Карта расселения монгольских племен. Этнический состав народов монголии. Национальный характер и ценности

Монголы - объединение родственных центральноазиатских племен монголоидной расы. Первые упоминания о монгольских племенах появились в китайских исторических хрониках в VII-X вв. В XI-XII вв. монголы занимали примерно туже территорию, что и ныне. Каждый монгольский мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечом, луком и копьем. Основным их занятием было кочевое скотоводство, охота и разбой в степях на пути китайских торговых караванов. В начале XIII в. ряд племен объединились под властью Чингисхана (Тэмуджина) и образовали единое монгольское государство. К этому времени кочевое скотоводство стало малопродуктивным из-за изменения климата, и мечты монголов о богатой и сытой жизни оказались целиком связаны с ограблением не воинственных, но богатых соседних народов. Вскоре после образования Монгольского государства начались военные походы кочевников, продолжавшиеся около двух столетий. Чингисхану удалось создать высокобоеспособное, дисциплинированное и маневренное конное войско, равных которому не было ни в Азии, ни в Европе. К 1211 г. Чингисхан подчинил все основные племена Сибири и обложил их данью. В 1218 г. монголы покорили Корею. К 1234 г. они завершили завоевание Северного Китая. В процессе завоевания монголы заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. В 1219-1221 гг. войска Чингисхана прошлись огнем и мечом по территориям центральноазиатских государств и разграбили множество богатых городов, в том числе Бухару, Самарканд, Мерв и Ургенч. После разгрома войск хорезмшаха Мухаммеда монгольские отряды вторглись в Северный Иран, а затем разбили грузинское воинство и разрушили несколько древних торговых городов на Кавказе. Проникнув на Северный Кавказ через Ширванское ущелье, монголы столкнулись с половцами и истребили их значительную часть, используя хитрость и коварство. Продолжив движение к Днепру, монголы впервые встретились с русскими воинами и победили их в битве на р. Калка в 1223 г. К концу жизни Чингисхана в 1227 г. в руки монголов попали огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе. Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы, которые оставались в составе единого государства еще 40 лет после его смерти. Улус Угедэя - собственно Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей. В 40 гг. XIII в. выделился еще один улус, охватывавший часть Ирана и Закавказье, который был отдан внуку Чингисхана - Хулагу. Монгольская династия Хулагидов правила на Ближнем и Среднем Востоке с середины XIII до середины XIV вв. Ее представители носили титул ильханов. Государство Хулагидов включало Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак и восточную часть Малой Азии до р. Кызыл-Ирмак. Среди вассалов и данников Хулагидов были Трапезундская империя, Грузия, Конийский султанат, Киликийское армянское царство, Кипрское королевство. Руководящей силой государства Хулагидов была монгольская знать, но чиновничий аппарат состоял в основном из представителей иранских аристократических родов. Ильхан Газан-хан (1295-1304) сблизился с мусульманской чиновной и духовной знатью, принял ислам и сделал его государственной религией. Однако в середине XIV в. государство Хулагидов вследствие народных восстаний, сепаратизма монголо-тюркских феодалов, упадка городов и торговли распалось на несколько частей. Процесс распада великой монгольской империи шел и в других монгольских владениях. В начале XIV в. улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.90-91.

МОНГОЛЫ. 1) Груп-па на-ро-дов, го-во-ря-щих на мон-голь-ских язы-ках.

Жи-вут в Северо-Восточном и Северо-Западном Ки-тае, Мон-го-лии, Рос-сии (соб-ст-вен-но монголы, дар-ха-ты, бу-ря-ты, бар-гу-ты, хам-ни-га-ны, ой-ра-ты, кал-мы-ки, дау-ры, тюр-ко-языч-ные в про-шлом сой-о-ты, хо-то-ны и алтайские урян-хай-цы, восточные юй-гу, мон-го-ры, дун-сян, бао-ань) и на се-ве-ро-за-па-де Аф-га-ни-ста-на (мо-го-лы).

Об-щая чис-лен-ность в Ки-тае 6,9 млн. человек (2000 год, пе-ре-пись), в Мон-го-лии 2,5 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Рос-сии 0,6 млн. человек (2010 год, пе-ре-пись), в Аф-га-ни-ста-не - несколько тыс. человек. См. кар-ту Мон-голь-ские на-ро-ды.

Ве-ро-ят-ные пред-ки монгол - упо-ми-нае-мые в китайских ис-точ-ни-ках дун-ху , сянь-би, хи и ши-вэй; в их фор-ми-ро-ва-нии, воз-мож-но, уча-ст-во-ва-ли тюркские и тун-гу-со-маньчжурские эле-мен-ты. Эт-но-ним монголы (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встре-ча-ет-ся в китайских ис-точ-ни-ках с VII-X веков. У монгол су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (овог), вклю-чав-шие как кров-ных род-ст-вен-ни-ков, при-над-ле-жав-ших к од-ной «кос-ти» (яс, ясун), так и чу-же-род-цев (жад). Ро-ды объ-е-ди-ня-лись в пле-ме-на.

В I тысячилетии от основной мас-сы Мнгол от-де-ли-лись южные монгольские на-ро-ды (восточные юйгу, мон-го-ры, дун-сян, баоань) и дауры. В XIII веке часть монгольских пле-мён, объ-е-ди-нён-ная под вла-стью Чин-гис-ха-на (Чин-гис-ха-на), на-ча-ла за-вое-ва-ния, при-вед-шие к фор-ми-ро-ва-нию Монгольской им-пе-рии . В XV веке северные монголы раз-де-ли-лись на западных (ой-ра-ты) и восточных (собственно монголы и бу-ря-ты) мон-го-лов.

2) Собственно монголы (са-мо-на-зва-ние - мон-гол), на-род, основное на-се-ле-ние Мон-го-лии.

Яд-ро монгол Мон-го-лии со-став-ля-ют хал-ха (2,2 млн. человек - 2010 год, пе-ре-пись). На се-ве-ро-за-па-де (ай-ма-ки Зав-хан и Хувс-гел) про-жи-ва-ют прак-ти-че-ски ас-си-ми-ли-ро-ван-ные хал-ха сар-ту-лы (1,3 тыс. человек) и хо-то-гой-ты (15,5 тыс. человек), на вос-то-ке (ай-ма-ки Дор-нод и Су-хэ-Ба-тор) - узум-чи-ны (2,6 тыс. человек) и да-ри-ган-га (27,4 тыс. человек). Жи-вут так-же в Северо-Восточном Ки-тае (ав-то-ном-ный р-н Внутренняя Мон-го-лия, за-пад про-вин-ций Ляо-нин и Ги-рин и юго-за-пад провинция Хэй-лунц-зян), где со-хра-ня-ют-ся эт-нические под-раз-де-ле-ния: ор-дос-цы, ура-ты, дар-ха-ны, дур-бэн-ху-хэ-ты, ча-ха-ры, ху-чи-ты, су-ни-ты, узум-чи-ны, хэ-шик-тэ-ны, баа-ри-ны, он-ню-ты, най-ма-ны, ха-ра-чи-ны, ту-мэ-ты, джа-ру-ты, хор-чи-ны, джа-лай-ты, гор-ло-сы и др. Го-во-рят на мон-голь-ском язы-ке. В основном при-вер-жен-цы ти-бетского буд-диз-ма, главным образом в фор-ме ге-луг-па (ге-луг). С конца XX века рас-про-ст-ра-ня-ют-ся про-тес-тант-ст-во, ис-лам, ба-ха-изм.

