Зырянов павел иванович. Биография. Служба в Пограничных войсках

Советский военачальник, генерал-полковник.

Родился 16 марта 1907 года в селе Глуховское Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства Российской империи (ныне на территории Восточно-Казахстанской области Казахстана). Из семьи железнодорожного служащего. Окончил трёхклассную приходскую школу в Семипалатинске. С 1919 года работал по найму в Глуховском уезде, затем - в селе Локоть Рубцовского уезда Алтайской губернии. С 1923 года - секретарь Локотской сельской и волостной ячейки ВЛКСМ.

С сентября 1924 года - в Красной Армии. Окончил Омскую пехотную школу имени М. В. Фрунзе в 1927 году. В 1927-1934 годах служил в 9-м Сибирском пехотном полку войск ОГПУ в Новосибирске - командир взвода, помощник начальника штаба полка, начальник полковой школы. Член ВКП(б) с 1927 года.

Окончил Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе в 1937 году. По окончании академии ему было предложено перейти на службу в Пограничные войска на штабную должность. Он согласился, но только на командную должность. С сентября 1937 года - в пограничных войсках НКВД СССР, начальник 69-го Комиссаровского (Ханкайского) погранотряда НКВД Дальневосточного округа. С мая 1939 года - начальник штаба пограничных войск НКВД Приморского округа. С января 1942 года - начальник пограничных войск НКВД-МВД-МГБ СССР Приморского (затем переименован в Тихоокеанский) пограничных округов. В период службы на Дальнем Востоке активно участвовал в операциях против японских, маньчжурских и белогвардейских диверсионных и разведывательных групп, в непрерывных пограничных стычках и боях с япоскими воинскими частями. В августе 1945 года руководил войсками Приморского пограничного округа в ходе Маньчжурской стратегической операции советско-японской войны. Перед пограничниками округа были поставлены боевые задачи на захват и уничтожение японских пограничных отрядов и расположенных вблизи границы гарнизонов, захват и удержание переправ через пограничные реки, наступательные действия совместно с воинскими частями в приграничной полосе. Все эти задачи войска округа успешно решили с минимальными боевыми потерями.

С 20 мая 1952 года - начальник Главного Управления пограничных войск Министерства государственной безопасности СССР (МГБ). В марте 1953 года МГБ СССР было упразднено, а пограничные войска переданы в ведение Министерства внутренних дел СССР. С июня 1954 года - член Коллегии МВД СССР.

28 мая 1956 года был переведен в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и назначен заместителем начальника 3-го Главного управления КГБ (военная контрразведка). В октябре - ноябре 1956 года находился в Венгерской Народной Республике и принимал активное участие в операциях по подавлению вооруженного антисоветского мятежа (тогдашняя официальная формулировка тех событий, ныне известных как Венгерское восстание).

С 1 апреля 1957 года - вновь начальник Главного управления пограничных войск, переданных в состав Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Одновременно с сентября 1959 года - член Коллегии КГБ при СМ СССР. В 1964 году участвовал в визите советской делегации в Китайскую народную республику для проведения переговоров по спорным пограничным вопросам, в феврале - августе 1964 года - руководитель советской делегации на переговорах по поводу определения границы на спорных участках между СССР и КНР.

Длительная 20-летняя деятельность на посту начальника пограничных войск СССР оценивается в большинстве современных публикаций как положительная и реформаторская. Обеспечивая надёжную охрану государственной границы, провёл реорганизацию и перевооружение войск, обеспечив их оснащённость на самом современном уровне. Автор идеи создания мобильных маневренных огневых групп на наиболее опасных участках границы для оперативного наращивания сил при угрозе прорыва границы. Эта идея была отвергнута преемником, но впоследствии в ходе войны в Афганистане в 80-х годах к ней вернулись и реализовали. Также правота этой идеи подтверждена опытом боевых действий на таджико-афганской границе в 90-х годах и в других «горячих точках» на территории бывшего СССР.

С декабря 1972 года - в отставке. Жил в Москве.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, семя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Скончался в 1992 году.

