями о произошедшем инциденте, его обстоятельствах, информацией о потерпевшем, о степени и характере повреждения здоровья или имущества.

  1. Паспорт пассажира, потерпевшего в ДТП, или его близких (в случае смерти).
  2. Документ, составленный самим перевозчиком или его уполномоченным лицом, в котором зафиксирован факт и обстоятельства произошедшего события и вред в отношении потерпевшего. В случае отсутствия такого документа предоставляется справка скорой помощи об оказании медицинской помощи, о наличии травм и степени их тяжести, справка ГИБДД, подтверждающая ДТП при перевозке и наличии пострадавших.
  3. Перечень утраченного (поврежденного) имущества пассажира с указанием его веса и стоимости, которые указываются приблизительно, если отсутствуют чеки на их покупку и багажная квитанция.
  4. Заключение экспертизы (если таковое имеется) о полной или частичной утрате трудоспособности, установлении инвалидности и другие документы.

Дополнительно могут быть предоставлены:

  • данные свидетелей аварии (паспортные данные, адреса). Особенно это актуально в маршрутном такси, где билеты на проезд отсутствуют или по ним нельзя идентифицировать транспорт;
  • билет на проезд в данном транспорте;
  • документы и чеки, подтверждающие затраты на лекарства и лечение;
  • справки, выданные медицинской организацией, с указанием характера травм и увечий, периода нетрудоспособности, диагноза, в которую потерпевший самостоятельно обратился или был доставлен.

Все возникающие вопросы по перечню документов необходимо уточнять в страховой компании.

Страховщик имеет право провести дополнительное расследование происшествия для полного выяснения причин и обстоятельств инцидента и размера вреда, направляя запросы в медицинские, правоохранительные органы, гидрометеорологические, сейсмологические и другие организации.

30 дней (отсчет от даты получения всех требуемых документов и их оценки) дается страховой компании для вынесения решения о выплате или о мотивированном отказе.


Что делать, если претензия на возмещение отклонена?

Если все сделано, а проблема не решена, остается только суд (ст.1079 ГК РФ). Это возможно, если, к примеру, страховая по какой-либо причине отказала в выплате. Или перевозчик не застраховал гражданскую ответственность. Компания-перевозчик, которая не заключила договор ОСГОП, ответственна точно в такой же степени за причиненный вред, как если бы такой договор был заключен.

Для участия в судебном разбирательстве нужно будет собрать доказательную базу, подтверждающую произошедший инцидент (показания свидетелей, справка из больницы с зафиксированными повреждениями, справка об аварии, билет на проезд, чеки на лекарства, претензия, которая осталась неисполненной по причине отказа транспортной компанией). То есть примерно те же документы, которые необходимы для обращения в страховую.


На что может рассчитывать пассажир?

В страховой компании размер выплаты определяется строго по таблице выплат, которая утверждена Правительством и зависит от степени тяжести увечий в процентном отношении от страховой суммы. Ее сумма может быть от 2000 рублей (за ссадины, ушибы и царапины) до 2000000 рублей (выплачивается, если пассажир погиб, кроме того еще выплачивается 25 тысяч на погребение).

Почти максимум возмещения предусмотрен людям, ставшим инвалидами 1 группы, и детям, ставшим в результате аварии инвалидами. Инвалиды 2 и 3 группы и получившие травмы с тяжкими последствиями также могут рассчитывать на солидное страховое возмещение.

Также положена компенсация, если при ДТП был уничтожен или поврежден багаж или ручная кладь пассажира: выплаты – до 23 тысяч рублей.

Компенсацию за полученные травмы можно получить сразу: нет смысла ждать, когда будут закончено лечение и все лечебные процедуры будут оплачены.

В суде размер компенсационной выплаты определяется по статье 1079 ГК РФ.

Что делать, если травма получена в метро или в такси?

Ситуация с полученными травмами в метро аналогична ситуациям в наземном транспорте при ином порядке страхования ответственности. Метрополитен сам выплачивает компенсацию за травмы пассажиров, полученные в вагонах метро или при входе/выходе, из собственной прибыли.

К примеру, пассажиры при падении на эскалаторе, нарушившие правила пользования метро, компенсацию не получат.

В случае получения травмы факт происшествия фиксируется врачом скорой помощи и сотрудниками полиции. Также может быть составлен собственный акт сотрудниками метрополитена. И уже с этими документами и свидетельскими показаниями можно обращаться в метрополитен за возмещением убытков или подавать исковое заявление в суд.

Пассажиры такси под действие этого закона не попадают. В случае ДТП они могут получить максимальную компенсацию по полису ОСАГО в 500 тысяч рублей.

Безаварийных вам поездок!