Основное тра-диционное за-ня-тие - ко-че-вое ско-то-вод-ст-во; раз-во-дят «пять ви-дов ско-та» (та-ван хо-шуу мал) - ло-ша-дей, овец, коз, верб-лю-дов и круп-ный ро-га-тый скот. Мес-та-ми за-ни-ма-лись зем-ле-де-ли-ем (про-со, яч-мень, овёс). Бы-ла рас-про-стра-не-на охо-та на сур-ка (тар-ба-га-на), вол-ка, ан-ти-лоп и др. Раз-ви-ты про-из-вод-ст-во вой-ло-ка, об-ра-бот-ка ко-жи, кос-ти, се-реб-ра. Вре-мен-ные по-се-ле-ния круг-лые в пла-не (ху-рээ, букв. - круг) или вы-тя-ну-тые с вос-то-ка на за-пад, по-сто-ян-ные - пря-мо-уголь-ные, де-лят-ся на квар-та-лы; усадь-бы (ха-шан), тес-но при-мы-каю-щие друг к дру-гу, вы-хо-дят на ули-цу глу-хой сте-ной.

Основной тип жи-ли-ща - вой-лоч-ная юр-та (гэр) с раз-движ-ны-ми сте-на-ми (ха-на) и ко-ну-со-вид-ной кры-шей; у осед-лых групп - гли-но-бит-ная круг-лая или пря-мо-уголь-ная в пла-не по-строй-ка.

Одеж-да - шта-ны, ру-ба-ха, ха-лат (дэ-гэл) с глу-бо-ким за-па-хом на-пра-во, под-вя-зан-ный ши-ро-ким поя-сом (до 4-5 м в дли-ну), по-верх ха-ла-та - без-ру-кав-ка (муж-ская - хан-тадз, жен-ская - удж). Жен-ский на-ряд-ный ха-лат из шёл-ка с на-шив-ны-ми по-ло-са-ми из пар-чи, ру-ка-ва с бу-фа-ми и ши-ро-ки-ми об-шла-га-ми, пе-ред-няя по-ла с от-рез-ным ни-зом на сборах. Де-вуш-ки за-пле-та-ли од-ну, за-муж-ние жен-щи-ны - две ко-сы (гэ-зэг), бо-ко-вые пря-ди об-кла-ды-ва-лись ши-ро-ки-ми по-лу-круг-лы-ми пла-сти-на-ми (хав-чик), по-верх на-де-ва-лась ко-нич. ша-поч-ка (мал-гай). Обувь - вой-лоч-ные чул-ки с ор-на-мен-ти-ров., вы-сту-паю-щим из са-по-гов вер-хом и са-по-ги (гу-тул) с тол-стой по-дош-вой и за-гну-ты-ми но-са-ми.

Тра-диционная пи-ща - мя-со (в основном ба-ра-ни-на, ре-же ко-ни-на или го-вя-ди-на; ва-рё-ное с гус-тым буль-о-ном, коп-чё-ное, вя-ле-ное, рас-тёр-тое в му-ку), ва-рен-ные на па-ру (бу-уз) или жа-рен-ные в мас-ле (ху-шур) пи-рож-ки и ку-соч-ки тес-та (бор-цог), яч-мен-ное то-лок-но, суп с лап-шой; мо-лоч-ные про-дук-ты - сы-ры (бис-лаг, арул, ху-рут, эз-гий), пен-ки (ур-ме), про-сто-ква-ша (та-раг), мас-ло; на-пит-ки - чай с мо-ло-ком (ино-гда с со-лью, под-жа-рен-ной му-кой, пен-ка-ми, мас-лом), ку-мыс из ко-быль-е-го (ай-раг) или верб-люжь-е-го мо-ло-ка, мо-лоч-ная вод-ка (ар-хи). Ели так-же дичь, ди-кие зла-ки, лук, чес-нок, ре-вень, в го-лод-ные го-ды - ры-бу и па-даль.

Се-мья с XVIII века ма-лая, мо-но-гам-ная. Же-на-тые сы-но-вья в семь-ях с дос-тат-ком от-де-ля-лись от ро-ди-те-лей, но ве-ли со-вме-ст-ное хо-зяй-ст-во (пас-ли скот, об-ра-ба-ты-ва-ли про-дук-ты ско-то-вод-ст-ва, де-ла-ли вой-лок и др.). Юр-ту и скот ро-ди-те-лей на-сле-до-вал млад-ший сын (от-хон). Брак за-клю-ча-ли пу-тём сго-во-ра, из-ред-ка - умы-ка-ни-ем. Су-ще-ст-во-вал обы-чай из-бе-га-ния ме-ж-ду не-вест-кой и род-нёй му-жа. Си-сте-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па с ге-не-рац. ско-сом «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по по-лу и от-но-сительно воз-ра-сту.

Буд-дизм рас-про-стра-нял-ся с XIII века, ут-вер-дил-ся в конце XVI - начала XVII веков. Со-хра-ня-ет-ся ша-ма-низм, куль-ты «хо-зя-ев» гор, рек, тай-ги, в честь ко-то-рых строи-лись жерт-вен-ни-ки - ка-мен-ные на-сы-пи (обо).

Но-вый год (Ца-ган сар) до XIII века от-ме-ча-ли осе-нью, при Ху-би-лае по китайскому об-раз-цу пе-ре-не-сли на первый ме-сяц вес-ны. На Ца-ган сар иг-ра-ли в иг-ру ти-па ло-то (хор-ло). Празд-ник се-ре-ди-ны ле-та (июль) На-дом со-про-во-ж-да-ет-ся со-стя-за-ния-ми в 3 ви-дах спор-та(«Три иг-ры му-жей») - борь-бе (бэх ба-рил-дах), стрель-бе из лу-ка (сур хар-вах), кон-ных скач-ках (морь урал-дах). Об-ще-на-род-ный ха-рак-тер име-ют буд-дий-ские празд-ни-ки.

Уст-ное твор-че-ст-во монгол сло-жи-лось во взаи-мо-дей-ст-вии с тра-ди-ция-ми древ-них тюр-ков, ал-тай-цев, ту-вин-цев, ис-пы-та-ло влия-ние куль-ту-ры Ки-тая (осо-бен-но Ти-бе-та и Восточного Тур-ке-ста-на), с начала XX века - Рос-сии. Зна-чительная общ-ность тра-диционной куль-ту-ры на-блю-да-ет-ся у монгольских на-ро-дов Мон-го-лии, Рос-сии и Ки-тая. Со-хра-ни-лись не-ко-то-рые раз-ли-чия в фор-мах уст-но-го твор-че-ст-ва степ-ных монгол-ско-то-во-дов (свя-за-ны с ухо-дом за до-маш-ним ско-том) и лес-ных монгол-охот-ни-ков (пес-ни-зву-ко-под-ра-жа-ния, искусство сви-ста - при-зыв «бо-же-ст-вен-но-го вет-ра», гор-ло-вое пе-ние, ша-ман-ская му-зы-ка).