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ГРАНИЦЫ: В "ЭПОХУ ЗЫРЯНОВА" В марте 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Через несколько лет - в 1957 годы - в его состав вошло Главное управление пограничных войск, переданное из МВД. Воинами в зелёных фуражках тогда командовал Павел Иванович Зырянов. В летописи охраны передовых рубежей страны этот человек навсегда остался пламенным патриотом Отечества, честным и справедливым, умелым и требовательным руководителем, талантливым организатором и новатором. Павел Иванович Зырянов так долго руководил Пограничными войсками Советского Союза, что впору говорить о том времени на границе как об «эпохе Зырянова». Время было непростое: драматизм первых послесталинских лет, перепады «хрущевской оттепели», первые серьезные пограничные конфликты с Китаем, начало «холодной войны»... Естественно, что для стабильного, уверенного руководства пограничными войсками нужно было обладать незаурядными способностями военачальника. Генерал Зырянов обладал ими в полной мере. Объективности ради следует отметить, что Павел Иванович Зырянов был преемником генерала Н.П. Стаханова, под руководством которого пограничники выполняли оперативно-служебные и боевые задачи в годы Великой Отечественной войны, были осуществлены крупномасштабные меры по послевоенному обустройству новых границ Советского Союза, а также укреплению погранвойск. П.И. Зырянов, как известно, достойно продолжил эту эстафету. В наши дни порой слышатся негативные оценки того перио¬да охраны границы: «железный занавес», «обычная войсковая охрана». Безусловно, с позиций сегодняшнего дня в той системе охраны границы, видимо, не все было совершенно. Тем не менее она, основанная не на войсковых, как утверждают, а оперативно-войсковых формах и способах службы, была достаточно надежной, адекватной времени и тем угрозам, которые реально возникали на границе СССР. Многие из нас, кто начинал службу на границе на рубеже 1940−1950-х гг., к примеру, как должное воспринимали достаточно полное обеспечение пограничных отрядов, морских бригад, застав и кораблей всем необходимым для службы и подготовки личного состава, вполне удовлетворительное состояние воинской дисциплины и порядка в пограничных коллективах. Считали как бы само собой разумеющимся. И это всего лишь через несколько лет после тяжелейшей войны. Думается, большая заслуга генерала Зырянова состоит в том, что уже к началу 1960-х гг. все наиболее активные участки границы на Северо-Западе, в Закавказье, Средней Азии были оборудованы новейшими для того времени сигнализационными системами, другими техническими средствами. Их применение в сочетании с усилением пограничной разведки (в начале 1960-х гг. эти органы были усилены, выведены из штабов и подчинены непосредственно командиру) значительно повысило надежность охраны государственной границы. Давалось это нелегко, и многие из тех, кто тогда служил, были тому очевидцами. Достаточно вспомнить разрушительную для охраны границы затею руководства КГБ (в конце 1950-х гг.) о масштабном сокращении пограничных войск. К сожалению, тогда генералу Зырянову и его аппарату не удалось противостоять этому замыслу, политически конъюнктурному, плохо просчитанному с оперативной и других позиций. Последствия этих «инициатив» потребовали нескольких лет напряженной работы для восстановления оперативно-служебного и боевого потенциала пограничных войск. Характерная деталь: привыкший оценивать организаторскую и воспитательную работу Главка по состоянию пограничных отрядов и застав, генерал Зырянов даже в той тяжелейшей ситуации нашел, думается, оптимальное решение. Сокращались в основном Центральный аппарат (штат ГУПВ к началу 1960-х гг. имел численность всего 110−115 офицеров и 4−5 генералов), окружные аппараты и некоторые части, непосредственно не участвующие в охране границы. Что же касается погранотрядов и застав, то их оперативно-служебные возможности практически сохранялись, а в последующем даже укреплялись. Под непосредственным руководством Зырянова в 1960-х гг. осуществлялись крупные мероприятия по совершенствованию охраны границы на Тихом океане и в Арктике. Проводились они в исключительно сложных физико-географических и климатических условиях тех мест. Тем не менее разработанная и внедренная вто время система охраны и защиты интересов СССР в пограничных пространствах этих регионов сохраняла свою эффективность в течение многих лет. Пребывание генерала Зырянова в пограничных отрядах, других соединениях и частях практически всегда включало посещение пограничных застав, кораблей, обстоятельные беседы с командованием, осуждение их предложений. Перед отъездом он, как правило, выступал перед офицерским коллективом, делился впечатлениями, оценками. Не будет преувеличением сказать, что повышенное внимание Павел Иванович всегда уделял начальникам погранотрядов. Сам в конце 1930-х гг. начальник одного из отрядов на активном участке дальневосточной границы, он считал исключительно важными эти соединения в структуре погранвойск. Его общение с офицерами на сборах, при поездках на границу затрагивало самые острые вопросы оперативно-служебной деятельности войск. Это расширяло его информированность, позволяло лучше видеть проблемы, пути их решения. В общении с подчиненными Павел Иванович был всегда сдержан, тактичен. Подчиненных командиров выслушивал терпеливо, даже если их доклады не совпадали с его точкой зрения. Думается, что этот своеобразный демократизм командирских отношений (когда старший начальник доступен для нормального диалога с младшим) для наших пограничников был и должен оставаться хорошей традицией. Генерала Зырянова хорошо знали и в приграничных регионах страны. Его поездки и общение с жителями приграничных районов и областей были всегда насыщенными и плодотворными, неизменно укрепляли положение и авторитет пограничников. И это тоже стало хорошей традицией. Генерала Зырянова, с этим согласятся все ветераны-пограничники, можно с полным основанием считать инициатором активной учебы офицеров тактического и оперативно-тактического уровней в форме окружных, межотрядных и отрядных сборов, проводимых с интенсивной, насыщенной программой. На сборах, кроме учебных и показательных занятий, осмотра объектов пограничной инфраструктуры, часто выносились на обсуждение наиболее острые проблемы охраны границы, подготовки и воспитания личного состава. Павел Иванович − непременный и заинтересованный их участник. Создавалась атмосфера, при которой командование погранокругов и отрядов могло откровенно высказываться по всем интересующим их вопросам, включая и перспективы развития погранвойск и охраны государственной границы. Среди пограничных ветеранов и историков по сей день возникают разговоры и даже споры о так называемом сменном варианте охраны границы. А в 1960-е гг. этот вариант несения службы был предметом острых дискуссий. Генерал Зырянов был активным его сторонником и многое делал для претворения этой идеи в жизнь. Во второй половине 1960-х гг. в большинстве пограничных округов (кроме Западного) были обустроены и переведены на сменный вариант охраны границы по 2−3 пограничных отряда, когда 50% застав несли службу, а остальные занимались профессиональной и боевой подготовкой в гарнизоне. Этот вариант, безусловно, имел ряд преимуществ: у погранзастав хватало времени после очередной смены для полноценного отдыха и занятий, все офицерские семьи жили в благоустроенных квартирах в гарнизоне, где жены офицеров могли работать, а дети - учиться; у командования отряда всегда имелся достаточно сильный боеготовый резерв. Кстати, такой способ охраны границы существовал тогда в ряде стран, к примеру в соседней с нами Турции. Но были у этого варианта и уязвимые стороны. Он не во всем удовлетворял жестким по тому времени требованиям, предъявляемым к надежности охраны границы. Так, к примеру, участки погранзастав увеличивались вдвое, периодическая сменяемость застав отрицательно сказывалась на содержании их помещений, технических средств на границе. Наверное, это все можно было со временем как-то поправить, но после отставки Зырянова противников этого варианта прибавилось, и он был отменен. Внимания, на наш взгляд, заслуживает не только сама идея подобной перестройки охраны границы, но и обстоятельность проработки всех вопросов, связанных с ее реализацией. С именем генерала П.И. Зырянова связана и другая интересная страница истории пограничных войск: начало обустройства и укрепления охраны советско-китайской границы. Эта граница, как известно, по политическим соображениям до начала 1960-х гг. обозначалась как «граница дружбы» и на многих направлениях охранялась, можно сказать, символически. Однако участившиеся попытки китайцев явочным, а порой и силовым порядком освоить некоторые оспариваемые ими участки на этой границе (перевал Буз-Айгыр, ряд островов на Амуре и Уссури и др.) указывали на необходимость проведения переговоров о прохождении линии всей советско-китайской границы, договорное оформление которой завершалось в XIX в. и на многих участках было довольно запутанным. Генерал П.И. Зырянов возглавлял первую правительственную делегацию СССР на переговорах с Китаем по этим вопросам в 1964г. Делегации под его руководством удалось согласовать с китайской стороной практически всю восточную линию советско-китайской границы. Не было достигнуто договоренности лишь по участку границы в районах островов Большой Уссурийский и Тарабаров, поскольку китайская сторона настаивала на их передаче КНР. Переговоры были прерваны. Затем последовали известные события на Даманском, у Жаланашколя и ряд других пограничных инцидентов, развязанных китайской стороной. Обстановка на этом участке границы требовала особого внимания. Укрепление охраны и защиты советско-китайской границы под руководством генерала Зырянова проводилось комплексно. Ускоренными темпами шло развертывание новых пограничных отрядов, застав, мотоманевренных групп, бригад и дивизионов речных катеров, наращивалась инфраструктура. Резервные подразделения оснащались современным вооружением и техникой. Не обошлось и без перехлестов: принятие, к примеру, на вооружение погранотрядов танковых батальонов и другого тяжелого оружия было нецелесообразным, и от всего этого вскоре пришлось отказаться. Тем не менее активное обустройство советско-китайской границы, начатое под руководством Зырянова, продолжалось, и эти меры были вполне оправданными, целесообразными. Здесь, как и на других активных участках границы (на Кавказе, в Средней Азии, на Северо-Западе), основу группировки пограничных сил и средств представляли войсковая и оперативная составляющие, обеспечивающие в совокупности надежную охрану и защиту границы. Отставка генерала Зырянова в 1972 году стала неожиданностью для многих офицеров и в ГУПВ, и на границе. Думается, что при всех обстоятельствах этого события не последнюю роль сыграли независимый характер генерала, его твердая позиция в отстаивании своих принципов и решений. Заслуги генерал-полковника Зырянова перед страной отмечены 14 орденами и многими другими правительственными наградами. Умер Павел Иванович 4 января 1992 года. Похоронили его на Кунцевском кладбище в Москве. А память об "Эпохе Зырянова" на границе жива и поныне.