Общ-ность музыкальных тра-ди-ций раз-ных эт-нических групп про-яв-ля-ет-ся в сфе-ре ша-ма-низ-ма и буд-диз-ма, спор-тив-ных со-стя-за-ний, тра-диционных празд-ни-ков. В про-шлом му-зы-кан-та-ми бы-ли муж-чи-ны, жен-щи-нам за-пре-ща-лось ис-пол-нять эпос, петь в ма-не-ре хо-омий (гор-ло-вое пе-ние), иг-рать на музыкальных ин-ст-ру-мен-тах (кро-ме вар-га-на аман хур). Вар-ган (ны-не из-вес-тен в двух раз-но-вид-но-стях - ме-тал-лический тэ-мэр хур и бам-бу-ко-вый хул-сан хур) ис-поль-зо-вал-ся в бы-то-вом му-зи-ци-ро-ва-нии, а так-же ша-ман-ка-ми (на-ря-ду с по-со-хом со зве-ня-щи-ми под-вес-ка-ми та-як и буб-ном хэтс): у бу-рят вар-ган ис-поль-зу-ет-ся для при-зы-ва «бе-лых», а по-сох - «чёр-ных» ду-хов; ша-ман-ки-дар-ха-ты ис-поль-зу-ют вар-ган для при-зы-ва ду-ха, а по-сох - для его встре-чи.

Сре-ди но-си-те-лей уст-ной куль-ту-ры вы-де-ля-лись профессиональные мас-те-ра: хог-жим-чи (му-зы-кан-ты-ин-ст-ру-мен-та-ли-сты; осо-бый ста-тус име-ли хур-чи - ис-пол-ни-те-ли на смыч-ко-вом ин-ст-ру-мен-те хур), ту-ул-чи (ис-пол-ни-те-ли ге-ро-ического эпо-са), ули-гер-чи (ска-зи-те-ли ули-ге-ров), дуу-чи (пев-цы-со-лис-ты). Ос-но-ва ла-до-вой ор-га-ни-за-ции - пен-та-то-ни-ка, главным образом ан-ге-ми-тон-ная. Сре-ди музыкальных тра-ди-ций пре-об-ла-да-ют во-каль-ные - соль-ные и с со-про-во-ж-де-ни-ем ин-ст-ру-мен-тов.

Ге-ро-ический эпос (баа-тар-лаг ту-ул) вклю-ча-ет ска-за-ния «Гэ-сэр», «Джан-гар»; у раз-ных групп монгол в уст-ной фор-ме бы-ту-ют эпические ска-за-ния «Хан Ха-ран-гуй», «Хог-шин Луу Хан» и др. Урян-хай-цы и бая-ты ис-пол-ня-ют эпос в очень низ-ком ре-ги-ст-ре в дек-ла-ма-ци-он-ной ма-не-ре (хай-лах), за-хчи-ны - в пе-сен-ной (дуу-лах); в не-ко-то-рых раз-де-лах ис-поль-зу-ют-ся встав-ки в ма-не-ре гор-ло-во-го пе-ния. Эпос ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии ин-ст-ру-мен-тов: двух-струн-но-го щип-ко-во-го топ-шу-ур (в западных рай-онах Мон-го-лии), двух-струн-но-го смыч-ко-во-го игил (за-хчи-ны), смыч-ко-во-го хур (бу-ря-ты и мон-го-лы Внутренней Мон-го-лии); в про-шлом бу-ря-ты ис-пол-ня-ли «Джан-гар» в со-про-во-ж-де-нии цит-ры ят-га. В южных рай-онах Мон-го-лии и во Внутренней Мон-го-лии ули-ге-ры зву-чат в со-про-во-ж-де-нии четырех-струн-но-го смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та дэр-вэн чих-тэй хур; хал-ха ис-пол-ня-ют их без со-про-во-ж-де-ния.

Ис-пол-не-ние ми-фов и ле-генд объ-е-ди-ня-ет-ся в са-мо-сто-ятельный жанр до-мог; ле-ген-да о про-ис-хо-ж-де-нии смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та ис-пол-ня-ет-ся в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра, в западных рай-онах Мон-го-лии - иги-ла. У бая-тов, дэр-бэ-тов, тор-гу-тов и олётов прак-ти-ку-ет-ся тан-це-валь-ное ис-пол-не-ние ле-генд. Народные пес-ни (ар-дын дуу) - дол-гие мет-ри-че-ски сво-бод-ные ур-тын-дуу и ко-рот-кие рит-ми-зо-ван-ные бо-ги-но-дуу (оба на-зва-ния встре-ча-ют-ся у хал-ха). Дол-гие пес-ни у раз-ных эт-нических групп монгол раз-ли-ча-ют-ся по фор-ме, спо-со-бам ор-на-мен-та-ции. Хал-ха ис-пол-ня-ют их в со-про-во-ж-де-нии мо-рин-ху-ра и/или по-пе-реч-ной флей-ты лим-бэ, по-вто-ряю-щей ли-нию го-ло-са; бая-ты, дэр-бэ-ты, тор-гу-ты и мян-га-ты - не-ред-ко с хо-ро-вым реф-ре-ном в ге-те-ро-фон-ной ма-не-ре; узум-чи-ны Внутренней Мон-го-лии - в со-про-во-ж-де-нии хо-ро-во-го бур-до-на. Ко-рот-кие пес-ни: вос-хва-ле-ния маг-та-ал (свя-за-ны с ша-ман-ски-ми и охот-ничь-и-ми об-ря-да-ми, мо-гут вклю-чать-ся в эпических ска-за-ния), пес-ни са-ти-ри-че-ские, «обу-чаю-щие»; пес-ни-диа-ло-ги, со-про-во-ж-дае-мые дви-же-ния-ми те-ла и глаз. Ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии флей-ты лим-бэ, мо-рин-ху-ра, ху-чи-ра, шан-зы (трех-струн-ный щип-ко-вый), ёо-чи-на (цим-ба-лы; ин-ст-ру-мент городской му-зы-ки).

Из музыкальных ин-ст-ру-мен-тов ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны смыч-ко-вые три основные форм: с ма-лень-ким ци-лин-д-рическим кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (ху-чир, хур); с тра-пе-цие-вид-ным кор-пу-сом и про-хо-дя-щей сквозь не-го длин-ной шей-кой (мо-рин-хур, хур); с долб-лё-ны-ми из од-но-го кус-ка де-ре-ва кор-пу-сом и шей-кой в фор-ме чер-па-ка (ша-на-ган хур, хунт хур - «ле-бе-ди-ный хур»).

Сре-ди тан-цев (бий, у хал-ха = бий-ел-гээ) - спо-кой-ные тан-цы с дви-же-ния-ми в основном в верх-ней час-ти те-ла: мор-гу-ул бий (ис-пол-ня-ет-ся в честь до-маш-них бо-жеств и изо-бра-жа-ет под-но-ше-ние ог-ню), ца-цал бий (та-нец раз-брыз-ги-ва-ния мо-ло-ка в 8 на-прав-ле-ни-ях), ун-дэс-нии бий (в честь ми-фических пред-ков и ле-ген-дар-ных ге-ро-ев, изо-бра-жа-ет ис-то-рические со-бы-тия или - у за-хчи-нов - со-бы-тия эпо-са «Джан-гар»). В Северо-Западной Мон-го-лии и у бу-рят ши-ро-ко рас-про-стра-нён кру-го-вой та-нец ёо-хор. У всех эт-ничеких групп монголии (а так-же у ту-вин-цев) из-вес-тен та-нец яс-т-ре-ба (ор-ла), ими-ти-рую-щий па-ре-ние пти-цы в не-бе; та-нец тар-ва-га хо-оруу лех ими-ти-ру-ет дви-же-ния вол-ка или со-ба-ки. Час-то тан-цы ис-пол-ня-ют-ся в со-про-во-ж-де-нии иги-ла.

Литература:

По-та-нин Г.Н. Очер-ки Се-ве-ро-За-пад-ной Мон-го-лии. СПб., 1881-1883. Вып. 1-4;

Мон-го-ло-ой-рат-ский ге-рои-че-ский эпос / Пер., вступ. ст., прим. Б. Я. Вла-ди-мир-цо-ва. П.; М., 1923;

Со-кро-вен-ное ска-за-ние мон-го-лов / Пер., вступ. ст., ком-мент. С. А. Ко-зи-на. М.; Л., 1941. М., 2002;

Ро-на-Таш А. По сле-дам ко-чев-ни-ков. Мон-го-лия гла-за-ми эт-но-гра-фа. М., 1964;

Ко-чеш-ков Н.В. На-род-ное ис-кус-ст-во мон-го-лов. М., 1973;

Жу-ков-ская Н.Л. Ла-ма-изм и ран-ние фор-мы ре-ли-гии. М., 1977; она же. Ко-чев-ни-ки Мон-го-лии: Куль-ту-ра. Тра-ди-ции. Сим-во-ли-ка. М., 2002;

Ар-хео-ло-гия и эт-но-гра-фия Мон-го-лии. Но-во-сиб., 1978;

Грай-во-рон-ский В.В. От ко-че-во-го об-раза жиз-ни к осед-ло-сти (на при-ме-ре МНР). М., 1979;

Вик-то-ро-ва Л.Л. Мон-го-лы. Про-ис-хо-ж-де-ние на-ро-да и ис-то-ки куль-ту-ры. М., 1980;

Куль-ту-ра Мон-го-лии в сред-ние ве-ка и но-вое вре-мя (XVI - на-ча-ло ХХ в.). Улан-Удэ, 1986; Ser-ruys H. The Mongols and Ming China: cus-toms and history. L., 1987;

Обы-чаи и об-ря-ды мон-голь-ских на-ро-дов. Эли-ста, 1989;

Сред-не-ве-ко-вая куль-ту-ра мон-голь-ских на-ро-дов. Но-во-сиб., 1992.

У каждой страны есть периоды расцвета и упадка. Некогда огромная империя простиравшаяся от моря и до моря, сейчас скукожилась до небольшого государства, не имеющего выхода ни к одному. Монгольский народ теперь живет на три страны - собственно в Монголии, России и Китае. При этом большая часть монголов живет в нескольких регионах КНР.

Общая информация

Монгольскими народами называют группу родственных народов, говорящих или говоривших ранее на языках, которые относятся к монгольским, и тесно связанных между собой общей многовековой историей, культурой, родственными традициями и обычаями.

Вообще многие монгольские нации, относящиеся к этой группе, уже говорят на языках той местности, где проживают. Часть народов теперь ираноязычная, есть представители группы, говорящие на тибетских языках, а в Индии на хинди и бенгальском. Возможно, поэтому более правильным будет определять тех, кто относится к монголам, на основе достижений науки. По данным 2014 года, у представителей этих народов самыми часто встречающимися Y-хромосомными гаплогруппами является: C -56.7 %, O - 19.3 %, N - 11.9 %

Основной религией стал тибетский буддизм, с некоторой особой национальной спецификой. После гонений в годы советской власти, сейчас снова возрождается, например, 53% населения Монголии относит себя к буддистам. Кроме того, распространены различные виды шаманизма, христианство и мусульманство.

Регионы проживания

Большая часть монголов проживает на севере Китая, в Монголии и Российской Федерации. Некоторые монгольские народы проживают на территории Индийского субконтинента и Афганистана.

Всего насчитывается свыше 10 миллионов человек, относящихся к монгольским народам. Собственно в Монголии проживает около 3 миллионов человек, в китайском регионе Внутренняя Монголия живет около 4 миллионов, составляя примерно 17% населения. Остальные, примерно 1.8 миллиона, живут в Ляонине, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монгольские народы России (калмыки и буряты) проживают в республиках Калмыкия и Бурятия, Забайкальском Крае и Иркутской области. Общая численность составляет около 650 тысяч.

Какой народ относится к монгольской группе?

Традиционно монголов делят на несколько групп в соответствии с расположением региона проживания:

  • К северной относятся несколько десятков этнических (например, атаганы, баргуты и хорхи-буряты) и этнотерриториальных (например, агинские, баргузинские и шэнэхэнские) групп бурят.
  • Южная (увэр - монголы) проживает в основном на территории китайской Внутренней Монголии. Их тоже несколько десятков, включая, например, такие: этносы авга, асуты, баарины, горлосы и чахары. Также к этой группе относят народы, которые проживают в Афганистане и полуострове Индостан.
  • Восточные монголы (в том числе халха-монголы, сартулы и хотогой) проживают на территории Монголии.
  • Западные монголы, которых также называют ойратами (джунгарами), проживают в России (калмыки), Китае (например, хошуты) и Монголии (торгуты).

Этимология

Происхождение названия монгольского народа достоверно не установлено, специалисты придерживаются различных версий. Каждая из них имеет вполне твердое обоснование. Одна из самых популярных теорий, что слово "монгол" предположительно происходит от монгольского "монг", что может переводиться как храбрый. В древнем Китае слово могли также производить от китайского слова manglu, которое переводится как демоны.

Другая популярная версия производит название от гидронима Манг (Манг-кол) или топонимома Манг-ган (название скалы), которые расположены в местах первоначального обитания племен. Кочевники часто выбирали родовые и клановые имена таким образом. Есть также предположение происхождения от слова мэнгу шивэй, племен, обитавших в древности на территории современной Восточной Монголии. Они назвались так в честь Mang-qoljin-qo, легендарной прародительницы рода Боржигинов, из которого происходил Чигисхан. Еще по одной версии слово "монгол" является словом, образованным от двух тюркских слов "мэнгу", которое переводится как бессметный, вечный и "кол" - войско.