Павел Иванович Зырянов так долго руководил Пограничными войсками Советского Союза, что впору говорить о том времени на границе как об «эпохе Зырянова». Автор этих строк, к примеру, за эти годы прошел путь от начальника погранзаставы до начальника штаба погранокруга. Да и время было непростое: драматизм первых послесталинских лет, перепады «хрущевской оттепели», первые серьезные пограничные конфликты с Китаем, начало «холодной войны»... Естественно, что для стабильного, уверенного руководства пограничными войсками нужно было обладать незаурядными способностями военачальника. Генерал Зырянов обладал ими в полной мере.

Объективности ради следует отметить, что Павел Иванович Зырянов был преемником генерала Н.П. Стаханова, под руководством которого пограничники выполняли оперативно-служебные и боевые задачи в годы Великой Отечественной войны, были осуществлены крупномасштабные меры по послевоенному обустройству новых границ Советского Союза, а также укреплению погранвойск. П.И. Зырянов, как известно, достойно продолжил эту эстафету.

В наши дни порой слышатся негативные оценки того перио­да охраны границы: «железный занавес», «обычная войсковая охрана». Безусловно, с позиций сегодняшнего дня в той системе охраны границы, видимо, не все было совершенно. Тем не менее она, основанная не на войсковых, как утверждают, а оперативно-войсковых формах и способах службы, была достаточно надежной, адекватной времени и тем угрозам, которые реально возникали на границе СССР.

Многие из нас, кто начинал службу на границе на рубеже 1940−1950-х гг., к примеру, как должное воспринимали достаточно полное обеспечение пограничных отрядов, морских бригад, застав и кораблей всем необходимым для службы и подготовки личного состава, вполне удовлетворительное состояние воинской дисциплины и порядка в пограничных коллективах. Считали как бы само собой разумеющимся. И это всего лишь через несколько лет после тяжелейшей войны.

Сейчас, спустя полвека, для большинства наших застав, других подразделений границы многое из этого, к сожалению, пока неосуществимо.

Думается, большая заслуга генерала Зырянова состоит в том, что уже к началу 1960-х гг. все наиболее активные участки границы на Северо-Западе, в Закавказье, Средней Азии были оборудованы новейшими для того времени сигнализационными системами, другими техническими средствами. Их применение в сочетании с усилением пограничной разведки (в начале 1960-х гг. эти органы были усилены, выведены из штабов и подчинены непосредственно командиру) значительно повысило надежность охраны государственной границы.

Давалось это нелегко, и многие из нас, кто тогда служил, были тому очевидцами. Достаточно вспомнить разрушительную для охраны границы затею руководства КГБ (в конце 1950-х гг.) о масштабном сокращении пограничных войск. К сожалению, тогда генералу Зырянову и его аппарату не удалось противостоять этому замыслу, политически конъюнктурному, плохо просчитанному с оперативной и других позиций. Последствия этих «инициатив» потребовали нескольких лет напряженной работы для восстановления оперативно-служебного и боевого потенциала пограничных войск.

Характерная деталь: привыкший оценивать организаторскую и воспитательную работу Главка по состоянию пограничных отрядов и застав, генерал Зырянов даже в той тяжелейшей ситуации нашел, думается, оптимальное решение. Сокращались в основном Центральный аппарат (штат ГУПВ к началу 1960-х гг. имел численность всего 110−115 офицеров и 4−5 генералов), окружные аппараты и некоторые части, непосредственно не участвующие в охране границы. Что же касается погранотрядов и застав, то их оперативно-служебные возможности практически сохранялись, а в последующем даже укреплялись.

Под непосредственным руководством Зырянова в 1960-х гг. осуществлялись крупные мероприятия по совершенствованию охраны границы на Тихом океане и в Арктике. Проводились они в исключительно сложных физико-географических и климатических условиях тех мест. Тем не менее разработанная и внедренная вто время система охраны и защиты интересов СССР в пограничных пространствах этих регионов сохраняла свою эффективность в течение многих лет.

Пребывание генерала Зырянова в пограничных отрядах, других соединениях и частях практически всегда включало посещение пограничных застав, кораблей, обстоятельные беседы с командованием, осуждение их предложений. Перед отъездом он, как правило, выступал перед офицерским коллективом, делился впечатлениями, оценками.

Не будет преувеличением сказать, что повышенное внимание Павел Иванович всегда уделял начальникам погранотрядов. Сам в конце 1930-х гг. начальник одного из отрядов на активном участке дальневосточной границы, он считал исключительно важными эти соединения в структуре погранвойск. Его общение с офицерами на сборах, при поездках на границу затрагивало самые острые вопросы оперативно-служебной деятельности войск. Думаю, это расширяло его информированность, позволяло лучше видеть проблемы, пути их решения.

В общении с подчиненными Павел Иванович был всегда сдержан, тактичен. Подчиненных командиров выслушивал терпеливо, даже если их доклады не совпадали с его точкой зрения. Думается, что этот своеобразный демократизм командирских отношений (когда старший начальник доступен для нормального диалога с младшим) для наших пограничников был и должен оставаться хорошей традицией.