Первое упоминание

Некоторые исследователи считают, что этноним "монгол", возможно, впервые встречается в китайских письменных источниках:

  • в форме "мэн у ши вэй", тогда название монголов-шивэйцев в "Цзю Тан шу" (книга "Старая история династии Тан"), составленная предположительно в 945 году);
  • в форме "мэн ва бу", племя мэн-ва упоминается в книге "Новая история Тан", составленной примерно в 1045—1060 годах.

В других китайских и киданьских письменных источниках XII века, для названия монгольских народов использовались различные слова, которые передавались иероглифами как мэнгу го, мангу, мэнгули, мэнг ку, мангуцзы.

Русский монголовед Б.Я. Владимирцов выдвинул версию, что название монгольскому народу дано в честь какого-то древнего и могучего рода или народа. В 12 веке древний аристократический род Борджигин под предводительством Хабул-хана сумел подчинить себе несколько соседних племен и родов. После объединения их в 1130 году в единое политическое образование, создав практически один улус, он принял название монгол.

Древняя история

Первым государственное образование монголов Трехречья получило название улус Хамаг Монгол. По мнению некоторых специалистов, в этом протогосударстве проживали тюрко-монгольские народы. Местные монгольские племена постепенно смешались с пришедшими с запада тюркскими.

Расцвет государственности в истории монгольского народа пришелся на 13 век, когда Чингис-ханом (и его сыновьями и внуками) была создана Монгольская империя. В период расцвета она занимала территорию от Китая и Тибета до Восточной Европы и Ближнего Востока. Внук "потрясателя Вселенной" Хубилай в конце 13 века основал династию Юань со столицами в Пекине и Шанду. Сейчас в Южном Китае живут потомки воинов Юань, составляя этнос монголы Юньнань.

Современная история

В период с 14 по 16 века территорию Монголии делили потомки Чингисхана и ойраты. Это племя со временем образовало сильное После разгрома империей Цин, часть ойратов ушла в Приволжье в Калмыцкое ханство. Его основала одна из народностей западных монголов (торгуудов), утвердившись в Великой Степи в 17 веке. Просуществовало до 18 века, ханство всегда находилось в вассальной зависимости от русских государств.

Вновь независимое монгольское государство удалось создать только в 1911 году во главе с Богдо-ханом. В 1924 году была провозглашена Монгольская народная республика, в 1992 году переименовано в Монголию. В последующие годы свои национальные автономии в Советском Союзе получили калмыки и буряты, а также монголы в регионе Внутренняя Монголия Китая.

Жилье и гостеприимство

Культура и быт различных монгольских народов, которые живут в разных странах уже сотни лет, сильно различается. Однако многие общие черты и традиции монгольского народа сохранились. В народном творчестве сохранились традиционные ценности, такие как любовь к родителям, к степным просторам, свободолюбие и независимость. Во многих произведениях воспевают тоску по родным местам и Родине.

Некогда все монгольские народы жили в традиционном жилище многих кочевников - юрте, которая является частью национальной культуры. Еще в древнем письменном памятнике "Сокровенном сказании монголов" говорится, что все монголы жили в войлочных жилищах. До сих пор в Монголии в юртах живет значительная часть населения, причем не только скотоводы, но и жители столицы страны. А в некоторых из них организованы магазины, рестораны и музеи. В России в юртах в основном живут скотоводы, также традиционное жилище используется на праздниках и народных гуляньях.

Гостеприимство является важной частью народной традиции всех кочевых народов и до сих пор воспринимается как должное. Как отмечают многие путешественники, если подойти к юрте, где кто-то есть внутри, то тебя всегда пригласят в гости. И обязательно угостят хотя бы чаем или кумысом.

Традиционное занятие и кухня

Монгольские народы традиционно занимались кочевым скотоводством. В зависимости от региона разводили овец, коз, коров, лошадей, яков и верблюдов. Тогда практично отдавали предпочтение видам животных, которые могли обеспечить всем сырьем, необходимым для обустройства быта. Шерсть и шкуры используются для изготовления жилья, одежды и обуви, мясо и молоко - в монгольской кухне.

Традиционной пищей кочевников, монгольских и тюркских народов, является мясо. Широко распространены блюда из баранины, козлятины и говядины. В горных районах издревле едят мясо яков, а на юге верблюжатину. Сырое молоко раньше вообще не употреблялось, только после сбраживания или сквашивания. Так же, как и овощи, которые всегда предварительно парили или варили.

Природные условия Монголии уже с древних времен обусловили основное занятие монголов - кочевое скотоводство. Почти всю территорию страны, а именно 4/5 ее составляют сухие степи и горные пастбища. Горный рельеф страны, удаленность от морей и океанов, высокогорное окружение, сухость воздуха и малое количество атмосферных осадков, резкие температурные колебания в течение года, сезона и даже суток - все это обусловило преимущественное развитие скотоводства. Характер ведения животноводческого хозяйства как кочевого также определился спецификой природной среды. Сухая осень и почти бесснежная зима дают возможность пользоваться пастбищами круглый год: травы, которыми богаты здешние степи, подсыхают и остаются на корню, обеспечивая дешевым питательным кормом все виды скота. В степях Центральной Азии кочевое скотоводство выделилось из первобытного комплексного земледельческо-скотоводческо- охотничьего хозяйства. Превращение кочевого скотоводства в особую, самостоятельную отрасль материального производства Ф. Энгельс назвал первым крупным общественным разделением труда.

Источники приводят краткие сведения о племенах кочевников-скотоводов, населявших территорию Монголии уже со II тысячелетия до н. э. Известно, что первое государственное образование появилось здесь в III в. до н. э. Это была держава гуннов - государство раннефеодального типа. После ее разгрома в монгольских степях последовательно сменили друг друга: государство сяньби (I-III вв.), Жужаньский каганат (IV-VI вв.), Тюркский каганат (VI-VIII вв.), Уйгурский каганат (745-840 гг.), киданская империя Ляо (X-XI вв.).

Это были довольно сильные кочевые государственные образования, в которых исследователи обнаружили становление и развитие феодальных отношений. Ведущую роль в хозяйстве этих государств играло кочевое скотоводство. Но было известно также земледелие, развивались некоторые виды ремесла и торговли, появлялись поселения городского типа. Неоднороден и сложен был этнический состав, в котором можно выделить монголоязычные, тюркоязычные и тунгусоманьчжурские племена.

Монгольские степи явились очагом, где зародились и получили свое развитие современные нам тюркоязычные и монголоязычные народы и нации Азии, а также некоторые народы Европы.

Свыше 1000 лет продолжался на территории Монголии процесс поочередного возвышения ранних кочевых государственных образований, до того как на историческую арену выступили предки современных монголов.

По данным источников, монгольские племена в X-XII вв. населяли территорию от Великой китайской стены до верховьев р. Селенги. Помимо общей территории они имели общую хозяйственную основу в виде кочевого скотоводства. У них был в основном общий язык, развивалась единая система религиозно-философских воззрений - шаманизм. Но политически они еще не были едины и делились на множество мелких, средних и крупных племенных и межплеменных объединений, носивших свои племенные наименования.

В китайских источниках монгольские племена, кочевавшие вдоль границ Северного Китая, называли часто «белыми татарами», а северные монгольские племена - «черными татарами». Некоторые авторы отождествляют «черных татар» с племенами, ставшими ядром племенного объединения, получившего в XIII в. общее название «монгол».

Этноним «монгол» пока не имеет единого толкования. По некоторым данным, это было наименование одного из сильных древних племен, живших на территории Монголии, постепенно ставшее собирательным для всей монгольской народности.

Основное богатство монгольских скотоводческих племен составляли овцы, козы, крупный рогатый скот и лошади. В некоторых хозяйствах, особенно найманов, было небольшое количество верблюдов. Стада снабжали монголов продуктами питания, шерстью (из нее делали войлок - основной строительный материал для юрт), шкурами и кожевенным сырьем для изготовления одежды, обуви и предметов домашнего обихода. Скот служил и в качестве основного товарного фонда для обмена с соседними Китаем и Средней Азией. Жили монголы в войлочных разборных юртах. Монгольские скотоводы кочевали по степи в поисках пастбищ, богатых травой и водой, причем летники и зимники того или иного племени были, как правило, точно определены.

Монгольское общество XI-XII вв. характеризовалось дальнейшим разложением общинно-родовых институтов и все более усиливавшимся классовым расслоением. Племенные объединения Монголии к указанному времени представляли собой уже не столько этнические, сколько политические общности с довольно четко выраженными классовыми чертами.

Каждое из этих объединений имело своего предводителя - хана. Как правило, ханы в указанное время являлись уже наследственными правителями, хотя кое-где еще продолжала существовать выборная система эпохи военной демократии, когда хана как военного предводителя выбирали представители родоплеменной аристократии.

Хроника Рашид ад-Дина и «Сокровенное сказание» приводят множество фактов, показывающих, что в XI-XII вв. в монгольском обществе выделилась степная знать - нойоны, люди «белой кости». Они носили особые титулы: богатырь, мудрый, меткий стрелок, силач и др.

Формирование класса феодалов было неразрывно связано с процессом превращения земли - пастбищных угодий - в монопольную собственность знати. В древности, в эпоху первобытно - общинного строя, и скот, и пастбища были коллективной собственностью родовых общин. На стоянках каждая родовая община, ведшая общее хозяйство и кочевавшая сообща, располагалась по кругу вокруг юрты родового старейшины. Такой лагерь назывался курень. По данным Рашид ад-Дина, в один курень входило около тысячи кибиток, т. е. семей.

Постепенно внутри родовой общины стала возрастать роль патриархальной семьи - айла, в ее собственность стал переходить скот, на этой основе зародилось и стало расти имущественное неравенство. Родовая община стала разлагаться. В ней появились богатые семьи - собственники крупных стад - и малоимущие общинники. Рамки куреня стали тесными для богачей, они стремились пасти свой скот обособленно, у них появились слуги, рабы. Так постепенно начал разлагаться куренной, общинный способ ведения скотоводческого хозяйства у монголов и заменяться частнособственническим, аильным. В конце XII в. преимущественной формой кочевания стала аильная, хотя пастбищные угодья еще какое-то время продолжали оставаться в общинной собственности. Но по мере укрепления экономических и политических позиций знатных семей, обладавших многочисленными стадами и табунами, родовые общины стали постепенно отстраняться от управления пастбищными территориями, полностью утрачивая право собственности на них. В условиях кочевого скотоводства собственность на землю находила свое выражение в том, что знатные семьи все более настойчиво закрепляли за собой монопольное право регулировать перекочевки и распределять пастбища. Процесс этот завершился в ходе создания единого Монгольского государства во главе с Чингисханом.

Для ведения крупного скотоводческого хозяйства его владельцы нуждались в рабочей силе. Первоначально ее рекрутировали из числа военнопленных, так как в период, предшествовавший созданию единого Монгольского государства, между племенами шла постоянная борьба за главенство. В «Сокровенном сказании», например, один из героев говорил, обращаясь к своим братьям: «Давешние-то люди, что стоят на речке Тунгелик, живут - все равны: нет у них ни мужиков, ни господ, ни головы, ни копыта. Ничтожный народ. Давайте-ка мы их захватим... Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне».

Разбитое, ослабленное племя переходило в полную зависимость к племени-победителю, превращаясь в так называемых «унаган-боголов». Они должны были кочевать вместе со своими владельцами, обеспечивая своим трудом производственный цикл крупного кочевого скотоводческого хозяйства. «Унаган-боголы» явились, таким образом, предшественниками будущего феодально-зависимого класса крепостного аратства в монгольском обществе.

Становление феодализма в Монголии вызвало к жизни институт нукерства. Нукеры - «друзья», дружинники, близкие сподвижники нойонов. Нукеры были обязаны укреплять власть нойонства, ослаблять его соперников и противников и подавлять сопротивление трудящихся, бороться за усиление своего нойона. Нукеры комплектовались преимущественно из родоплеменной знати. Они получали от нойона, в дружине которого несли службу, территории для кочевания и зависимые семейства. Такое пожалование именовалось «хувь» (доля, часть).

Со второй половины XII в. обострилось соперничество отдельных аристократических родов за власть и господство над страной. Рашид ад-Дин сообщает: «У каждого племени был государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, противостоя друг другу, ссорились и грабили друг друга».

В основе этой борьбы лежал процесс утверждения феодального способа производства в масштабе всей страны и консолидации монголов в единую народность. Непрерывное обогащение знати и упрочение ее власти над непосредственным производителем требовали нового общественного порядка, при котором стихийно складывавшиеся феодальные производственные отношения могли быть поддержаны и надежно защищены государственной властью, созданной нойонством и в интересах нойонства. Так была подготовлена почва для создания единого раннефеодального монгольского государства.

3. Монгольские племена в конце XII столетия

Монголия может рассматриваться как наиболее восточная часть евразийской степной зоны, которая протянулась от Маньчжурии до Венгрии. С древнейших времен эта степная зона была колыбелью различных кочевых племен иранского, тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения.

Кочевое общество проявляло высшую мобильность, а политика кочевников отличалась динамизмом. Пытаясь использовать проживающие рядом народы и контролировать наземные торговые пути, кочевники собирались время от времени в огромные орды, способные начать натиск на далекие земли. В большинстве случаев, однако, создаваемые ими империи не были очень крепкими и разваливались так же легко, как и создавались. Итак, периоды единства кочевников и концентрации их власти в одном особом племени или группе племен перемежались с периодами раскола во власти и отсутствия политического единства. Следует вспомнить, что западная часть степной зоны – понтийские (причерноморские) степи – контролировалась первоначально иранцами (скифами и сарматами), а затем тюркскими народами (гуннами, аварами, хазарами, печенегами и половцами). Также тюрки в ранний период контролировали саму Монголию: гунны – от древних времен до I века нашей эры; так называемые восточные тюрки – от VI до VIII веков; уйгуры – в конце VIII и начале IX столетия. Предположительно, монгольские элементы были перемешаны с тюркскими во многих из кампаний последних и тогда, когда монголам уже удалось сформировать относительно крепкое собственное государство (Сяньби в восточной Монголии с 1-го по 4-й века; Кидан в Монголии, Маньчжурии и Северном Китае в XI столетии); но в целом до Чингисхана монголам не удавалось играть какую-либо ведущую роль в степной политике.