Генерала Зырянова хорошо знали и в приграничных регионах страны. Его поездки и общение с жителями приграничных районов и областей были всегда насыщенными и плодотворными, неизменно укрепляли положение и авторитет пограничников. И это тоже стало хорошей традицией.

Генерала Зырянова, уверен, с этим согласятся все ветераны-пограничники, можно с полным основанием считать инициатором активной учебы офицеров тактического и оперативно-тактического уровней в форме окружных, межотрядных и отрядных сборов, проводимых с интенсивной, насыщенной программой. На сборах, кроме учебных и показательных занятий, осмотра объектов пограничной инфраструктуры, часто выносились на обсуждение наиболее острые проблемы охраны границы, подготовки и воспитания личного состава. Павел Иванович − непременный и заинтересованный их участник.

Создавалась атмосфера, при которой командование погранокругов и отрядов могло откровенно высказываться по всем интересующим их вопросам, включая и перспективы развития погранвойск и охраны государственной границы.

Среди пограничных ветеранов и историков по сей день возникают разговоры и даже споры о так называемом сменном варианте охраны границы. А в 1960-е гг. этот вариант несения службы был предметом острых дискуссий. Генерал Зырянов был активным его сторонником и многое делал для претворения этой идеи в жизнь.

Во второй половине 1960-х гг. в большинстве пограничных округов (кроме Западного) были обустроены и переведены на сменный вариант охраны границы по 2−3 пограничных отряда, когда 50% застав несли службу, а остальные занимались профессиональной и боевой подготовкой в гарнизоне.

Этот вариант, безусловно, имел ряд преимуществ: у погранзастав хватало времени после очередной смены для полноценного отдыха и занятий, все офицерские семьи жили в благоустроенных квартирах в гарнизоне, где жены офицеров могли работать, а дети - учиться; у командования отряда всегда имелся достаточно сильный боеготовый резерв. Кстати, такой способ охраны границы существовал тогда в ряде стран, к примеру в соседней с нами Турции.

Но были у этого варианта и уязвимые стороны. Он не во всем удовлетворял жестким по тому времени требованиям, предъявляемым к надежности охраны границы. Так, к примеру, участки погранзастав увеличивались вдвое, периодическая сменяемость застав отрицательно сказывалась на содержании их помещений, технических средств на границе. Наверное, это все можно было со временем как-то поправить, но после отставки Зырянова противников этого варианта прибавилось, и он был отменен.

Внимания, на наш взгляд, заслуживает не только сама идея подобной перестройки охраны границы, но и обстоятельность проработки всех вопросов, связанных с ее реализацией.

С именем генерала П.И. Зырянова связана и другая интересная страница истории пограничных войск: начало обустройства и укрепления охраны советско-китайской границы.

Эта граница, как известно, по политическим соображениям до начала 1960-х гг. обозначалась как «граница дружбы» и на многих направлениях охранялась, можно сказать, символически. Однако участившиеся попытки китайцев явочным, а порой и силовым порядком освоить некоторые оспариваемые ими участки на этой границе (перевал Буз-Айгыр, ряд островов на Амуре и Уссури и др.) указывали на необходимость проведения переговоров о прохождении линии всей советско-китайской границы, договорное оформление которой завершалось в XIX в. и на многих участках было довольно запутанным.

Генерал П.И. Зырянов возглавлял первую правительственную делегацию СССР на переговорах с Китаем по этим вопросам в 1964г. Делегации под его руководством удалось согласовать с китайской стороной практически всю восточную линию советско-китайской границы. Не было достигнуто договоренности лишь по участку границы в районах островов Большой Уссурийский и Тарабаров, поскольку китайская сторона настаивала на их передаче КНР. Переговоры были прерваны. Затем последовали известные события на Даманском, у Жаланашколя и ряд других пограничных инцидентов, развязанных китайской стороной. Обстановка на этом участке границы требовала особого внимания.

Укрепление охраны и защиты советско-китайской границы под руководством генерала Зырянова проводилось комплексно. Ускоренными темпами шло развертывание новых пограничных отрядов, застав, мотоманевренных групп, бригад и дивизионов речных катеров, наращивалась инфраструктура. Резервные подразделения оснащались современным вооружением и техникой. Не обошлось и без перехлестов: принятие, к примеру, на вооружение погранотрядов танковых батальонов и другого тяжелого оружия было нецелесообразным, и от всего этого вскоре пришлось отказаться.

Тем не менее активное обустройство советско-китайской границы, начатое под руководством Зырянова, продолжалось, и эти меры были вполне оправданными, целесообразными. Здесь, как и на других активных участках границы (на Кавказе, в Средней Азии, на Северо-Западе), основу группировки пограничных сил и средств представляли войсковая и оперативная составляющие, обеспечивающие в совокупности надежную охрану и защиту границы.

Отставка генерала Зырянова в 1972г. стала неожиданностью для многих офицеров и в ГУПВ, и на границе.

Думается, что при всех обстоятельствах этого события не последнюю роль сыграли независимый характер генерала, его твердая позиция в отстаивании своих принципов и решений.

В 1977г. мы с генералом Г.А. Преображенским, в то время начальником тыла погранвойск, посетили Павла Ивановича в связи с его 70-летием. Поздравили, вручили подарок от коллектива ГУПВ, сувениры. Вскоре к нам присоединился генерал П.А. Чиркин. Павел Иванович был бодр, энергичен, вспоминал эпизоды из своей службы.

Я воспользовался, как мне казалось, благоприятной ситуацией и поинтересовался, не намерен ли он опубликовать свои воспоминания, которые были бы интересны пограничникам и не только им. Зырянов нахмурился: «Была такая мысль. Но я не вел дневников, требуется также помощь и по работе в архивах... Я написал об этом записку, но мне отказали». Время было упущено.

Восполнить этот пробел, думается, должны объективные воспоминания современников, сослуживцев генерала П.И. Зырянова.