В XII столетии в Монголии не существовало централизованного государства. Множество племен и объединений родов жили в различных частях страны без каких-либо пограничных линий между ними. Большая часть их говорила на монгольском языке, за исключением западного региона, где тюркский язык был также в ходу. В более отдаленном этническом фоне была сильная примесь иранской крови как у тюрков, так и у монголов. Предполагают, что народы, принадлежавшие к кавказской расе, населяли Центральную и Восточную Азию, включая Китай, с незапамятных времен. К этой расе, согласно Грум-Гржимайло, должно относиться имя Дилинг, упоминаемое в китайских хрониках. Несмотря на этот туманный фон, можно сказать более ясно, что в течение последних столетий до христианской эры северные иранцы, историческим центром которых был регион Хорезма, распространились на запад и восток от него. Как лингвистические, так и археологические данные говорят об этой экспансии. Изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму. На надписи начала VIII века, обнаруженной в Монголии, упоминаются войны между тюрками и асами (аланами). Позднее мы встречаем «асуд» (т.е. ас), включенными в «правое крыло» монгольской нации, т.е. среди монгольских племен. Каким бы ни был этнический источник племен, населявших Монголию в XII столетии, все они были схожи в стиле жизни и социальной организации, и поэтому можно говорить об их принадлежности к одной культурной сфере. В то время, однако, не существовало родового имени для обозначения целостности этих племен и родов. Имя «монгол» изначально относилось к одному маленькому племени. Это племя вышло на передний план в начале XII века, но в середине века было разбито своими соседями – татарами – и подверглось дезинтеграции. Затем татары, в свою очередь, стали одним из лидирующих племен Монголии. Меркиты, кераиты и найманы были тремя другими ведущими племенами. Следует вспомнить, что в Западной Европе слово «татары»» произносимое как «тартары», применялось в качестве родового имени ко всем монгольским завоевателям. Эта именная форма была частично игрой схожести изначального имени с классическим Тартаром. Как объясняет хронист Матвей Парижский, "эта ужасная раса сатаны-татары… рванули, вперед, подобно демонам, выпущенным из Тартара (поэтому их верно назвали "тартарами ", ибо maк могли поступать только жители Тартара) . В русском языке имя сохранилось в своей изначальной форме (татары). Многие воины монгольских армий, которые вторглись на Русь, были тюрками под монгольским руководством, и поэтому имя татары в конечном итоге применялось на Руси к ряду тюркских племен, которые поселились там после монгольского вторжения, подобно казанским и крымским татарам. В современную эпоху русские востоковеды для обозначения тюркских народов стали использовать имя «тюрко-татары». Что же касается имени «монгол»·, то оно избежало забвения благодаря причуде истории – случайной принадлежности будущего императора Чингисхана к одному из монгольских родов. С его приходом к власти все племена Монголии объединились под его предводительством, и была создана новая «нация», известная как монголы. Для большей простоты мы должны называть все эти племена монголами, даже говоря о XII столетии.

Следует отметить, что, хотя монгольские племена и жили в степной зоне, некоторые племена и роды селились на северном краю степей или даже в лесной зоне, на Байкале, верхнем Енисее и на Алтае. Деление первоначальных монгольских племен на лесные и степные очень важно для лучшего понимания раннего монгольского фона. Степные племена были в основном коневодами и скотоводами, как того и следовало ожидать; охота была их вторичным занятием. Люди лесов, с другой стороны, являлись главным образом охотниками и рыболовами; среди них были также очень искусные кузнецы. Экономически две части монгольских племен находились в отношении взаимодополнения. Степные люди особенно интересовались сибирскими мехами, поставляемыми жителями лесной зоны; они также нуждались в опытных обученных кузнецах для изготовления своего оружия.

По своим религиозным верованиям лесные племена были шаманистскими; степные люди, хотя и подверглись влиянию шаманизма, были, в первую очередь, почитателями Неба; среди обеих групп широкое распространение получил культ огня. Обе группы имели тотемных животных и табу. Обе использовали грубо вырезанные фигурки, некоторые из них имели человеческие черты, а другие представляли собою животных. Это были не «идолы»·, как их называли ранние европейские путешественники, или «фетиши» в обычном употреблении слова, а скорее религиозные или магические символы почитания; они известны как онгон .

Среди лесных племен шаманы в конечном итоге получили значительную политическую власть. В степном окружении быстро развивалась могущественная светская аристократия, среди которой существенное количество приверженцев нашли в течение XII столетия как буддизм, так и несторианское христианство. Согласно хронисту Аб-уль-Фараджу, все племя кераитов было обращено в несторианство уже в XI веке. Несторианская вера достигла Монголии из региона Переднего Востока через Туркестан. Уйгуры – тюркский, народ, который поселился в восточном Туркестане (теперь известном как Синьцзян) в середине VIII в. и достиг относительно высокого уровня культуры, – служили посредниками между Передним Востоком и Монголией в этом, равно как и во многих других случаях.

Монгольское общество XII столетия базировалось на патриархальных кланах.. Монгольский род (обог )состоял из родственников по отцу и был экзогамным; брак между его членами был запрещен, и, таким образом, невесты приобретались путем сватовства или покупались у иных родов. Поскольку полигамия была традиционным институтом у монголов, каждый из них нуждался во многих женах, что еще более осложняло проблему. Все это часто вело к умыканию будущих жен и, следовательно, к многочисленным столкновениям между родами. С тем чтобы сохранять мир, некоторые роды заключали взаимные соглашения относительно браков своих потомков на базе регулируемого обмена. Когда в процессе естественного роста семей род становился слишком велик, чтобы оставаться неделимой единицей, его ветви отходили от общего ствола с целью формирования новых родов. Образованные таким образом роды, однако, признавали свое происхождение от общего отца: о них говорили как о принадлежавших одной и той же «кости» (ясун ). Браки между потомками всех этих родов были запрещены. Каждому монголу преподавалась с раннего детства его генеалогия и родовые отношения, и это знание было для него священно. Историк Рашид ад-Дин сравнивает силу родовых связей среди монголов с аналогичными приоритетами у арабов.

Единство рода базировалось не только на кровных отношениях, но и на религиозном чувстве. Каждый род, включая живых его членов, мертвых предков и будущих потомков, был самодостаточной религиозной группой и в этом смысле рассматривался как бессмертный. Центром духовной жизни рода и, в меньшей степени, семьи был культ очага. Исключение из числа участвующих в обрядах рода и актах почитания означало изгнание из самого клана. Старший сын основной ветви, исходящей от вождей рода, традиционно отвечал за клановый культ. Наиболее почитаемые имели титул беки .С другой стороны, самый младший сын в семье рассматривался как хранитель очага (очигин )и наследовал основную часть отцовского имущества. Этот дуализм функций и прав кажется свидетельством двух различных понятий в системе религиозных и кровнородственных отношений родов и семей.

Чтобы пасти свой скот и обрести определенную защиту против внезапного нападения других родов и племен, несколько родов обычно объединялись во время сезонной миграции. Такое объединение совместно устраивало палаточный лагерь, который иногда насчитывал около тысячи жилищ, расположенных по периметру огромного круга, известного как курень .

Наиболее богатые и сильные роды предпочитали, однако, пасти свои стада сами. Лагерь такой группы, состоявший из относительно малого количества палаток, именовался аилом. Следует отметить, что некоторые богатые роды сопровождались вассальным или рабским родом (унаган богол ),в этом случае рабство было результатом поражения в межплеменной войне. Аильская система выпаса стад составляла экономический фундамент богатства и могущества выдающихся родов. На этой базе среди монголов установилось аристократическое общество, сравнимое с феодальным обществом средневековой Европы. Монгольский рыцарь был известен как багатур (храбрый; сравни с русским «богатырь») или сецен (мудрый). Глава группы рыцарей назывался нойоном (господином).

На более низкой ступени иерархической лестницы находились простолюдины, имеющие статус свободных. Их называли харачу, дословно «черные». Еще ниже были рабы. Большинство их в этот период не были индивидуально связаны с личностью господина, но являлись членами побежденного рода, обязанными, как и род в целом, служить победителям. С формированием класса рыцарей начался процесс феодальной интеграции, наиболее сильный нойон в округе принимал на себя властные функции сюзерена по отношению к иным рыцарям, его вассалам. Общение с китайцами способствовало формированию понятий вассальных отношений, и некоторые из нойонов обращались к китайскому императору за инвеститурой и получали китайские титулы такие, как таиши (герцог) и ван (царь). В XII веке Китай был разделен на две империи: Южный Китай находился под властью династии Сун; на севере управляли маньчжурские завоеватели – Чжурчжэни (по-китайски – Нучен), которые обосновались в Пекине в 1125 г. Они были известны как Золотая династия (Цзинь). Продолжая традиции ранних китайских императоров, Цзинь жестко отслеживали события в Монголии, с тем чтобы предотвратить создание там единого государства. Агенты Цзинь старались сохранять баланс власти между индивидуальными монгольскими племенами. Как только одно племя становилось опасно сильным, Цзинь поставляли оружие соседнему племени, с тем чтобы оно воевало против выскочки, или же пытались организовать коалицию племен против него. Эта дипломатия по отношению к «северным варварам» базировалась на принципе, который направлял Рим и Византию в отношениях с северными соседями; разделяй и властвуй (Divide et impera). Именно с помощью китайцев татары получили возможность разгромить, монголов в середине XII столетия. В 1161 г. для поддержки татар сильная китайская армия была послана в Монголию.

Обманным путем татары захватили монгольского хана Амбагая и послали его в столицу Цзинь – Пекин (тогда известный как Енкин). Здесь его казнили – прибили гвоздями к деревянному ослу, что считалось особо унизительным способом расправы с преступником. Правительство Цзинь надеялось, что монгольская опасность таким образом будет устранена. Но, как показали события, китайцы добились лишь временной отсрочки.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Монгольские завоевания В середине XIII в. территорию Северной Азии охватили события, которые привели к коренным переменам в развитии как всего региона в целом, так и Древней Руси.Образование Монгольского государства. Во второй половине XII в. на землях многочисленных

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Монгольские лидеры - Когда Хрущев отправил меня послом в Монголию, я побывал у них во всех аймаках, кроме двух, в юртах бывал. У них висят портреты Сталина, Ворошилова, мои, Калинина. Я хорошо переносил их климат, а вот Полина Семеновна неважно. Там я не болел, а захворал

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Разделенная империя: мир в конце IV столетия Разделение империи в 395 году ясно отражало разделение между латиноязычными западными провинциями и грекоязычным Востоком. Между ними существовало множество региональных различий языкового и культурного характера, однако они

Из книги Армия монгольской империи автора Тарнбул С

МОНГОЛЬСКИЕ АРМИИ Большим достижением Чингисхана и его преемников было создание из отдельных воинов единой армии. Это превращение оказалось столь эффективным, что, по словам западных наблюдателей, никто не мог устоять на пути этого войска. Роберт Сполатский,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора

2.1. Из кого состояли монгольские войска В западных документах сохранились ПРЯМЫЕ указания на то, что ТАТАРАМИ НАЗЫВАЛИ РУССКИХ. Например: «В документах Руссильона нередко упоминаются „белые татары“, наряду с „желтыми“. Имена „белых татар“ - Лукия, Марфа, Мария,

автора Тарле Евгений Викторович

Глава I ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ 1. Вопрос о статистике французской промышленности в конце XVIII в. 2. Формы промышленного производства в городах. 3. Роль деревни и формы промышленной деятельности в

Из книги Сочинения. Том 2 автора Тарле Евгений Викторович

Глава II СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ТЕХНИКИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Если мы теперь от организации промышленного труда во Франции конца XVIII столетия обратимся к данным, говорящим о степени распространенности машинного производства, то найдем ответ, почему la fabrique r?unie

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия 1848 год, начавшийся в Петербурге, как всегда, масленицей, балами и маскарадами, вскоре превратился в один из самых трудных и горестных для царской семьи годов. Он стал почти двойником 1831 года, когда в

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

VII. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Соблазн, произведенный между старообрядцами в пятидесятых годах прошлого столетия лжеепископами Афиногеном и Анфимом, не охладил ревнителей «древляго благочестия» в искании архиерейства. Они по-прежнему собирались на

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI - VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори - Доросе (на плато современной

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. «Монгольские» наместники - правители западной Европы - в конце XVI века все еще платят дань османам = атаманам «Еще более подробная информация о международных отношениях в Западной Европе содержится в статейном списке посольства Я. Молвянинова и Т. Васильева,

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

4.1. Монгольские компоненты Переходя к рассмотрению волны монгольских завоеваний, необходимо прежде всего установить ее причины, указать на то фундаментальное открытие, которое играло в этом определяющую роль. Нет сомнения, что монголы обладали военным превосходством

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Монгольские правители ХАН, кан – титул правителей у степных кочевых народов.Возможно, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon» – «кровь». В древности у кочевых народов титул хана носили племенные вожди. Со временем

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Санкт-Петербург в конце XVIII столетия, 1790-е годы Иоганн Георги Первым петербургским путеводителем, в современном понимании этого слова, был неоднократно упоминавшийся выше труд за авторством А. И. Богданова и В. Г. Рубана. Вплоть до последнего десятилетия XVIII века город не

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

Глава 2. ДЕРЖАВА САСАНИДОВ И ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ IV - КОНЦЕ VI