Юрий Нешумов, генерал-лейтенант в отставке

19 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Владимира Николаевича Дутова – видного советского военачальника, прекрасного организатора, опытного финансиста, более 30 лет (с 1955-го по 1986 г.) возглавлявшего финансово-экономическую службу Вооруженных сил СССР. В.Н. Дутов родился 19 (6) февраля 1907 г. в селе Пукасовка Летического района Винницкой области в семье крестьянина. В 1929 г. был призван в Красную армию, зачислен в полковую школу младшего начальствующего состава, по ее окончании назначен старшим писарем штаба полка. В 1934 г. с началом формирования финансовых органов воинских частей по приказу командующего войсками Украинского военного округа № 106 назначен на должность делопроизводителя-казначея штаба 1-й Кавалерийской Краснознаменной Червонного казачества дивизии имени Французской компартии, что стало началом его долгой и успешной карьеры военного финансиста. С сентября 1941 г. и до последнего дня Великой Отечественной войны Владимир Николаевич исполнял должность начальника финансового отдела фронтов: Северо-Западного, Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, 1-го Белорусского.

Владимир Николаевич прослужил в Вооруженных силах 57 лет. В 1982 г. за большой личный вклад в строительство Вооруженных сил и повышение боевой готовности армии и флота генерал-полковнику В.Н. Дутову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением и золотой медали «Серп и молот» (единственный военный финансист, удостоенный такой высокой и редкой для военного человека награды). Он награжден также двумя , орденом Октябрьской Революции, четырьмя , орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, тремя , орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, многими советскими медалями, орденами и медалями иностранных государств.

10 марта 1991 г. В.Н. Дутов скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В памяти сослуживцев Владимир Николаевич остался военачальником, обладающим большим практическим опытом в деятельности военной финансовой службы, руководителем с высокой работоспособностью, заботящимся об эффективном расходовании денежных средств, выделяемых на оборону страны, исключительно порядочным человеком, проявлявшим постоянное внимание к вопросам социальной защиты личного состава армии и флота.

В сентябре 1939 г. во время освобождения Красной армией территории Западной Украины В.Н. Дутов приказом наркома обороны был назначен начальником финансового отдела Житомирской армейской группы (впоследствии 5-я армия). В этот период Владимиру Николаевичу пришлось впервые начать организацию финансового хозяйства в боевой обстановке. Во время освобождения советскими войсками Западной Украины были созданы первые полевые учреждения Госбанка СССР, с которыми была тесно связана вся дальнейшая служба тогда еще интенданта 3-го ранга В.Н. Дутова.

Позже Владимир Николаевич писал в своей книге: «С первых дней начала боевых действий во фронте начали формироваться полевые учреждения Госбанка. Были созданы фронтовая контора Госбанка и полевые отделения в корпусах и дивизиях. В связи с тем, что подобного опыта организации кассового и расчетного обслуживания войск у нас не было, при формировании этих органов было допущено много ошибок. Комплектование полевых учреждений Госбанка, или, как их потом стали сокращенно называть, ПУГов, во многих случаях было произведено за счет лиц, не имевших опыта в банковском деле. Стационарные учреждения Госбанка не обеспечивали полевые учреждения денежной наличностью и инвентарем. Инструкции о деятельности полевых органов Госбанка не было, правовое положение их было неопределенным. Некоторые командиры соединений и их штабы вообще не понимали предназначения и задач ПУГов и использовали их сотрудников не по назначению. Фронтовая контора Госбанка в ходе боевых действий не смогла обеспечить конкретного руководства по организации деятельности полевых отделений при соединениях, и эта работа почти целиком легла на финотдел армии.

Большая часть полевых отделений Госбанка смогла начать работу по кассовому обеспечению частей только в конце октября, а до этого многие части, финансировавшиеся непосредственно финотделом округа, получали денежную наличность во фронтовой конторе Госбанка, находившейся от передовых частей на расстоянии 250–300 километров» .

В январе 1940 г. приказом наркома обороны В.Н. Дутов был назначен заместителем начальника финансового отдела Прибалтийского особого военного округа, где ему вновь пришлось тесно взаимодействовать с полевыми учреждениями Госбанка СССР, через которые осуществлялось расчетно-кассовое обслуживание Красной армии на территории бывших прибалтийских государств.

В июле 1941 г. после ликвидации Прибалтийского особого военного округа Владимир Николаевич Дутов был назначен заместителем начальника финансового отдела Юго-Западного фронта. «Финансовый отдел фронта располагался на окраине Бровары в лагерных палатках. Рядом с финансовым отделом также в палатках располагалась Полевая контора Госбанка СССР № 132… Внезапность свертывания местных стационарных учреждений Госбанка, а подчас и их поспешный уход в тыл с оставлением противнику запасов денежной наличности и банковской документации (как, например, Львовской областной конторы Госбанка) привели к срыву возложенных на них задач по формированию полевых учреждений Госбанка и обеспечению воинских частей денежными средствами по особому плану.

Значительную часть сотрудников Полевой конторы Госбанка № 132 составляли бывшие работники Украинской республиканской конторы Госбанка СССР. Многие из них до войны не служили в армии, и было видно, что им пока еще трудно работать в непривычных полевых условиях. Меньшая часть сотрудников конторы состояла из лиц, призванных из запаса и имевших некоторую армейскую закалку».

В сентябре 1941 г. В.Н. Дутов был назначен начальником финансового отдела Юго-Западного фронта. В декабре 1941 г. ему было присвоено звание интенданта 1-го ранга.

В этот период необходимо было не только четкое снабжение войск, но и организация сохранности государственных ценностей и контроль за их расходованием. Эта задача была выполнена. «В целях достижения своевременного финансирования войск независимо от условий боевой обстановки финансовый отдел фронта во многих случаях отпускал денежные средства тем соединениям и воинским частям, которые по разным причинам оказались оторванными от своих распорядительных кредитов. Финансирование таких соединений осуществлялось путем открытия кредитов либо в имеющихся при них полевых кассах Госбанка, либо непосредственно в полевой конторе Госбанка фронта, причем в отдельных случаях с выдачей отпущенной суммы наличными деньгами. Воинские же части удовлетворялись денежными средствами без аттестатов с записью сумм отпущенных средств в контрольную книжку и последующим истребованием аттестатов.

В начале ноября фронтовой Полевой конторой Госбанка СССР № 132 было получено утвержденное правительством Положение о вкладных операциях в полевых учреждениях Госбанка СССР. Этим Положением предусматривалась организация вкладных операций во всех полевых учреждениях Госбанка СССР в действующей армии с возложением функций по привлечению денежных средств военнослужащих на финансовую службу, главным образом на финансовые органы воинских частей. В связи с этим Финансовое управление при НКО СССР разработало указание о порядке организации и документального оформления безналичных расчетов по вкладам и почтовым переводам, которое поступило к нам во фронт в начале декабря 1941 года и было доведено до войск в очередной Памятке финансового работника Юго-Западного фронта.

Введение безналичных расчетов на фронтах имело важное государственное значение, поскольку оно способствовало резкому сокращению завоза в действующую армию наличных денег. В связи с этим Государственный банк СССР мог значительно сократить эмиссию денежных знаков. Кроме того, военнослужащие действующей армии получили удобный способ сохранения личных денежных средств в условиях сурового фронтового быта. Начальники финансовых органов воинских частей освобождались от необходимости получать и хранить в денежном ящике крупные суммы наличных денег, что, в свою очередь, являлось предпосылкой обеспечения сохранности денежных средств, предотвращения их потерь.

Опыт первых месяцев показал, что во введенной системе вкладов имеются обстоятельства, создающие определенные неудобства вкладчикам и, как следствие, служившие причиной в ряде случаев отказов от производства вкладов. Вопрос состоял в том, что согласно инструкции, вкладчик мог производить последующие вклады и получать деньги только в том полевом учреждении Госбанка, в котором ему была выдана вкладная книжка по первоначальному взносу.

Как правило, сдерживало людей от внесения вкладов отсутствие возможности не только пополнения суммы вклада, но и получения по нему денег в случае ранения и эвакуации в глубокий тыл. В связи с этим было внесено предложение о предоставлении вкладчику права производить последующие взносы на одну и ту же вкладную книжку не только в том полевом учреждении Госбанка, в котором был сделан первоначальный взнос, но и в других учреждениях Госбанка и соответственно права получения сумм взносов в любом учреждении Госбанка СССР.

В докладе начальнику Финансового управления при НКО СССР о первых результатах работы по организации безналичных расчетов были также отмечены некоторые недочеты в деятельности полевых учреждений Госбанка. Основным затруднением в то время было несвоевременное обеспечение оборотной кассы Полевой конторы Госбанка № 132 и подчиненных ей полевых учреждений денежными знаками. Имевшиеся вследствие этого случаи несвоевременного обеспечения воинских частей денежной наличностью были вызваны опозданиями поступлений от Правления Госбанка СССР разрешений на перечисление средств из резервных фондов в оборотную кассу».

В августе 1942 г. фронт был переименован в Сталинградский, а в ноябре – в Донской. 19 ноября 1942 г. началось наступление наших войск, имевшее целью окружение и уничтожение всей Сталинградской группировки войск противника. Ожесточенные бои на внешнем и внутреннем фронтах окружения продолжались весь декабрь 1942 г. «Перед финансовыми органами стояла задача своевременно и полно удовлетворить потребности войск в денежных средствах, обеспечив их сохранность, экономное и целесообразное использование. Последнее требование выдвигало задачу всемерно совершенствовать начатую весной государственную работу по сокращению завоза на фронт наличных денег путем расширения объема вкладных операций и безналичных расчетов по денежному довольствию».

«Сменилось руководство Полевой конторы Госбанка № 132. Вместо убывшего в связи с тяжелым заболеванием интенданта 3-го ранга А.Н. Анисимова начальником конторы был назначен интендант 3-го ранга И.А. Лопасов. Сравнительно молодой, энергичный, стройный и подтянутый, всегда чисто выбритый, Иван Александрович больше походил на кадрового строевого командира, а не на банковского служащего. Забегая вперед, скажу, что личный пример и требовательность начальника вынудили остальных работников Полевой конторы Госбанка также тщательно следить за своим внешним видом. У меня же с ним вскоре сложились дружеские и доверительные отношения. Все сложные вопросы мы решали, как правило, при полном согласии, не раз выезжали в войска. Нам вместе пришлось пройти по дорогам войны до ее победного конца в Берлине.

Вместе с тем радовали достигнутые финансовой службой фронта успехи в работе по мобилизации в государственный бюджет свободных личных средств военнослужащих через вклады и в работе по сокращению эмиссии наличных денег внедрением безналичных расчетов по денежному довольствию. Общая сумма остатка вкладов в полевых учреждениях Госбанка Донского фронта на 1 января 1943 года составляла примерно сумму месячных фондов денежного довольствия, выплаченного военнослужащим фронта в ноябре – декабре 1942 года. Из общей суммы почтовых переводов, прошедших через финансовые органы воинских частей и составивших около 120 млн рублей, 74% было сделано безналичным порядком».

В феврале 1943 г., после разгрома немецких войск под Сталинградом, штаб Донского фронта был переброшен на Курскую дугу и фронт переименован в Центральный.

В боевой характеристике, подписанной командующим Центрального фронта генерал-полковником К. К. Рокоссовским в марте 1943 г., отмечалось: «В должности Начальника финансового отдела фронта тов. Дутов работает с октября месяца 1941 года. За это время он показал себя на практической работе – деловым, энергичным и знающим свое дело финансовым работником. Вопросы войскового денежного хозяйства знает хорошо и умело разрешает их».

«В целом сумма операций полевых учреждений Госбанка во фронте за счет выплаченного военнослужащим денежного довольствия в декабре 1942 года составила 90,6% от общей суммы расходов этих средств. Денежная эмиссия была не только снижена до нуля, но и дополнительно было изъято из обращения 3,7 млн рублей.

Как и раньше, одним из основных объектов внимания финансовой службы фронта была работа по привлечению части денежного довольствия личного состава во вклады, расширению объема безналичных расчетов по вкладным операциям и денежным почтовым переводам. Многие начальники финансовых органов воинских частей и соединений, офицеры финансовых отделов армий фронта стали активными пропагандистами проведения в жизнь этого важного государственного мероприятия. Наряду с личным составом финансовой службы напряженно трудились работники полевых учреждений Госбанка. Замечу, что три работника Полевой конторы Госбанка № 132 в течение трех недель находились в 70-й армии для оказания помощи в развертывании и организации работы армейского полевого отделения Госбанка шести полевых касс Госбанка в дивизиях этой армии.

Уже находясь на Курском выступе, личный состав финансового отдела фронта в один из солнечных дней середины июня 1943 года вновь почувствовал свою сопричастность к великой битве на Волге, когда военный совет фронта поручил мне от имени Президиума Верховного Совета СССР вручить сотрудникам финансового отдела и Полевой конторы Госбанка № 132 медали «За оборону Сталинграда».

Боевая закалка, полученная под Сталинградом, во многом способствовала преодолению трудностей в размещении и условиях работы в первые месяцы пребывания отдела на Центральном фронте. Ни частые налеты вражеской авиации, ни жестокие февральские метели, ни последовавшая за ними изнурительная распутица на раскисших дорогах и полях не внесли существенных помех в слаженную работу коллективов финансового отдела и Полевой конторы Госбанка № 132.

Путем личного руководства и выездами в части В.Н. Дутов добился укрепления финансовой дисциплины в войсках и высоких финансовых показателей по фронту в целом. Финансовый отдел занял первое место в Красной армии по безналичным вкладам, что отмечено приказом наркома обороны; кроме того, за образцовое и бесперебойное финансирование частей, оперативность в работе, добросовестное отношение к выполнению заданий Военного совета фронта, за умелое руководство работой отдела в боевой обстановке (работа финансового отдела была неоднократно отмечена приказами по фронту как хорошая) В.Н. Дутов был награжден орденом Красной Звезды. Он характеризовался как дисциплинированный, аккуратный в работе, требовательный к себе и подчиненным, преданный Родине, пользующийся заслуженным деловым авторитетом специалист своего дела. В марте 1943 г. ему было присвоено воинское звание полковника интендантской службы.

В октябре 1943 г. Центральный фронт получил новое направление – на Гомель и Жлобин и соответственно – новое наименование – 1-й Белорусский. Боевая обстановка, сложившаяся с декабря 1943 г. до начала лета 1944 г., способствовала проведению финансовой службой фронта всех необходимых работ по финансовому обеспечению войск в ходе их перегруппировки и подготовки к активным наступательным действиям.

В специальном приказе «Об итогах работы финансовой службы и полевых учреждений Госбанка по обеспечению войск в период весенне-летнего наступления» командование фронта дало положительную оценку деятельности военных финансистов. В приказе отмечалось, что сложившийся механизм финансового обеспечения войск фронта действовал четко и безотказно в любых условиях боевой обстановки. Были достигнуты высокие показатели в качестве финансового планирования и финансирования войск, возросли объемы безналичных расчетов по денежному довольствию, усилен финансовый контроль.

Во второй половине 1944 г. произошло расширение функций финансовой службы и полевых учреждений Госбанка, вызванное вступлением наших войск на иностранную территорию, где экономический уклад и финансовая система коренным образом отличались от наших. В этих совершенно новых условиях необходимо было решить две основные и чрезвычайно сложные задачи: во-первых, найти наилучший порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим при одновременно действующих системах денежных знаков – советских и польских и, во-вторых, определить источники поставок материальных средств за счет местных ресурсов и способы расчетов за поставки. Сложность решения этих задач усугублялась тем, что они имели не только экономический, но и политический характер.

Военным советом фронта перед финансовым отделом фронта была поставлена задача: разработать проект Положения денежного обращения на территории Польши, обеспечения войск денежным довольствием и на расходы, связанные с боевыми операциями и расчетами за поставляемые продукты и имущество с поставщиками и местным населением. Такой проект был разработан, направлен в Москву и с небольшими изменениями утвержден правительством.

Качество работы финансовой службы фронта и полевых учреждений Госбанка в сентябре 1944 г. было проверено инспекцией Финансового управления Красной армии и Правления Госбанка СССР. Ревизией было охвачено 60 различных объектов финансовой службы и банковских учреждений. В докладе военному совету фронта инспекцией было отмечено, что финансово-банковская служба фронта с возложенными задачами по бесперебойному финансовому обеспечению войск в 1943–1944 гг. справилась. Особо было отмечено, что во фронте в 1944 г. не было потерь денежных средств.

В первых числах ноября 1944 г. Военному совету фронта было поручено в ближайшее время представить в Ставку Верховного главнокомандования предложения об организации финансирования войск на территории Германии. В качестве денежного знака для оккупированной Германии предполагалось выпустить военную марку командования союзных армий – СССР, США, Англии и Франции. Все остальные финансово-экономические вопросы нужно было продумать и представить свои соображения. К выполнению этого задания привлекался ограниченный круг лиц. Срок представления предложений был установлен до 15 ноября 1944 года.

Чтобы получить хотя бы минимальное представление по интересующим вопросам, Владимир Николаевич решил использовать информацию немецких военнопленных. «…пленные ответили мне на ряд вопросов, касавшихся экономического положения Германии, наличия и состояния рынка, жизненного уровня населения, заработной платы, товарообращения, денежной системы, налогов и т. п. Обратившись к протоколам допросов этих пленных, я почерпнул из них ряд полезных (в данном случае) сведений. Кроме того, с разрешения оперативного управления штаба фронта, я допросил по интересующим меня вопросам двух военнопленных хозяйственных служб».

В конечном счете после долгих раздумий, изучения различных данных и опыта организации денежного обращения на освобожденной территории Польши требуемые предложения были подготовлены.

В связи со сложившейся боевой обстановкой результаты работы финансовой службы за 1944 г. Военным советом фронта были рассмотрены лишь в последней декаде марта 1945 г. «Заключая обсуждение рассматриваемого вопроса, Жуков высказался примерно так: Как выводы московской инспекции, так и имеющиеся другие материалы свидетельствуют о неплохой работе военно-финансовой службы и полевых банковских учреждений. Подтверждением тому является выделение Госбанком СССР в распоряжение фронта крупной суммы денег для поощрения лиц, добившихся высоких показателей в привлечении средств в государственный бюджет. Полагаю, что качество работы по финансово-банковскому обеспечению войск можно считать положительным. Вместе с тем следует потребовать от финансового отдела фронта активизировать работу по изучению экономики, денежной системы и рынка на иностранной территории в интересах повышения уровня материального обеспечения войск».

При взятии советскими войсками Берлина финансовым отделом фронта, возглавляемым В.Н. Дутовым, был разработан ряд положений по организации обеспечения советских войск в Германии, осуществлена первоначальная организация финансовых и банковских местных учреждений для работы по обеспечению взаимоотношений войск с местным населением, учета ценностей, принадлежащих СССР, и их отправке в Советский Союз.

Практический опыт, полученный военным финансистом В.Н. Дутовым в ходе освобождения Западной Украины в 1939–1940 гг. и в период Великой Отечественной войны, лег в основу создания универсального механизма финансирования войск через полевые учреждения Центрального банка страны, который позволил Министерству обороны Российской Федерации решать задачи финансирования войск и успешно функционирует в наши дни.

После Великой Отечественной войны В.Н. Дутов руководил финансовой службой Группы советских оккупационных войск в Германии. В последующем был назначен заместителем начальника Финансового управления Военного министерства СССР.

Созданная под его руководством система денежного обеспечения военнослужащих, проходивших службу на территории Германии, через Полевые учреждения Госбанка СССР была распространена на все группы советских войск за рубежом и просуществовала до их вывода из Восточной Европы в начале 90-х годов прошлого века.

В.Н. Дутов внес большой вклад в осуществление важных мероприятий по финансовому обеспечению создания ракетно-ядерного щита нашей Родины, развитию финансовой службы Вооруженных сил, совершенствованию военно-финансового законодательства и улучшению материального положения военнослужащих.

Годы, когда финансовой службой Министерства обороны СССР руководил Владимир Николаевич Дутов, стали периодом расцвета системы полевых учреждений Госбанка СССР. Главный военный финансист страны точно знал, что, когда это будет необходимо, на выручку придут «военные банкиры». Так было, когда создавался ядерный щит страны, строительство которого финансировалось через сеть полевых учреждений Госбанка, когда строилась Байкало- Амурская магистраль, а также когда ограниченный контингент советских войск выполнял свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

В условиях современных вызовов 5 – 11 сентября 2016 г. на территории субъектов Южного федерального округа были проведены командно-штабные учения «Кавказ-2016», в ходе которых впервые апробирована система финансового обеспечения и банковского обслуживания воинских частей и военнослужащих в особых условиях с привлечением полевых учреждений Банка России. Учения подтвердили то, в чем в течение всей своей службы был уверен В.Н. Дутов: только вместе военные финансисты и военные банкиры могут выполнить поставленную перед ними задачу по полному и бесперебойному финансовому обеспечению Вооруженных сил в особый период.

После ухода с военной службы Владимир Николаевич некоторое время работал в составе группы генеральных инспекторов, а в 1988 г. начал трудиться на Военном финансово-экономическом факультете в должности главного специалиста по финансово-экономическим вопросам, был членом ученого совета факультета. За три года его работы в этой должности личный состав факультета по-настоящему оценил этого незаурядного человека. Слушатели и преподаватели любили встречаться с Владимиром Николаевичем, ценили его простоту в общении, глубокие знания отечественной истории.

К 100-летию со дня рождения В.Н. Дутова министр обороны Российской Федерации учредил (приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2006 г. № 450) для награждения ветеранов, военнослужащих и лиц гражданского персонала финансово-экономических органов Вооруженных сил. В одном из зданий Министерства обороны в торжественной обстановке состоялось открытие бюста Герою Социалистического Труда генерал-полковнику В.Н. Дутову.

О.А. Антонюк, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и управления банковской деятельностью в Вооруженных силах Военного университета Минобороны России;
, кандидат исторических наук, старший преподаватель;
журнал «Деньги и кредит »

Родился 16 (по старому стилю 3) марта 1907 года в селе Глуховское Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства Российской империи (ныне на территории Восточно-Казахстанской области Казахстана). Русский. Из семьи железнодорожного служащего. С 1919 года работал по найму в Глуховском, затем - в селе Локоть Рубцовского уезда Алтайской губернии. С 1923 года - секретарь Локотской сельской и волостной ячейки ВЛКСМ.С 1924 года - в Красной Армии. Окончил Омскую пехотную школу имени М. В. Фрунзе в 1927 году. В 1927-1934 годах служил в 9-м Сибирском пехотном полку войск ОГПУ в Новосибирске - командир взвода (1927), помощник начальника штаба полка (1930), начальник полковой школы (1933). Член ВКП(б) с 1927 года.Окончил Военную академию РККА имени М. В. Фрунзе в 1937 году. По окончании академии Зырянову было предложено перейти на службу в Пограничные войска на штабную должность. Зырянов согласился, но только на командную должность. С сентября 1937 года - в пограничных войсках НКВД СССР, начальник 69-го Комиссаровского погранотряда НКВД Дальневосточного округа. С мая 1939 года - начальник штаба пограничных войск НКВД Приморского округа. С января 1942 года - начальник пограничных войск НКВД-МВД-МГБ СССР Приморского (затем переименован в Тихоокеанский) пограничных округов. В период службы на Дальнем Востоке активно участвовал в операциях против японских, маньчжурских и белогвардейских диверсионных и разведывательных групп, в непрерывных пограничных стычках и боях с япоскими воинскими частями. В августе 1945 года руководил войсками Приморского пограничного округа в ходе Маньчжурской стратегической операции советско-японской войны. Перед пограничниками округа были поставлены боевые задачи на захват и уничтожение японских пограничных отрядов и расположенных вблизи границы гарнизонов, захват и удержание переправ через пограничные реки, наступательные действия совместно с воинскими частями в приграничной полосе. Все эти задачи войска округа успешно решили с минимальными боевыми потерями.9 мая 2012 стадион "Юность" С 20 мая 1952 года - начальник Главного Управления пограничных войск Министерства государственной безопасности СССР (МГБ). В марте 1953 года МГБ СССР было упразднено, а пограничные войска переданы в ведение Министерства внутренних дел СССР. С июня 1954 года - член Коллегии МВД СССР.28 мая 1956 года П. И. Зырянов был переведен в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и назначен заместителем начальника 3-го Главного управления КГБ (военная контрразведка). В октябре - ноябре 1956 года находился в Венгерской Народной Республике и принимал активное участие в операциях по подавлению вооруженного антисоветского мятежа (тогдашняя официальная формулировка тех событий, ныне известных как Венгерское восстание).С 1 апреля 1957 года - вновь начальник Главного управления пограничных войск, переданных в состав Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Одновременно с сентября 1959 года - член Коллегии КГБ при СМ СССР. В 1964 году участвовал в визите советской делегации в Китайскую народную республику для проведения переговоров по спорным пограничным вопросам, в феврале - августе 1964 года - руководитель советской делегации на переговорах по поводу определения границы на спорных участках между СССР и КНР.Длительная 20-летняя деятельность П. И. Зырянова на посту начальника пограничных войск СССР оценивается в большинстве современных публикаций как положительная и реформаторская. Обеспечивая надёжную охрану государственной границы, Зырянов провёл реорганизацию и перевооружение войск, обеспечив их оснащённость на самом современном уровне. Автор идеи создания мобильных маневренных огневых групп на наиболее опасных участках границы для оперативного наращивания сил при угрозе прорыва границы. Эта идея была отвергнута преемником Зырянова, но впоследствии в ходе войны в Афганистане в 80-х годах к ней вернулись и реализовали. Также правота этой идеи Зырянова подтверждена опытом боевых действий на таджико-афганской границе в 90-х годах и в других «горячих точках» на территории бывшего СССР.С декабря